АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

Читайте также:
  1. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  2. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  3. VIII.1. Общие понятия обязательственного права
  4. Абстрактное речевое мышление, понятия, умозаключения.
  5. Базовые понятия предметного поля социальной информатики
  6. Базовые понятия языка Пролог
  7. Бальнеология. Понятия и определения
  8. Бухгалтерский учет: понятия, объекты учета, принципы, основные задачи и организация
  9. В защиту понятия мотивации
  10. Важнейшие понятия в системе денежного обращения
  11. ВАЖНЕЙШИЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ
  12. Вопрос 3. Основные термины специальной педагогики

 

БАСКАК (тюрк.) – представитель монгольского хана в завоеванных землях (на Руси во 2-й пол. XIII – нач. XIV вв.), контролировал местные власти.

 

БАРЩИНА – феодальная повинность, которую несли крепостные крестьяне в пользу землевладельца путем отработки определенных дней на (от 3 до 5) на его землях. Появилась еще во времена Киевской Руси, окончательно отменена в 1881 г.

БОЯРЕ – на Руси IX–XVII вв. высшее сословие феодалов. В Древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, старшие дружинники – вассалы и члены княжеской думы, крупные землевладельцы. Имели своих вассалов, пользовались иммунитетом и правом отъезда к другим князьям. В период феодальной раздробленности – богатейшие и влиятельнейшие феодалы, соперники княжеской власти. В Новгородской республике фактически управляли государством. С XIV в. их права постепенно ограничивались князьями. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства (путные бояре) и управлением государственных территорий. С XV в. в Русском государстве – высшие чины служилых людей по отечеству, первые чины Боярской думы, занимали главные административные, судебные и военные должности, возглавляли приказы, были воеводами. Входили в состав аристократии. Звание отменено Петром I в нач. XVIII в. в связи с ликвидацией Боярской думы и процессом реорганизации дворянства.

 

БОЯРСКАЯ ДУМА – 1) в Киевском государстве совет при князе членов старшей дружины и других близких к нему лиц: 2) в период феодальной раздробленности совет знатных вассалов при князе в великих и удельных княжествах; 3) в Русском государстве кон. XV – нач. XVIII вв. постоянный сословно-представительный орган аристократии при великом князе (царе) законосовещательного характера, обсуждавший вопросы внешней и внутренней политики.

ВАССАЛ (ср.-век. лат. vasallus, от кельт. vassus – «слуга») – в средние века «слуга», человек, исполнявший в обмен на предоставление земли в держание определенную службу в пользу вышестоящего феодала, с которым он был связан клятвой верности.

 

ВАРЯГИ (от др.-сканд. vaeringjar), в русских источниках – скандинавы, полулегендарные князья (Рюрик, Синеус, Трувор и др.), наемные дружинники русских князей IX–XI вв. и купцы, торговавшие на пути «из варяг в греки».

ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ – титул главы Русского государства в X–XIV вв. В Российской империи – титул членов императорской фамилии.

ВЕЧЕ – народное собрание в древней и средневековой Руси в X–XIV вв. Наибольшее развитие – в русских городах 2-й пол. XI–XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями и т. д. В Новгороде, Пскове и Вятской земле сохранялось до кон. XV – нач. XVI вв.

 

ВИРА – в Древней Руси денежный штраф в пользу князя за убийство свободного человека. За увечье платилось полувирье.

 

ВОЕВОДА – военачальник, правитель у славянских народов. На Руси известен с X в. В Российском государстве – во главе полка, отряда (кон. XV – нач. XVIII вв.), города (сер. XVI в. – 1775 г.), провинции (1719–1775 гг.).

ВОТЧИНА – древнейший вид земельной собственности в России, переходившей по наследству. Возникла в X–XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII–XV вв. господствующая форма землевладения. С кон. XV в. противостояла поместью, с которым сближалась в XVI–XVII вв. и в нач. XVIII в. слилась в один вид – имение. В дальнейшем вотчина – всякая феодальная земельная собственность.

 

ГОСТИ – крупные купцы в феодальной Руси X–XVIII вв. Вели межгородскую и зарубежную торговлю. Гости некоторых крупных городов объединялись в особые привилегированные корпорации: «Московское сто», «Ивановское сто», «Сурожане» и др. В XVI–XVIII вв. члены привилегированной корпорации купцов выполняли финансовые поручения правительства.

 

ГОСУДАРСТВО – основной институт политической системы общества, выполняющий функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризующийся наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.

 

ДАНЬ – натуральный или денежный побор с покоренных племен и народов. На Руси известна с IX в. В XI–XVI вв. слово «дань» означало налог и феодальную ренту. В XIII–XV вв. дань («выход») собиралась с русских княжеств в пользу Золотой Орды.

 

ДВОРЦОВЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в Русском государстве XII–XVIII вв. феодально-зависимые крестьяне, жившие на землях великих князей и царей и несшие в их пользу феодальные повинности. Закрепощены вместе со всеми крестьянами. С 1797 г. – удельные крестьяне.

ДВОРЯНЕ – низшая (военно-служилая) прослойка сословия феодалов, составляющая двор князя или крупного боярина. Возникла в XII–XIII вв. За службу получали в пользование (а затем и собственность) землю.

ДУХОВЕНСТВО – служители культа в монотеистических религиях; лица, профессионально занимающиеся отправлением религиозных обрядов и служб и составляющие особые корпорации. В православной церкви духовенство делится на черное (монашество) и белое (священники, дьяконы).

 

ЗАКУП – в Древней Руси зависимый человек, отрабатывающий долг (купу) феодалу.

ЗАПОВЕДНЫЕ ЛЕТА – в Русском государстве кон. XVI в. годы, в которые запрещался переход крестьян от одного феодала к другому в Юрьев день (осенний). Заповедные лета – важный этап закрепощения крестьян.

 

ЗЕМСКИЕ СОБОРЫ – высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI – кон. XVII вв. Включали членов Освященного собора (архиепископы, епископы и др. во главе с митрополитом, с 1589 – с патриархом), Боярской думы, «государева двора», выборных от провинциального дворянства и верхушки горожан. На земских соборах рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы.

 

ЗЕМЩИНА – основная часть территории Русского государства, не включенная в опричнину Иваном IV. Центр – Москва. Управлялась земской Боярской Думой и приказами.

ЗОЛОТАЯ ОРДА – монголо-татарское государство, основано в нач. 40-х гг. XIII в. ханом Батыем. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак. Русские княжества находились от Золотой Орды в вассальной зависимости. Столицы: Сарай-Бату, с 1-й пол. XIV в. – Сарай-Берке (Нижнее Поволжье). В XV в. распалась на Сибирское, Казанское, Крымское, Астраханское и другие ханства.

 

ИЗБРАННАЯ РАДА – неофициальное правительство Русского государства в кон. 40–50-х гг. XVI в. (А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А.М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов; присоединения Поволжья, борьбы с Крымом; реформы центрального и местного государственного аппарата.

 

ИОСИФЛЯНЕ – церковно-политическое течение в Русском государстве XV–XVI вв., выражавшее интересы православной Церкви, которая выступала против попыток великокняжеской власти секуляризовать монастырские земли.

КАЗАЧЕСТВО – этническая, социальная и историческая общность (группа), объединившая в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое. Российское законодательство до 1917 г. рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в ХХ веке казачьими историками-эмигрантами.

КРЕПОСТНОЕ ПРАВО (крепостничество) – форма зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судейской власти феодала. В Западной Европе (где в средние века на положении крепостных находились английские вилланы, каталонские ременсы, французские и итальянские сервы) элементы крепостного права исчезли в XVI–XVIII вв. В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права; здесь крепостное право отменено в ходе буржуазных реформ кон. XVIII–XIX вв. В России в общегосударственном масштабе крепостное право оформлялось Судебником 1497 года, указами о заповедных летах и урочных летах и окончательно – Соборным уложением 1649 года. В XVII–XVIII вв. все несвободное население слилось в крепостное крестьянство. Отменено крестьянской реформой 1861 года.

 

МАНУФАКТУРА (от лат. manus – рука и factura – изготовление) – предприятие, основанное на разделении труда и ручной ремесленной технике. Существовала с сер. XVI в. до последней трети XVIII в. в странах Западной Европы, со 2-й пол. XVII в. до 1-й пол. XIX в. в России. В силу узкой специализации рабочего и орудий труда мануфактура способствовала углублению общественного разделения труда, подготовила переход к машинному производству.

 

МЕСТНИЧЕСТВО – система распределения служебных мест в Русском государстве с XIV–XVI вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учетом происхождения, служебного положения предков человека и его личных заслуг. Отменено в 1682 году.

 

МОНАРХИЯ – форма государственного устройства, когда центральная власть принадлежит монарху (обычно представителю какой-либо династии).

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи. С углублением общественного разделения труда вытесняется товарным производством.

 

ОБРОК – феодальная повинность, которую несли крестьяне путем выплаты натуральной или денежной дани.

ОБЩЕСТВО «АЗИАТСКОГО ТИПА» – исторический тип общества, система отношений между людьми в различных сферах их жизнедеятельности, характеризующаяся следующими признаками: экономическое и политическое господство бюрократии; неразделенность собственности и административной власти при доминировании последней; господство административного аппарата власти и принципа централизованного представительства; наличие властных отношений как всеобщего эквивалента, как меры любых социальных отношений; подчинение общества государству; произвол государственной власти при соприкосновении человека с государством; автономия общин иных социальных корпораций как основа социальной регенерации.

 

ОБЩЕСТВО ТРАДИЦИОННОЕ – исторический тип общества, система отношений между людьми в различных сферах их жизнедеятельности, характеризующаяся следующими признаками: доминирование аграрного хозяйства и натурального производства, основанного на ручной технике; наличие общин и сословий; преобладание авторитарных форм государственной власти; господство передающихся из поколения в поколение социальных норм, обычаев, ценностей; зависимость социальной жизни от мифологических и религиозных представлений; социоцентрический характер общества.

 

ОБЩИНА – форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма – соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для докапиталистического общества. Община обладает полным или частичным самоуправлением. В дореволюционной России община была замкнутой сословной единицей, используемой как аппарат для сбора податей.

 

ОПРИЧНИНА – 1) в XIV–XV вв. особое удельное владение женщин из великокняжеской семьи; 2) название удела Ивана Грозного в 1565–1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом; 3) система внутриполитических мер Ивана Грозного в 1565–1572 для борьбы с предполагаемой изменой в среде знати (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.).

 

ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО (общинно-родовое, родовое) – охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется коллективным трудом и потреблением. Основной ячейкой первобытного общества, по мнению большинства ученых, был материнский род, который сменила при патриархате большесемейная, а затем соседская община. Развитие производства и общественного разделения труда привели к возникновению частной собственности, индивидуального хозяйства и распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, затем обедневших соплеменников, что вызвало появление социальных групп и государства.

 

ПОВОЗ – вид повинности на Руси (перевозки по приказу князя, помещика, выдача коней его слугам и т. д.). С XV в. – денежный оброк и ямская повинность.

 

ПОГОСТ – первоначально центр сельской общины в Древней Руси. Позднее центр административно-податного округа, крупное селение с церковью и кладбищем. С XVIII в. погостом называют отдельно стоящую церковь с кладбищем, позднее сельское кладбище.

 

ПОЛЮДЬЕ – способ изъятия избыточного продукта. Дословно: «ходить по людям» и изымать натуральные продукты.

ПОМЕСТЬЕ – условное земельное владение в России в кон. XV – нач. XVIII вв., предоставлялось государством за несение военной и государственной службы. Не подлежало продаже, обмену и наследованию. В XVI – XVII вв. постепенно сближалось с вотчиной и слилось с ней по указу 1714 года.

 

ПОМЕЩИКИ – в дореволюционной России дворяне-землевладельцы. Изначально служилые люди, «испомещавшиеся», т. е. получавшие в пользование землю (поместье) за выполнение государственной службы. Постепенно поместья стали наследственными, с 1714 года – собственностью помещиков. Октябрьская революция 1917 года ликвидировала сословие помещиков и их землевладение.

 

ПОСАДСКИЕ ЛЮДИ – в Русском государстве торгово-промышленное городское население. Несли государственное тягло (налоги, торговые пошлины, натуральные повинности и пр.). В 1775 году разделены на купечество и мещан.

 

ПРИБАВОЧНЫЙ ПРОДУКТ – продукт, создающийся сверх необходимого продукта. Появление этого продукта является необходимым условием для возникновения обмена, торговли и эксплуатации.

ПРИКАЗЫ – органы центрального управления в России XVI – нач. XVIII вв. Заменены коллегиями в начале XVIII в.

 

РАСКОЛ – отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковных реформ Никона 1653–1656 гг. Во второй половине XVII–XVIII в. был идейным знаменем оппозиционных движений.

РЯД – договор, соглашение в Древней Руси.

 

РЯДОВИЧ – в Древней Руси лица, служившие феодалу по ряду (договору); близки к закупам.

САМОДЕРЖАВИЕ – монархическая форма правления в России. В XVI–XVII вв. царь правил вместе с боярской думой, в XVIII–нач. XX вв. – абсолютная монархия.

 

«СЕМИБОРЯЩИНА» – группа из семи бояр, взявшая власть в свои руки. В августе 1610 г. заключили договор с польским королем с приглашением на русский престол его сына Владислава, а осенью впустили польские войска в Москву. Ликвидирована Вторым ополчением под предводительством Минина и Пожарского в 1612–1613 гг.

СЛУЖИЛЫЕ ЛЮДИ – в Русском государстве XIV–нач. XVIII вв. лица, находившиеся на государственной службе. С сер. XVI в. делились на служилых людей «по отечеству» (бояре, дворяне, дети боярские), владевших землей с крестьянами, имевших юридические привилегии и занимавших руководящие должности в армии и государственном управлении, и служилых людей «по прибору» (стрельцы, пушкари, затинщики, городовые казаки и т.п.), набиравшихся из крестьян и посадских людей; получали денежное и хлебное жалованье и освобождались от государственных налогов и повинностей.

 

СМЕРДЫ – крестьяне-общинники в Древней Руси (IX–XIV вв.). Изначально свободные, с развитием социально-экономических отношений постепенно попадали в зависимость.

 

СОСЛОВИЕ – социальная группа, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классический образец сословной организации – феодальная Франция, где с XIV–XV вв. общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В России со 2-й пол. XVIII в. утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, крестьянство, купечество, мещанство. С развитием капиталистических отношений происходит разрушение сословий.

 

СОСЛОВНАЯ МОНАРХИЯ (сословно-представительная монархия) – форма государства, при которой власть монарха сочеталась с органами сословного представительства дворян, духовенства и горожан. Сложилась в большинстве стран Европы в XIII–XIV вв. в процессе формирования общегосударственных сословий и органов сословного представительства (парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, кортесы в Испании и др.). Сословное представительство в виде земских соборов существовало также в России (XVI–XVII вв.). Сословная монархия предшествовала абсолютизму.

 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО – совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством.

 

СТРЕЛЬЦЫ – в Русском государстве XVI – нач. XVIII вв. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием. Изначально набирались из свободного сельского и городского населения, затем их служба стала пожизненной и наследственной. Получали жалованье деньгами, хлебом, иногда землей. Жили слободами и имели семьи, занимались также ремеслами и торговлей. Стрельцы были активными участниками Московского восстания 1682 года и Стрелецкого восстания 1698 года. Стрелецкое войско упразднено Петром I с созданием регулярной русской армии.

 

ТАМГА (тюрк.-монг.) – денежный налог, взимавшийся с торговли, ремесла, различных промыслов в России после монгольского нашествия XIII в. Существовал до XVI–XVII вв.

 

ТИУН – княжеский или боярский слуга, управлявший хозяйством в Древней Руси и русских княжествах XI–XV вв.

 

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – форма общественного производства, при которой продукт изготавливается для продажи.

ТРАДИЦИОНАЛИЗМ – приверженность устоявшимся нормам жизни, неприятие изменений существующего порядка.

 

ТЯГЛО – в Русском государстве XVI – нач. XVIII вв. денежные и натуральные государственные повинности крестьян и посадских людей.

 

УРОЧНЫЕ ЛЕТА – в России XVI–XVII вв. сроки, в течение которых помещики могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Введены в 90-х гг. XVI в. Соборное уложение 1649 года установило бессрочный сыск.

 

УСЛОВНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ – земельное владение, предоставляемое помещику на условиях несения военной и государственной службы.

 

ФЕОДАЛ – в эпоху феодализма земельный собственник, эксплуатирующий зависимых от него крестьян.

 

ФЕОДАЛЬНАЯ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ – процесс распада единого крупного раннегосударственного образования на множество мелких государств и владений.

ФЕОДАЛЬНАЯ РЕНТА – одна из форм земельной ренты, существовала в виде отработочной (барщина), продуктовой (натуральный оброк) и денежной.

 

ФЕОДАЛЬНЫЙ ИММУНИТЕТ – привилегия феодала осуществлять в своих владениях некоторые государственные функции (напр., суд, сбор налогов, полицейский надзор) без вмешательства представителей центральной власти.

 

ХОЛОПЫ – в России в X – нач. XVIII вв. категория населения, по правовому положению близкая к рабам. Изначально не имели собственного хозяйства и исполняли различные работы для своих хозяев. Холопами становились в результате продажи за долги, брака с холопом или холопкой. С XVII в. холопы получали в пользование землю и облагались повинностями. С введением в 1722 году подушной подати холопы превратились в крепостных крестьян.

 

ЧАСТНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

 

ЧЕРНОСОШНЫЕ КРЕСТЬЯНЕ – в Русском государстве XIV–XVII вв. лично свободные крестьяне, владевшие общинными землями и несшие государственные повинности. В XVIII в. стали государственными крестьянами.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ – присвоение результатов чужого труда.

ЭТНОГЕНЕЗ (от греч. ethnos – племя, народ и «генез») – происхождение народов. Этногенез включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей.

 

ЮРЬЕВ ДЕНЬ (осенний) – название церковного праздника, посвященного христианскому святому – Георгию (Егорию, Юрию) Победоносцу. Праздновался 26 ноября (чудо святого Георгия о змее и девице – известный житийный, иконописный, фольклорный и литературный сюжет). В старину к Юрьеву дню привязывались основные вехи народного аграрного календаря. В осенний Юрьев день заканчивались все работы, поэтому в этот день происходил расчет по денежной и натуральным повинностям крестьян. К этому дню был приурочен выход крестьян (перемена владельца) в Судебнике 1497 года (неделя до и неделя после Юрьева дня). Судебник 1550 года подтвердил право крестьян. В 1580-е гг. с введением заповедных лет право выхода было отменено (сначала временно), в 1590-е гг. отдельными законодательными актами запрещение распространялось на другие группы зависимого населения, однако акта, отменяющего право выхода единовременно, видимо, не существовало. В Соборном уложении 1649 года запрет был подтвержден.

 

ЯЗЫЧЕСТВО – многобожие, вера во многих богов. В современной науке чаще употребляют термин «политеизм» (от поли... и греч. theos – бог).

 

ЯРЛЫК (от тюрк. ярлэк – повеление, приказ) – льготная грамота ханов Золотой Орды подвластной светской и духовной знати.

 

ЯСАК – в России XV–ХХ вв. натуральный налог с народов Сибири и Севера, главным образом пушниной и скотом.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)