АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Двойник. В «темных» текстах у главного героя нередко име­ется двойник

Читайте также:
  1. Гоголевские мотивы в «Двойнике»
  2. Двойник
  3. Метод воображаемого двойника
  4. Страшных историй о призрачных двойниках
  5. Тоталитарные двойники

В «темных» текстах у главного героя нередко име­ется двойник. Отметим только те стороны проблемы


Белянин В. Психологическое литературоведение

двойника, которые имеют отношение к нашей теме. В «простых» текстах двойник выполняет две функции.

Во-первых, двойник является помощником поло­жительного персонажа или даже выступает с ним в одной роли. Таковы Сашка и Колька из повести А. При-! ставкина «Ночевала тучка золотая». Братья-близнецы очень похожи друг на друга, чем постоянно сбивают с толку окружающих. Такую же функцию выполняет и двойник изобретателя Гарина (А. Толстой «Гиперболо­ид...»), спасающий его от разъяренной толпы, желаю­щей смерти опасного для человечества инженера. Для того чтобы не быть убитым, делает себе восковую фи­гуру Шерлок Холмс, имеющий помощника доктора Ват-сона (А. Конан Доил «Приключения...»).

Во-вторых, двойник может быть антагонистом] положительного персонажа.

Именно такую функцию выполняет Голядкин-млад­ший в повести Ф.М. Достоевского «Двойник», где он появляется для того, чтобы занять место персонажа, появившегося первым. Портретное изображение Дори­ана Грея, будучи наделенным его душой благодаря дья­волу, стареет, отражая все злодеяния, совершенные «ори­гиналом» (О. Уайдд «Портрет Дориана Грея»). Естествен­ным финалом становится убийство Дорианом Греем своего почти живого двойника, что приводит к его соб­ственной смерти. Мистер Хайд из романа Г. Уэллса «Странная история доктора Джекила и мистера Хай­да», появляясь на свет в результате эксперимента, при­ведшего к раздвоению личности, становится убийцей своего создателя — доктора; есть двойник и у героя Э. Гофмана («Эликсир сатаны»).

В рамках эпилептоидного мироощущения разде­ление личности на «положительную» и «отрицатель­ную» части может быть проявлением двойственного отношения к себе, имеющему как бы две ипостаси — до припадка (спокойный, нормальный) и во время (возбудимый, гневливый). «Такие сочетания, — отме­чает Д.Е. Мелехов, — одновременно проявляющихся или меняющих друг друга противоположных поляр­ных признаков производят тяжелое впечатление двои-


Глава 2. Отражение черт личности в текстах ственности, двойниковости, противоречивости» (Ме­лехов, 1992, с. 74). Названные функции положительных, отрицатель­ных и «промежуточных» персонажей и двойников су­ществуют не сами по себе, а как элементы образной системы «темных» текстов. Отметим, что проблема двойника в литературе не исчерпывается теми характеристиками, которыми он наделен в «темных» текстах. Рассмотрение же этого нопроса в культурологическом плане является само­стоятельной проблемой.

Образность «темных» текстов

«Темные» тексты очень колоритны по образности и насыщены повторяющимися семантическими ком­понентами, являющимися по функции психологичес­кими предикатами. Они встречаются при описании почти всех действий героев «темного» текста, создавая шюлне определенный коннотативный ореол, и состав-мяют основу его образности. Отметим также, что мы оставляем в стороне такое существенное измерение художественного текста, как его художественность. Мы лишь полагаем, что оно связано с богатством системы образности, а в психологическом плане — скорее всего с когнитивной сложностью. Тексты «малохудожествен­ные» будут скорее когнитивно простыми.

По содержанию семантические компоненты «тем­ного» текста связаны с физиологической и психофи­зиологической сторонами жизни человека, с ощуще­ниями, коррелирующими с дисфорией, сумеречными и другими состояниями, характерными для эпилепто-идной личности. В частности, в них много описаний '•моциональных состояний 'злобы' и 'тоски', пропри-оцсптивных ощущений, ощущений равновесия, всевоз­можных зрительных, слуховых и обонятельных ощу­щений.

Перейдем к описанию их вербальной реализации и литературных текстах.

Питературоведение



Белянин В. Психологическое литературоведение


 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)