АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПОДХОД № 5: БОРИТЕСЬ С СОБСТВЕННЫМИ ПРЕДРАССУДКАМИ

Читайте также:
  1. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  2. II. МЕТОДЫ, ПОДХОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ
  3. Language teaching approaches — Подходы к преподаванию иностранных языковBehaviourism / Behaviourist approach
  4. А)Сущность семиотического подхода к культуре, виды знаковых систем.
  5. Алгоритм системного подхода.
  6. Алфавитный подход к измерению информации.
  7. Алфавитный подход к измерению информации.
  8. Альтернативные подходы к инвестициям
  9. Альтернативные подходы к определению характера и роли экономического регулирования (кейнсианство и монетаризм).
  10. Бихевиористский подход.
  11. Боритесь с вредными привычками
  12. В ДЕЯТЕЛЬНОСТНОМ ПОДХОДЕ

 

И так, вы уже начинаете проницательно подходить к своим иррациональным представлениям — особенно к категорическим требованиям. Это прекрасно! Но вы не сможете ни помочь себе, ни избавиться от невротического состояния, если не начнете активно и усиленно оспаривать свои иррациональные представления.

Одного понимания явно недостаточно. Чтобы стать хорошим водителем, нужно нечто большее, чем сведения о том, как ездит автомобиль. Итак, что же вы собираетесь сделать, чтобы познать основы РЭТ и выяснить свои иррациональные представления, посредством которых вы расстраиваете себя?

Сейчас, когда я пишу эту книгу, у меня есть примерно двадцать пациентов, которые прекрасно понимают свои иррациональные представления, но почти ничего не делают для того, чтобы от них избавиться. Айрин посещала мои терапевтические группы в течение четырех месяцев. Она часто помогала другим слушателям разобраться в их иррациональных представлениях и энергично доказывала им, что нет никакой необходимости поддерживать увядающие отношения или вступать в брак. Но в отношении себя самой она совершенно уверена в том, что поскольку ей скоро стукнет тридцать пять, а у нее еще ни разу не устанавливалась сколько-нибудь длительная связь с мужчиной, то она просто обязана поскорее выйти замуж.

На занятиях в группе Айрин часто говорит: «Думаю, мне хорошо было бы выйти замуж, однако я вовсе не обязана этого делать». И тут же в ее рассуждения вползает предательское признание: «Но все-таки я должна...» Она очень редко осмеливается оспаривать свои собственные представления — и продолжает испытывать чувство тревоги.

Фрэнк, еще один участник той же терапевтической группы, четко сформулировал, в чем состоят иррациональные представления Айрин об ее «обязанностях», но в качестве панацеи предложил лишь несколько практических советов — к примеру, порекомендовал посещать те места, где можно встретить подходящего мужчину. У самого Фрэнка — аналогичная ситуация: он ищет «удобный» способ поспорить со своим заносчивым начальником, вместо того чтобы просто прекратить требовать от начальника менее высокомерного поведения.

Джози, третья участница этой группы, продолжает настаивать на том, что поскольку Айрин стареет и очень любит детей, она непременно должна найти себе мужа. Стоит ли говорить о том, что Джози никак не удается избавиться от собственных требований: она считает, что ее муж и дочь просто обязаны относиться к ней внимательно и заботливо. И уж наверняка она не может помочь Айрин.



РЭТ предлагает подход № 5: Постарайтесь четко осознать, что вы сами расстраиваете себя иррациональными представлениями о том, что должно быть. Однако признание факта существования иррациональных представлений о должном само по себе не заставит их исчезнуть. Боритесь с ними всеми способами, которые предоставляет РЭТ, но прежде всего активно оспаривайте их.

Мысля иррационально, вы идете против здравого смысла и отказываетесь принять то, что происходит на самом деле. Наука подсказывает вам, как надо использовать разум, логику и факты, чтобы опровергнуть свои иррациональные воззрения. Наука задает скептические вопросы: «Из чего следует, что я должен добиться успеха?» «Почему люди обязаны относиться ко мне хорошо?» «Где написано, что в моей жизни не должно быть никаких неприятностей?»

Когда вы зададите себе подобные исследовательские вопросы, то непременно получите такие, например, ответы: «Ничто не говорит о том, что я должен добиться успеха, но я очень хочу сделать это». «Люди не обязаны относиться ко мне хорошо, но их хорошее отношение удовлетворило бы меня».

Моя жизнь никогда не была лишена неприятностей и никогда такой не будет. Но все-таки я могу жить прекрасно и радоваться жизни. Я даже могу научиться извлекать пользу из неприятностей». Так не является ли РЭТ средством самолечения, которое специализируется на спорах и убеждениях? Именно так. Более того, РЭТ утверждает, что чем больше вы будете спорить, спорить и еще раз спорить со своими иррациональными представлениями, тем быстрее преодолеете эмоциональные проблемы.

Давайте вернемся к азбуке РЭТ и перейдем к пункту D: как оспорить, то есть подвергнуть научной дискуссии ваши иррациональные представления. Как вы будете спорить, если перед вами стоят проблемы, представленные, в частности, в пятой главе? Давайте посмотрим*.

‡агрузка...

G (ваша цель) — вы хотите получить хорошую работу. А (активизирующее событие) — вы провалились на собеседовании и не получили желанную работу.

rBs (ваше рациональное представление) — «Мне не нравится, что я потерпел неудачу. Как это неприятно. Очень плохо. Что нужно предпринять, чтобы в следующий раз добиться лучшего результата?».

iBs (ваши иррациональные представления) — «Любой ценой я должен сделать так, чтобы понравиться интервьюеру и получить работу. Если я не пройду собеседование, это будет ужасно. Я этого не переживу. Если я провалюсь, значит, я некомпетентен и ни на что не годен — следовательно, никогда не получить мне хорошей работы».

С (последствия того, что вы держитесь за свои иррациональные представления) — вы подавлены и чувствуете себя никому не нужными. Вы избегаете ходить на другие собеседования.

Теперь, когда мы выделили те основные положения, которые связаны со стоящей перед вами целью, давайте перейдем к пункту D, то есть проведем научную дискуссию относительно ваших иррациональных представлений.

iВ — «Я должен любой ценой понравиться интервьюеру, чтобы получить работу».

D (дискуссия) — «Почему я непременно должен сделать так, чтобы понравиться интервьюеру? Из чего следует, что он должен дать мне работу?».

Е (новая эффективная философия) — «Нет такой причины, по которой я должен понравиться интервьюеру, но я предпочел бы ему понравиться. Ничто не доказывает, что он должен принять меня на работу. Если бы существовал всемирный закон, по которому он обязан был бы дать мне работу, то, конечно, он так бы и сделал. Но такого закона нет. А жаль!».

iB — «Если я не получу работу, несмотря на то что должен ее получить, это будет ужасно!».

D (дискуссия) — «А что в этом ужасного?» Е (новая эффективная философия) — «Ничего! Просто это достаточно неудобно. Но и не на все сто процентов неудобно — ведь бывает и хуже! Ужасно — это значит неудобно более чем на сто процентов (например, на 101 процент). А так не бывает. Значит, неудобно, неприятно. Трудно».

iB — «Если я не получу работу, хотя должен ее получить, я этого не переживу!».

D (дискуссия) — «А чем можно доказать, что я этого не переживу?».

Е (новая эффективная философия) — «Ничем этого не доказать! Ведь я уже это практически пережил. Во-первых, вряд ли я умру от этого. Во-вторых, если я действительно не смогу этого пережить, то, значит, без этой работы я вообще никогда не буду счастлив в жизни. Но ведь очевидно, что есть множество способов жить счастливо, даже не имея той работы, к которой я так стремлюсь».

iВ — «Если я не сумею получить эту работу, значит, я некомпетентный человек, который никогда не сможет занять и сохранить достойное положение в обществе».

D (дискуссия) — «А где об этом написано?»

Е (новая эффективная философия) — «Только в моей дурной голове! Провал на собеседовании ни в коей мере не говорит о моей некомпетентности — а только о том, что этому конкретному интервьюеру я не понравился. И даже если я проявил себя как некомпетентный работник, мое неудачное интервью свидетельствует только о том, что я человек, который в этот раз проявил себя неудачно, но только не о том, что я некомпетентный человек. Даже если на собеседованиях я часто проявляю себя не вполне компетентным, это все-таки не говорит о том, что я никогда не смогу получить и сохранить хорошую работу. Поищу-ка я еще что-нибудь!».

Если вы будете энергично и активно оспаривать свои иррациональные представления (точка D в методике РЭТ), то сможете проанализировать их с научной точки зрения, докажете их ошибочность и в конце концов откажетесь от них. Вы сможете изменить и последствия (С) — в данном случае вашу депрессию и самоуничижение. Если вы будете продолжать усиленно спорить со своими иррациональными представлениями (D), то все последствия (С), то есть различные расстройства, вряд ли по-прежнему будут одолевать вас.

Избавившись от неуместных чувств депрессии и униженности, вы сможете изменить также и свое поведение, а это поможет вам более спокойно проходить собеседования и искать работу.

Возвращаясь к Айрин, уже упомянутой ранее участнице моей терапевтической группы, надо заметить, что в конце концов она призналась в том, что противоречит сама себе: с одной стороны — «я не обязана выходить замуж», а с другой стороны — «но все-таки я должна». Она сама и другие участники группы активно обсуждали ее проблему до тех пор, пока она не поняла самой сути дела и не начала рассуждать следующим образом: «Я действительно очень хочу выйти замуж. Но если мне не суждено встретить подходящего мужчину, я все равно могу быть счастливой. Могу и буду! Вне зависимости от семейного положения».

После нескольких недель восприятия эффективной рациональной философии (Е) Айрин успокоилась, ее паническое состояние исчезло, хотя замужество как жизненная цель и сильное желание остались при ней. В результате одиночество казалось ей грустным и досадным, но не повергало ее более в депрессию.

Фрэнк тоже занимался активным обсуждением, но делал это не столь энергично, как Айрин. В итоге ему удалось избавиться от иррационального представления о том, что его начальник не должен вести себя столь заносчиво, но все-таки время от времени он возвращался к прежней точке зрения. Джози поначалу не хотела отказаться от своего требования, чтобы муж и дочь больше заботились о ней. Однако, став свидетельницей того, как Айрин смогла преодолеть панику и страх одиночества, она тоже сумела если и не одобрить, то хотя бы принять свое беспечное семейство. Она сказала: «Черт побери, они просто такими уродились, и все тут. Не я сделала их такими. Почему они не должны так себя вести? Они ведь поступают так, как это свойственно именно им!» Выработав такое отношение, Джози стала меньше переживать из-за семьи и посвятила больше времени китайскому искусству - которое уж наверняка не обойдется с ней несправедливо!


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.006 сек.)