АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Французский поэтический реализм

Читайте также:
  1. Английский реализм
  2. В) Сюрреализм
  3. Г) Три основные формы абстрактной живописи, соответствующие импрессионизму, кубизму и сюрреализму
  4. Драма Шиллера «Вильгельм Телль». Реализм и народность произведения.
  5. Евгений Онегин” — первый роман критического реализма в мировой литературе. Особенности композиции.
  6. Здравый смысл. Наивный реализм
  7. Итальянский неореализм
  8. Литературное направление: соцреализм (формально)
  9. Мыми и священными правами. Французский народ торжественно
  10. Научное знание. Критический, научный реализм
  11. Особенности англ. реализма Чарльз Дикинз , Бронте, В.Теккери.
  12. Поэтический мир Иосифа Бродского

 

В начале 1930-х годов во Франции началась так называе­ мая поставангардистская реакция. Рассматривая абстрактное кино лишь как лабораторный эксперимент, новые режиссеры (Ж. Виго, Ж. Дювивье, М. Карне) в своих фильмах возвраща­ ются к сюжетности и ставят перед собой главную художествен­ ную задачу — показать красоту обыденной реальности. В ка-


 

 

честве главного героя в их фильмах выступает «маленький человек», зачастую представитель социальных низов.

Данная тенденция впервые ярко обозначилась в творчестве Жана Виго(1905-1934), хотя он успел снять только две игро­ вых картины. Фильм «Ноль за поведение» (1932) был запре­ щен за свои бунтарские мотивы и вышел на экраны только в 1945 г. Весь пафос ленты был направлен против тотальной власти взрослых и создан как воплощение грез гонимого судь­ бой ребенка. Эстетика фильма опирается на поэтическое миро­ ощущение Виго: реальность постепенно теряет документаль­ ную достоверность и трансформируется в ирреальный, полуфантастический мир. Последняя картина Виго — «Аталан- та» (1934). Это лирическое киноповествование о жизни-путе­ шествии маленького экипажа баржи. На заре звукового кино, когда фильмы тонули в плотном потоке диалогов и монологов, Ж. Виго в своем произведении открыл эстетическую ценность паузы и заставил ее «звучать» во всей художественной силе. Трогательность, искренность, ясность, мягкий юмор определя­ ют атмосферу картины. Главные герои — молодые супруги Жан и Жюльетта, старый матрос папаша Жюль — персонажи абсолютно реалистические, живущие мелкими заботами и ти­ хими радостями повседневности. Баржа, олицетворяющая для героев и дом, и работу, также вполне могла вписаться в реа­ листический пейзаж, однако античное имя «Аталанта» наделя­ ет ее символическим статусом бегущей, скользящей по волнам.

Подобное утонченное соотношение реализма и поэзии за­ тем закрепится в термине «поэтический реализм». Художест­ венное течение с одноименным названием наберет полную силу во второй половине 1930-х годов и станет выдающимся явлени­ ем не только французского, но и всего европейского кинематог­ рафа тех лет.

Безусловным лидером французского поэтического реализ­ ма, соединившим в своих фильмах простоту и ясность повест­ вования с изысканностью изображения, является Марсель Карне(1909-1997). Первый огромный успех режиссера связан с выходом картины «Набережная туманов» (1938). Преследуе­ мый полицией дезертир Жан и несчастная потерянная Нелли переживают короткие минуты счастья в номере грязной порто­ вой гостиницы. Из маленького окна они с надеждой смотрят на корабль, на котором герой должен уплыть в безопасную страну. Это судно, поблескивая на солнце и «прорываясь» сквозь туманную мглу, олицетворяет для влюбленных реаль-




 

 

ность мечты о счастливой и спокойной жизни. Однако напрас­ ной оказывается попытка вырваться из замкнутого круга: ко­ рабль уходит из порта без пассажиров.

Фильм был снят в павильоне, и портовый город, где про­ исходят события, был плодом поэтического воображения авто­ ров, а подлинность жизненных реалий обманчива. Два года спустя, когда Франция была оккупирована, М. Карне упрекали в том, что пессимизм картины «Набережная туманов» заразил французов разрушительным скептицизмом. В ответ режиссер написал: «Искусство кино — это зеркало эпохи, в которой мы живем... ее характерные черты: беспокойство и потерянность» [50, т. IV, с. 88]. После «Набережной туманов» конструкцию фильмов Карне стали называть архитектурной. В них все было точно рассчитано: композиция каждого кадра, значение каждо­ го слова, монтажный ритм.

В 1939 г. Карне снял картину «День начинается», где ре­ альность также оборачивается поэтическим созерцанием, вели­ чественной картиной страдающего человечества. Свои после­ дующие ленты режиссер снял в период фашистской оккупации и смог в них противостоять общему упадку французской куль­ туры. В 1942 г. появляется фильм «Вечерние посетители», в котором аллегорические образы олицетворяют идею сопротив­ ления, противостояния силой духа.

Высшим художественным достижением М. Карне, образ­ цом его творческого стиля и своеобразным итоговым манифес­ том французского поэтического реализма явился фильм «Дети райка» (1944). Произведение воплощает собой изысканную зрелищность, одухотворенность фактуры, поэзию чувств. Па­ риж 30-х годов XIX в. раскрывается перед зрителем как увле­ кательный и таинственный мир. Главная героиня фильма — красавица Горанс, в которую влюблены все: актер-мим, неудач­ ливый писатель, вор, крупный чиновник и миллионер. Но сердце девушки отдано площадному актеру-миму. Однако, как во всякой романтической истории, герои вынуждены расстать­ ся. Эпизод их прощальной встречи после нескольких лет разлуки, когда Горанс стала богатой дамой, а мим Батист — известным актером, помещен режиссером в контекст карнава­ ла. Женщина удаляется, растворяясь в праздничной шумной толпе, а мим в своем отчаянном порывистом преследовании

‡агрузка...

«увязает» в плотном хороводе масок: жизнь как театр.

Карне создал пышный экранный дивертисмент, сочетая мелодраму, возвышенный романтизм, пантомиму со сценами


 

 

из реальной жизни (народные театры, турецкие бани, воров­ ские притоны). «Дети райка» — это образец такого стиля, где занимательная интрига сочетается с изяществом изображения.

«Лебединой песней черно-белого кино» назвал этот фильм впоследствии итальянский режиссер М. Антониони [1, с. 74]. Для жителей разоренной войной Европы кинематограф М. Карне поистине был сном наяву, спасительным воспомина­ нием чуда жизни, иллюзией, более желанной, чем реальность.

В рамках французского поэтического реализма были созданы фильмы утонченной стилистики, объединяющей прекрасное с невероятным. Все слагаемые кинематографи­ ческой образности (изображение, звук) и каждый кадр в це­ лом были насыщены поэзией. Следует лишь еще отметить ведущую роль Ж. Превера — сценариста основных фильмов М. Карне. Для него кинематограф и поэзия были тождес­ твенными понятиями.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (2.948 сек.)