АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура Казахстана в начале ХХ века

Читайте также:
  1. II.6.1. Античная культура и христианство
  2. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  3. XVI – начале XVII в.
  4. XX съезд КПСС. Процесс политической реабилитации и десталинизации во второй половине 1950 – начале 1960-х гг. и его значение.
  5. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  6. Аграрная модернизация в начале ХХ в.: предпосылки, сущность, итоги.
  7. Аграрная политика КПСС в середине 60-х - начале 80-х гг.
  8. Аграрная политика царизма в Казахстане в конце XIX-начале ХХ вв. Переселение русских, украинских крестьян. Начало формирования многонационального состава населения Казахстана.
  9. Адхократическая культура
  10. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  11. Актуальные проблемы зауральской археологии в начале XXI века. (с.108)
  12. Англия, Америка и Франция в конце XVIII - начале XIX века

В начале ХХ в. книго­издание получило развитие в как Семипалатинске, Уральске, Омске, Оренбурге. Семипалатинский и Оренбургский подотделы, Туркестанский и Западно-Си­бирский отделы Русского географического общества содействовали организации изда­тельских центров в Казахстане. Начали издаваться книги на казахском языке (арабским шрифтом). Казахские книги выпускались в Петербурге, Таш­кенте и особенно в Казани. Книги проходили прави­тельственную цензуру относительно политической лояль­ности к существующему строю.

Первые книги выдающихся представителей националь­но-демократической культуры (Ш. Кудайберди­ев, М. Дулатов, С. Донентаев, А. Байтурсынов) впервые были изданы после революции 1905-1907 гг.

В 1909 г. изданы избранные произведения Абая. Предисловие написал племянник Какитай Исхаков. Творчество Султанмахмута Торайгырова, Сабита Донентаева, Турмаганбета Изтлеуова, Машхур-Жусуп Копеева было известно в кругах передовой российской общественности. Произведения Султанмахмута Торайгырова отражали перемены в жизни казахского аула. Его стихи и поэмы: «Шакирт ойы» (Мысль ученика), «Алты Лик» (Шесть ног), «Бир адамга» (Одному другу), «Адаскан омир» (Заблудшая жизнь) со­здавали правдивую картину жизни казахов. Произведения «Шуганын белгiсi» (Знак Шуги) Беимбета Майлина, «Калын мал» (Калым)Спандияра Кубеева, «Камар сулу» (Красавица Камар) Султанмахмута Торайгырова затронули тяжелую судьбу народа.

В развитии казахского языка и литературы особое место занимает наследие Ахмета Байтур­сынова (1873-1937 гг.). Первый сборник его произ­ведений «Маса» (Комар) вышел в 1911 г. в Оренбурге. А. Байтурсынов был редактором еженедельной газеты «Казах», издававшейся с1913 г. С июля 1917 г. газета «Казах» стала официальным печатным органом организа­ции «Алаш», но была закрыта по решению Тор­гайского областного съезда Советов.

Крупным представителем казахской литературы начала ХХ в. являлся Шакарим Кудайбердиев (1858-1931 гг.). Его отец Кудайберды - сын старшего султана Каркаралин­ского округа Кунанбая Оскенбаева. Кудайбердиев был наиболее талантливым учеником великого Абая. Владел арабским, персидским, турецким и русским языками. Взгляды Шакарима получили отражение в произведениях: «Летопись турецких, киргизских, казахских ханов», «Условия мусульманства», поэмах «Кал­каман-мамыр», «Енлик-Кебек».



Закон о развитии просвещения 1906 г., положил начало открытию сме­шанных русско-казахских школ, создавая препятствия для мусульманских школ: мектебов и медресе.

В пропаганде идей просвещения и образования сыграли роль органы печати: журнал «Айкап», «Киргизская степная газе­та», «Степной край», газета «Казах», «Семипалатинский листок». «Об­ластные ведомости» - официальный печатный орган областных губернаторов, также затрагивали проблемы просвещения. Михаэлис, Обручев, Пантусов, Коншин, даже губернатор Туркестанского края Куропаткин и другие чиновники публиковали немало ис­следований по истории, экономике, культуре Казахстана.

В учебных заве­дениях не хватало учителей. Из 254 выпускников Туркестанской учи­тельской семинарии за1883-1904 гг. казахов всего 38 человек (и 1 узбек) -11,4%. В Оренбургской казахской учительской школе в 1901 г. обучалось 28 казахов.

С детства принимая участие в айтысах, Жамбыл Жабаев совершенствовал талант импровизатора. Выдающийся поэт Нурпеис Байга­нин - страстный пропа­гандист народных сказаний - дастанов и героических преданий о славных казахских батырах.

Среди кюйши (вир­туозов-домбристов) и народных композиторов особо выделяются Кенен Азербаев, Балуан Шолак Баймурзин, Казангап Тлепбергенов, Дина Нурпеисова, Укили Ыбрай Сандыбаев, знаменитый ком­позитор Сугур, казахский «соловей»Майра Шамсутдино­ва. Исполнительское искусство Калия Байжанов, Манарбека Ержанова, покорившего ПарижАмреКашау­баева сложилось в начале ХХ в. Песни народных компо­зиторов Естая«Майдаконы», УкилиЫбрая«Гакку», кюй ДиныНурпеисовой«Конил ашар» - казахская музыкальная классика.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |


Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)