АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Градостроительство и архитектура периода эллинизма

Читайте также:
  1. I этап основного периода смены .
  2. I. Архитектура и градостроительство Передней Азии.
  3. MPP архитектура
  4. PVP архитектура
  5. SCАDA-системы: основные блоки. Архивирование в SCADA-системах. Архитектура системы архивирования.
  6. Анализ динамики прибыли организации до налогообложения и чистой прибыли, и совокупного финансового результата периода
  7. Анализ и оценка поведения фирмы совершенного конкурента в двух временных периодах
  8. Анатомо-физиологическая характеристика периода новорожденности.
  9. Античная философия классического периода.
  10. АРХИТЕКТУРА
  11. АРХИТЕКТУРА
  12. АРХИТЕКТУРА

В конце IV в. до н.э. греческое искусство вышло на новый неожиданный уровень. Выдающийся греческий полководец македонский царь Александр замыслил создать новый мир, в котором разные народы жили бы «по согласию сердец». Со своей армией он прошел Грецию, Персию, Египет, Среднюю Азию вплоть до Индии и создал огромную империю.

После смерти Александра Македонского в 323 г. до н.э. колоссальная монархия распалась на несколько областей, которыми управляли сподвижники завоевателя – диадохи. К их числу принадлежали Сирия с центром в Антиохии на Оронте, Египет со столицей Александрией, Пергамское царство с центром в Пергаме. Сама Греция всё больше пустела и постепенно превращалась в провинцию: мастера находили заказы при дворах новых правителей. Однако она оставалась главным средоточием эллинской, греческой художественной системы восприятия мира, запечатленной в творчестве ее великих мастеров. Эпоху, наступившую после Александра Македонского, назвали эллинизмом, потому что местные традиции и школы во многом подражали общепризнанному эллинскому стилю.

В эпоху эллинизма материковая Греция утратила свою ведущую политическую и экономическую роль, уступив ее более сильным державам эллинистического мира. Собственно Греция, входившая в это время в состав Македонского царства, переживала глубокий политический, социальный и экономический кризис. Кризис этот проявлялся в частых восстаниях рабов, государственных переворотах, столкновениях различных политических союзов. Территория Греции стала ареной опустошительных войн, ослаблявших и без того подорванные силы старых греческих полисов и уничтожавших огромные культурные ценности. Должно быть отмечено, что именно Афины, более чем какой-либо другой греческий полис сохранившие демократические традиции, возглавляли борьбу других городов против македонского ига. Но уже в середине II в. до н.э., раздираемые политическими и социальными противоречиями, Греция и Македония, несмотря на попытки упорного сопротивления, сделались добычей более могущественного рабовладельческого государства - республиканского Рима.

Тем не менее, культурное значение материковой Греции и прилегающих к ней островов в течение всего эллинистического периода и далее - в период Римского владычества - было очень велико. Столица Аттики - Афины - осталась одним из важнейших культурных центров эллинистического мира, городом всеобщего почитания, «Элладой Эллады», как говорили в то время. Греческие, а главным образом аттические мастера работали не только у себя на родине - они приглашались в другие страны эллинистического, а затем и римского мира.

Больше всего пострадала от экономического и политического упадка Греции архитектура: в эпоху эллинизма центры нового строительства передвинулись на Восток. Эллинистическое зодчество не оставило в Афинах памятников, которые можно было бы по их художественному значению сопоставить с памятниками классической архитектуры. Сама Аттика не имела материальных возможностей для большого строительства, и большинство сооружений было воздвигнуто на средства покровительствовавших Афинам правителей других государств - главным образом Пергама и государства Селевкидов.

 

 

Храм Зевса в Афинах.

Самым крупным сооружением эллинистических Афин является храм Зевса Олимпийского (так называемый Олимпейон). Строительство храма затянулось на несколько сот лет. Начатый еще в VI в. до н.э., храм строился главным образом в 174 - 163 гг. до н.э. и был закончен только при римском императоре Адриане во II в. н.э. Храм Зевса Олимпийского, принадлежавший к числу самых крупных храмов античного мира, представлял собой диптер размером 41 х 108 м; 20 колонн располагалось по его продольным сторонам, 8 колонн по фасадам. Впервые в греческой архитектуре коринфский ордер, наиболее богатый и нарядный из греческих ордеров, использовавшийся прежде только во внутренних помещениях, был применен в наружной колоннаде. Сохранившиеся от храма до нашего времени 15 гигантских колонн, выполненные из пентелийского мрамора, свидетельствуют о размахе и великолепии этого сооружения, не отличавшегося, однако, чрезмерной пышностью, свойственной обычно эллинистическим постройкам; строители храма в немалой степени еще опирались на традиции классического зодчества.

 

 

Башня ветров в Афинах.

Другая известная афинская постройка эллинистического времени - Башня ветров, сооруженная в середине I в. до н.э., представляет собой небольшую восьмигранную башню высотой 12,1 м, поставленную на трехступенчатое основание. Снаружи на башне были помещены солнечные часы, внутри - механизм для водяных часов - клепсидры. Перед дверьми, ведущими в башню с двух сторон, прежде находились коринфские портики. Башня украшена рельефным фризом с аллегорическими изображениями летящих ветров; распластанные по стене рельефные фигуры нарушают тектоническую логику архитектурных форм, так как они пересекают линию архитрава. Подобный прием свидетельствует уже об известной утрате понимания логики архитектурной композиции.

Своеобразным сооружением был так называемый Арсинойон на острове Самофраке - храм, выстроенный в 281 г. до н.э. Арсиноей, дочерью египетского царя Птолемея Сотера, и посвященный «великим богам». Храм представлял собой цилиндрическое в плане сооружение диаметром в 19 м. Наружная стена храма членилась на два яруса; нижний ярус был глухим, выложенным из квадров мрамора, второй ярус состоял из 44 столбов, поддерживавших антаблемент и коническую кровлю; промежутки между столбами были заложены мраморными плитами. Это же членение на два яруса сохранялось внутри здания. Арсинойон - один из ранних образцов центрического сооружения с обширным внутренним пространством; новой чертой его архитектуры является также принцип поэтажного членения, примененный внутри и снаружи здания.

Истинный расцвет архитектура переживала за пределами Греции.

Сам Александр Македонский основал около 70 городов, после его смерти диадох Селевк построил 75 новых. Столица Египта Александрия и столица государства Селевкидов Антиохия были населены сотнями тысяч жителей. Александрия считалась важнейшим эллинистическим культурным центром. В Мусейоне, объединявшим научные учреждения, обсерваторию и ботанический сад, работали выдающиеся умы того времени, а в Александрийской библиотеке хранились сотни тысяч рукописных свитков.

Выбор места для основания городов исключал случайные факторы и учитывал как природные условия (близость морской гавани, реки, плодородных земель), так и характер торговых и стратегических путей. Принципы целесообразности, всегда ставившиеся на первое место, исключали порой даже заманчивые перспективы грандиозности вида или внешней красоты будущего города. Так, Александр Македонский отверг лестное для него и восхитившее вначале предложение архитектора Дейнократа создать из горы Афон фигурное изваяние с огромным городом на ладони левой руки, узнав, что вблизи места нет плодородных почв.

Вместо живописного принципа оформления старых акрополей новые города подчиняли местность регулярной планировке. Широкие от 4 до 10 м, прямые улицы, пересекавшиеся под прямым углом, расположенные в центре площади, украшенные храмами, библиотеками, зданиями общественного назначения,– все это было свойственно большинству городов, даже если они возникали на сложных рельефных участках, на склонах гор, где вводилась террасная планировка районов (Приена, Селевкия).

Особенно процветали в эллинистическую эпоху малоазийские города, служившие центрами оживленной торговли Востока и Запада, средоточием многих ремесел и производств, крупными очагами культуры и искусства. В Приене, Милете, Сардах, Магнезии на Меандре, Пергаме воздвигались в это время многочисленные и величественные сооружения.

Бурное строительство шло и на богатых торговых островах Эгейского моря – Родосе, Делосе, Косе, Самофраке. Грандиозные памятники создавались в построенной Дейнократом Александрии Египетской.

Новая эпоха сначала воплощала идею величия мира, объединенного на громадном пространстве эллинской культуры, стремилась выйти за рамки человеческого и прорваться в мир богов. Эллинистическое чувство безграничных просторов мира, проявившееся, в частности, в возникновении общегреческого языка койне, нашло яркое выражение в формах архитектуры.

Эллинистические правители стремились прославить мощь своих монархий в архитектурных памятниках, создавали большие города в отдаленных районах античной периферии, куда проникали греческие воины.

В целях защиты эллинистические города не только имели мощные крепостные сооружения, но были подчас разделены на кварталы, с собственными оборонительными стенами (Антиохия, Деметриада). Порой для безопасности сельского населения города обносились дополнительным многокилометровым кольцом крепостных стен. Акрополи располагались обычно на возвышенностях, обеспечивавших возможность обороны, как в Приене и Пергаме.

Строительные материалы использовались в основном те же, что и в классическую эпоху, - мрамор, известняк, дерево, сырцовые кирпичи, несколько чаще привлекался обожженный кирпич. Важно отметить, что инженерно-строительная сущность сооружения начинала отодвигать на второй план архитектурно-художественный образ памятника. Постепенно утрачивались цельность и органичность содержания, свойственные классическим произведениям, зато памятники начинали воздействовать более эмоционально, сильными средствами на большее количество людей. Сохранилась в осоновном ордерная система, в которой, однако, наметилась тенденция к смешению различных ордеров и их элементов. Усложнялись и часто обогащались планы эллинистических сооружений, как гражданских, так и культовых. В архитектуре восточных районов стали использовать арки (клинчатая арка на острове Самофраке) и своды (катакомбы Ком-Эль-Шукафа в Александрии).

Особенно много сооружалось в эти века гражданских зданий: булевтерии и экклезиастерии предназначались для общественных собраний, пританеи для заседаний должностных лиц, гимнасии для обучения юношей. Большое внимание уделялось строительству арсеналов (архитектор Филон), подземных водосборных цистерн (Александрия), морских гаваней, доков (Афины), волнорезов, маяков и других сооружений, необходимых для жизни огромных городов эллинизма.

Высотное сооружение – Фаросский маяк – детище этого полного противоречий и дерзаний периода воспевали многие поэты древности: Башню на Фаросе, грекам спасенье, Сострат Дексифанов,

Зодчий из Книда, воздвиг, о, повелитель Протей!

Нет никаких островных сторожей на утесах в Египте,

Но от земли проведен мол для стоянки судов,

И высоко, рассекая эфир, поднимается башня,

Всюду за множество верст видная путнику днем,

Ночью же издали видят плывущие морем все время

Свет от большого огня в самом верху маяка,

И хоть от Таврова Рога готовы идти они, зная,

Что покровитель им есть, гостеприимный Протей.

Фаросский маяк. Реконструкция

Маяк, простоявший полторы тысячи лет, считался одним из семи чудес света. Состоявший из трех частей: квадратной мощной крепости, восьмигранной, в соответствии с основными ветрами, башни и хитроумного устойства с факелами и зеркалами, маяк достигал 130 - 140 м в высоту. Его огонь был виден по ночам на расстоянии 50 км. Грандиозный масштаб этого сооружения - характерная черта эллинистической архитектуры.

Эллинистический Египет, где царствовала династия Птолемеев, оказался наиболее прочной из эллинистических держав. Египет пережил меньше потрясений, нежели другие эллинистические государства, и позже всех стран Средиземноморья был завоеван Римом (30 г. до н.э.). Наивысший расцвет эллинистического Египта относится к III в. до н.э., когда Александрия, главный город царства Птолемеев, стала подлинной столицей всего эллинистического мира.

Заложенная Александром Македонским в 332 - 331 гг. до н.э. в дельте Нила, Александрия была построена по единому плану родосским архитектором Дейнократом. Античный географ Страбон отмечал, что ее размеры в окружности составляли 15 миль: «Весь город перерезан улицами, удобными для верховых лошадей и экипажей; две самые широкие улицы, футов в 100 (около 30 м), перерезают одна другую под прямым углом. В городе есть прекраснейшие общественные святилища и царские дворцы, покрывающие четвертую или даже третью часть всего занимаемого городом пространства... город наполнен роскошными общественными зданиями и храмами; наилучшее из них - гимнасий с портиками посредине, более обширными, нежели ристалище. В середине города находятся здание суда и роща. Здесь же - искусственная...возвышенность... похожая на скалистый холм. К этой возвышенности ведет извилистая дорога; с вершины ее можно созерцать весь расстилающийся кругом город».

Следуя мечте правителя об идеальном мире, архитектор разбивал земельные наделы для строительства усадеб на примерно равные участки, а улицы города раскрывал навстречу этесиям – ветрам, несшим прохладу с моря. Не случайно, именно с эллинизмом связаны наиболее любопытные примеры жилой архитектуры.

Разбогатевшая аристократия особо интересовалась частной жизнью. Поэтому на смену скромному греческому жилищу пришел более сложный по архитектурному решению перистильный тип жилого дома с богатым внутренним убранством, примером чего служат дома на острове Делосе.

 

План дома на острове Делосе

Ядром делосского дома был перистиль - окруженный колоннадой внутренний дворик, вокруг которого располагались помещения, освещавшиеся через двери, выходившие в перистиль. Расположение этих помещений не отличалось симметрией и носило свободный характер. Посреди перистиля помешался бассейн с цистерной, куда стекала с крыш дождевая вода. Перистильные дома Делоса - Дом на холме, Дом Диониса - были двухэтажными, в соответствии с этим колоннады перистиля были двухъярусными. Дома строились из камня и оштукатуривались снаружи и изнутри, пол был земляной или выкладывался из каменных плит; в богатых домах полы отдельных помещений украшались мозаикой. Стены внутренних помещений декорировались лепкой и цветной штукатуркой, с помощью которых имитировалась кладка из цветных мраморов. В богатых домах применялся настоящий мрамор: из него выполнялись колонны перистиля, а также полы. Перистиль украшался цветами, декоративными растениями, статуэтками. Таким образом, мастера эллинистической архитектуры развивали выработанный веками в условиях средиземноморского климата тип дома с жилыми помещениями, располагавшимися вокруг двора, придавая ему большую цельность и изящество.

Широкое развитие получила архитектура дворцов (Пергам, Пелла) и вилл, иногда плавучих, воздвигавшихся на огромных баржах (корабль Филопатора). Большой известностью в эллинистическую эпоху пользовалась загородная царская резиденция Дафна в столице царства Селевкидов — Антиохии на реке Оронте — огромный комплекс, включавший храмы, святилище, театр, стадион, дворцы, окруженные великолепными садами и парками.

Группа важнейших художественных центров эллинистической эпохи находилась в Малой Азии, где выделялись Пергамское царство и прибрежные греческие города — Эфес, Милет, Магнесия. Эти старые греческие города, занимавшие выгодное положение на торговых путях, в связи с перенесением экономических центров на Восток переживали в раннеэллинистический период свой новый расцвет. В Малой Азии мы находим примеры достижений эллинистической архитектуры, как в плане градостроительства, так и в создании новых типов сооружений.

Типичным примером градостроительства раннего эллинизма является небольшой малоазиатский город Приена, который начал заново отстраиваться во второй половине IV в.. Город располагался вблизи Милета, на крутом склоне горы; и состоял из акрополя, расположенного на отдельной скале, высоко над городом, и укрепленного стенами нижнего города.

Нижний город, распланированный по принципу Гипподама, был разбит на ряд участков, пересекавшихся под прямым углом восемью продольными и шестнадцатью поперечными улицами (средняя ширина их 4,4 м, ширина главной улицы около 7,5 м). Так как город был расположен по склону горы, то он образовывал как бы систему параллельных террас. Поперечные улицы переходили в лестницы или в пандусы. В центральной части города были сосредоточены в едином ансамбле общественные сооружения; для их возведения были сооружены искусственные площадки — террасы.

Шедшая с востока на запад главная улица в центре пересекала рыночную площадь, вокруг которой была расположена значительная часть общественных построек: святилище Асклепия и Афины, священная стоя, булевтерий, пританей, гимнасий и, наконец, несколько выше, на склоне холма акрополя, - театр.

Чрезвычайно характерным произведением эллинистической архитектуры была приенская агора – рыночная площадь. Большая прямоугольная площадь (размером примерно 76 x 46 м) была с трех сторон окружена непрерывным дорическим портиком. С четвертой стороны агора замыкалась двухнефной «священной стоей» - длинной узкой галереей, разделенной на два нефа двумя рядами колонн и задней глухой стеной (обычно стои служили местом прогулок. Сочетание таких галерей, обрамлявших площадь по двум-трем, а изредка и по четырем сторонам, превращало их в характерные для эллинизма перистили. Иногда стои ставились изолированно, например, стои Аттала и Эвмена в Афинах). Наружная колоннада стои была дорического, внутренняя — ионического ордера. Колоннада портика давала укрытие от солнца и непогоды. Снаружи к колоннадам примыкали ряды лавок. Два входа на агору были перекрыты арками (первыми арками из известных нам в греческом зодчестве). В целом агора образовывала ясный и торжественный замкнутый архитектурный ансамбль.

К стое примыкал сооруженный, по-видимому, еще в III в. «экклесиастерий» - здание для собраний общины. Оно было почти квадратным в плане; внутри его находились с одной стороны места для магистратов, с трех других – места для граждан, уступами поднимавшиеся вверх, наподобие зрительских рядов театра (зал был рассчитан на 640 мест), с той разницей, что каждый из рядов образовывал не полукольцо, а шел параллельно трем стенам. Потолок опирался на четырнадцать столбов, проходивших в верхнем ряду сидений.

К несколько более раннему времени относится храм Афины Полиады в Приене, датой которому служит сохранившаяся надпись Александра Македонского 334 г. Он был сооружен строителем Мавсолея, архитектором Пифеем, и знаменовал собой попытку возвращения к более простым формам в архитектуре.

Сооруженный из мрамора ионийский периптер был небольшим (22 х 12 м, 6 х 11 колонн). Внутреннее помещение храма состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Антаблемент был облегченного типа, между архитравом и карнизом фриз отсутствовал, скульптур на фронтонах не было, зато весьма богатыми рельефными орнаментами были украшены другие части здания (карнизы, желоба, кассеты потолка и пр.).

Динамика эллинистических архитектурных форм в храме Афины проявлялась в эффекте захватывания пространства выдвинутыми вперед боковыми крыльями, украшенными колоннадами, воздействием втягивающей и влекущей посетителя наверх, лестницы. Продолженный в алатре храма Артемиды в Магнесии на Меандре (II в. до н.э.), этот принцип взаимодействия архитектуры с человеком особенно ярко выступил в алтаре Зевса в Пергаме (180 г. до н.э.).

В эллинистическую эпоху снова расцвел, пострадавший от персов, Милет. В конце IV в. до н.э. заново начинает отстраиваться храм Аполлона Филесия в Дидимах, некогда разрушенный персами. Пэоний из Эфеса и Дафнис из Милета были строителями нового храма. Постройка Дидимейона затянулась, даже в середине II в. до н.э. храм не был закончен. Новый храм был грандиозных размеров – 109 м в длину и 51 м в ширину; вышина колонны равнялась почти 20 м. Он стоял на постаменте в виде большой семиступенчатой лестницы.

Храм представлял собой ионийский периптер, по фасадным сторонам которого было по 10, а по длинным – по 21 колонне. Большое внутреннее помещение храма отстояло от обрамлявших его колоннад на один интерколумний и имело глухую стену с задней стороны. В передней части храма за колоннадой находился обрамленный антами глубокий пронаос, потолок которого поддерживали двенадцать расположенных в три ряда колонн. За пронаосом был небольшой аванзал с двумя колоннами, по обеим сторонам которого, находились ведшие наверх лестницы. Пол аванзала был на 1,5 м выше пола пронаоса. Три двери из аванзала вели в гипетральную целлу, 58 м длиной, куда нужно было опуститься по большой лестнице, так как пол ее был ниже на 4.5 м. Стены целлы с задней и боковых сторон были расчленены столбами. Целла, не имела крыши, в ней находился священный лавр и источник.

Наружное убранство храма отличалось исключительным богатством. Базы колонн были украшены роскошными орнаментами. На капителях колонн, помимо обычных орнаментов, были вкомпонованы в волюты головы Зевса и Аполлона, а также букрании. Фриз был обильно украшен рельефными масками медуз и орнаментами.

Милет. План города.

В Милете сохранился построенный около 170 г. до н.э., булевтерий (место заседаний буле — городского совета). Он представлял собой опыт переработки элементов открытого античного театра. Как и в театре, места (числом около 1500), постепенно возвышаясь, располагались по полукругу. Там, где обычно помещалась «скена», поднималась стена, расчлененная пилястрами дорического ордера с окнами между ними. Четыре ионические колонны, расположенные внутри зала, служили промежуточными опорами перекрытия. Внутреннее помещение булевтерия производило величественное впечатление. Характерно, что наружные стены булевтерия были расчленены дорическими полуколоннами, соответствовавшими дорическим пилястрам внутренней отделки. Мы наблюдаем здесь одну из первых попыток установить взаимосвязь между внутренним архитектурным решением и решением фасада.

 

Булевтерий в Милете. Реконструкция

Булевтерий в Милете. Реконструкция

Наиболее полное представление об ансамбле монументальных сооружений эллинистического столичного центра дают постройки Пергама.

Пергам – столица Пергамского царства, находившегося под властью династии Атталидов, сначала располагался на высоком холме. Но с середины III в. до н.э. город начал увеличиваться, и через столетие вершина холма была предоставлена для общественных зданий акрополя, а город раскинулся на склонах холма. Успешно отразив в конце III в. до н.э. натиск кельтского племени галатов (галлов), Пергам пережил свой расцвет в первой половине II в. до н.э. при царе Эвмене II.

Пергамский акрополь - блестящий пример использования естественных природных условий для создания комплекса монументальных архитектурных сооружений. Вместо Гипподамовой системы с прямыми, пересекающимися под прямым углом улицами, здания акрополя были развернуты веером, обступив котловину театра.

 


Пергамский акрополь. План и реконструкция.

Самая высокая точка акрополя поднималась на 270 м над уровнем города. Здесь, на вершине холма находились арсенал и казармы — цитадель города. Несколько ниже арсенала располагались дворцы пергамских царей. Ещё ниже, на широкой террасе было воздвигнуто пышное святилище Афины и примыкавшее к нему здание знаменитой Пергамской библиотеки, второй по значению после Александрийской. Площадь у святилища Афины была окружена с трех сторон двухъярусными мраморными портиками стройных, изящных пропорций; 5-метровые колонны нижнего яруса были дорического ордера, 3-метровые верхнего яруса — ионического. Расстановка их была очень свободной, на каждый интерколумний приходилось по четыре метопы. Поддерживаемый этими колоннами антаблемент был смешанных ордеров: с ионийским архитравом сочетался дорийский триглифный фриз, причем на интерколумний приходилось по пять метоп. Балюстрада между колоннами верхнего яруса была украшена рельефами с изображениями трофеев.

С наружной стороны галерея обрамлялась глухой стеной, оживлявшейся только находившимся на восточной стороне двухъярусным портиком входа.

С северной стороны, у библиотеки, параллельно дорийской колоннаде галереи, проходил второй ряд весьма своеобразных колонн, заставляющий вспомнить о колоннах палатки Птолемея II; на небольшой базе поднимался гладкий ствол, увенчанный довольно простой пальмовидной капителью.

Старый и новый дворцы пергамских царей не отличались от эллинистических домов. Так, больший по размерам новый дворец, сооруженный Евменом II (197-159), имел в центре квадратный перистильный двор, обрамленный тридцатью девятью колоннами дорийского ордера. Размеры двора – около 22 кв м. По сторонам двора располагались главный зал, небольшая капелла с мраморными стенами и мозаичным полом и ряд других помещений. Перистильный двор, только не квадратный, а прямоугольный, лежал в центре другого, более старого дворца.

Расположенный на юг от храма Афины Полиады алтарь Зевса также имел сходство с перистилем. Терраса алтаря находилась почти на 25 м ниже прочих зданий и была видна со всех сторон. С неё открывался прекрасный вид на нижний город с храмом бога врачевания Асклепия, святилищем богини Деметры и другими сооружениями. Новшество состояло в том, что алтарь был вынесен за пределы храмов и превращен в самостоятельное архитектурное сооружение. Почти квадратный в плане алтарь (34 х 36 м) стоял на четырехступенном постаменте. Над ним возвышался высокий цоколь в виде прямоугольной ограды, замыкавшей жертвенное место со всех сторон, кроме передней. Ко входу вела широкая лестница, внутри алтарь был украшен рельефами на тему мифа о Телефе – сыне Геракла, который почитался царями Пергама как их родоначальник.

Снаружи ограду алтаря опоясывал грандиозный фриз (длина фриза достигала 130 м, высота – 2,3 м) с изображением мифологической битвы олимпийских богов с их соперниками-гигантами за верховную власть. Фриз был увенчан карнизом, верхний край которого находился на уровне пола площадки жертвенника. Над карнизом, по краю площадки, проходила колоннада ионийского ордера.

 

План алтаря Зевса в Пергаме

 

Алтарь Зевса в Пергаме.

Еще ниже, у самого города, была распланирована агора. На западном крутом склоне находился театр на 14 тысяч мест.

Эстетическая выразительность ансамбля пергамского акрополя строилась на смене архитектурных впечатлений. Уже издали мощно вздымающиеся ярусы архитектурных сооружений, сияние мрамора, блеск позолоты, многочисленные бронзовые скульптуры, игра света и тени создавали яркую впечатляющую картину. Перед зрителем, вступавшим в пределы акрополя, в рассчитанной последовательности развертывались монументальные постройки, обнесенные колоннадами площади, статуи, скульптурные группы, рельефные композиции.

Но, вступая в диалог с величавым спокойствием классических ансамблей, пергамские архитекторы вносили новую тему - напряжение. Усложнение композиции построек, размещенных на склонах крутой возвышенности, точки восприятия, когда, например, перед зрителем Пергамского театра, находившемся на верхних рядах зрительских мест орхестра представала совсем маленькой, - все вместе нагнетало напряжение, которое физически и эмоционально выступало везде и во всем.

Зодчие эллинизма, не оставившие потомкам художественных образов, по глубине подобных Парфенону или Эрехтейону, превзошли классических мастеров в создании огромных строительных комплексов, стремились решить проблему размещения крупных ансамблей в пространстве, разработали принципы парковой архитектуры (великолепными, богато украшенными скульптурой парками славились Александрия и Антиохия), дали возможность в формах архитектуры почувствовать свойственную эллинизму динамику мировых просторов, подготовив в этом отношении почву для зодчих императорского Рима.

 

 

Алтарь Зевса, сооруженный при царе Эвмене II в честь окончательной победы над галлами, являлся одним из главных памятников пергамского акрополя. На широком, почти квадратном стилобате возвышался высокий цоколь; с одной стороны цоколь был прорезан лестницей, ведущей к верхней площадке. В центре площадки находился алтарь, обрамленный с трех сторон портиком ионического ордера. Портик был украшен статуями. Вдоль цоколя, служившего основанием для портика, тянулся грандиозный фриз, изображавший битву богов с гигантами (илл. 244, 245, 246, 247). Согласно греческим мифам, гиганты — сыновья богини земли — восстали против богов Олимпа, но в жестокой борьбе были побеждены. Различные эпизоды этой битвы изображены на всем протяжении фриза. В борьбе участвуют не только главные, олимпийские божества, но и многочисленные божества воды и земли и небесные светила. Им противостоят крылатые и змеиноногие гиганты, возглавляемые царем Порфирионом.

Святилище Афины в Пергаме. Реконструкция.

 

 


Вопросы для самопроверки:

1.Какому природному образу следовал Кносский дворец.

2. Чем отличались города острова Крит от городов материковой Греции.

3. Что такое мегарон.

4.Проследите развитие греческого храма от священной пещеры до периптера.

5. Какие виды ордера существовали в Древней Греции.

6.Что символизировали собой колонны, а что колоннада.

7.Расскажите об архитектурном комплексе Аполлона в Дельфах.

8.Перечислите основные части ионического и дорийского ордеров.

9.Чем отличались храмы материковой Греции от культовых памятников в греческих колониях.

10.Перечислите главные храмы Древней Греции периода архаики.

11. Расскажите об ансамбле Зевса в Олимпии.

12.Перечислите главные храмы Древней Греции периода классики.

13.Расскажите об ансамбле Афинского Акрополя.

14. Расскажите о традиции реставрации храмов в Греции и о наиболее известных реставрированных храмах.

15. Перечислите главные храмы Древней Греции периода эллинизма.

16.Расскажите о возникновение греческого театра. Перечислите его основные части и приведите примеры наиболее известных театральных сооружений.

17. Объясните принципы градостроительной системы Гипподама Милетского.

18.Как Платон представлял себе идеальный город.

19.В каких греческих сооружениях применялся коринфский ордер.

20.Перечислите самые значительные эллинистические города.

21.Расскажите об архитектурном ансамбле Пергама.

22.Вспомните имена греческих архитекторов.

23.Назовите инженерные сооружения Древней Греции.

24.Что такое перистиль.

25.В каких сооружениях Древней Греции сделана попытка увеличить внутреннее пространство здания.

 

Наиболее выдающимися особенностями храма были скульптурные фронтоны с восточной и западной сторон. Треугольные фронтоны, каждый размером 26,5х3,5 м. содержали большое количество скульптур, созданных неизвестным скульптором.
Статуи на восточном фронтоне изображают один из самых популярных мифов, связанных с созданием Олимпийских игр — гонка на колесницах между Эномаем и Пелопом. Сцена на фронтоне показывала подготовку к гонкам. В центре фронтона стоял Зевс, судья гонки и всех действий людей. Справа и слева от него находились две соревнующиеся пары — с одной стороны Эномай и Стеропа, с другой — Пелоп и Гипподамия. За парами находились колесницы, в каждую из которых были запряжены по четыре лошади, удерживаемые слугами. Ближе к краям фронтона были изображены двое предсказателей и в самом углу — статуи, изображающие богов рек Кладея и Алфея. В отличие от западного фронтона, статуи, изображенные здесь, изображены со спокойным выражением лиц в статическом действии, характерном для классического реализма.
Несмотря на то, что существует много версий легенды, наиболее общая такая: Царю Писы Эномаю было предсказано, что он будет лишен жизни собственным зятем. Поэтому царь объявил, что отдаст свою дочь Гипподамию в жены только тому, кто одолеет его в ристаниях, в случае же поражения претендент лишался головы. Но поскольку у царя были кони, подаренные Аресом, способные мчаться быстрее Борея, Пелоп решил пойти на хитрость. Он подговорил возничего Эномая, Миртила, чтобы тот привел в негодность колесницу царя. В разгар гонок соскочило колесо, и Эномай насмерть расшибся. Пелоп женился на Гипподамии и стал царем Писы. Согласно легенде, гонки проходили в Олимпии и судьей на них был Зевс.
Сцена, изображенная на западном фронтоне, взята из мифа о свадьбе Пирифоя. Статуи изображают битву между кентаврами и гостями на свадьбе. В центре фронтона стоял Аполлон. Существуют, однако, споры относительно роли Аполлона в этой сцене. Одни исследователи думают, что он представляет божественную силу, контролирующую исторические события, другие говорят, что его присутствие означало то, что в храме выполнялись функции оракула. С каждой стороны Аполлона Пирифой и Тесей борются с кентаврами, чтобы спасти свадебных гостей от кентавров. Остальная часть фронтона заполнена переплетенными телами гостей и кентавров, дерущихся за победу.
Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426 г. н. э. Сильно поврежденный огнем, он полностью разрушился землетрясениями 551 и 552 г. н. э.

 

 

Алтарь был предназначен для богослужений под открытым небом. Он представлял собой поднятый на пятиступенчатом фундаменте высокий цоколь (36,44 x 34,20 м). С одной стороны цоколь прорезала широкая открытая лестница из мрамора шириной 20 м, ведущая к верхней площадке алтаря. Верхний ярус был окружён ионическим портиком. Внутри колоннады находился алтарный дворик, где размещался собственно жертвенник (высотой 3-4 м). Площадка второго яруса была ограничена с трёх сторон глухими стенами. Крышу сооружения увенчивали статуи. Целиком строение достигало высотой около 9 м.

По периметру цоколя непрерывной лентой тянулся знаменитый Большой фриз (высотой 2,3 м и длиной в 120 м), покрывая высокую гладкую стену цоколя и боковые стены лестницы. Верхний край фриза завершал зубчатый карниз. На внутренних стенах алтарного дворика находился второй фриз Пергамского алтаря, Малый, посвященный истории Телефа (высотой 1 м).

Темой основного фриза алтаря — Большого, является изображение гигантомахии, битвы богов-олимпийцев с гигантами. Кроме олимпийцев на стороне богов борется ряд древних, а также вымышленных скульпторами божеств. Богам противостоят крылатые и змееногие гиганты, возглавляемые царём Порфирионом.

Гигантомахия была распространённым сюжетом античной пластики. Но данный сюжет был осмыслен при пергамском дворе в соответствии с политическими событиями. Алтарь отразил восприятие правящей династией и официальной идеологией государства победы над галатами. Вдобавок, пергамцы воспринимали эту победу глубоко символически, как победу величайшей греческой культуры над варварством.

«Смысловую основу рельефа составляет ясная аллегория: боги олицетворяют собой мир греков, гиганты — галлов. Боги воплощают в себе идею устроенной упорядоченной государственной жизни, гиганты — неизжитые родоплеменные традиции пришельцев, их исключительную воинственность и агрессивность. Аллегория ещё одного рода составляет основу содержания знаменитого фриза: Зевс, Геракл, Дионис, Афина служат олицетворением династии пергамских царей».

Всего на фризе изображено около пятидесяти фигур богов и столько же гигантов. Боги располагаются в верхней части фриза, а их противники — в нижней, что подчеркивает противопоставление двух миров, «верхнего» (божественного) и «нижнего» (хтонического). Боги антропоморфны, гиганты сохраняют черты животных и птиц: у некоторых из них вместо ног змеи, за спиной крылья. Имена каждого из богов и гигантов, поясняющие изображения, аккуратно вырезаны под фигурами на карнизе.

Особенность Пергамского алтаря — наглядная передача психологии, настроения изображённых. Отчетливо читается восторг победителей и трагизм обречённых гигантов. Сцены смерти полны глухой скорби и подлинного отчаяния. Перед зрителем разворачиваются все оттенки страдания. В пластике лиц, поз, движений и жестов передано сочетание физической боли и глубокого морального страдания побежденных.

Олимпийские боги больше не несут на своем лице печать олимпийского спокойствия: мускулы напряжены и брови нахмурены. При этом авторы рельефов не отказываются от концепции красоты — все участники битвы прекрасны лицом и пропорциями, сцен, вызывающих ужас и отвращение нет. Тем не менее, гармония духа уже колеблется — лица искажены страданием, видны глубокие тени глазных орбит, змеевидные пряди волос.

 

 

Храм Согласия в Агридженто ок.425 г. до н.э.

 

 

 

 

 

 

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.024 сек.)