АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ленинское определение материи. Дискуссии о материи в советской философии

Читайте также:
  1. I. Определение основной и дополнительной зарплаты работников ведется с учетом рабочих, предусмотренных технологической картой.
  2. II. Принципы средневековой философии.
  3. III. Предмет, метод и функции философии.
  4. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  5. Аксиомы науки о безопасности жизнедеятельности. Определение и сущность.
  6. Анализ функциональной связи между затратами, объемом продаж и прибылью. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия
  7. Атрибуты и свойства материи
  8. Билет 12. Предмет социальной философии. Уровни анализа общественных отношений
  9. Билет № 26 Основные особенности русской философии.
  10. Билет № 3 Структура философского знания. Основные проблемы философии.
  11. Билет № 35 Проблема познания в философии. Основные направления в теории познания.
  12. Билет № 38 Проблема сознания в философии. Структура сознания. Сознание и бессознательное.

В книге «материализм и эмпириокритицизм»:

Материя – есть объективная реальность, данная нам в ощущении.

Анализ:

Главное слово – реальность.

Реальность – действительное, невымышленное существование (то, что есть).

Материя – реальность объективная.

Объективное – существующее до, вне и независимое от сознания.

Формально: речь о любом сознании вообще: индивидуальное и общественное, земного человека и любых мыслящих существ. А фактически о человеческом сознании.

Признаки объективного:

1) Независимость: материя нуждается в сознании для своего существования.

2) Вне: предметы материальные находятся вне головы.

3) До: материя предшествует сознанию во времени (*соблюдается тогда, когда мы говорим о материи в целом; *когда говорим о природе).

Данное нам в ощущении:

Ленин хочет отличить свою позицию от позиции канта: «объективная реальность – вещь в себе, потому что она совершенно непознаваема.

Ленин: любое сознание с ощущения; материя познаваема.

В чем сложность?

*Мы не можем вывести сущность сознания и материи из сущности бытия

Понятие материи определяется через понятие сознания, а понятие сознания через понятие бытия.

Нет никакого способа определить материю, как столкнуть материю с сознанием, сознание с материей. Ленинское определение не может устареть.

 

В 60-е - 70-е годы рядом советских ученых было высказано представление о чисто гносеологическом характере понятия объективной реальности, то есть о том, что это понятие якобы не отражает собственную, позитивную природу внешнего мира, а лишь выражает отношение сознания к внешнему миру, который должен исследоваться только частными науками. Одни философы предлагали дополнить ленинское определение материи будто бы более широким онтологическим определением, а другие утверждали, что понятие материи вообще может быть только гносеологическим, поскольку философия, с их точки зрения, представляет собой лишь теорию познания, гносеологию.

По мнению Тугаринова, определение материи как объективной реальности – гносеологическое определение, даваемое через противопоставление маетрии сознанию, должно быть дополнено онтологическим определением материи как всеобщего предмета или сущности природы. В отличие от гносеологического онтологическое определение материи, как считал Тугаринов, дается минуя противопоставление материи сознанию. Определение материи как объективной реальности, данное нам в ощущениях, - писал Тугаринов, - является одним из определений материи, оно характеризует отношение материи к сознанию, объективного к субъективному.



Отказ от единственного возможного пути определения предельного понятия философии, независимо от лучших намерений авторов, приводит к тому, что признаки «сущность природы», «всеобщий предмет» и т.д., рассматриваемые как находящиеся за пределами признака «быть объективной реальностью», по законам логики оказываются либо принадлежащими к субъективной реальностью, либо третьей, нейтральной не объективной реальности.

Сходный с изложенным вариант пересмотра ленинского опре­деления материи, как единственно возможного и исчерпывающего, был предложен С.Т. Мелюхиным, который считал, что признак объек­тивно-реального существования является лишь одним из многих свойств материи, обнаруживаемых “при первоначальном общем под­ходе”. По его мнению, свойство объективно-реального существования производно от более общих атрибутов материи — взаимодействия, со­существования и абсолютности.

По мнению Б.М. Кедрова, понятие материи является всецело гносеологическим и “в принципе не может устареть, поскольку оно выражает неизменную способность человека отражать внешний мир.

Итог: Другого определения не может быть, кроме как через свойство материи быть объективной реальностью.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)