АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1 СУЩЕСТВО И ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ПРАВА 12 страница

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  3. I. ГЛАВА ПАРНЫХ СТРОФ
  4. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  5. I. Перевести текст. 1 страница
  6. I. Перевести текст. 10 страница
  7. I. Перевести текст. 11 страница
  8. I. Перевести текст. 2 страница
  9. I. Перевести текст. 3 страница
  10. I. Перевести текст. 4 страница
  11. I. Перевести текст. 5 страница
  12. I. Перевести текст. 6 страница

Это относится не только к наследованию детей, но и к наследованию боковых родственников. Государство и тут не имеет права вступаться, потому что имущество ему не принадлежит. Частное имущество передается по началам частного, а не публичного права. Где нет ближайших степеней родства, там, за недостатком воли завещателя, наступает наследование более отдаленных родственников. Относительно родовых имуществ право последних основывается на том, что имущество родоначальника делится между потомками, и когда пресекается одна ветвь, то оно переходит к другим. Относительно же благоприобретенных имуществ переход их к боковым родственникам при отсутствии завещания основан на родовой связи, которая сохраняет здесь существенное свое значение. Именно в этом, признаваемом всеми законодательствами праве выражается то в высшей степени важное начало, что наследство есть установление частного, а не публичного права. Этим область частных отношений ограждается от посягательства со стороны государственной власти.

Истинная задача государства в сфере наследственного права состоит не в присвоении себе того, что ему не принадлежит, а в определении и соглашении тех противоположных начал, которые здесь проявляются: прав завещателя и прав наследников. Там, где есть дети и где имущество считается родовым, права завещателя, по существу дела, ограничены. Закон должен опре

делить, какою долей имущества он может распорядиться по своему усмотрению и на какой срок могут иметь силу его распоряжения. Отцу семейства нельзя отказать в праве распорядиться своим домом так, чтобы он сохранялся в семье. Но установление неотчуждаемых имуществ стесняет права новых владельцев. Через это новые поколения связываются навеки волею прежних. Задача законодательства состоит в том, чтобы согласить обоюдные требования: признавая волю завещателя, надобно дать свободе следующих поколений достаточно простора, чтобы они могли сделаться хозяевами своего имущества. Это дело положительного законодательства.

Тот же вопрос возникает и при разделе имуществ в наследовании по закону. Начало справедливости требует равного раздела; но сохранение дома как семейного центра ведет к неравенству, ибо дом может достаться только одному и притом при таких условиях, чтобы наследник имел возможность его поддержать. Мы видели, что это имеет весьма существенное значение не только для поддержания аристократических родов, но и для сохранения семейных преданий, составляющих одну из важнейших нравственных основ общественного быта. Так сохраняются и купеческие фирмы, и крестьянские усадьбы. Нет сомнения, однако, что чрез это остальные дети лишаются значительной части имущества. Это — жертва, которая приносится сохранению родного гнезда и всех связанных с ним нравственных элементов. В какой мере допустима эта жертва и как согласить обоюдные требования, это опять составляет задачу положительного законодательства. Аристократические законодательства дают перевес сохранению дома, демократические — равному разделу наследства. Но и тут закон не может распоряжаться произвольно; главное зависит от нравов. Закон, идущий наперекор нравам, остается бессилен. Об этом лучше всего свидетельствует закон Петра Великого о майоратах,^ который не мог привиться к русскому обществу, вследствие чего он вскоре был отменен. Нравы же вырабатываются не только семейным бытом, но и теми многообразными общественными отношениями, в которые вступает человек и которые предъявляют ему свои требования и налагают на него свою печать.

Семейные и родовые связи составляют только первоначальную, естественную основу человеческих обществ. С расхождением ветвей они слабеют; с тем вместе союз родственников уступает место отношениям к посторонним. Через это семейство переходит в гражданское общество. С другой стороны, присущий семейному быту нравственно-религиозный элемент образует свой самостоятельный союз — церковь. Эти два противоположные друг другу союза составляют вторую ступень развития человеческого общежития.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)