|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРОПОРЦИИ И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИСУНКАПропорция - реалистичность и соотношение деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображениями актуально и символически. Пропорции, интеллектуальные аспекты - ее решение показывает стиль мышления или планирования - в основном в связи с непредвиденными, конкретными особенностями объектов. Пропорция, использование минимума деталей - возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию:
Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:
Постоянно пониженная психомоторика - подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии. Ровно повышенная психомоторика - чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения. Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка - негативистическая реакция субъекта. Дополнение общего плана - необузданная тревога, страх перед потерей контроля. Дополнение специфическое - фиксация на дополнительном объекте (отражает актуально или символически). Часто сопровождается тревогой. Рисование неуверенное - (возникающее из-за неумения представить себе весь рисунок в целом) отсутствие, потеря чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги. Солнце - символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. Прозрачность - игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена:
В случае умственной отсталости субъекта - прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего. Погода - отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде. Ограничение рисунка в целом - чувство несоответствия или неадекватности. Перспектива, рисунок изображен вдали - желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. ДОМ Ванна - выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций. Спальня - это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них. Труба - фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях. Отсутствие трубы - субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола. Труба почти невидима (спрятана) нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями. Труба, ее акцентированность -сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле. Труба слишком большая - чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции. Видно отверстие трубы - нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция. Труба нарисована косо по отношению к крыше - норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых. Труба прозрачная или без глубины - отрицание фаллос, что может означать импотенцию. Труба видна через прозрачную крышу - плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны. Множество труб - стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом. Цвет, то есть раскрашенные детали - исследователь должен постараться узнать причину этого. Цвет, конвенционально, обычное его использование - зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что:
Количество используемых цветов - хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения. Детали, их искажение - обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых). Детали необходимые, существенные - не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным. Лишние детали - горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания. Столовая (гостиная) - функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций. Двери, их отсутствие - субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу). Двери, одни или несколько, задние или боковые - отступление, отрешенность, избегание. Двери, одна или несколько, парадные - первый признак откровенности, достижимости. Дверь, нарисованная последней по очереди деталью - антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности. Дверь открытая - если дом жилой, то ситльная потребность в тепле из вне и стремление демонстрировать доступность (откровенность). Двери боковые, одна или несколько - отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность. Двери очень большие - чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью. Двери очень маленькие - нежелание впускать в свое "я". Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях. Двери с огромным замком - враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Двери с большими шарнирами - тоже. Карниз крыши - (ее акцентирование ярким контуром или продлением за стену) усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка. Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно - выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция. Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями - субъект стремиться сохранить (не потерять) контакт с реальностью. Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) - фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии). Камин, косвенная акцентация - конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуацией. План дома (проекция сверху) вместо самого дома - серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный - возможна органика. Цветы (тюльпаны или похожие на ромашки) - обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети. Опора фундамента (колонны) необычно высоки - подозревается органика. Печь, косвенная акцентация - приятное или открытая враждебность по отношению к ситуации дома. Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) и обычно повышенная мнительность. Дом грозный, старый, развалившийся - иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе. Дом вдали - чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности. Дом вблизи - изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви. Жилая комната - социальное общение. Движение - скорее всего патологический, по меньшей мере патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО. Разные пристройки - агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или/и анального интереса. Помещение рисунка внизу листа - генерализованное чувство неуверенности, н не безопасности. Часто сопряжено с временным значением:
Помещение в верхней части листа - редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности. Перспектива "над субъектом" (взгляд снизу вверх) - чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими. Перспектива "под субъектом (взгляд с птичьего полета) - отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями. Перспектива (признаки потери перспективы) - субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены - не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение - справа, или желание забыть прошлое, если слева). Перспектива тройная (трехмерная) - субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже 2-х нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь ввиду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты. Профиль абсолютный - можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям). Водосточные трубы - усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация. Крыша - сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром - Символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы. Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку - фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой. Вместо дома только крыша и забор - патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную диструкцию ЭГО. Крыша, тонкий контур края - чрезмерный контроль над фантазией. Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом - плохая личностная организация. Крыша слишком большая - поиск наслаждения в фантазии. Крыша, покрывающая подобие стены - предположение, что субъект живет больше в мире фантазии.. Комната - ассоциации могут возникнуть в связи с:
Комнаты, не поместившиеся на листе - нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами. Комната - субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима. Ближайшая комната - мнительность. Кусты иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом - может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами. Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки - указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее. Ставни закрыты - субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях. Дым валит то влево, то вправо - патологический дефект оценки окружающего. Дым валит влево- пессимистический взгляд в будущее. Дым очень густой - значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма). Дым тоненькой струйкой - уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома. Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) - отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику. Прозрачный стеклянный ящик - символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом. Деревья - часто символизирует различные лица. Если они как будто "прячут" дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или\и доминировании родителей. Вентиляционная труба над крышей - фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и\или уротальный эротизм. Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована - показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль. Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома - попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием. Стена и крыша вместе - границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения. Стена, отсутствие ее основы - слабый контакт с реальностью. Стены не соединены - подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами. Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены - нормально для детей. По отношению ко взрослым - возможны слабоумие и регрессия, а также органика. Широкие дальние стены - нормально для детей. Для взрослых возможна шизофрения (особенно если центральная стена - глухая без окон, без дверей). Стена с акцентированным горизонтальным измерением - плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим). Стена и крыша - их границы - границы личности. Их характер покаывает силу и пластичность этих границ. Стена - контурные линии слишком акцентированы - сознательное стремление сохранять контроль. Стена - одномерная перспектива - изображена всего одна стена - если это боковая стена - имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя:
Прозрачные стены - компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно. Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта - серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности. Стена с акцентированным вертикальным измерением - субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно. Окно - способы контактировать, признак доступности, открытости. Отсутствие окон - враждебность, отчужденность. Окна - нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем - пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях. Окна с занавесками - отчужденность, резервная доступность. Если занавески или ставни не закрыты - имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой. Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации - озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности - фиксация. Окна: первый этаж нарисован в конце - отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности. Окна: закрыты(занавешены) - Озабоченность взаимодействием со средой. Окна: сильно открытые - субъект ведет себя несколько развязано и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок - отсутствие стремления скрывать свои чувства. Окна распахнутые, если в доме кто-нибудь живет - большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет - слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня. Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль - можно ожидать фиксацию на женских половых органах. Окна без стекол - враждебность, отчужденность, оральный или ональный эротизм. Окно, положение, трудности согласования стен и этажей - можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции. Окна, искажение пропорций - излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо. Окна с замками - враждебность, замкнутость. ДЕРЕВО Животное, выглядывающее из дупла в дереве - наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины. Яблоня - обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети. Кора (извилистые вертикальные линии) - возможность шизоидных черт. Кора - легко нарисована - равновесие во взаимоотношениях. Кора изображена мелочно, щепетильно - компульсивность и сильная и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой. Ветви - степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражает взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды. Ветви, абсолютная асимметрия - отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия. Ветви, обломанные, наклоненные или неживые - значимая для субъекта физическая или духовная травма. Ветви неживые - субъект не чувствует удовлетворения от развлечений. Ветви изображены штрихованием или закрашиванием - если они нарисованы легко и быстро - тактичное, но скорее всего поверхностное взаимодействие со средой. Ветви, двумерное изображение с "незакрытыми" кончиками. Субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями. Ветви: молодой росток из скудного ствола - отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил. Ветви, обращенные влево - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение. Ветви, обращенные вправо - отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях. Ветви похожи на шипы (колючки) - мазохистские тенденции. Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность. Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы - означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений. Структура веток - степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой. Структура веток: узкая и длинная - боязнь в поисках удовлетворения в среде. Цвет: конвенциональное его употребление - зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола. Цвет: комбинация черного и зеленого - шизоаффектный тип реакции. Детали существенные: ствол не менее одной ветки (за исключением рисунка пня). Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней - патоморфная оторванность от реальности (исключение - детские рисунки). Подозревается у взрослых органика - при интеллекте среднем или выше среднего). Контур земли в форме горы - так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево небольшое - сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме. Листья - двумерные, частично большие для веток - Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность. Перспектива "под субъектом" - позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево. Перспектива: частично с горки - переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели. Корни мертвые - отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом. Корни, уходящие в землю, ярко выражены - сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность. Корни тонкие, слабый контакт с землей - слабый контакт с реальностью. Повреждение дерева - технический или физический опыт, травматичный для субъекта. Тень - фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем. Солнце: туча между ним и деревом - отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом. Солнце большое - острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом. Солнце за деревом - иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица. Солнце, его положение - отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом. Солнце, его лучи падают на дерево - потребность доминировать или чувство другого. Солнце заходящее - чувство депрессии. Солнце: дерево, уклоняющееся от него - склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности. Дерево как неосознаваемый портрет - не осознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды. Дерево: одно или группа - "одно" - чувство изоляции (или потребность в общении), "группа" может иметь дополнительные значения к переживанию доминирования других. Дерево мертвое - редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины. Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури - субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность). Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола - чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлимости. Дерево изображено фасадом -(если оно символизирует человека) - взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица. Дерево, изображенное как два одномерных дерева - серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта. Дерево, после его гибели прошло некоторое время - относительная длительность плохого приспособления или беспомощности. Дерево - замочная скважина - сильная враждебность, частичная ригидность. Дерево большое, не помещающееся на листе - субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении. Дерево, наклоненное влево - отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению к времени - привязанность к прошлому. Страх перед будущим. Дерево, наклоненное вправо - отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта. Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела - ригидность, конкретность мышления. Дерево, его размеры - понимание человеком своего положения или представления желаемого положения. Дерево маленькое - чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться. Дерево, его твердость - несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность. Ствол - понимание субъектом своих возможностей. Ствол сломанный - (верхушка касается земли) выражает чувство субъекта, что он был полностью внутренними или внешними неконтролируемыми силами. Ствол мертвый - чувство травмирующей потери ЭГО-контроля. Ствол, тонкий контур - чувство неадекватности, нерешительности ЭГО. Ствол большой - с маленькой листвой - неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности. Ствол узкий у основания - сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта. Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) - возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции. Ствол необычно большой - чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности. Ствол с акцентированным периферическим контуром - сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению. Ствол мелкий - базовое чувство неадекватности и нелепости. Ветер дует в сторону субъекта от дерева - нарциссические тенденции. ЧЕЛОВЕК Руки - базовое стремление к борьбе, орудия управления и измерения среды. Широкие руки (размах) - интенсивное стремление к действию. Руки шире у ладони или у плеча - недостаточный контроль действительности, импульсивность. Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно или поперек спины, вытянутые в стороны - субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля. Руки скрещены на груди - враждебно-мнительная установка. Руки за спиной - нежелание уступать, идти на компромисс, склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений. Руки длинные, мускулистые - субъект нуждается в физической силе, Ловкости, храбрости (компенсация). Руки слишком длинные - чрезмерно амбициозные стремления. Руки расслабленные и гибкие - хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях. Руки напряженные и прижатые к телу - неповоротливость, ригидность. Руки тонкие - переживание слабости и тщетности усилий. Руки очень короткие - отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности. Руки, похожие на крылья - иногда встречаются в рисунках шизоидов. Борода - заместитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность. Ремень, пояс, часто штрихованный - сильный конфликт между выражением сексуальных и др. влечений и их контролем. Груди очень подчеркнутые - психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, зависимость от матери. Бедра очень подчеркнуты - психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, склонность к гомосексуализму (у мужчин). Соски - регрессия или фиксация на оральном уровне зависимости. Подбородок слишком подчеркнут - потребность доминировать. Деформация какой-нибудь части - отражает подобные или истинные деформации у субъекта или приспособительные реакции на них. Детали существенные - голова, туловище, две руки, две ноги (исключение - профиль), два глаза, два уха, нос, рот. Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено - возможны слуховые галлюцинации. Иногда встречаются у хорошо приспособленных умственно отсталых и у маленьких нормальных детей. Уши слишком подчеркнуты - возможны слуховые галлюцинации, встречаются у особенно чувствительных к критике. Уши маленькие - стремление не принимать никакой критики, заглушить ее. Глаза закрыты под полями шляпы - сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий. Глаза изображены как пустые глазницы - значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность. Глаза не прорисованы - возможны зрительные галлюцинации. Черты лица - рецепторы внешних стимулов, сенсорный контакт с действительностью Лицо подчеркнуто - сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом. Черты лица изображены - стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности. Ступни - признак неподвижности в межперсональных отношениях. Ступни непропорционально длинные - потребность в безопасности, в демонстрации мужественности. Ступни непропорционально мелкие - субтильное, рафинированное восприятие реальности. Ступни слишком детализированы - обессивные черты с ярко выраженным женским компонентом. Ступни обращены в разные стороны - сильно амбивалентные чувства. Пальцы прорисованы в последнюю очередь - то же, что руки. Пальцы крупные, похожи на гвозди (шипы) - враждебность. Пальцы одномерные, обведены петлей - сознательные усилия против агрессивных чувств. Волосы - сильно заштрихованы: тревога, связанная с мышлением или воображением. Волосы заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову как клещи - субъектом управляют враждебные чувства. Руки, нарисованы в последнюю очередь - значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой. Руки заштрихованы - чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками. Руки в карманах - отвиливание, импульсивное действие мастурбации. Руки слишком крупные - склонность к приспособлению в социальных отношениях. Голова - сфера интеллекта, воображения. Голова большая - подчеркивание значения мышления, воображения как источника наслаждения. Голова маленькая - обессивность, компульсивность. Ноги, их отсутствие - патологическое переживание скованности. Ноги широко расставлены - откровенное пренебрежение. Ноги слишком короткие - чувство неловкости, неуверенности.. Ноги чуть сдвинуты - ригидность, напряженность, возможно плохая сексуальная адаптация. Рот подчеркнут - психосексуальные отношения, фиксации. Рот слишком велик - оральный эротизм. Мышцы акцентированы (мало прикрыты одеждой) - телесный нарциссизм, стремление стать шизоидным, углубленным в себя. Усы - символ заменителя фаллоса. Шея длинная и тонкая - шизоидные черты. Шея пропущена - субъект находится под властью своих впечатлений. Шея изображена не в порядке очереди - конфликт между контролем и выражением эмоций. Человек. Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям. Фобии. Лицо неприятное субъекту из его окружения. Человек из палочек - психопатия, общение с людьми в тягость. Человек в плавном, легком шаге - хорошая приспособляемость. Человек-профиль - отрешенность, замкнутость. Плечи угловатые - осторожность, защита. Плечи мелкие - ощущение малоценности, жестокости. Зубы, выдающиеся вперед - агрессия (в речевом плане). Галстук подчеркнут - озабоченность фаллосом с переживанием импотенции. Туловище - место нахождения базовых потребностей и влечений. Туловище длинное и узкое - шизоидные черты. Туловище слишком крупное - наличие большого числа неудовлетворенных, остро сознаваемых субъектом потребностей. Туловище ненормально мелкое - отрицание телесных влечений, чувство унижения, малоценности. Линия талии - выражение координации между влечениями к власти (вверх) и сексуальными влечениями (вниз). Маска - осторожность, скрытность, возможность деперсонализации и отчужденности. Прозрачные брюки (видны ноги) - боязливая тревога из-за гомосексуализма. Трубка во рту - сложный, вычурный оральный эротизм. Карман - аффективная депривация, зависимость от матери. Несколько карманов - мужская фигура у пациента мужчины, пассивная гомосексуальная тенденция. Развевающиеся брюки - озабоченность мастурбацией. Униформа солдата (ковбоя) - у пациента мужчины - потребность в более высоком статусе в сравнении с имеющимся. Оружие - агрессивность. Тучи - тревога, опасения, депрессия. Фигура человека на ветру - потребность в любви, привязанности. Обрывчатые линии - тревога, незащищенность. Несоединенные линии, перемещение частей тела - склонность к психозу.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.) |