АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Народное православное учение о спасении

Читайте также:
  1. A. ослабляет способность атсмосферы защищать все живое на земле от жесткого ультрафиолетового излучение
  2. II. Порядок обращения за получением социального обслуживания
  3. III. Изучение нового материала.
  4. А) Изучение уровня речевой подготовки детей к школе.
  5. Адольф Гитлер. Учение о расовом единстве.
  6. В стоимость входит: обучение, раздаточный материал, CD с методическими материалами.
  7. Взаимосвязанное изучение хозяйственных процессов как элемент методики анализа
  8. Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был Герберт Спенсер (1820–1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм».
  9. Вопрос 14. Учение о человеке Маркса
  10. Вопрос 16. Учение о человеке в концепции К. Ясперса
  11. Вопрос 17. Учение о человеке в философии Н.С. Бердяева
  12. Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения

Учение о спасении, реально исповедуемое сердцами православных, не формулируется не только для «внешних», оно не формулируется даже в головах самих православных. Это специфически православное явление, когда главная религиозная доктрина – доктрина о спасении внушается на вербальном уровне. И именно поэтому православные и не могут однозначно ответить на наш простой вопрос «даром ли прощаются кающемуся грехи?», - не потому, что они скрывают ответ – нет, а потому что у них у самих ответ не сформулирован, хотя их сердце ответ этот знает. Но чтобы выразить этот ответ словом, необходим определённый труд. Вот я этот труд и попытаюсь сделать за них – сформулировать православное народное (народное, т.е. реально исповедуемое сердцем православного человека) учение о спасении.

Эта задача оказалась не так проста, как казалась мне на первый взгляд. Я вижу здесь «второе дно». Первое «дно» – примитивная формула простецкой народной православности, второе «дно» – коварная формула ложной веры. Но давайте будем двигаться согласно порядку жизни.

Мы остановились на том, что осознав свою смертность, ищущий посредника для спасения человек входит в православный храм и оглушается там на несколько лет инаковостью.

Это всё так и задумано. Именно инаковость – главное средство вербального внушения человеку. Эта инаковость – умело и со вкусом подобранная мозаика из культур разных времён и народов – абстрагируется в понятие некоей «церковности» и претендует на роль посредника (секретаря Бога). Т.е. у человека (вербально) возникает ощущение – ну, прямо небеса, да, нашёл посредника. Что мне надо сделать теперь и представить посреднику (секретарю)? Что надо делать, объяснят достаточно быстро.

Чрезвычайно распространенной доктриной практического богословия в народном православии является доктрина «стяжания Духа Святого». Смысл её сводится к следующему. Чтобы спастись христианин должен аккумулировать в себе благодать Святого Духа в течении всей своей жизни. Такая аккумуляция происходит через «покаяние», под которым понимается совершение христианином разных дел и выполнение молитвенных правил. Видимо, предполагается, что, накопив некоторое определенное количество благодати, христианин освятится (обожится) достаточно для спасения.

Эта доктрина вряд ли когда-нибудь будет догматизирована официально по причине своей полной несостоятельности. Укажу, для примера, два независимых аргумента сражающих эту доктрину «на смерть»:

1. Становится совершенно непонятным, как тогда спасались ветхозаветные люди?

Если благодать Святого Духа была доступна для аккумуляции в ветхозаветное время, то почему ветхозаветные праведники были в аду до Крестной Жертвы?

Если благодать не была доступна (или недостаточно доступна), то, как они спаслись в момент Крестной Жертвы, неужели в аду «добрали» недостающую благодать? Значит и в аду можно стяжать Духа Святого?

В лучшем случае православные что-нибудь вяло промямлют об особом пути спасения ветхозаветных людей – но будет видно, что они сами обескуражены и не верят своему «объяснению».

2. Известно, что ни один, даже великий, православный подвижник никогда не заявлял о себе: всё, вот я – обожен, я – свят. Все они до конца говорили, что остро нуждаются в покаянии. Как это понимать? Неужели никто не спасён? На это обычно отвечают тремя возможными ответами:

А) Когда аккумулируешь благодать сам её не замечаешь. Т.е. – да, в действительности они были обожены, но сами этого не видели и не знали. Совершенно непонятно становится, во-первых, что это за спасение такое, когда человек сам не может адекватно оценить своё состояние? Второе и главное – как можно стяжать то, чего сам никак не видишь и не чувствуешь?

Б) Они знали что святы, но … кокетничали. Как девице мы делаем комплимент: «какая Вы сегодня красавица», а она жеманится и говорит «да что Вы, да что Вы!», а сама знает про свою привлекательность, так и святые: «нет, нет, я – грешный, я - грешный», а сам в себе конечно, понимает, - грешный-то грешный, но не Гитлер же, в конце концов. Оставлю этот ответ без комментариев, он сам себя обличает.

В) Иногда православные дают правильный ответ: по мере освящения (обожения) человек духовно прозревает и начинает видеть свой грех яснее. Это совершенно верно. Запущенный грешник бесчувственен ко греху как мертвец. Но на этот правильный ответ у меня есть правильный вопрос: если человек, только «слегка приподняв голову», только немного освятившись, начал постигать всю свою реальную непригодность для Царствия Небесного, то представьте каким бесконечным грешником он выглядит в глазах бесконечно Святого Бога! И как же тогда он с этой своей «святостью» думает устоять на нелицеприятном Суде Божьем?

Но, несмотря на очевидную несостоятельность этой доктрины, её популярность завораживающа. При этом каждый православный, чувствуя в совести своей (если, конечно, не прельстится), что он никогда не освятится (обожится) достаточно для спасения, уповает на то, что эту недостачу покроет его церковность. Это такое «инфантильное смирение»: я-де, конечно, не освящусь, но вот кто-то другой – о, да, герой веры, - смог и у него так много этого освящения, что он и со мной им поделится. А почему с тобой, а не со мной? А потому что по блату – он меня знает как православного, а ты - протестант. Да я сам пребывал в плену такой доктрины продолжительное время.

В целом возникает достаточно несложная форма человеческой религиозности, которую также можно выразить нашей универсальной формулой:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)