АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Теоретический материал. Отраслевая монография как вид издания и научный жанр

Читайте также:
  1. III. Материалистическое направление в русской философии
  2. III. УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К. XIX – НАЧ. XX В.»
  3. III.7. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ ХХ века И ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА
  4. IV. Диалектико-материалистическая концепция сознания
  5. IV. Современные методы синтеза неорганических материалов с заданной структурой
  6. VII. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала
  7. Абразивные материалы
  8. Алмаз как материал для изготовления инструментов
  9. Амортизация нематериальных активов
  10. АМОРТИЗАЦИЯ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ
  11. Анализ влияния эффективности использования материальных ресурсов на величину материальных затрат
  12. Анализ использования материальных ресурсов

Отраслевая монография как вид издания и научный жанр

Согласно ГОСТ 7.60-2003, монография – это «…научное или научно-популярное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам» [5, с.196].

Монография как научный жанр в системе отраслевой научной коммуникации функционирует наряду с научным докладом, диссертацией, авторефератом диссертации, текстом доклада, тезисами доклада, статьей, описанием изобретения и научно-технического отчета. Как самостоятельный научный жанр монография оформилась сравнительно недавно и отличается двумя основными неизменными моментами: во-первых, монография посвящена рассмотрению одного предмета, вопроса, явления, темы и пр.; во-вторых, рассмотрение это является всесторонним.

Появление монографии как жанра научной литературы было обусловлено и объективными и субъективными предпосылками. К объективным относятся качественные изменения в области научного познания. К субъективным – эволюция научной литературы как способа научной коммуникации, как вида литературы. Наряду с другими жанрами научной литературы, монография была призвана зафиксировать и отразить эти изменения, обеспечить высокую эффективность научного общения и повысить роль научной литературы в системе научных коммуникаций и науки в целом. Эта задача решается путем закрепления за монографией особого коммуникативного назначения, особого предмета и познавательной емкости, особой, только ей свойственной концепции адресата.

Предметом жанра монографии являются наиболее обобщенные системы научных понятий, позволяющие зафиксировать, воссоздать в литературном произведении целостную систему изучаемого явления. Как средство научной коммуникации монография призвана объективировать в наиболее адекватной форме особенности, процесс и результаты научного познания. В предмете монографии реализуются все элементы научного познания, как особой сферы человеческой деятельности. Здесь фиксируются исходные предпосылки научного исследования, его ход, его результаты. Жанр монографии позволяет фиксировать все известные современной науке формы научного знания в наиболее систематизированном виде.

Монография как жанр научной литературы может существовать только при условии ее обязательной публикации – преобразования текста и контекста литературного произведения в текст и контекст издания. Только при публикации реализуется предмет, целевое назначение и читательский адрес произведения данного жанра, коммуникативные свойства монографии. В монографии как жанре научной литературы получают закрепление и дальнейшее развитие все известные современной науке формы научной коммуникации. Из всех научных жанров монография в настоящее время наиболее авторитетна и престижна. Ей отведена ответственная роль в системе научных изданий: выработка и закрепление принципов и методов изложения научного материала. Именно монография определяет уровень развития научной литературы как коммуникативной системы и как вида литературы. В ней получают закрепление нормы научного стиля изложения. Поэтому монография – это не только веха на историческом пути науки, но и определенный этап развития научной литературы как самостоятельного вида литературы, способа научной коммуникации.

Жанр монографии предполагает особый вид восприятия информации – теоретическое мышление и рассчитан на определенный читательский адрес. Имеются прежде всего потребители, занятые в сфере научной деятельности, для которых активное освоение содержания произведения является одним из условий профессиональной деятельности. При этом монография как любой научный жанр предполагает очень высокий уровень научной компетенции читателя, его знание современной ситуации в той или иной отрасли научного познания. Она эффективна лишь при условии понимания на уровне активного согласия или несогласия читателя с позицией автора. Читатель монографии встает перед необходимостью определения смысла научной информации во всей глубине и сложности ее сущности и свойств.

Читательский адрес монографии моделирует определенную ситуацию общения в которой перед читателем ставится две задачи:

1. Понять произведение так как понимал его автор, не выходя за пределы его понимания. Решение этой задачи очень трудно и требует обычно привлечения огромного количества материала.

2. Использовать свою временную и культурную готовность к восприятию. Включать в свой (чужой для автора) читательский контекст.

Очевидно, что монография рассчитана не только и не столько на понимание, сколько на детальное научное изучение.

Таким образом можно сделать вывод, что монография представляет собой жанр научной литературы, предметом которого является система научных понятий, отражающая процесс и результаты научного познания мира с наибольшей степенью целостности.

В предмете монографии результаты научного исследования конкретизируются и отражаются в наиболее целостной форме. По мнению ученых книговедов предметом монографии являются научные словесные образы (по аналогии со словесными образами – результатами мыслительной деятельности человека), т.е. научное понятие, с наибольшей полнотой и наибольшей степенью обобщенности отражающее процесс научного освоения мира. При этом, напоминают ученые не следует забывать, что предметно-смысловая целостность, завершенность в научной литературе носит относительный характер. Монография объективно неисчерпаемый предмет научной литературы «…получает относительную завершенность в определенных условиях, при данном положении вопроса, на данном материале, при данных, поставленных автором целях» (см. Шиманов, с. 17).

В предмете монографии реализуются все элементы научного познания как особой сферы человеческой деятельности. Здесь фиксируются исходные предпосылки научного исследования, его ход, его результаты. Жанр монографии позволяет фиксировать все известные современной науке формы научного познания в наиболее систематизированном виде. Реализуются также в монографии теории, законы, классификации, типологии и при этом в наиболее законченном виде как необходимое и достаточное условие существования научного знания о мире.

Отличительной особенностью предмета монографии ученые считают также способность максимально воплощать в нем научную рефлексию, как отличительное свойство научного познания. Рефлексивность – это критическое отношение к существующим формам знания, к теориям, гипотезам и т.д. Это рефлексивность научного знания проявляется в обоснованности кК неотъемлемом критерии его истинности. Именно монография дает возможность доказать научную ценность тех или иных положений, опираясь не на авторитет, традицию или веру, а путем сознательного убеждения в их истинности на основе общезначимых для научного сообщества норм и критериев [Шевырев В.С., с.135].

В предмете монографии получает дальнейшую конкретизацию такое важное свойство научной литературы, как четкая реализация в произведениях метода научного исследования, т.е. определенного способа построения и обоснования системы научного знания. Правомерно поэтому рассматривать предмет монографии в качестве теоретической модели, результата научного познания в основе которого лежит определенный метод – совокупность приемов и операций теоретического освоения мира. И если в других жанрах научной литературы, метод только указывается, то в монографии всесторонне обосновывается правомерность его использования в том или ином конкретном случае.

Столь же важной особенностью предмета монографии можно считать и воплощенность в нем с максимальной степенью существующих форм научной коммуникации индивидуального влияния на автора, взглядов, высказанных в дискуссии или публикации.

Одним из компонентов предмета монографии всегда являются знания и опыт автора, его научные интересы и взгляды, пристрастия, обусловленные общественно-политическими условиями его жизни. Тем самым личность автора, получая реализацию в предмете монографии, активно влияет на функционирование произведения в системе научной коммуникации. Личность автора, его авторитет оказывают решающее влияние на первоначальную оценку научной значимости произведения. Ярким примером могут быть монографии Л.Н. Гумилева (сына известных исторических лиц: поэта Николая Гумилева и поэтессы Анны Ахматовой). Автор монографии в науке предстает как создатель научного направления, теории, как глава научной школы (Л.Н. Гумилев создатель науки об этногенезе и его месте в истории народов).

Индивидуальное влияние как одна из форм научной коммуникации получает дальнейшее развитие в монографии, поскольку она дает возможность автору обрести новую жизнь, читателей сторонников и последователей науки будущего. Например, в 50 – 60-е годы ХХ века, когда монографии Л.Н. Гумилева не принято было печатать, а имя замалчивалось, его труды находились на депонировании, т.е. сохранялись в единственном экземпляре в специальных хранилищах, получить их ксерокопию можно было только путем специального заказа, тем не менее читательский спрос был огромен, что свидетельствовало о большом авторитете автора. В итоге ксерокопирования более 30 тысяч экземпляров его монографии ……………было принято решение опубликовать этот труд. Очевидно, что авторитетность ученого в современной науке опирается, прежде всего, на созданные им монографии, которые определяют его вклад в научное познание. Монография, таким образом, реализует творческие способности автора, создавая ему определенный научный авторитет.

Целевым назначением монографии является коммуникативное обеспечение процесса научного освоения действительности средствами литературы в наиболее целостной форме. На современном этапе развития науки, ставшей производительной силой общества целевое назначение монографии реализуется и в создании необходимых условий для эффективного использования данного жанра как одного из наиболее авторитетных средств научно-технического прогресса. Монография призвана в связи с этим отражать новейшие достижения научного познания в форме, обеспечивающей возможность их творческого использования в сфере производства.

Целевое назначение монографии как жанра призвано обеспечить преемственность науки, она выполняет роль связующего звена между различными этапами науки: по монографиям судят о конкретных достижениях научного познания в тот или иной период.

Целевое назначение отражает сложный процесс дифференциации и интеграции наук. Система монографии в конечном итоге дает представление о достижениях науки как сферы человеческой деятельности.

 

Работа редактора над отраслевой монографией

Теоретическое знание, как правило, излагается в монографии путем толкования определенной теории или нескольких теорий. Понятие теория характеризует способ организации, упорядочение знаний, системную связь теоретических положений, их достоверность и обоснованность.

Понятие «тип теории» фиксирует то общее, что присуще теории отдельных наук, например наук естественных, исторических, математических, политических.

Понятие «индивидная теория» фиксирует существование огромного разнообразия конкретных теорий. Ученые разрабатывают, как правило, индивидную теорию, в которой проявляется эмпирическое бытие теории. В реальной истории науки всегда имеется множество разных теорий, построенных даже для одного и того же процесса, например, разные теории элементарных частиц, теории гравитации, теории сна в психологии, теории культуры. Мир теории невозможен без индивидных теорий. Он реализует, прежде всего, эти теории и в то же время он автономен по отношению к каждой из них. Каждая индивидная теория – его единица.

Предметные области теории – то множество, тот набор объектов, отношения между которыми отражают отношения реальных объектов.

Теории – это высший уровень научного знания, ее отличительный признак – целостность: Она всегда представляет собой систему знаний об объекте и явлении, ту самую систему, которая дает целостное представление о закономерностях и существенных связях в действительности.

Все сказанное выше определяет то главное направление, которое необходимо реализовать в работе редактора. В ходе редактирования авторского оригинала отраслевой монографии, в котором излагается научная теория, надо тщательно проанализировать характеристику компонентов теории, их логичность и обоснованность. При этом необходимо руководствоваться общенаучными требованиями теории как высшей формы научного знания.

Особую сложность в ходе подготовки к изданию представляют произведения научной литературы, содержащей изложение новых теорий. Главный критерий оценки значимости новой теории – ее существенное преимущество в области теоретического объяснения предмета научного познания, предсказания путей дальнейшего научного исследования проблемы.

Современная концепция профессиональной подготовки редактора допускает, что редактирование отраслевой литературы не предполагает глубокое знание редактором конкретной отрасли знаний, изложенных в монографии. Общую оценку материала его значимости и уровень его соответствия требованиям редактор может почерпнуть из отзыва специалистов и рецензентов материала рукописи. Вместе с тем есть понятия, с которыми редактор должен быть ознакомлен это: специфика жанра, предмета, целевого назначения и читательского адреса монографии (смотрите в предыдущем разделе), а также такие понятия как научное познание и его структура, познавательные формы научного познания и их типы, научные понятия, их содержание, объем и структура.

Остановимся несколько подробнее на нескольких из них.

Познавательные формы опираются в своем функционировании как на эмпирические, так и на теоретические знания. К числу такого рода познавательных форм относятся вопрос проблема и гипотеза. Вопрос – такая форма познания, которая отражает необходимость найти неизвестное, получить информацию о каком либо объекте. Его познавательная функция реализуется в виде ответа, несущего сведения об изучаемом предмете. Вопросы выполняют поисковую функцию, формулируют стратегию достижения ответа, выступают средством упорядочения, организацией научного исследования, в пределах которого выявляется степень важности вопросов и порядок поиска ответов. Все это конкретно должен реализовать редактор в процессе обработки рукописи.

Проблема возникает там, где есть неопределенность, предполагающая множество решений и выбор одного из них. Редактору нужно знать, что при решении проблемы должно быть четко сформулировано неизвестное – то, что надо найти. Кроме того, для решения проблемы необходимо указать имеющиеся данные, которые ориентируют субъекта на определенную область поиска неизвестного – где именно следует искать. Редактор, как правило, знает, что поиск решения проблемы полагает выдвижение предварительного возможного варианта ответа или гипотезы и работая над рукописью учитывает это обстоятельство, стремясь найти первое или второе. Конечно, гипотеза (некоторые предположения или система предположений о связи между явлениями и о закономерном порядке вещей) обязательно присутствует в научной монографии. Она выступает как форма перехода знания от эмпирического к теоретическому: факты – гипотезы – теории. Она (гипотеза) объединяет, синтезирует и эмпирическое и теоретическое знание, опережая их собственное развитие, и в этом контексте представляет собой прорыв в неизвестное, на передний край науки. Следовательно, внимание редактора должно быть сосредоточено на выявлении гипотезы (гипотез), определении правильности их формулировки и верности дальнейшего изложения научной мысли.

Необходимо отметить, что еще одной формой научного знания является закон, который в научном познании выражает существенное, устойчивое и повторяющееся отношение между предметами и явлениями. В произведениях научной литературы получают отражение научные законы, функционирование и развитие. Все они носят объективный характер и могут быть менее общими (действуют в одной области и изучаются отдельными науками, например, закон тождества и другие законы логики), более общими (они исследуются несколькими смежными науками, например, закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения и т.д.) и всеобщими (они имеют универсальный характер и изучаются философией, например, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания и др.).

 

Основные этапы работы редактора над отраслевой библиографией

1. В процессе работы, прежде всего, необходимо проверять правильность употребления логических законов, нарушение которых автором ведет к появлению смысловых ошибок. Основных логических законов четыре: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания. Мы рассматривали их подробно в курсе лекций и реализовали в практических занятиях. (См. ПЗ №) []

2. Важный этап – работа редактора над структурой отраслевой библиографии. Обработка рукописи начинается с оценки эффективности применения автором того или иного метода изложения научного материала. При этом обязательно учитываются нормы и стандарты научной коммуникации. Наиболее часто в монографиях используются логический и исторический методы изложения. В ряде случаев – сочетание этих методов, которое служит основой более сложных в познавательном отношении методов построения научной монографии. К ним относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному и метод спирали, используемые в крупных теоретических монографиях. Метод восхождения дает возможность на основе глубокого анализа научных понятий синтезировать конкретное знание об изучаемом предмете или явлении. Метод спирали предполагает постепенное развертывание признаков анализируемого в монографии предмета или явления. Он не только отражает структуру научного материала, но и дает возможность оказать целенаправленное влияние на ход читательского восприятия. Метод спирали основан на постепенном развитии мысли путем повторения ее каждый раз на новом, более высоком уровне обобщения.

3. Анализ использованной автором научной терминологии как наиболее оптимальный вариант обеспечения точности изложения содержания. Здесь необходимо: единообразие моделей и терминов; однозначность термина в пределах одной терминологической системы. Особенно недопустима многозначность при обозначении величин, расчетных понятий.

4. Анализ качества аббревиатур. Поскольку при их употреблении могут возникнуть ошибки. Подробнее см. [], с. 39-40.

5. Анализ и оценка стиля монографии.

6. Анализ и оценка справочного аппарата как важнейшего элемента культуры издания.

6.1. Библиографические ссылки и библиографические списки при составлении которых важно правильное библиографическое описание, которое регулируется ГОСТом 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание».

6.2. Предисловие которое может подготовить сам автор, оно может быть написано редактором, издателем и соответственно помещается под название «От автора», «От редактора», «От издателя».

6.3. Вступительная статья как элемент аппарата издания, которое представляет собой оригинальную работу, подготовленную высококвалифицированным специалистом, имеющий важное научное и методологическое значение.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Практическое занятие № 1. 1

ТЕМА: «ТИПЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ТИПЫ ИЗДАНИЙ». 1

Практическое занятие № 2. 5

ТЕМА: «ВИДЫ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЫ ИЗДАНИЙ». 5

Практическое занятие № 3. 12

ТЕМА: «ЭЛЕМЕНТЫ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА. СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ». 12

Практическое занятие № 4. 22

ТЕМА: «ИНФОРМАЦИОННАЯ И ЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА» 22

Практическое занятие № 5. 32

ТЕМА: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА» 32

Практическое занятие № 6. 41

ТЕМА: «ЭСТЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВНУТРЕННЕЙ СТРУКТУРЫ ТЕКСТА». 41

Практическое занятие № 7. 46

ТЕМА: «СТРУКТУРА ТЕКСТА. РАБОТА РЕДАКТОРА ПО ЕЕ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ» (ИТОГОВАЯ ПО ПЕРВОМУ РАЗДЕЛУ ЛЕКЦИОННОГО КУРСА) 46

Практическое занятие № 8. 58

ТЕМА: «ЛОГИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ ТЕКСТА И СВЯЗИ МЕЖДУ НИМИ». 58

Практическое занятие № 9. 61

ТЕМА: «ФУНКЦИЯ ЛОГИКИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ». 61

Практическое занятие № 10. 65

ТЕМА: «ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ИХ ВИДЫ. РАБОТА С ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ В РЕДАКТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». 65

Практическая работа № 11. 69

ТЕМА: «РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ОТРАСЛЕВОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЕЙ». 69

Практическая работа № 12. 70

ТЕМА: «РАБОТА РЕДАКТОРА НАД ОТРАСЛЕВОЙ МОНОГРАФИЕЙ». 70

СОДЕРЖАНИЕ.. 75


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)