АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сущность и определение права

Читайте также:
  1. A. Определение элементов операций в пользу мира
  2. I. Возникновение и сущность антиглобализма
  3. I. Определение потенциального валового дохода.
  4. II. Определение геометрических размеров двигателя
  5. II.ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ЛА
  6. P.2.3.2.1(с) Определение удельной теплоемкости твердых тел
  7. Б) Определение жёсткости
  8. Безработица: сущность, виды и формы, показатели
  9. Бухгалтерский учет, его сущность и функции системы управления
  10. Бюджетное право как подотрасль финансового права.
  11. В чем сущность процесса известкования воды.
  12. В чем сущность процесса коагуляции воды.

Лекция

По ОТП

Академия МВД

Факультет милиции

Понятие сущность и определение права

Сущность и определение права.

Как нам уже известно , под сущностью любого предмета или явления обычно понимают совокупность самых существенных черт , устойчивых качеств и отношений, составляющих основу предмета или явления и означают все остальные их качества и свойства . Таким образом , сущность права - главная качественная основа права, в которой отображаются истинная природа и назначение права в жизни общества. Сущность права составляют те его свойства и качества , которые всегда присутствуют в праве и потеря которых правом означает потерю правом самого себя.При определении сущности права нужно использовать тот же теоретико- методологический подход , который был использован при определении сущности государства . Дело здесь прежде всего в том , что только одинаковый теоретико- методологический подход может привести к сопоставимых с научной точки зрения результатов. Это - гносеологический аспект проблемы. Но главное здесь в том , что право и государство выросли из «одного корня » . Их возникновение в жизни общества , как было показано при изучении происхождения государства и права , было обусловлено одними и теми социально -экономическими преобразованиями в обществе , которые произошли в ходе и результате неолитической революции. Одинаковые причины происхождения закономерно требуют и одинаковых теоретико- методологических подходов к определению их природы .Таким образом , сущность права может быть определена путем органического сочетания ответов на два тесно взаимосвязанные вопросы : а ) как и почему возникла отдельная система социального регулирования (право ) в жизни общества; б) какое назначение имеет отдельная система социального регулирования (право ) в жизни общества ?Право возникает естественно -историческим путем , оно закономерно и органично вырастает из потребностей общества.Известно, что ни одно общество не может существовать без социальных и в том числе нормативных регуляторов - правил поведения общего характера. Если социальное регулирование в форме разовых поручений , приказов, распоряжений присутствует в обществе всегда , ведь без них невозможно вообще скоординировать и согласовать совместные действия , то нормативное регулирование (вторая форма социального регулирования ) возникает позже, что было обусловлено потребностями общества охватить общим правилом типичные совместные действия , а затем и акты производства , распределения и обмена продуктов , создать такой порядок , при котором отдельный человек был бы подчинен общим условиям совместного проживания , совместных действий , а затем производства и обмена. Понятно , что с изменением условий совместных действий , совместного проживания , производства , распределения и обмена меняются и правила поведения общего характера.Право возникает как естественная , закономерная реакция общества на необходимость урегулировать неизвестные первобытному обществу социально -экономические процессы и общественные отношения , возникшие в результате трех крупных общественных разделений труда , формирования качественной имущественного неравенства , развития товарообмена , а затем и товарно- денежных отношений. По сути , в результате указанных процессов сформировалась качественно новое общество - система общественных отношений , в основе которых находятся и обусловливают все проявления общественного существования частная собственность и товарно -денежные отношения . Существовавшая в условиях первобытного общества система нормативного регулирования не в состоянии адекватно отреагировать на новые императивы в развитии общества . С помощью старых , известных видов правил поведения нельзя впредь обеспечивать порядок в системе качественно новых общественных отношений , которая основана на имущественного неравенства , развитии регулярного товарообмена и товарно -денежных связях.По своему содержанию , характеру оно должно полностью соответствовать качественно новому обществу , быть адекватным содержанию и характеру регулируемых общественных отношений. А поскольку регулируемые правом товарно- денежные и тесно связаны с ними общественные отношения строятся на соразмерное основах , обмен материальными и духовными ценностями осуществляется в них по принципу эквивалента , то обеспечить порядок в эквивалентных , соразмерного по своей сути общественных отношениях можно было только с помощью таких правил поведения , в которых были бы сформулированы , закреплены соответствующие содержания регулируемых отношений самые разные по содержанию эквиваленты , соразмерности правового характера.Эти правовые соразмерности , эквиваленты , правила поведения формулируются , « берутся » из реальных общественных отношений , основанных на эквивалентных основах . Они создаются путем духовного , интеллектуального осмысления тех эквивалентных , соразмерно начал, на которых строятся товарно- денежные и тесно связаны с ними общественные отношения . В готовом виде правовые эквиваленты нельзя было почерпнуть от других видов социального регулирования , потому что аналогов правовых эквивалентов не могло существовать в обществе , где не существовало имущественного неравенства и товарообмена .Как известно , присущи первобытному обществу правила поведения имели природный характер , они складывались под сильным воздействием императивов природного характера и позволяли перашабытнаму человеку приспособиться к окружающей среде. Право формируется под воздействием социальных императивов , и в этом одно из его принципиальных отличий от правил поведения первобытного общества . Правила поведения первобытного общества знали одну меру - меру адекватного реагирования на природные императивы , такого реагирования , которое бы гарантировало выживание древнего человека . Право не может быть сведена только к адекватности , оно должно обеспечивать еще и соразмерность . Адекватность и соразмерность составляют такое качество , как эквивалент. Таким образом , по своей сути , по своему предназначению в обществе права сводится к эквивалента.Все материальные и духовные ценности в условиях товарообмена должны быть сравнены между собой. Отсюда становится понятным , почему право симвализуецца весами , которые находятся в движении. Для воздаяния равным необходимо найти уравнение между различными по ценности абменьваемыми услугами и продуктами. Вначале нужно найти пропорциональную меру равенства , а затем уже на этой основе совершить воздаяние равным . По образцу торгового обмена и в право вводится обмен одного предмета на другой. Человеческая жизнь подвергается расцэнцы , устанавливается новая равенство более тонкого и сложного типа - лишение свободы , денежные выплаты и т. д. Формируется уравнение , позволяющее измерить всякую ущерб : если вырвана , например , борода , то подсчитываются волоски и за каждый волос берутся деньги.Сказанное позволяет утверждать , штоправа представляет такой вид социального регулирования , который возникает в результате появления в обществе имущественного неравенства , развития товарно -денежных отношений и в фундаменте которого лежит эквивалент.Эквивалентность в общественных отношениях складывается как результат множество отклонений от нее, в результате столкновения всего множества потребностей и интересов индивидов , социальных групп , слоев , которые вступают в общественные отношения , основанные на соразмерное началах. Участники общественных отношений заинтересованы в том , чтобы придать эквивалентному начала всеобщий характер , закрепить его и хранить его в дальнейшем. Естественно , что отдельные группы населения стремятся закрепить в праве выгодные им представления о соразмерности , придать им с помощью силы , в том числе силы государства , всеобщее, обязательное для всего сообщества значение . Идет « борьба за права » . Безусловно , сам по себе товарообмен не существует в чистом виде и сам по себе не способен автоматически гарантировать и обеспечить собственными средствами идею эквивалентности в общественных отношениях. Реально на процессы выработки и воплощения эквивалентных начал в жизни общества воздействуют все социальные силы , все группы населения , правда , одни в большей , а другие - в меньшей степени. В современных обществе на процессы формирования эквивалентных начал очень сильное влияние оказывает государство . Она не только защищает правовые эквиваленты и придает им формально указанный характер . Опираясь на тенденции развития товарно -денежных общественных отношений , она создает качественно новые и неизвестные обществу правовые соразмерности .Идея эквивалентного начала в общественных отношениях - первая исключительно правовая идея , частное проявление золотого правила нормативного регулирования вообще: «каждому по его делам » . Данная идея со всей точностью начала проводиться в жизнь в правовых системах по крайней мере после создания законов ХИИ таблиц . В древнем Риме существовала даже должность отдельного прэтара , который должен был « равнять » отношения , т.е. . делать их эквивалентными , соразмерными . Кстати , римское право позаимствовала идею эквивалентности с греческой философии. Но это стало возможным лишь после того , как сформировался регулярный товарообмен с его эквивалентными началами , соразмерность . Принцип эквивалентности , возникший в сфере регулярного товарообмена , постепенно проникает во все сферы социальной жизни , в том числе и в отношения публично -правового характера.В своем становлении права закономерно проходит три этапа , стадии , на которых оно существует в соответствующей форме.Первоначально право зарождается в товарно -денежных отношениях. Участники этих отношений вынуждены создавать определенные трафареты , стандарты , правила , нормы , с помощью которых можно урегулировать социальные связи. Процесс этот может происходить стихийно , но чаще всего находится под контролем общества и каждого участника общественных отношений. Но в любом случае определенный трафарет , определенное правило поведения будет обязательно создана , так как без него существовать и нормально развиваться существующие в обществе товарно -денежные отношения не в состоянии. Так создается первичная форма существования права - правовые отношения. Если право существует первоначально только в этой форме , его часто называют в литературе варварским правом.Система созданных обществом правовых эквивалентов затем постепенно осмысливается участниками общественных отношений в качестве справедливых , закономерных , нужных обществу правил поведения. Формируются системные представления о праве , о том , каким оно должно быть . Исследуются закономерности и тенденции его возникновения и развития. Складывается система научных взглядов на права, отдельная форма общественного сознания - правовая сознательность , которая и представляет собой вторую форму существования права - правовое сознание .Наличие правового сознания свидетельствует о том , что в обществе существует качественно новый вид социального регулирования и что общество имеет об этом четкое представление . Представления о праве должны быть закреплены на уровне всего общества , и им должно быть уделено общеобязательное значение . Без этого созданное в обществе права не будет иметь завершенной формы. Происходит это путем закрепления правовых эквивалентов в системе официально установленных источников права. Официально закрепленное в обществе права называется позитивным правом и составляет третий этап , третью форму существования права.Отмеченные три формы существования права - это три его проявления , три ипостаси . Каждая из них включает в себя одни и те же правовые эквиваленты , средства , инструменты , приемы , но внешние проявления их существования различны. Сердцевиной , эквивалентный стержень у них один , а средства отображения , закрепления и выражения разные. Наличие в праве трех отмеченных форм его существования свидетельствует о развитости права. История развития права говорит о том , что о существовании « полноценного » права свидетельствует наличие в праве трех отмеченных форм . Правда , у каждого из исторических и ныне существующих народов одна из форм существования права на определенных этапах развития права доминировала , починяла остальные две формы существования права. Доминирование определенной формы существования права означает , что и логику исследования права и преподавания его результатов можно строить , опираясь именно на данную форму существования права.Определение сущности права - это тот « краеугольный камень » , который должен всегда определять подходы и характеристику отдельных проявлений правовой материи , отдельных ее частиц. Теория права требует системности и логичности в освещении права, всех его проявлений , его строения ( структуры) , развития , функционирования. Концептуальные идеи должны пронизывать весь объем теоретических знаний о праве , как , кстати , и о государстве . Не следует «собирать» и выдавать курсы лекций по « лоскутного принципа » .Для европейской доктринальной традиции характерно , что теория права разрабатывалась преимущественно на основании анализа позитивного права. Все остальные категории и понятия права, в которых определяются природа , содержание и другие свойства правосознания и правовых отношений , органически присоединяются к категориям и понятий , через которые изучается позитивное право. Не случайно самые первые учебники и учебные пособия , которые были написаны в дореволюционной России в ХIХ в. авторами , получив основательную юридическое образование в университетах Германии , имели название « законоведения » или « догматика права » .При разработке лекционного курса и в течение его многолетнего преподавания автор придерживался европейской доктринальной традиции. Поэтому после определения сущности и содержания права, форм его существования внимание сосредотачивается на характеристике основной в романо-германской правовой семьи формы существования права - позитивного права, в юридической литературе часто называется нормативной частью . Подробно исследуется норма права , затем ее источники , в частности , источники права Республики Беларусь , потому что белорусский национальная правовая система по многим параметрам входит в состав романо-германской правовой семьи. А после изучения системы права , границ его действия и действия источников права рассматриваются вопросы создания права и систематизации его источников . И , наконец , анализ нормативной части права логически завершается анализом процессов реализации и применения права.Другие формы существования права в таком случае изучаются после исследования его нормативной части в следующей последовательности : сначала правовая сознание , а затем - правовые отношения.

‡агрузка...

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |


При использовании материала, поставите ссылку на Студалл.Орг (0.005 сек.)