АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Способность вдохновлять

Читайте также:
  1. Анализ и синтез комбинационных схем с одним выходом и проверка их на работоспособность.
  2. Б. Платежеспособность
  3. Вопрос 25. Правоспособность юридических лиц.
  4. Главное – работоспособность и интерес к работе
  5. Гражданская правоспособность и дееспособность
  6. Его способность
  7. Жидкости на растворяющую способность раствора
  8. Жизнеспособность вместо адаптации, пригодность вместо соответствия.
  9. Закупоривающая способность глобулярной ВУС, диаметром 7мм,
  10. Защита прав и интересов недееспособных, частичная дееспособность и ограничения дееспособных
  11. Звукоизолирующая способность преграды
  12. Изучение духовной науки, при котором человек пользуется сначала способностью суждения, приобретенной в физически-чувственном мире.

Такт и дипломатия

Они родственнй и близки друг другу. Такт опре­деляется как «интуитивная способность воспринимать, в частности быстрое и тонкое понимание того, что уме­стно, приличествует или правильно: готовность понима­ния того, что будет самым подходящим сказать или сделать, особо тонкое чувство и понимание того, как избежать всего, что может обидеть и задеть других».

Дипломатия — это ловкость и умение справляться с обстоятельствами любого рода; однако, вследствие злоупотребления некоторых людей, обладающих этим искусством, это слово получило несколько иное значе­ние. Если связать два этих понятия вместе, из них возникает третье: уменье примирять противоречащие точки, не задевая других и не поступаясь принципами. Это — бесценные качества у людей, стоящих во главе других. Нужно самым усиленным образом стремиться к этой способности уметь справляться с щекотливыми переговорами и личными обстоятельствами людей та­ким образом, чтобы и признавать права обеих сторон и вместе с тем приводить их к гармоническому разре­шению вопроса. В это качество входит и способность ставить себя на место другого и понимать, что он чув­ствует и как будет реагировать.

Одно и то же можно сказать тактично и бестактно. Один продавец обуви сказал покупательнице: «К сожа­лению, мадам, ваша нога слишком широка для этих туфель». Другой продавец в таком же случае сказал иначе: «К сожалению, мадам, эти туфли слишком ма­лы для вас». Оба употребили почти одинаковые выра­жения, но такт и дипломатия побудили одного слегка переставить ударение, и он обеспечил себе верную и удовлетворенную покупательницу.

Тот способ, которым Иисус Навин распределяет землю обетованную среди израильтян, дает первоклас­сный библейский пример о применении этих качеств. В такую щекотливую задачу, в которой человеческая жадность неизбежно должна играть большую роль, входили все предпосылки для серьезных споров и раз­доров, которые могли внести раскол в народ. Такт, с которым Иисус Навин совершил эти наделы землей, доказывает не только его человеческую мудрость, но и тесную связь с Богом. Дипломатия, с которой он разре­шил горькое и опасное недоразумение, возникшее вследствие того, что племена Рубена и Гада воздвигли другой еще алтарь, является дальнейшим доказатель­ством не только его одаренности, но и мудрости, кото­рой он научился в школе Божией.

Способность вдохновлять

Ларе Ольсен Скрефсруд с его свежим, здоровым взглядом на жизнь, своей молодой жизнерадостностью, за которой скрывалась интенсивная жизнь с Богом в молитве, сделал своих сотрудников рьяными последо­вателями, богатыми идеями. «Его миссионерская дея­тельность похожа на военный поход против сил тьмы, — пишет Ивор Сетер. — Сотрудники и проповедники — это генеральный штаб, старосты — гвардия, а моло­дежь и женщины — авангард». Скрефсруд вдохновляет

студентов, крестьян, европейцев и местных жителей к сотрудничеству и поддержке дела.

Неемия в высшей степени обладал зтой силой. Ког­да он прибыл в Иерусалим, люди были чрезвычайно подавлены и обескуражены. Но ему сразу же удалось спаять их в агрессивную и сильную рабочую группу. Он обладал такой способностью вдохновлять, что вско­ре после этого мы читаем: «Народ всей душой отдавал­ся работе». Можно с полным основанием утверждать, что работа по возведению стен не могла быть начата и тем более не закончена, если бы Неемия не умел вдохновлять народ.

Способность выполнять планы

Человек, в значительной мере лишенный этой спо­собности, не может осуществлять свои планы, незави­симо от того, насколько ясно бы ни было его духовное зрение. Правда, в чересчур большой организации тоже скрываются коварные опасности, потому что она явля­ется чрезвычайно неудовлетворительной заменой при­сутствия и дела Духа Святого. Этого не должно быть. Недостаток метода и организации тоже таит в себе опасности и погубил уже многие подававшие большие надежды начинания во имя Божие.

Ветхозаветное слово «суд» имеет много значений. Его можно перевести также выражениями: «метод», «порядок», «система», «закон», «право». Когда Исайя говорит: «Ибо Господь есть Бог правды» (в смысле сло­ва 'право') (Ис. 30,18), то он среди прочего подразуме­вает, что Бог, когда судит, то рассудит по Своему пла­ну. Поэтому Он требует от тех, кого облекает руковод­ством, чтобы все было сделано прилично и порядочно.

В нашей работе для Него мы должны подражать любви к порядку и методике Господа. Хотя и правда, что нельзя так организовать людей, чтобы они вошли

в Царствие Небесное, но это не оправдывает недостатка тщательного планирования под руководством духовным и выполнения того, что задумано для спасения людей. Уэсли обладал способностью к управлению, кото­рая ничем не уступала талантам Ришелье. Его органи­зационный талант до сих пор еще чувствуется в церк­ви, которую он основал. Именно его выдающейся спо­собности осуществления планов и его организационно­му таланту обязаны мы тем, что движение осталось нерушимым даже и тогда, когда оно было лишено его присутствия и руководства — хотя и находилось по­стоянно под угрозой методического перенапряжения. Знание людей, присущее Уэсли, его умение давать им именно то занятие, в котором они лучше всего могут применить свои способности — было просто гениальным и предохраняло движение от больших опасностей.

ДЕВЯТАЯ ГЛАВА

НЕПРЕМЕННОЕ ТРЕБОВАНИЕ

«Выберите из среды себя семь человек из­веданных, исполненных Святого Духа и мудрости... и избрали Стефана, лужа ис­полненного веры и Духа Святого».

Деян. 6,3

Духовное руководство может выполняться только людьми, обладающими духовностью. Все остальные ка­чества желательны, но это является непременным.

История — Деяния Апостолов служит вдохновен­ным источником для принципов руководства, и это ис­тория мужей, которые основали Церковь и начали мис­сионерское служение. Совсем не мимолетное значение имеет то обстоятельство, что и для тех, кто нес ответ­ственность за практическое служение в ранней церкви, главным качеством было быть «преисполненным Духа Святого». Они могли быть известны как чистосердеч­ные и мудрые мужи, но в первую очередь должны были быть преисполненными духовности. Каким бы ни был интеллект человека, какими бы ни были его способно­сти, как управителя — но без этого, самого существен­ного качества он не способен действительно выполнять духовное руководство.

За деяниями в истории апостолов всюду можно различить планомерные деяния Духа Святого. Он ру­ководит повсюду, как высший Управитель церковью и главный стратег миссии. Повествование совершенно ясно свидетельствует о том, что Дух Святой ревниво охраняет свои суверенные права и никому не передает своего авторитета. Даже те сотрудники, которым пору­чены только временные церковные задания, должны быть подчинены Ему. На их выбор не должны влиять

соображения мирской мудрости, финансовой дально­видности или общественного признания, а только в первую очередь преисполняющий их Дух Святой. Если какая-либо церковь, община или другая христианская организация уклоняется от этого образца, то это в сущ­ности не приводит ни к чему другому, как к изгнанию Духа из его руководящей функции. В конце концов он омрачается и затухает, и за этим следует недостаток духовности и смерть.

Выбор сотрудников без того, чтобы иметь доказа­тельства их духовных качеств, должен неминуемо привести к бездуховному руководству. Чтобы пояснить подобное положение, д-р А. Т. Пирсон сравнил его с тем курсом, который иногда преследуется большим об­ществом, стремящимся отделаться от своего руководи­теля. Постепенно на подчиненные места и в совет об­щества вводятся люди, которые по своему методу и направленности идут против председателя. Они спо­койно противятся его мероприятиям, портят его планы и работают против его принципов. Вместо сотрудниче­ства и поддержки он встречает инертность и равноду­шие, если не оппозицию, пока наконец руководитель не уходит со своего поста, потому что ему становится не­возможным вести дела и проводить свою тактику уп­равления. Выбор людей с мирскими и материалистиче­скими взглядами мешает Духу Святому проводить свою программу для церкви в этом мире.

Дух Святой не принуждает ни одного человека или группу людей против их воли. Если Он видит, что на руководящие должности избраны люди, лишенные ду­ховной способности для совместной с Ним работы, Он отходит и предоставляет им без Своей помощи прово­дить их собственную тактику, отвечающую их уровню. Неизбежным следствием этого является бездуховное Управление.

Церковь в Иерусалиме прониклась предостереже-

нием апостолов и избрала семь мужей с требуемыми качествами. Их преисполненная духовностью работа привела вскоре к тому, что недовольство было изле­чено, церковь стала благотворной, и мужи, которые были избраны для того, чтобы распределять мирские благодеяния, стали вскоре считаться орудием Божиим, чрез которое преподается небесное благословление. Стефан стал первым мучеником, и его смерть сыграла немалую роль для обращения Савла. Филипп стал пер­вым мирянином-евангелистом и послужил Духу Свято­му для великого пробуждения в Самарии. Верность в применении природных и духовных способностей про­лагает путь для большей пригодности и увеличения этих способностей. В Деяниях Апостолов ясно видно, что те, кто имели решающее влияние на христианское движение, были мужами, преисполненными Духа Свя­того. В Деяниях говорится о Господе, Который велел Своим людям до тех пор держаться в Иерусалиме, пока не снизойдет на них сила свыше, ибо Он сам был по­мазан Духом Святым и силою (10, 38). И все 120 избран­ных исполнились Духа Святого {2,4). Петр был преис­полнен Духа Святого, когда он говорил со старейшина­ми (4,8). Когда Стефан был преисполнен Духа Святого, он стал способен явить непреоборимое свидетельство во Христе и умереть сияющим мучеником {6,3; 5; 7,55). В полноте Духа Святого начал и закончил ап. Петр свое единственное в своем роде служение (9,17; 13,9). Вар­нава, его спутник в миссионерских поездках, был пре­исполнен Духа Святого (11,24). Тот, кто не видит в этом основного критерия и орудия духовного служения, должен быть странно слепым.

Эти мужи были очень восприимчивы к руководству Духа Святого. Поскольку они с готовностью подчини­лись его контролю, то и слушались его велений и от­кровений. По откровению Духа Филипп, не раздумывая, покинул цветущее пробуждение в Самарии и принял

на себя задание в пустыне! (8,29). Дух преодолел про­тиводействие Петра и привел его к Корнелию, из чего последовали бесчисленные благодеяния для языческого мира (10,19; 11,12). Дух послал Савла и Варнаву первы­ми миссионерами (13,1-4). В своих миссионерских по­ездках Павел слушался как и удерживания его Духом Святым, так и его настояния (16, 6-7; 19,12; 20, 22). При­знанные руководители церкви ссылались на своих соб­раниях в Иерусалиме на руководство Духом. «Дух Свя-ый и мы сочли за благо», — было законоположением решений собрания.

Следует установить, что целью всякого вмешатель­ства Духа Святого было внести Евангелие в языческий мир. В те времена, как и теперь, это было главной за­дачей Духа: сделать церковь миссионерской церковью. Не желает ли Он сделать это и для нас главной зада­чей?

В Восточной Азии мы видим Его мощную работу. К наиболее обнадеживающим признакам церковной рабо­ты там относится то, что Дух Святой дарует новый мис­сионерский взгляд, можно сказать, миссионерское рве­ние. Так, японские церкви из своих собственных рядов послали не менее сотни миссионеров во все страны, от Тайваня до Бразилии, и это в то время, когда сила мис­сионерства в западных странах находится в застое. Бо­жественный стратег разбудил азиатскую церковь к ее миссионерской обязанности. В данное время имеется не менее чем 643 христианина-азиата, которые «бона фиде» последовали призыву Бога и стали миссионерами.

Совет ап. Павла руководителям общины в Ефесе проливает свет на то, как они должны относиться к своему посту: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями» (20,28). Они получили эту должность не путем апостольского или общего избрания, а путем божественного призвания. Они ответственны не только перед церковью, но и пе-

ред Духом Святым. Какое сознание уверенности и от­ветственности, какой духовный авторитет должно бы­ло придать им это сознание! Цели троичного преисполнения Духом Святым были исключительно практиче­скими. Апостолы стояли перед сверхчеловеческой зада­чей, для которой требовались сверхчеловеческие силы. Преисполнение Духом даровало им силу, требовавшую­ся для беспрерывной борьбы, которой они посвятили себя (Лук. 24,29; Еф. 6,10-18).

«Быть преисполненным Духом Святым» значит — говоря простым языком — что то лицо, которое добро­вольно предает себя в ответ на дарованную или благо­приобретенную веру, исполняется, укрощается и управ­ляется Духом Святым. Именно слово «исполнен» под­тверждает это значение. Оно не значит, что нечто про­ливается в пассивный, пустой сосуд. Мы находим упо­требление этого слова у Луки 5,26: «и бывши исполне­ны страха» и у Иоанна 16,6: «Но от того, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше». Страх и забота этих людей заполнили их до того, что другие ощущения были выключены; они были полностью по­глощены этим. Но быть исполненным Духом Святым значит быть под его господством. Интеллект, чувства и воля, так же как и физические силы, предоставляются на его усмотрение, чтобы достичь Господней цели. Под его контролем освящается дар руководящего служения и достигает своего наивысшего расцвета. Несмущаю­щийся теперь Дух способен без помехи вызвать духов­ные плоды в жизни руководителя, придать его служе­нию новую притягательную силу и его свидетельству о Христе новую мощь. Всякое истинное служение есть только изливание Духа Святого чрез преданную Ему и исполненную Им жизнь (Иоан. 7,37-39).

А. В. Тозер ясно видел возможность поверхностно­го отношения в поисках этого переживания, когда он сказал: «Каждый, искушенный в том, чтобы различать

добро и зло, может только огорчиться, если он видит, что ревнивые люди стремятся к исполнению Духом Святым, в то время как они беспечно продолжают жить в грехах своих. Тот, кто хочет быть воспринятым во владение Духом, должен исследовать всю свою жизнь в поисках несправедливости. Он должен все изгнать из своего сердца, что несозвучно воле Божией так, как это дано откровением в Священном Писании... Никакое зло не должно быть терпимо, ничто, ненавидимое Богом, не должно вызывать снисходительной усмешки».

Полнота Духом является существенным и непре­менным условием для духовного руководства. И каж­дый из нас настолько исполнен Духом Святым, на­сколько он действительно этого хочет.

ДЕСЯТАЯ ГЛАВА

ЖИЗНЬ МОЛИТВЫ

1 «Итак, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления». 1 Тим. 2,1

Ни в какой другой области руководитель не дол­жен превосходить своих сотрудников так, как в мо­литве. Именно в этом зрелый христианин сознает бес­конечные возможности и необходимости. Никогда не может возникнуть у него чувства, что он уже «овладел» этим. Тот, кто хочет смирять другого, пусть спросит его о его молитве.

Молитва — древнейшее, всеобъемлющее и самое интенсивное выражение религиозной жизни. Она до­стигает высшего Величия и бормотаньем ребенка, и воз­вышенным языком поэта, Действительно, молитва — это дыхание христианина и атмосфера разговора с Бо­гом — ВОЗДУХ, КОТОРЫМ ОН ДЫШИТ.

Странный парадокс, однако, что большинство из нас мучается каким-то коварным отвращением к мо­литве. Мы совсем не находим естественную радость в том, чтобы приблизиться к Богу. Мы только на словах прославляем радость в молитве, ее силу и цену. Мы признаем, что для зрелой христианской жизни она обя­зательна. Мы знаем, что она постоянно объясняется и повелевается Священным Писанием. И несмотря на все это, мы слишком часто не молимся.

Почерпнем же мужество из жизни мужей с такими же страстями, которые преодолели свое естественное отвращение и стали сильными мужами молитвы.

И. Г. Фолькенинг сказал в своей вступительной проповеди: «Молитва духовного наставника должна быть ему так же важна, как и другие его обязанности. Ибо в молельнях часто исполняется больше, чем до­ступно глазу». А о Филиппе Якове Спенере говорится, что источник его силы и служения был в молитве. И несмотря на это, он много жаловался на свою непри­годность в молитве.

«Если я хочу молиться, — признается один христиа­нин, — то я вижу, что душа моя не хочет идти к Богу, а если она с Ним, то не хочет оставаться». И именно в этом надо проявлять самодисциплину. «Как бы неохо­тен ты не был к молитве, не поддавайся, — советует он, — а борись и стремись молиться, даже если ты ду­маешь, что не можешь молиться».

Искусство молитвы, как и всякое другое искусство, требует времени, и по тому сроку времени, который мы употребляем на нее, мы познаем, какое значение при­даем ей на самом деле. Нам всегда удается найти время для того, что мы считаем самым важным. Для боль­шинства поводом сократить время для молитвы служит нагромождение обязанностей. Для сильно занятого Мартина Лютера усиленная работа была аргументом, принуждавшим его к более долгой молитве. Вот его

ответ на вопрос, какие у него планы на грядущий ра­бочий день: «Работа, работа с утра до вечера, и на са­мом деле мне надо так много сделать, что первые три часа я буду проводить в молитве». Духовный наставник молодежи в Берлине, Э. фон Роткирх, регулярно посвя­щал первые утренние часы молитве, и его комната стала «самой благословенной исповедальней Германии», — как сказал П. Ле Сер. Как только Библия окажет большее влияние на наше представление о значении молитвы, мы станем отводить ей больше времени.

Конечно, правда, что молитва ставит проблемы пе­ред разумом. Но те, кто скептически относятся к ее ценности и действительности, обычно являются людь­ми, кто серьезно не испытал ее, или они не признают предпосылок к ней. Нет никакой возможности научить­ся молиться иначе, как чрез самую молитву. Никакая разумная теория не могла научить ни одну человече­скую душу молиться. Но тому человеку, который вы­полнит предпосылки, эти проблемы будут разрешены в неоспоримом факте услышанной молитвы и в радости сознательного общения с Богом.

Высшим образцом жизни в молитве христианин, разумеется, считает жизнь Самого Господа, так как ве­ра в разумность и необходимость молитвы покоится не на логике, а в первую очередь на Его примере и Его учении. Если какая-либо жизнь могла обойтись без мо­литвы, то это была бы именно жизнь безгрешного Сы­на Человеческого. Если бы молитва была бесполезна или мало нужна, то мы могли бы ожидать, что о ней едва ли бы упоминалось в Его жизни и в Его учении. Но как раз наоборот: она владела Его жизнью. Она бы­ла существенной составной частью Его учения. Молит­ва открывала перед Ним Его путь. В молитве Он чер­пал силу исполнять и осуществлять совершенную, но требующую от Него всего, волю Отца Его. Молитва пролагала путь к преображению. Для Него молитва

была не заданием, вызывавшим Его противодействие, а потребностью, приносящей радость.

У Луки 5,16 мы находим свидетельство, проливаю­щее свет на ежедневные занятия Господа: «Но Он ухо­дил в пустынные места и молился». И не один раз, а часто говорит об этом составитель Евангелия. Господь наш имел обыкновение удаляться для молитвы. Он был тогда «в пустыне». Он, обладавший такой богатейшей, могущественнейшей духовной силой, считал нужным удалиться к источнику силы, чтобы освежить в нем Свой измученный дух. Для нас еще большее чудо то, что Он, Создатель жизни, вечное Слово, Сын Отца, в смирении бросается наземь перед Божьим Троном и просит милостивой помощи в трудную минуту.

Христос проводил ночи в молитве (Лук. 6,12). Часто он вставал до рассвета, чтобы без помехи общаться с Отцом Своим (Мар. 1, 35). Великим кризисам его жизни и служения предшествовала интенсивная молитва, как говорит Лука в 5,16: «Но Он уходил в пустынные места и молился».

Словом и делом Он внушал Своим ученикам значе­ние уединения в молитве (Мар. 6, 46 и Лук. 9, 28). Кому выпадает на долю выбирать людей для определенной духовной ответственности, тому Господь подает сияю­щий пример того, как Он избирал своих учеников.

Господь наш и его «крепостной», Павел, показыва­ют, что молитва — это не мечтания. Каждая подлинная молитва требует всей энергии молящегося. Подлинное моление — это жертва, кровавая жертва. Иисус совер­шал многие великие дела безо всякого внешнего напря­жения. Но о Его молитве говорится: «И жертвовал мо­ление свое со слезами и воплями».

Каким слабым отблеском борений ап. Павла и Епафраса кажутся наши бледные и ленивые моления! «Епафрас... всегда подвизающийся за вас в молитвах», — писал ап. Павел верующим в Колоссе (4,12). И им

же: «Чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас» (2,1). Употребленное здесь греческое определение борь­бы относится к человеку, который измучивается своей работой до тех пор, пока не обессилеет полностью (Кол. 1, 29) или сражается на арене за желанный приз (1 Кор. 9, 25), или к человеку, который прилагает все усилия, чтобы вызволить своего друга от опасности (Иоан. 18, 36). Из этих и других соображений совершенно ясно вытекает, что молитва — это упражнение, требующее крайней духовной дисциплины и сосредоточенности.

К нам относится то, в чем признался молящийся Павел: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как долж-Дух подкрепляет нас в немощах наших... но сам Дух но...» Но он тут же спешит прибавить: «...также и ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными; испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Рим. 8, 26-28). Дух сам соединяется с нами в нашей молитве и вливает Свои моления в наши.

Мы можем владеть методикой молитвы и понимать ее теорию; мы можем испытывать неограниченное до­верие к достоверности и ценности вещаний о молитве и можем со всею серьезностью вступаться за нее. Но если мы упустим из виду ту роль, которую играет Дух Свя­той, то нам не удастся получить в свои руки ключ, от­крывающий двери.

Во все возрастающей мере нам нужно обучение ис­кусству молитвы, и главным нашим учителем служит Святой Дух. Его поддержка в молитве упоминается в Священном Писании чаще, чем какое-либо из его зада­ний. Всякая подлинная молитва является следствием Его деяний для нас. Павел и Иуда поучают, что настоя­щая молитва является «молитвой в духе». Это можно понять так: молиться по тем же принципам, о тех же вещах, и тем же Именем, как и Дух Святой. Истинная

75молитва возникает в духе христианина из того Духа, который обитает в нем.

«Молитва в Духе» может иметь двоякое значение. Это может значить «молиться в области Духа», ибо Святой Дух есть сфера и атмосфера христианской жиз­ни. Но правда также и то, что многие наши молитвы исходят из души, а не из духа. Они относятся к нашей душевной области, а не Духу Святому. Молитва же «в Духе» предъявляет требования к нашему телу и разу­му, но получает свое побуждение и свое выражение в сверхъестественной области Духа Божьего. Этот род молитвы действует как по ту, так и по эту сторону.

Выражение «молиться в Духе» может также обозначать: молиться в силе и энергии Духа. «Всякою мо­литвою и прошением молитесь во всякое время духом»..., пишет ап. Павел Ефесянам — это нечеловече­ская задача, требующая больше, чем только человече­ской силы. Святой Дух — это дух силы и дух молитвы. Человеческая энергия сердца, разума и воли достигает только ограниченных результатов; но молитва в Духе Святом открывает сверхъестественные источники — как для самого молящегося, так и для всех и всего, включенного в его молитву.

Радость Духа — помочь облеченному духовной от­ветственностью человеку в его духовной и физической слабости. Ибо молящийся мучается тремя препятствия­ми, но при всех трех он может рассчитывать на под­держку Духа Святого: иногда его удерживает от молит­вы сознаваемое им противоречие его сердца. Если он доверяет Святому Духу, то Тот приведет его и сделает способным к тому, чтобы произвести очищение чрез могущественное средство разрешения, кровь Христову. Второе — молящемуся мешает невежество его духа. Но Дух, являющийся Духом Божиим, разделит с ним Свое знание, когда молящийся ожидает воспринять его. Он поступает так, проводя ясное различие между просьбой

о Божьей воле и просьбой, которая не соответствует Божьей воле. И наконец молящийся часто устает от парализующей слабости своего тела, в особенности тог­да, когда он живет в изнуряющем тропическом клима­те, или в суете наших городов. Но Дух оживит смерт­ную плоть молящегося по вере его и будет способство­вать ему преодолеть и подняться над противодействую­щими физическими, климатическими и духовными пре­пятствиями.

Вдобавок к этим затруднениям молящийся должен еще преодолеть коварное противодействие сатаны, ко­торый будет пытаться мешать ему и смущать, внушать сомнения и обескураживать. Но против него Святой Дух дает человеку божественную поддержку.

Вышеприведенные мысли для многих, прочитав­ших их, несомненно, не новы; но эта могучая помощь, сила Духа в молитве, является ли она действительным переживанием, приносящим радость? Или мы соскольз­нули хотя бы и в ненамеренную независимость от духа молитвы? Молимся ли мы обычно «в Духе» и получаем ли полный ответ на наши молитвы? При охвате разу­мом духовных истин очень легко предвосхитить наш практический опыт.

Молитва часто упоминается в Библии как образ духовной борьбы. «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6,12). В этой стадии молит­венной жизни участвуют три, а не только два лица. Между Богом с одной и дьяволом с другой стороны стоит молящийся. Хотя он сам по себе слаб, но играет стратегическую роль в неумирающей борьбе между змием и Агнцем. Сила и власть, которые он исполняет, присущи не ему, а доверены ему побеждающим Хри­стом, с Которым он связан верою. Его вера — это то орудие, которое, благодаря победе, одержанной на Гол-

гофе над сатаной и его ратью, достигает плененных и освобождает их.

При чтении Евангелий внимательный читатель мо­жет увидеть, что Иисус Христос был не так заинтере­сован злыми людьми и злыми обстоятельствами, с ко­торыми Он встречался, сколько злыми силами, стояв­шими за ними. Иисус различал темную руку сатаны за Петром, который из-за хороших намерений никогда не молчал, и за предательским Иудой. «Отойди от меня, сатана!» — было ответом Господа на доброжелательное, но неуместное замечание Петра. Мы видим вокруг себя людей, запутавшихся в грехах и плененных сатаной; но наше стремление в молитве должно быть направле­но не только на то, чтобы молиться за них, но против сатаны, в плену которого они находятся. Его нужно заставить выпустить их из своих когтей, и это может быть достигнуто только победой Христа на кресте. Иисус искал причину, а не следствие, и христианин, сознающий свою ответственность, должен для этого аспекта своей молитвы применять такой же метод. И ему нужно также знать, как он должен вести тех, кто находится под его руководством, к победе в этой ду­ховной борьбе.

В наглядном образе Иисус сравнил сатану с силь­ным, вооруженным мужем, содержащим свой дворец и имение в мире. Прежде чем он может быть лишен свое­го имущества и его пленники отпущены на свободу, сказал Иисус, он должен быть связан или сделан бес­сильным (Мат. 12, 28 и 29). Но «связать сильного» зна­чит ведь ничто иное, как сделать его силу недействи­тельной, прибегнув к преобладающей силе Христа, предназначенной для того, чтобы «разрушить дела дья­вола?». И как можно достичь этого иначе, чем посред­ством молитвы веры, охватывающей победу на Голго­фе и выражающей веру в повторение ее для сущности именно этой молитвы? Мы не должны совершать ошиб-

ки и переворачивать порядка нашего Господа, ожидая, что сможем добиться освобождения без того, чтобы сперва обезоружить врага.

Мы можем с уверенностью употреблять данную нам Богом власть, ибо не сказал ли Господь своим сла­бым ученикам: «Се, даю вам власть наступать... на всю силу вражию»... (Лук. 10,19).

Так как служение руководством включает в себе способность влиять и воздействовать на людей, то ру­ководитель позаботится о том, чтобы найти самое дей­ственное средство для этого. Одним из наиболее часто цитируемых высказываний Хадсона Тэйлора является выражение его убеждения: «Только чрез Бога, единст­венно только чрез молитву возможно влиять на людей». В течение своей миссионерской деятельности он тысячи раз доказывал эту истину. Но одно — согласиться ра­зумом с этим девизом — и совсем другое претворить его на практике. Побудить людей к чему-нибудь не легко: гораздо легче молиться за мимолетные недостатки, чем за положения, возникающие вследствие интриг и упор­ства человеческого сердца. Но именно в таких положе­ниях руководитель и должен доказать свою способность продвинуть человеческие сердца в том направлении, в котором, как он верит, заключается воля Божия. И ключ, открывающий этот трудный замок, положен БО­ГОМ в его руки.

Высшее достоинство и честь человека заключается в том, что он может сказать и «да» и «нет» всемогуще­му Богу, поскольку ему дарована свобода воли. И этот Факт ставит того, кто учится молиться, перед настоя­щей проблемой. Если мы, посредством нашей молитвы, можем повлиять на поведение нашего ближнего, то не Нарушаем ли мы этим его свободной воли? Нарушит ли Бог свободную волю человека, чтобы внять молитве Другогс? И опять-таки, если наши молитвы не могут

так подействовать на него, то какой же тогда смысл молиться?

Если у нас возникают мысли по этому вопросу, то прежде всего мы должны подумать о том, что Бог всег- Iда верен Себе в своих поступках. Он не противоречит | Себе. Если Он возвещает, что внемлет молитве веры, то Он это сделает, и притом не таким образом, чтобы это противоречило Его божественной природе. Он вы­полнит все Свои обязательства, однако таким образом, который остается верен Его собственным качествам и делам, ибо «Он не может отречься от самого Себя». Ни одно слово, ни один поступок не будет противоречить какому-либо другому Его слову или поступку.

Кроме того существует непреложный факт, что молитва есть божественное предписание. Поскольку это повелел Бог, то мы можем быть уверены, что ответ бучдет непременно дан, несмотря на некоторые кажущиеся проблемы, если мы выполним указанные нам предпо­сылки. Очевидно Бог не видит никакой непреодолимой проблемы между человеческой свободой воли и Своим исполнением молитвы. Если Он поручает нам молиться «за царей и всякую власть», то в этом повелении содер­жится и уверение, что наши молитвы влияют на них и | могут решительно влиять на ход вещей. Для чего бы, нам иначе молиться? Получим ли мы в конце концов понятный ответ на наш вопрос или нет, нам все равно велено молиться.

Далее мы ложем познать волю Божию относительно содержания нашей молитвы, и это обстоятельство Ц составляет основу для нашей молитвы веры. Бог мо­жет очень убедительно говорить нам посредством пу­тей, на которые Он дает нам полномочия. У нас есть Слово Божие, показывающее нам божественную волю для всего основного. У нас в сердце служение Духу Святому, который по Божьей воле заступается за нас; (Рим. 8, 26 и 27).

В то время как мы терпеливо стараемся узнать волю Божию на нашу просьбу, Дух Святой поведает нам, отвечает ли она Божественной воле или нет. Дан­ное нам Богом убеждение дает нам способность про­двинуться от молитвы с надеждой к молитве веры.

Уже одно то обстоятельство, что Бог поручает на­шим сердцам молитву и дает нам молиться за это, слу­жит верным доказательством того, что Он намерен внять ей. Когда Джорджа Мюллера из Бристоля спро­сили, действительно ли он верит в то, что двое людей, за спасение которых он молился в течение 50 лет, будут обращены, он ответил: «Вы думаете, что Бог дал бы мне молиться все это время, если бы Он не хотел спасти их?» И в самом деле, оба обратились — один незадолго до смерти Мюллера, а другой вскоре после нее.

В молитве мы имеем дело непосредственно с Богом и только во вторую очередь с мужчинами и женщина­ми. Цель молитвы — ухо Господне. Молитва влияет на людей, чтобы они повлияли на Бога с тем, чтобы Он повлиял на них. Не молитва влияет на людей, а Бог, которому мы молимся.

Чтобы влиять на людей, руководитель должен иметь намерение влиять на Бога, потому что Бог ясно сказал, что он влияет на людей чрез молитвы их за­ступников, молящихся за них. Если интриган Иаков «сражался с Богом и людьми», то разве сознающий свою ответственность христианин не должен обладать такой же силой? (Быт. 32, 8).

Продолжительная молитва такого рода является следствием правильного отношения к Богу. Причины для неуслышанной молитвы приводятся в Священном Писании совершенно ясно, и они все касаются отноше­ния верующего к Богу. Он не хочет внимать мольбам из корысти и не потерпит нечистых побудительных причин.

Грех, который молящийся не сможет оставить и не-

навидеть, запечатает Божий слух. Менее всего Он тер­пит неверие, мать всех грехов. «Тот, кто хочет прийти к Богу, должен верить...» И во всем проявляется, что высшим мотивом молитвы служит хвала и слава Богу. Все великие библейские учителя были велики в молитве. Они были руководителями не благодаря сво­им блестящим мыслям, не благодаря тому, что их ис­точники были неисчерпаемы, не благодаря их большо­му образованию или природным дарованиям, а потому, что благодаря силе их молитвы в их распоряжении была сила Божия.

ОДИННАДЦАТАЯ ГЛАВА

РУКОВОДИТЕЛЬ И ЕГО ВРЕМЯ

«Поступайте, дорожа временем».

Еф. 5,15-16

Время — это промежуток продолжительности, в которой происходят события. Качество служения руко­водством проявляется в том, что происходит в течение этого промежутка времени. Характер и карьера моло­дого человека в значительной степени определяется тем, как и с кем он проводит свое свободное время. Школьные и служебные часы он не может регулиро­вать. Они для него твердо установлены. Но он может сказать, что думает делать до них и после них. И имен­но тот образ действий, как он использует остальные ча­сы, остающиеся после времени, уходящего на работу, еду и сон, сделает его либо незначительной личностью, либо человеком, на которого можно положиться. При­вычки, приносящие счастье или несчастье в жизни, вырабатываются в молодости. Часы досуга могут озна­чать или прекрасные возможности, или коварную опас-

ность. Каждое мгновение дня — дар Божий, и с ним надо заботливо обращаться, ибо время — это жизнь, данная нам для работы.

Минуты и часы могут быть превращены в богатую и изобильную жизнь. Микель Анджело понимал это. Когда однажды он исполнял работу, которую его торо­пили делать, некто предостерег его: «Она может стоить тебе жизни». Великий художник ответил: «А для чего же тогда жизнь?» Наши часы и дни будут и дальше истрачены, но они могут быть использованы продук­тивно и со смыслом. Великая польза жизни заключает­ся в том, что она употребляется на то, что будет после нее. Ценность жизни высчитывается не по числу лет, а по тому, что она дает; решающим является не про­должительность срока, который мы живем, а то, на­сколько заполнено и хорошо мы прожили.

И все-таки, несмотря на драгоценность и громад­ные возможности жизни, нет ничего, что бы мы так безрассудно не растрачивали, как время. Моисей так высоко ценил его, что он молил о мудрости измерять его не годами, а днями (Пс. 89,12). Если мы будем заботиться об использовании дней, то не будет недостат­ка и в годах.

Из уст руководителя желательно очень редко слы­шать слова: «У меня нет времени». Очень редко это вообще правильно. Обычно это предлог для извинения у мелких и неспособных людей. Нам всем доверено до­статочно времени, чтобы исполнить всю волю Бога и выполнить Его совершенный план нашей жизни. Мы так часто повторяем слова о недостающем нам време­ни, что уже одним этим повторением внушаем себе ве­рить этому. Никогда крайне занятые люди не бывают людьми, у которых «нет времени». Распределение их дня так систематично, что они находят еще дальней­шую возможность для самозабвенной услуги, когда бы их о том ни попросили. Проблема заключается не в том,

83что нам нужно больше времени, а в том, чтобы мы извлекали бы самую лучшую пользу из того времени, которое у нас есть. Отнесемся честно к тому факту, что у каждого из нас ровно столько же времени, сколько у любого другого в мире. В сутках двадцать четыре часа как у других, так и у нас. У других может быть больше способностей, влияния или денег, чем у нас, но времени у них не больше.

Как в притче о талантах (Лук. 19,12-27) каждому работнику была вручена одинаковая сумма, так и каж­дому из нас на долю выпало одинаковое время. Но только немногие пользуются им так мудро, чтобы воз­вратить вдесятеро. Правда: не все обладают одинако­вой способностью к достижениям; но и это учитывается в притче. Раб с меньшими способностями, но оказав­шийся таким же верным, получил такую же награду. Нас нельзя сделать ответственными за наши способно­сти, но мы несем ответственность за стратегическое применение нашего времени.

Когда Павел поучал христиан в Ефесе дорожить временем, он указал этим на то, что время в известном смысле может быть нами куплено. За самое большее использование его должна быть заплачена цена. На базаре жизни мы обмениваем время на определенные занятия и деятельность, которые могут быть ценными или неценными, продуктивными или непродуктивными. Можно было бы сказать: «Дорожи возможностью», по­тому что время — это возможность, и в этом кроется значение заботливо распланированной жизни. Если в экономике мы добиваемся успехов «со временем», то мы учимся жить. Если же мы не справляемся «со вре­менем», то у нас неудача во всем.

Время можно потерять, но его никогда нельзя воз­местить. Его нельзя накопить, оно должно быть исполь­зовано. Его нельзя также отложить. Если оно не упо­треблено продуктивно, то оно невозвратно потеряно.

Ввиду этих отрезвляющих обстоятельств, руководи­тель должен быть чрезвычайно точен в выборе того, чему он отдает преимущество. Он должен внимательно взвесить сравнительные ценности возможностей и от­ветственности. Он не может себе позволить тратить время на что-нибудь, имеющее только второстепенное значение, в то время как его внимания требуют основ­ные вещи. Поэтому его день должен быть тщательно распланирован. Если он хочет предельного достижения, то он должен уметь выбирать и отклонять и сосредото­чиваться на вещах, имеющих более важное значение. Очень показательно упражнение: сделать запись того, как проведен каждый час в течение недели, затем про­анализировать с точки зрения духовных преимуществ. Результат может показаться ужасным, с точки зрения духовных ценностей даже потрясающим. И несомненно окажется, что времени всегда больше того, которое применяется с пользою.

Если считать ежедневно 8 часов сна, — а только немногие люди нуждаются в большем — 3 часа еже­дневно на еду и общение и 10 часов на работу и дорогу в течение 5 дней, то тогда остается все еще не менее 33 часов в неделю, которые не сосчитаны. Что с ними происходит? На что потрачены два остальных дня в неделю? А ведь весь тот вклад, который человек может сделать для Царства Божьего, может зависеть от того, как употреблены эти решающие часы. Они определят, будет ли жизнь человека обыденной или исключитель­ной.

Бесстрашная миссионерка Мери Слессор, ставшая впоследствии известной как «белая королева Окойон-га», была дочерью пьяницы. Одиннадцати лет она на­чала работать с шести утра до шести вечера на фабри­ке в Данди. Но эта напряженность не остановила ее от подготовки к ее удивительной жизни.

Давид Ливингстон работал в Дамбертоне, своем род-

ном городе, с шести часов утра до восьми вечера в прядильне. Его безусловно можно было бы простить, если бы он оправдывался, что не имеет времени для того, чтобы учиться. Но он так целеустремленно ис­пользовал свое «свободное время», что с легкостью овладел латынью и мог читать Горация и Виргилия, не достигнув еще и шестнадцати лет. В двадцать шесть лет он прошел курс богословия и медицины.

Наряду с такими достижениями и множеством по­добных же примеров, у нас очень мало оснований оправдываться неимением времени для того, чтобы соз­дать что-либо стоющее в нашей жизни.

Как и для всего другого, Господь наш подает нам со­вершенный пример для стратегического использования времени. Он шел размеренным шагом по жизни, никог­да не торопился, хотя требовательная толпа часто по­нуждала Его и мешала Ему. На тех, кто приходил к Нему за помощью, Он производил впечатление, что у Не­го нет ничего важнее, чем забота об их интересах. Сек­рет Его спокойствия заключался в Его уверенности, что Он действует по плану, предназначенному Отцом Его для Его жизни, по плану, в который входит каждый час и в котором предусмотрено и все внеплановое. Его календарь был упорядочен, и чрез общение со Своим Отцом Он получал ежедневно те слова, которые должен был сказать, и те дела, которые должен был совершить. «Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан. 14,10).

Главная забота Христа заключалась в том, чтобы порученное Ему дело выполнить в должное время. Он пребывал в сознании, что всем событиям его жизни предшествовало Божественное распределение времени (ср. Иоан. 7, 6; 12, 23 и 27; 13,1; 17,1). Даже Его возлюб­ленной матери не было позволено вмешиваться в Бо­жественное расписание. «Что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой» (Иоан. 2,4).

Даже сильные узы Его привязанности к Марфе и Марии и возможность недоразумения не могли побудить Его отложить Его план на два дня (Иоан. 4, б и 9). Ког­да же Он оглянулся в конце концов на Свою жизнь на земле, то с самозабвенным удовлетворением подтвер­дил: «Я совершил дело, которое Ты поручил Мне ис­полнить» (Иоан. 17, 4). И Он закончил это дело, без того, чтобы испортить что-либо недолжной поспешностью или оставить что-нибудь незаконченным из-за недо­статка времени. Он считал 24 часа в сутки достаточным, чтобы полностью выполнить волю Божию.

Об этом ясно свидетельствуют его слова: «Разве день не имеет 12 часов?» Этот вопрос показывает твер­дое доверие к планам Его Отца и уверенность, что Он способен выполнить заданную Ему работу в отпущен­ный Ему срок. Срок был коротким, но его оказалось достаточно. Господь тратил Свое время на те вещи, которые были нужны. Никакого времени не тратилось на вещи, которые не были необходимы. Духовная сила характера обуславливает отклонение всего несущест­венного.

Смотря на наше чересчур лихорадочное и перегру­женное время, бросается в глаза, что перерывы никогда не нарушали спокойствия Сына Божьего. А в занятой жизни ничто не вызывает такого волнения и напря­женности, как неожиданное и нежелательное наруше­ние установленного порядка. В Его запланированной Богом жизни этого не было. Даже эти перерывы и по­мехи были уже предусмотрены в плане Его Отца, и поэтому Он не должен был смущаться ими. Правда, иногда не было «времени для еды», но у Него всегда находилось время сделать все, что Бог от Него ожидал. Иногда тот гнет, под которым находится руководитель, происходит потому, что он взял на себя ответствен­ность, не порученную ему Богом, и поэтому не может ожидать особой силы для ее выполнения.

87Один занятой человек рассказал, как он справляет­ся с перерывами, мешающими ему работать. «Несколько лет тому назад, — сказал он, — я всегда сердился, ког­да меня прерывали, и это было действительно эгоизмом с моей стороны. Обычно люди приходили и говорили что-нибудь вроде: 'У меня как раз есть два часа свобод­ного времени между двумя поездами, и я решил наве­стить вас'. Конечно, мне надо было терять время с ни­ми. Но потом Господь убедил меня, что Он посылает нам людей на нашем пути. Он послал Филиппа к эфи­опскому казначею. Он послал Варнаву навестить Савла из Тарсиса. То же относится и к сегодняшнему дню. Бог посылает нам людей.

Поэтому, если кто-нибудь приходит, то я говорю себе: Господь привел его сюда. Нужно узнать, почему. Я молюсь тогда об этом. И происходит двоякое: разго­вор идет на другой плоскости, потому что посредством молитвы в нем присутствует Бог. И кроме того, разго­вор становится тогда короче. Если же кто-нибудь не ценит разговора о Боге, то он уклонится от него. Поэ­тому я воспринимаю перерывы и помехи, как ниспос­ланные Богом. Юни входят в мою программу, потому что Бог переставил мой порядок дня так, как Ему угод­но. Для сознательного христианина помехи являются просто вмешательством Божиим».

Это соответствует уверению ап. Павла, что у Бога есть план для каждой жизни, что мы все созданы для добрых целей, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.

2, Ю).

Посредством ежедневной молитвы и общения с Бо­гом руководитель должен раскрыть подробности этого плана и соответственно им направить свою работу. Каждые полчаса должны вносить свою долю пользы.

Некоторые крупные общества требуют от молодых делопроизводителей, чтобы они представляли своим

начальникам планы на будущую неделю до пятницы: настолько важным считается распределение времени. Джон Уэсли и Ф. Б. Мейер, люди, справлявшиеся с неимоверным количеством работы и имевшие неверо­ятное влияние во всем мире, имели обыкновение рас­пределять свою жизнь по пятиминутным промежуткам времени и старались конструктивно провести каждый промежуток.

Только немногие смогут достичь подобного, но все могли бы значительно выиграть от такой же, хотя бы и не такой высокой, дисциплины. Просто трудно пове­рить, сколько можно например прочесть в те минуты, которые иначе были бы истрачены зря. Если кто-ни­будь сомневается в этом — пусть попробует произвести этот опыт с отдельными минутами в течение следующей недели.

В биографии д-ра Ф. Б. Мейера есть конкретный пример того, как он дорожил временем и использовал все возможности. Если ему предстояла долгая поездка, то он садился в угол вагона, раскрывал свой портфель, сделанный так, что тот служил ему как бы письмен­ным столом, погружался в работу над какой-нибудь глубокомысленной статьей и совершенно забывал все окружающее. На скучных съездах и даже на заседани­ях комитета, когда происходившее не требовало пол­ностью его внимания, он незаметно раскрывал свой портфель и начинал отвечать на письма.

Другим человеком, чрезвычайно скупым на время, был д-р У. Э. Сангстер. Его сын писал о нем:

«Время не тратилось зря. Разница между одной и двумя минутами имела для него большое значение. Например, он выходил из своего кабинета и говорил: «Ты ничего не делаешь, сын мой. У меня ровно 22 ми­нуты времени. Пойдем немного погулять. За это время мы можем как раз обойти площадь». И он выскакивал из дома таким темпом, что мне обычно приходилось бе-

89I

жать, чтобы догнать его. И во время ходьбы мы разго­варивали на темы: общие (5 минут), шансы команды в чемпионате (2 минуты), необходимость пробуждения (5 минут), правдоподобность Лох-Несского чудовища (2 минуты), святость Уильяма Ромэна (3 минуты) — и мы были уже дома».

Руководитель должен занять соответствующую уста­новку в этом вопросе. Если он не найдет удовлетво­рительного ответа, то будет работать под ненужным давлением. Даже если он сделал все, что было в его силах, чтобы выполнить свои обязанности, то всегда еще останутся многие области, где он не мог справиться с нуждой. Не каждый призыв о помощи является обя­зательно призывом, исходящим от Бога, потому что не на каждый такой призыв можно ответить. Но если ру­ководитель серьезно и вдумчиво распределяет свой день перед Богом и выполняет план, как только может, то он может и должен удовлетвориться этим. Его от­ветственность простирается только на те обстоятельст­ва, которые подлежат его контролю. Об остальном он может спокойно предоставить позаботиться своему Бо­жественному Отцу.

Откладывание •— вор времени, — одно из могущест­веннейших орудий дьявола, стремящегося обмануть че­ловека, отняв у него его вечное наследие. Эта привыч­ка может оказаться роковой для тщательного духовно­го руководства. Ее коварство и сила заключаются в том, что она так хорошо и удобно согласуется с наши­ми естественными склонностями и прирожденной нам неприязнью к важным решениям. Принимать и выпол­нять решения всегда требует значительного духовного напряжения. Чтобы облегчить это напряжение, прохо­дящее время производит противоположное действие. Завтра будет труднее принять решение, и возможно, что обстоятельства к тому времени настолько уже из-

менились, что стало поздно для благоприятного реше­ния. «Куй железо, пока горячо!»

Сделай сейчас — это принцип действия, который уже многих людей привел к светским успехам, и он не менее важен и в духовном отношении. Хороший метод, чтобы преодолеть врожденную нам склонность откла­дывать, заключается в том, чтобы сесть и прочесть книгу, написать трудное письмо или статью или вы­полнить какую-либо другую задачу и при этом упорно отказываться прервать начатую работу.

Человек, читавший всю свою жизнь и кроме того несший громадную ответственность, постоянно слышал •от своих друзей вопрос: «И как ты только находишь время для этого?» На что он всегда отвечал: «Я не на­хожу времени, я просто беру его».

 

ДВЕНАДЦАТАЯ ГЛАВА

ЧТЕНИЕ

«Принеси... книги, особенно кожаные»,

«Чтение делает человека полноценным; разговор делает его готовым; писание делает его точным».

Бэкон

Совет ап. Павла Тимофею: «Занимайся чтением», относился, несомненно, к чтению вслух Ветхого Завета. Но его повеление вполне относится и к другим видам чтения. Книги, которые Тимофей должен был принести Павлу, были вероятно некоторыми избранными сочи­нениями — еврейские книги законов, экзегеза и толко­вания законов и пророков и может быть — некоторые труды языческих поэтов, которых он цитировал в сво­их проповедях и посланиях. Он стремился извлечь

91наибольшую пользу из своих последних недель или месяцев, цитируя из своих драгоценных книг — и поучаясь до самого конца.

Нечто подобное говорится и о времени пребывания в заключении и незадолго до мученической смерти в 1536 году Уильяма Тайнделя. Он просил прислать ему его вещи:

«Теплую шапку, свечу, кусок материи, чтобы почи­нить мои гамаши... но больше всего прошу и молю вас о милости настоять перед прокурором, чтобы он мне милостиво разрешил получить мою еврейскую Библию, грамматику и словарь, чтобы я мог заняться некоторое время их изучением».

Ап. Павел и Тайндель оба посвятили дни перед их мученической смертью изучению Священного Пи­сания.

Предпосылка этой главы заключается в том, что главная деятельность и наибольший интерес ответст­венного духовного руководителя составляет стремление достичь основательного познания Слова Божия посред­ством тщательного изучения и просветления Духом Святым. Но в данный момент нас интересует его допол­нительное чтение.

Тот кто хочет постоянно расти, духовно и душевно, должен всегда быть со своими книгами. Юрист, кото­рый хочет сделать карьеру в своей профессии, должен всегда быть осведомлен о важных судебных делах и изменениях закона. Врач должен следить за постоян­ными изменениями в своей области. Точно так же ду­ховный руководитель должен знать Слово Божие и его принципы и знать также, что происходит в душе тех, кто надеется на его руководство. Для этой цели он должен, наряду со своими личными контактами, начать изучение избранных сочинений. В наши дни привычка читать хорошую духовную и классическую литературу, начинает исчезать, что внушает серьезные опасения. В

то время, когда у людей больше свободного времени, чем когда-либо раньше, многие уверяют, что у них нет никакого времени для чтения. Духовно ответственный человек никогда не может позволить себе подобного извинения.

Джон Уэсли был восторженным читателем и боль­шую часть книг прочел при поездках верхом. Иногда он проезжал 150, часто и по 80 километров в день. Его чтение охватывало множество тем. У него была при­вычка ездить верхом, в то время как к луке седла при­слонился том естественных наук, истории или медици­ны, и таким образом он прочел целую библиотеку.

Во время своего пребывания в Оксфорде его пол­ностью захватили, после греческого Нового Завета, еще три значительных труда: «Наследие Христа» Томаса фон Кемпена, «Святая жизнь и смерть» и «Серьезный призыв». Эти три книги в значительной степени были его духовными руководителями. Он рекомендовал мо­лодым духовным лицам своих общин — или читать, или сложить с себя духовное звание.

Решимость по крайней мере полчаса в день посвя­щать чтению ценных книг, дающих пищу душе и спо­собствующих духовному и душевному развитию, будет очень полезно для тех, кто склонен ограничивать свое чтение простыми и поверхностными книгами.

В серии очень легко понятных статей д-р А. В. Тозер сказал на тему «Употребление и злоупотребление книгами» следующее:

«Почему современный христианин всегда считает невозможным чтение значительных книг? Ведь сила уразумения не может уменьшаться из одного поколения в другое. Мы так же умны, как наши отцы, и каждую мысль, которую они могли понять, мы тоже можем понять, если достаточно заинтересованы приложить Усилия. Главная причина падений качества современ­ной христианской литературы лежит не в интеллекту-

альной, а в духовной плоскости. Чтобы быть в состоя­нии наслаждаться значительной христианской книгой, требуется такая степень отдачи себя Богу и отмежева­ния от мира, которая имеется только у немногих хри­стиан. Отцов церкви, мистиков и пуритан понять не­трудно, но они обитают на горних вершинах, где воздух разрежен и чист, и куда могут прийти только такие лю­ди, в чьих сердцах есть любовь к Богу... Одна из при­чин, почему люди не могут понять великих христиан­ских классиков, заключается в том, что они хотят понять, не испытывая намерения слушаться им».

Для чего читать?

«Читай, чтобы наполнить кладезь вдохновения», — было советом Гарольда Дж. Окенгаса, взявшего с собой в свадебное путешествие полный чемодан книг. Знаме­нитым правилом Бэкона для чтения было:

Читай не для того, чтобы противоречить или дока­зать противное, и не для того, чтобы этому верить и принимать за доказанное, и не для того также, чтобы найти темы для бесед и речей, а для того, чтобы взве­сить и поразмыслить. Некоторые книги должны прове­ряться, другие надо проглатывать, и только немногие нужно разжевать и переработать.

Некоторые люди считают, что тот, кто читает, толь­ко честолюбив, он забивает свой мозг, как забивают склад товарами, или хочет чувствовать свое превос­ходство над другими и считаться интеллектуальным, и поэтому он бесполезен или даже еще хуже того.

Но тот, кому поручена задача руководства, должен читать, чтобы освежить свой дух и чтобы извлечь из этого пользу; это сильно влияет на выбор своей лите­ратуры. Есть некоторые авторы, будоражащие наше сердце и совесть и увлекающие нас к высшему. Такие

книги оживляют и вдохновляют нас и стоит взять на себя труд прочесть их.

Руководитель должен обращать внимание при чте­нии на то, чтобы оно говорило его разуму; среди его книг должна быть такая, которая требует от него ду­ховных упражнений, развивает его духовные способно­сти и вызывает новые мысли.

Он должен читать, чтобы улучшить стиль своих проповедей, преподавания и сочинений. А для этой цели ничто нельзя сравнить с чтением тех мастеров, которые расширяют наш словарь, учат нас думать и учат нас искусству выразительно и захватывающе говорить. Бэкон утверждал, что «история делает человека муд­рым, поэзия духовно богатым, математика дает остроту ума, естественные науки дают глубину, этика делает серьезным, а логика и реторика развивают способность бороться».

Руководитель должен также читать для осведом­ления. Никогда прежде не было доступно столько све­дений для читателя. Сведения собираются главным об­разом при чтении. Руководитель должен читать, чтобы идти в ногу со своим временем и чтобы быть хорошо осведомленным в своей области.

Он должен читать, чтобы иметь общение с людьми великого ума. Общение образовывает человека. Самые значительные и набожные люди могут влиять на чита­теля посредством своих сочинений. Читая их, человек вступает с ними в беседу.

Нельзя достаточно оценить воздействие к добру хотя бы и одной только книги. В своих «Курьезах ли­тературы» Беньямин Дизраэли озаглавил одну главу «Человек одной книги» и перечисляет в ней ряд случа­ев, когда одна только единственная книга производила замечательное действие. При чтении биографий ряда выдающихся христиан, руководимых Богом особым образом в течение последнего столетия, он заметил, что

95одна и та же книга становилась поворотным пунктом в истории их жизни и производила целую революцию в их служении. Эта книга называлась «Беседы о воз­рождении религии» Чарльза Г. Финнея.

С другой стороны, влияние одной только книги, ее воздействие ко злу, как например «Моя борьба» Гитле­ра, едва ли поддается измерению. Кто может измерить духовное опустошение, вызванное книгой епископа Ро­бинсона «Бог — другой»?

«Люди делают историю, — сказал Адольф Спеманн, — но даже самый заядлый противник чтения не может отрицать, что и книги тоже делали историю».

Что надо читать?

«Я не советую, — пишет Мартин Лютер, — соби­рать без различия все книги и думать только об их количестве. Я хотел производить выбор среди них, со­бирать в своей библиотеке только порядочные книги и советоваться о них со знающими людьми».

При том великом множестве светских и духовных книг, которые появляются теперь в печати, нужно пра­вильно судить при выборе чтения. Только таким обра­зом нам удастся читать действительно самое лучшее, то что больше всего помогает нам при выполнении на­ших задач. Другими словами, чтение должно быть при­способлено к тому, кем мы являемся, что мы делаем и к чему стремимся.

Если правда, что человека можно узнать по его друзьям, то его можно узнать и по книгам, которые он читает, потому что они отражают его внутренний голод и его стремления.

Старый писатель, писавший под псевдонимом Кладиус Клир, классифицировал свои книги так же, как людей. Некоторые он называл «любимыми», и их бы он взял с собой, если бы ему пришлось отправиться в

ссылку. Другие, в большем числе, чем первая группа, назывались «друзьями». Самое большое количество он называл «знакомыми» — это были книги, к которым он хорошо относился и которых иногда цитировал.

Метью Арнольд считал, что лучшая литература со­держится в 500 книгах. Дэниэль Вебстер предпочитал обладать духовно только несколькими немногими кни­гами, вместо того, чтобы читать без разбору. Он ут­верждал, что лучше читать несколько крупных писа­телей, входящих в постоянную сокровищницу литера­туры и вчитываться в них, чем просматривать множе­ство мимолетной литературы. «При чтении, как и при многом другом, прежде всего должен быть выбор и мера», — говорит Рикарда Хух. А Иозеф Гофмюллер говорит: «Все наше чтение, в чем оно заключается? В том, что мы во время берем нужные книги и не тратим зря ни времени, ни денег... Книги — это не наркоти­ки, не возбудители, а духовная пища». Дэниэль Вебстер утверждал, что книги передают подлинное знание че­ловеческого сердца, его стремлений, трагедий, надежд и разочарований. Английский философ Хоббс сказал: «Если бы я прочел столько книг, как другие, я знал бы тоже так мало, как они».

Для руководителя всегда хороши биографии. Вряд ли какой-либо другой вид литературы может служить лучшим поучением о путях Господних и людях, не счи­тая, разумеется, Библии. Нельзя читать о жизни вели­ких людей без того, чтобы не возникло восхищение и стремление к подобному же осуществлению. Р. В. Ку­пер пишет:

«Чтение хорошей биографии составляет важную часть в воспитании христианина. Биографии дают ему бесчисленные примеры, которые могут принести ему пользу в его собственном служении. Он учится судить о Действительной ценности характера; задаться целью в своей собственной жизни; решить, как он может луч-

97ше достичь ее; какой отказ от самого себя требуется, чтобы смирить неблагородное стремление; и все время он видит, как Бог входит в посвященную Ему жизнь, чтобы выполнить Свои, божественные, решения».

Руководитель не должен быть скромным по отно­шению к книгам, которые он читает. Он не должен до­вольствоваться чтением таких книг, которые легко понять или которые его 'особенно интересуют. Поэтому всегда лучше, если в книге, которую мы читаем, есть нечто выше нашего понимания. Мы должны также всегда стремиться читать не только тех писателей, мне­ния которых мы резделяем, но и таких, которым мы должны противоречить. И мы не должны попросту судить о них, если они не согласны с нами. Их взгля­ды служат для нас вызовом для того, чтобы исследо­вать истину и испытать ее в свете Священного Писа­ния. Мы не должны критиковать или комментировать писателей, о которых мы только слышали, а должны сперва взять на себя труд прочесть их. И мы не долж­ны испытывать страх перед новыми мыслями так же, как и не давать себе быть ими захваченными.

Руководитель должен, таким образом, углубляться в книги, которые вооружают его для лучшего служе­ния Царству Небесному.

Как следует читать?

Читать — значит не просто пробегать глазами по строчкам, а вдумываться в те мысли, которые в них выражены. Читать легко, но гораздо труднее удержать в голове выводы из этого чтения; ибо на что же го­дится наше чтение, если оно не выполняет этой задачи?

Когда поэт Сути рассказывал одной старой квакер­ше, что он изучил во время умываний португальскую грамматику, а во время одевания нечто другое, и как он занимался третьей областью во время завтрака и

так далее, так что его день был целиком заполнен, то она спокойно спросила: «А когда же вы находите вре­мя, чтобы думать?» Читать можно и без того, чтобы ду­мать. Но мы не можем извлечь никакой пользы из того, что читаем, если мы не думаем.

«Для того чтобы судить о книге, надо проверить каждую, согласно своим принципам, и поставить себя самого на место автора. Тот кто хочет быть судьей над людьми, должен сам стать человеком», — пишет муд­рый Гаман.

Чарльз X. Сперджен советовал своим студентам:

«Овладевайте книгами, которые вы имеете. Читай­те их основательно. Купайтесь в них, пока они не про­никнут в вас насквозь. Читайте и перечитывайте их, и переваривайте их. Дайте им стать частью вас самих. Прочтите хорошую книгу несколько раз, сделайте за­метки и разбейте ее на несколько частей. Студент заме­тит, что его духовная сущность получит больше от одной книги, которую он проработал, чем от двадцати книг, которые он просмотрел мельком. Быстрое чтение дает мало знаний, но много гордыни. Некоторые люди не способны думать, потому что они исключают раз­думье для того, чтобы больше прочесть. При чтении вашим девизом должно быть: много, но не множество».

Мы установили, что следующие правила помогают сделать чтение более действенным и приносящим дли­тельную пользу!

Читай поменьше таких книг, которые сразу же могут быть забыты, потому что это развивает только привычку забывать.

Относись к книгам с той же меркой, с какой ты подходишь к выбору своих друзей.

Читай с карандашом и записной книжкой. Если па­мять не отличается необычайной силой, то обильное

99чтение только потеря времени. Установи себе систему, по которой ты делаешь заметки, и ты убедишься, к своему удивлению, как эта привычка помогает твоей памяти.

Веди памятную запись, в которую ты вносишь все производящие наибольшее впечатление, замечательные и возбуждающие мысли, которые стоит запомнить. Их можно дополнять своими критическими замечаниями и рассуждениями. Таким образом создается незаменимый сборник материала, которым, если снабдить его еще указателем, можно всегда пользоваться.

Проверяй, насколько возможно, все исторические, научные и другие данные и не пропускай ни одного слова, пока ты не понял его значения.

Читай разные книги, потому что разум часто засты­вает на одних и тех же рельсах. Разнообразие так же полезно для духа, как и для тела.

При чтении книг должна по возможности одна кни­га дополнять другую, например: история поэзию, био­графии •— исторические рассказы. Важно также читать биографии выдающихся людей.


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.054 сек.)