АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Искусство и музыкальная культура

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  4. Адхократическая культура
  5. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  6. Актерское искусство в России в середине XIX века.
  7. Актерское искусство второй половины XIX века
  8. Английское искусство XVIII века.
  9. Андроновская культура
  10. Антикультура, контркультура, субкультура.
  11. Архитектура и искусство.
  12. Афанасьевская культура.

Картина Вереща­гина «Окружающие Лепсинский край горы» передает красоту Казахстана. Художник Н.Хлудов творил на казахстанскую тематику.

Сырмаки, текеме­ты - постилочные войлочные ковры, тускиизы - нас­тенные войлочные ковры украшались орнаментом («кошкар-муйіз», «кос­муйiз», «сынар-екше», «жапырак») всех видов (зооморфный, растительный, геометрический). Переход казахов к оседлому образу жиз­ни повлиял на развитие прикладного искусства. На всемирной выставке в Париже (1868 год) были выставлены казахские ювелирные изде­лия, национальные костюмы. С казахскими музыкальными инструментами общественность оз­накомилась на выставке 1872 года в Москве.

Во второй половине XIX века жили выдающиеся казахские композиторы, создавшие не­меркнущие классические произ­ведения. Курмангазы Сагырбай-улы (1818-1889) - гениаль­ный кюйши-композитор, классик казахской инструмен­тальной музыки. Родился в местечке Жидели на территории Букеевской Орды. Первым наставником был Ханбазар, а главным учителем - кюйши Узак. В его произведениях отразились переживания за судьбу народа, его верность освободительному движению. Первый его кюй «Кишкентай» посвящен Исатаю Тайман-улы. В кюе «Сарыарка» слышатся мотивы несгиба­емой воли народа к свободе, родной земле, безграничной степи. Сохранилось более 60 кюев Курмангазы.

Даулеткерей Шыгай-улы (1820-1887) - великий кюйши-композитор, основоположник лирического направ­ления в домбровой музыке. На формирование его взглядов повлияло восстание 1836-1838 годов в Букеевской Орде. Был избран султаном-правителем рода. В 1859 году в составе депутации почетных казахов он выехал в Пе­тербург. Душевные переживания и раздумья композитора переданы в его кюях «Коныр», «Топан», «Жiгер». В некоторых кюях использовал музыкальные темы русских военных маршей и элементы туркменской музыки. Изве­стно около 40 кюев.

Таттимбет Казангап-улы (1815-1862)- выдаю­щийся кюйши-композитор казахского народа, один из ос­новоположников классической домбровой музыки XIX века, непревзойденный автор и исполнитель кюев стиля шертпе. Таттимбет сочинил классические образцы традиционных кюев: «Косбасар», «Терicкакпай», «Балбырауын», «Боз айгыр», «Боз торгай», «Алшагыр» и другие. Кюи Таттимбета «Саржай­лау», «Сылкылдык», «Былкылдак,» «Кекей-кестi» относят­ся к лучшим произведениям казахской инструментальной музыки. В кюе «Бес торе» осуж­дается власть людей, возвышающихся над народом. В 1855 году Таттимбет ездил в Петербург, где играл на домбре. Сохранилось свыше 30 кюев Таттимбета. Его последователями были выдающиеся композиторы Ыкылас, Тока (1830-1914).



Ыкылас Дукен-улы (1843-1916)- кюйши-компози­тор, кобызист. Заслуга Ыкыласа в том, что он возродил богатую музыкальную традицию кобыза, ведущую начало от музыки Коркута (VIII век). В кюях Ыкылаcа нашли воплощение легенды и эпические сказания. Одним из последователей Ыкыласа был кюйши-домбрист Cyгиp.

Крупными композиторами ХIХ века были сыбызгистСармалай, кюйши-дом­бриcты Абыл, Байсерке, Казан­гап.

Могучими титанами казахской музыки второй половины XIX века были композиторы-песенники (анши) Биржан­-сал, Акан-серы, Жаяу-Муса, Мухит.

Жаяу Муса Байжан-улы (1835-1929)- выдающийся народный композитор. В 1851 г. учился в Петропавловске по-русски, играл на гармони и скрипке. Был знаком с Шоканом Уалихановым. Для стихотво­рения Алтынсарина «Кел балалар, окылык» сочинил му­зыку. В 1854 году поступил в русскую школу Омска. Влияние на его мировоззрение оказали декабристы и петрашевцы. Муса подвергался преследованиям, в 1860 году был выслан в Тобольск. Мусу на­зывали «Жаяу» (пеший). Участвовал в походе Черняева на Шымкент и Аулие-Ату. Его песни: «Ақ сиса», «Хаулау», «Баянауыл», «Сұрша қыз», «Көгершiн», «Толғау». Почти все тексты к своим 70 песням Жаяу сочинил сам.

Биржан-сал Кожагул-улы (1834-1897)- композитор, певец и поэт. На станов­ление его таланта повлияла встреча с молодым Абаем в 1865 году. Одна из первых песен «Биржан-сал». Ряд песен посвящен любовной лирике. Песни «Жанбота», « Адасқақ» выражали гнев по поводу действий власть имущих. Особенно широко известен его айтыс с девушкой Сарой. Последователи Биржана: Акан-серы, Уки­ли Ыбырай, Балуан Шолак. Сохранилось около 40 песен Биржана.

‡агрузка...

Aкaн-серы Корамса-улы (1843-1913)- выдающийся композитор. Постоянное участие в празднествах и состязаниях дало приставку к имени - серы. Его песни: «Кұлагер», «Маңмаңгер», «,Макпал», «Бaлқадиша», «Сырымбет».


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)