АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экскурсионный рассказ

Читайте также:
  1. B) Беседа, рассказ, лекция
  2. Бывшие «медитаторы» рассказывали, что во время упражнений переживали страшные бесовские видения
  3. Воспитание самостоятельной речи на материале рассказа (4—6 недель)
  4. Всегда возвращайтесь. Рассказ Розанны
  5. Вы не могли бы рассказать о своей методике фундаментального анализа? Как вы определяете, какой должна быть справедливая цена на рынке?
  6. Вывод. Вопрос о стадиях и стремление детей быть объективными в рассказах друг другу
  7. Глава III. Рассказ воина
  8. Д) Чтение рассказов о ранних мусульманах.
  9. Заблудившийся рассказчик
  10. Зависимость рассказа от скорости передвижения группы.
  11. ЗАДАНИЕ «ЧТО ИГРУШКА РАССКАЗЫВАЕТ О СЕБЕ?»
  12. Заявка участника Конкурса устного рассказа

Рассказ, как и показ, — основной элемент экскурсия, помощью которого излагаются сведения, связанные с объе! тами экскурсии, в соответствии с ее темой, целью и задач ми. Рассказ неотделим от показа и подчинен ему, чем эк(курсия и отличается от лекции, в которой показ иллюстр* тивного материала по большей части не рбязателен. Но ел дует всегда помнить, что основные представления об экску] сионном объекте, его связях с историческими и культуряв ми событиями экскурсанты получают из рассказа, котор^ вне маршрута и конкретных объектов не существует.

Рассказ может строиться на основе индуктивного метода т.е. от частного к общему, от наблюдений к выводам, й^


Ме тодическая часть________________________ '_______________ 89

дедуктивного — от общего к частному. В экскурсионной прак­тике чаще используется индуктивный метод, когда на при­мере анализа объекта показа экскурсовод приходит к общим положениям и выводам.

Достижение цели экскурсии, полнота раскрытия темы за­висит от верно отобранных методических приемов рассказа, какими являются экскурсионная справка, описание, объяс­нение, цитирование и др.

Экскурсионная справка представляет собой сжатую ха­рактеристику объектов показа, лаконичное описание фактов. В справке сообщаются только основные данные об объекте: название, дата постройки, авторы, размеры и т.п. В качестве классического примера во всей экскурсионной методической литературе, изданной в прошлые годы, приводится описание Останкинской башни в Москве: «Телевизионная башня в Ос­танкино построена в 1967 году, ее высота 537 метров. Конст­руктор Н. Никитин, архитекторы А. Баталов и Д. Бурдин».

Этот методический прием рассказа используется чаще всего при осмотре дополнительных, второстепенных для кон­кретной экскурсии объектов, которых бывает особенно мно­го в обзорных многоплановых экскурсиях.

Предварительный обзор — методический прием расска­за, используемый в том случае, когда группа попадает в мес­то, насыщенное интересными экскурсионными объектами, о которых что-либо хочется узнать немедленно (Красная пло-Щадь в Москве, Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге и т-п.). Экскурсовод в этом случае должен дать краткую ин­формацию, зачастую одни названия, как об объектах, подле­жащих в дальнейшем показу, так и не предусмотренных к показу технологической картой экскурсии. Тем самым он Успокоит любознательность туристов и может далее продол­жать экскурсию с объекта, предусмотренного первым по пла-НУ марщруТа.

Описание - это подробное изложение материала об объек-е> последовательное перечисление основных его свойств и ячеств, описание основных событий, связанных с данным

ъектом. Ниже приводится описание экскурсоводом той же станкинской башни:

* Телевизионная Останкинская башня, построенная в 1967 году,

еет высоту 537 метров. Ее конструктор Н. Никитин, архи-

lT°pbi А. Баталов и Д. Бурдин. Она состоит из бетонного


90_________________________________ Экскурсионное дел

ствола высотой 384 метра, над которым поднимается огром ная металлическая труба-антенна высотой в 50-этажный дом Башня упирается в землю десятью бетонными опорами, каж дая из которых выдерживает нагрузку в три с половино тысячи тонн.

На разных уровнях башни устроены смотровые площад ки, куда посетителей доставляют скоростные лифты. Подъеь до самой верхней площадки занимает восемьдесят секунд На высоте 320 метров башню охватывает кольцо трехэтажно го ресторана "Седьмое небо". Ресторан медленно вращаете вокруг башни.

В обычную погоду башня отклоняется от оси в ту ил другую сторону на 2 метра. В случае же урагана отклонени вершины башни может достигать 13 метров».

Методический прием «описание объекта» используется например, в автобусной экскурсии на остановке без выход экскурсантов из автобуса. Длительность описания объекта н должна превышать 2-3 мин.

Объяснение — методический прием, с помощью которог освещаются внутренние связи объекта, выясняются причи ны какого-либо события, явления, факта, проводится их глу бокий анализ.

Говоря, к примеру, об Останкинской башне в экскурсии в которой она является основным объектом, экскурсовод до бавит в свой рассказ материалы о прочности бетонного стве ла Останкинской башни, которая достигнута тем, что он ар мирован 10 тысячами стальных тросов, об устойчивости баШ ни, обеспечиваемой ее особой конструкцией (в основе башнЯ лежит как бы плавающий в грунте стилобат, своеобразна) опорная плита, на которую равномерно распределяется ко лоссальное давление башни), и др.

Комментирование как методический прием используе1! ся в тех случаях, когда объект демонстрируется в процессе производственного цикла или в движении. Например, в про изводственнои экскурсии при показе работающего конвейер* в сборочном цехе, будь то сборка автомобилей, тракторов комбайнов или чего-либо другого. Экскурсовод комментирУ ет, т.е. с помощью кратких справок объясняет сущность nptf цесса, происходящего перед группой. Внимание должно ак­центироваться на специфических чертах объекта, явлений события.


Методическая часть 91

Цитирование — введение в рассказ отрывков из истори­ческих документов, литературных произведений, докумен­тальных сведений и др. для более яркого воссоздания исто­рического события, зрительного образа или придания ведо­мости положениям, выдвинутым экскурсоводом. Цитата дол­жна быть краткой, точной, яркой и обязательно приведен­ной к месту и ко времени. Злоупотреблять цитатами не сле­дует, чтобы у экскурсантов не сложилось мнения, что у эк­скурсовода недостаточно собственных мыслей по теме экскурсии.

Цитаты следует выписывать на карточки (размером при­мерно 10x15 см), которые особенно необходимы при проведе­нии первых экскурсий по новой теме. Экскурсовод не должен читать цитату не отрываясь от текста; при цитировании ему следует смотреть на слушателей, лишь мельком поглядывая в карточку.

Литературный монтаж ~ сложный методический при­ем рассказа. Он заключается в подборе отрывков из художе­ственных произведений одного или нескольких авторов, вос­поминаний, документов, статей, опубликованных в периоди­ческой печати, для создания цельной композиции, когда эк­скурсовод хочет особенно ярко воссоздать какое-либо собы­тие или образ исторической личности.

Текст, подготовленный из отобранных отрывков, должен представлять собой художественное и смысловое целое, что­бы экскурсанты образно могли представить себе то, о чем идет речь, увидели динамику событий, изображенных в про­изведениях, включенных в монтаж.

Прием литературного монтажа используется при прове­дении экскурсий по литературной тематике, но с успехом мо-*ет применяться и в экскурсиях на исторические темы. По Причине своей сложности литературный монтаж достаточно Редко используется экскурсоводами, так как он требует хо­рошего знания литературы и истории, безупречного вкуса и Немалых артистических способностей.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)