АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПлохоОтлично. Когда родители или учитель приходят к психологу на консультацию по поводу проблем воспитания или обучения младшего школьника

Читайте также:
  1. ПлохоОтлично
  2. ПлохоОтлично
  3. ПлохоОтлично
  4. ПлохоОтлично
  5. ПлохоОтлично
  6. ПлохоОтлично
  7. ПлохоОтлично
  8. ПлохоОтлично
  9. ПлохоОтлично
  10. ПлохоОтлично
  11. ПлохоОтлично

Конец формы

Когда родители или учитель приходят к психологу на консультацию по поводу проблем воспитания или обучения младшего школьника, они формулируют причины своего обращения. Основной задачей психолога здесь выступает определение декларируемых (открытых) или скрытых причин. При этом необходимо не только проанализировать особенности видения взрослыми проблем ребенка, но и получить психологические сведения о том, как ребенок представляет самого себя, свою ситуацию в школе и дома, как он эмоционально относится к себе и своей школьной и домашней жизни. Словом, психологу необходимо увидеть проблемную зону жизненной ситуации "глазами ребенка", а не только "глазами взрослых" (родителей или учителя).
Почему психологу важно увидеть ситуацию "глазами ребенка"?
При соотнесении представлений взрослых и ребенка психолог может построить объемную, наиболее приближенную к реальной модель проблемной ситуации.
Консультация психолога направлена прежде всего на то, чтобы оказать психологическую помощь ребенку. Для того чтобы такая помощь была адекватной, психолог должен иметь довольно точную информацию об индивидуально-психологических особенностях младшего школьника и о том, какую позицию он занимает в ситуации, как он сам относится к себе и окружающим его людям в семье и школе.
Во многих случаях, жалуясь на ребенка, взрослые осознанно или неосознанно "маскируют" собственные проблемы. Поэтому, получив данные о том, что ребенок в целом спокоен, развит и благополучен, следует обратить внимание на проблемы взрослых, обратившихся за консультацией. По-видимому, ребенок - это только благовидный "предлог" и психологическая помощь нужна скорее взрослым, нежели ребенку, или взрослым и ребенку одновременно.
Итак, важно увидеть проблемную ситуацию через призму детского восприятия. Однако именно в этом моменте ПСИХОЛОГ встречает серьезную трудность, заключающуюся в том, что младший школьник, естественно, не может подробно и детализированию рассказать о самом себе и своей ситуации в школе и дома. Задавая ребенку прямые вопросы: "Тебе нравится в школе?", "Какой школьный предмет тебе нравится?", "Как к тебе относится учитель?", "Как ты чувствуешь себя дома?" и т.п., психолог рискует услышать от ученика в основном два типа ответов.
Младший школьник может ответить, что все хорошо и ему все нравится, не потому что это на самом деле, а потому, что в данном случае проявляется естественная защитная реакция. "Если ответить, что все хорошо, то и проблем никаких нет" - примерно так (в переводе на взрослый язык) может чувствовать и думать ребенок. Он может ответить, что все хорошо, и потому что мама дома учит: "В школе и дома должно быть все хорошо". Исходя из своего небольшого жизненного опыта, младший школьник уже знает, что лучше давать положительные, нежели отрицательные оценки себе и окружающим.
"Отраженные" ответы ребенка объясняются также и тем, что последний просто не задумывается о том, о чем его спрашивают. "Отраженный" характер ответов младшего школьника в этом случае выражается таким образом.
Например, психолог спрашивает: "Тебе нравится учиться в школе?" Ответ: "Мне нравится учиться в школе". Если же вопрос сформулирован по-другому: "Тебе не нравится учиться в школе?", может последовать ответ: "Мне не нравится учиться в школе".
Чтобы получить представление о ситуации, как ее ВИДИТ ребенок, а также сведения о том, как он относится к самому себе и своим близким и учителю, на консультации психолог может с успехом использовать рисуночные "диагностические пробы". В пользу последних приведем следующие соображения.
Во-первых, младший школьник, как правило, любит рисовать, с помощью такого задания психолог может организовать положительную социально-психологическую атмосферу на консультации, а также "снять" внутреннее напряжение ребенка. Во-вторых, не мешая ребенку рисовать, психолог разговаривает с ним, задает вопросы как по поводу рисунка, так и по поводу его жизненной ситуации. В-третьих, рисуночные тесты очень информативны и часто помогают психологу составить такое представление о ситуации, какое реально существует у ребенка.
Методика "Моя семья"
Психолог дает ребенку чистый лист бумаги и цветные карандаши со словами: "Я прошу тебя нарисовать рисунок. Давай назовем его "Моя семья". Нарисуй, пожалуйста, с кем ты живешь в своем доме".
Как обычно реагируют младшие школьники на такое предложение?
Некоторые охотно берутся за карандаши и с удовольствием рисуют. Другие уточняют задание: "А кого рисовать?", "А можно нарисовать собаку, которая живет с нами?", "А можно нарисовать бабушку, которая с нами не живет, но я ее очень люблю?" и т.п. Третьи начинают сомневаться в своих художественных способностях: "Я не могу рисовать людей", "У меня не получится", "У меня может получиться некрасиво" и проч.
Психологу важно быть внимательным и правильно понять поведение ученика, когда он приступает к рисованию.
Так, в первом случае можно предположить, что дети, активно начинающие рисовать, уверены в себе, оптимистичны и живут в благополучной семье.
Во втором случае, по-видимому, ребенок не получает необходимого ему внимания и тепла от членов семьи, живущих рядом, и по этой причине он тянется к общению с животными или бабушкой.
Может быть и другое объяснение: ученик любит животных, его привязанность к собаке говорит не столько об эмоциональном голоде, который он испытывает, сколько о развивающихся специальных способностях и интересах (возможно, в будущем он станет биологом).
Относительно бабушки возможно следующее: бабушка редко бывает в семье, где живет ребенок, и, несмотря на то что дома все хорошо, ребенок скучает по ней.
В любом случае важно отметить, что анализ и интерпретация проявляющихся в поведении ребенка психологических особенностей не должна ограничиться только одной гипотезой. Приступая к консультации, психолог формулирует "веер" различных гипотез с тем, чтобы в ходе беседы их проверить и уточнить, какие-то отбросить, а другие оставить.
В третьем случае возможны такие объяснения: либо ребенок не уверен в себе и ему необходимо постоянное подкрепление СО стороны взрослого; либо младший школьник в целом имеет позитивную самооценку, но учительница всегда занижает ему оценку по рисованию, и он считает себя "плохим художником". Наконец, не исключено, что ребенок не хочет рисовать свою семью и его вопросы к психологу лишь стремление "увильнуть" от выполнения задания.
Анализ рисунков младших школьников
Обратите внимание, в какой части листа расположен рисунок (СМ. схему 2).

Если лист бумаги разделить пополам по линии АВ, то верхняя часть листа - это часть I, нижняя - II.
Подготовка пространства листа для анализа детского рисунка
Рисунок, расположенный в верхней части листа (I), может свидетельствовать о завышенной самооценке младшего школьника (рис. 1).
Картинка, помещенная в нижнюю часть (II), предположительно может показывать, что у ребенка заниженная самооценка. Если фигурки, нарисованные ребенком в нижней части листа, маленькие, как бы "прижатые" к нижней кромке, это может говорить о том, что ребенок внутренне зажат, скован и, возможно, эмоционально подавлен (рис. 2). В этом случае психолог-консультант не ставит оценку или диагноз, а только формулирует предположение, которое он еще будет проверять в ходе беседы.
Рисунок ребенка расположен в центре листа, фигурки людей изображены крупно, размашисто. Так выполнить задание может ребенок эмоционально развитый, благополучный, позитивно понимающий самого себя и свою семью (рис. 3).
Следующее действие психолога - это анализ нарисованного содержания и выявление диагностического символизма рисунка.
Ребенок нарисовал дом, в котором много окон, есть входная дверь, крыша, труба... В небе - солнце, рядом с домом растет дерево. Людей нет (рис. 4,5,6). "Веер" гипотез относительно подобного рисунка может быть следующим:
- ребенок рисует дом, в котором он живет, но не рисует конкретно свою семью, что, вероятно, говорит о том, что эмоционально семья не привлекательна для него;
- ребенок чувствует себя отверженным в своей семье;
- семья - источник неприятных переживаний для ребенка.
Ребенок может изобразить также свою квартиру или комнату,
но без людей. Возможное объяснение подобного рисунка приблизительно такое же, как и в предыдущем случае.
Бывает, что ребенок рисует квартиру или комнату, в которой он живет, а также близких родственников. Но все члены семьи на картинке существуют как бы отдельно и заняты своими делами. Например, мама готовит еду, отец читает газету, сестра играет на пианино, а сам автор рисунка занимается с собакой. Психолог может предположить, что младший школьник не ощущает психологического единства и целостности своей семьи. Он чувствует, что каждый занят своим делом и эмоциональные взаимосвязи между членами семьи ослаблены (рис. 7).
Важный параметр диагностики - это величина и расположение фигурок людей на листке бумаги. Ниже схематично приведены основные типы детских рисунков относительно данного параметра (см. схему 3).

Цветовое решение рисунка
Причины использования ребенком того или иного цвета столь разнообразны, что желательно воздерживаться от искушения давать однозначную интерпретацию цветового решения детского рисунка.
Так, каждый ребенок обладает интуитивным, спонтанным и сугубо индивидуальным чувством цвета, и часто его видение и ощущение цветов совсем не совпадают с признанной среди психологов интерпретацией основных цветов в соответствии с известной методикой М.Люшера*.
Ребенок также с удовольствием "играет в цвет". Он может нарисовать красное море или желтое дерево, не стараясь отразить "объективную реальность".
Можно заметить, что во многих случаях дети выбирают какой-либо цвет и весь рисунок выполняют только в этом цвете. ЕСЛИ ребенку нравится, например, красный цвет, он предпочтет его всем остальным, совершенно не принимая во внимание тот факт, соответствует данный цвет существующим предметам или нет. И наоборот, если в рисунке "Моя семья" ребенок изображает отца всегда только в черном костюме, это может свидетельствовать не столько о том, что взаимоотношения с отцом вызывают в ребенке чувства подавленности, страха и огорчения (по Люшеру), сколько о том, что у отца есть черный спортивный костюм, в котором его наиболее часто ребенок видит дома.
Использование цвета ребенком зависит, разумеется, и от социокультурного фактора. Деревенские дети чаще рисуют природу, подбирая реальные цвета. Городские дети вынуждены ориентироваться на те цветовые нормы, о которых им сказали в школе: небо - голубое (хотя в городе небо редко бывает голубым, скорее оно серое), трава - зеленая, солнце - желтое и т.п. Городские дети в основном видят перед собой черно-бело-серые городские пейзажи, и использование ими ярких цветов возможно либо в результате школьного обучения, либо как следствие проявления внутренне-спонтанного ощущения цвета, присущего ребенку.
При выборе цвета и младшими школьниками, и вообще человеком имеет значение также их принадлежность к определенной этнической группе. Например, в Китае белый - это цвет траура и печали, тогда как во многих других культурах белый цвет ассоциируется со свежестью, чистотой, прохладой, холодом (белый снег). Для финнов синий цвет может ассоциироваться с верностью, надеждой и свободой (цвет национального флага). Для русских синий цвет может олицетворять различные и подчас противоположные состояния: цвет неба и моря, цвет василька - положительные; негативные - отсутствие возможности в проявлении индивидуальности (синяя униформа), ассоциации с тоской, печалью, грустью. Красный цвет тоже имеет разночтения в различных культурах. Для европейцев это цвет, символизирующий агрессивность, напор, возбуждение. Для русских красный - это красивый, выражающий также активность, борьбу, победу*.
Чрезвычайная многозначность в интерпретации цветового решения детского рисунка требует индивидуального подхода к каждому. Основные действия психолога здесь могут быть следующими.
1. Можно принять во внимание опыт, свидетельствующий, ЧТО уверенные в себе, активные и благополучные дети стараются использовать в своем рисунке обычно не менее 5-8 цветов. Дети, применяющие 1-2 цвета, могут быть внутренне подавлены либо испытывать функциональное состояние покоя, расслабленности, пассивности.
2. Замечено также, что активные и деятельные дети предпочитают яркие цвета, а дети спокойные и уравновешенные - более неопределенные.
3. Необходимо понаблюдать, как ребенок выбирает цвета для рисунка. Если он берет карандаши, краски, цветные мелки или фломастеры вяло и неохотно, это может свидетельствовать о его пониженном эмоциональном тонусе (плохом, подавленном настроении). Если же ребенок излишне активно пользуется разными цветами и закрашивает предметы, не соблюдая их очертаний, тогда можно говорить о его неуравновешенности или склонности к преувеличению.
4. Если ребенок активно экспериментирует с цветом, смешивает разные цвета, придумывает новые цветовые решения - данный факт, скорее всего, отражает творческий потенциал в ребенке, художественные задатки.
5. Основную информацию психолог может получить, задавая ребенку вопросы по поводу его рисунка. Когда ребенок раскрашивает рисунок, спросите: "Что ты чувствуешь, когда закрашиваешь небо оранжевым карандашом?", "Какой запах имеет этот синий цвет?", "С чем можно сравнить этот желтый цвет?"
6. Дайте ребенку задание нарисовать "холодный дом", "грустную комнату", "веселое дерево". Проследите, какие цвета он будет использовать. И если для ребенка "веселое дерево" - это дерево красного цвета, следовательно, последний ассоциируется у него именно с радостью.
7. Старайтесь давать ребенку свободу в выборе цвета и больше слушайте, как он сам чувствует и объясняет цвета своего рисунка. Если будете придерживаться этих правил, вы получите достоверную информацию о внутреннем эмоциональном состоянии ребенка.
8. Обратите внимание на общее "настроение" рисунков. Эмоциональная направленность детских рисунков отражает семейную атмосферу, как ее видят дети. Рисунки младших школьников могут быть грустными (рис. 8), веселыми (рис. 9,10,11), строгими (рис. 12).
Практикум по методике "Моя семья"
Рисунки детей на тему "Моя семья" чрезвычайно разнообразны. Например, многие дети рисуют так называемые рамочные портреты членов своей семьи. Причем эмоциональный тон таких рисунков может отражать всю гамму человеческих чувств: от радостного и жизнеутверждающего (рис. 13)до строгого и сдержанного (рис. 14). В этом ряду встречаются и рисунки, требующие специального размышления со стороны психолога (рис. 15,16). Так, можно предполагать, что ребенок чувствует отдаленность друг от друга членов его семьи, где каждый сам по себе.
Особую группу составляют собственно "портретные рисунки" (рис. 17,18,19). Скорее всего, их авторы чувствуют себя нестабильно, без прочной жизненной основы, как бы "без корней".
Младшие школьники рисуют также "характерные рисунки". Для примера разберем рис. 20, он принадлежит Жене Г., ученику II класса. Посмотрите внимательно на рисунок и постарайтесь ответить на вопросы:
1. Кто из членов семьи находится в центре рисунка? Какие отличительные особенности в фигуре папы вы можете отметить? Как нарисован брат Олег?
2. В какой символической форме нарисована мама? Как вы думаете, почему ребенок так изобразил свою маму?
3. Как Женя показал второго брата Андрея? Что бы вы могли сказать о том, каким видит он своего брата?
4. Как Женя нарисовал самого себя? Какие предположения можно сформулировать относительно его места и позиции в семье?
А теперь, после размышлений, прочитайте, как складывается семейная ситуация Жени Г. и какое место в семье он занимает.
Семейная ситуация Жени Г. В семье трое сыновей: Олег, Андрей и Женя (автор рисунка). Родители очень любят младшего сына, Олега. Они считают его талантливым и самым успешным из сыновей. Мама очень нежно и трепетно относится к младшему сыну. Старший сын, Андрей, учится в V классе и довольно спокойно (нейтрально) смотрит на такую семейную ситуацию. Средний сын, Женя, тянется к матери и старается попасть в центр семейных отношений. Однако мать не принимает среднего сына, он кажется ей неуклюжим и неинтересным. Она часто ругает его по мелочам, критична и холодна с сыном. Мальчик внутренне напряжен, часто грубит, агрессивно настроен по отношению к младшему брату Олегу.
Методика "Автопортрет"
Чтобы выяснить, как младший школьник относится к самому себе и каким он себя представляет, в ходе консультирования может быть применена методика "Автопортрет".
Психолог предлагает ученику нарисовать самого себя: "Нарисуй мне, пожалуйста, свой автопортрет. Для меня не важно, похоже получится или нет. Главное, чтобы ты нарисовал самого себя!"
На рис. 21 и 22 представлены автопортреты мальчиков, характеризующихся позитивным принятием самих себя. Рисунки детей очень выразительны: активный, общительный и открытый, лидер в классе и отличник Дима Н. (рис. 21); веселый, энергичный, неусидчивый, любящий мальчишеские драки, еле дотягивающий до тройки Петя Р. (рис. 22). На рис. 23 и 24 дети продемонстрировали более сложную самооценку. Скромный, тихий и незаметный Олег П., мечтающий о дальних полетах и представляющий себя космонавтом (рис. 23); маленькая, как будто подавленная облаками, неуверенная и беззащитная фигурка Никиты С. (рис. 24).
Автопортреты девочек тоже очень интересны. Посмотрите: лиричная, изящная, поэтическая Юля К. (рис. 25); слабая, астенизи-рованная, необщительная, замкнутая Катя Н. (рис. 26); веселая и жизнерадостная Маша С. (рис. 27); спокойная, медлительная, склонная к одиночеству Лена А. (рис. 28).
Можно предложить некоторые общие ориентиры для интерпретации детского рисунка "Автопортрет".
Голова. Большая голова на рисунке может означать наличие выраженной интеллектуальной направленности, маленькая -обычно недовольство своим интеллектом.
Глаза. Большие глаза на рисунке девочек - позитивная половая идентификация. Большие глаза могут свидетельствовать также о чувствительности к общественному мнению (конформизм). Маленькие или закрытые глаза - выражение тенденции к интровер-сии (поглощенности своим внутренним миром, замкнутости).
Уши и НОС. Большие уши предполагают чувствительность к внешней критике, оценке. Большие уши могут также означать стремление ребенка к получению информации извне, от других людей. Крупный нос и выделенные ноздри - склонность к грубости и агрессии.
Рот. Выделенный, акцентированный рот можно интерпретировать как склонность к активному общению, коммуникабельность. Отсутствие рта - либо как депрессию, либо вялость в общении, необщительность.
РУКИ. Символизируют контакт ребенка с окружающим миром. Скованные руки, вяло опущенные вдоль тела, - могут свидетельствовать о том, что ребенок чувствует себя замкнутым, нерешительным в общении человеком. Длинные и сильные руки символизируют высокий уровень притязаний, высокую самооценку и экстравертированность. Очень короткие руки - отсутствие амбициозности, некоторая неуверенность в себе.
Ноги. Длинные ноги могут выражать потребность в независимости. Если ребенок рисует себя без ног - это может быть проявлением внутреннего чувства нестабильности и отсутствия внутренней ОСНОВЫ*.
Методика "Необитаемый остров"
Методика направлена на выявление сферы интересов младшего школьника, его привязанностей. Кроме данной диагностической ценности, методика позволяет получить сведения об общих чертах личности и характера учащихся.
Психолог обращается к ребенку: "Представь, что ты отправляешься в путешествие на необитаемый остров. Тебе придется прожить там несколько месяцев. Какие вещи или предметы ты бы взял с собой?"
Рисунки некоторых ребят свидетельствуют о том, что они активны, деятельны и практичны (рис. 29,30). Другие говорят о привязанности к домашним животным (рис. 31,32).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)