|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Текст № 2
Понятие “массовая культура” отражает существенные сдвиги в механизме современной культуры: развитие средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета, журнал, аудио и видео техника); становление индустриально-коммерческого типа производства и распределения стандартизированных духовных благ; относительная демокритизация культуры и повышение уровня образованности масс. Все перечисленное преобразует культуру в отрасль экономики, порождая феномен массовой культуры. Через систему массовой коммуникации печатная и электронная продукция охватывает большинство членов общества. Через единый механизм моды массовая культурв ориентирует и подчиняет все стороны человеческого существования: от стиля жилья и одежды до типа хобби, от выбора идеологии до форм ритуалов во взаимоотношениях. В настоящее время массовая культура замахнулась на культурную “колонизацию” всего мира. Когда и как появилась массовая культура и каково отношение к ней культурологии? Временем рождения массовой культуры можно считать 1870 год, когда в Великобритании был принят закон об обязательной всеобщей грамотности. Всем стал доступен главный вид художественного творчества ХIХ века – роман. Вторая веха – 1895 год, когда был изобретен кинематограф, не требующий даже элементарной грамотности для восприятия информации в картинках. Третья веха – легкая музыка, бытующая на радио, телевидении, в аудиозаписях. Механизм распространения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для потребления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Несмотря на кажущуюся демократичность, массовая культура таит в себе реальную угрозу хизведения творческого человека до уровня запрограмированного манекена, человека-винтика. Серийный характер ее продукции обладает рядом специфических признаков: примитивизация отношений между людьми; развлекательность и сентиментальность; натуралистическое смакование насилия и секса; культ успеха, сильной личности и жажда обладания вещами; культ посредственности и условность символики. Типичным героем массовой культуры является Джеймс Бонд, любимец Джона Кеннеди и принца Чарльза. Когда умер Ян Флеминг, сочинивший Бонда, эстафету подхватил английский прозаик Кингсли Эмис. Исключительную популярность Бонда нельзя объяснить просто удачной эксплуатацией мифа о сверхгерое. Наряду с абсолютизацией культа насилия, индивидуализма и эгоцентризма Бонд воплощает в себе рыцаря чести, готового во имя справедливости и высокой порядочности устранить любого злодея. Массовая культура – это часть культуры, и достоинство ее произведений состоит не в том, что они демократичны и всем понятны, а в том, что они базируются на архетипах. Архетип – это бессознательная форма восприятия фундаментальных структур обыденной жизни: любви, насилия, труда, счастья. Культурный архетип с трудом поддается изменению, его характерные черты – устойчивость и неосознанность. Люди, как правило, не рефлектируют по поводу собственного культурного архетипа, который работает на сохранение человека как человека и культурного генотипа того или иного народа. Архетипы дают о себе знать во всех сферах жизнедеятельности человека, но более всего проявляются в повседневной жизни и поведении. Бессознательный интерес всех людей к эротике и насилию в любом обществе ищет пути для удовлетворения. Этот бытовой интерес и обеспечивает успех произведениям массовой культуры. Катастрофическим последствием массовой культуры является низведение творческой деятельности человека (причем творчество здесь предполагает не только способность к созданию оригинального духовного продукта, но и возможность серьезного и глубокого переживания текста культуры) к элементарному акту бездумного потребеления. Высокая культура требует интеллектуального напряжения. Встреча с “Моной Лизой” в зале Лувра совсем не похожа на встречу с ней на этикетке спичечного коробка или на майке. Культурологическая мысль ХХ века осознала массовую культуру как предельное выражение духовной несвободы, средство отчуждения человеческой личности от самой себя.
? Приведите свои примеры произведений массовой культуры и проанализируйте их с точки зрения воплощения архетипов “коллективного бессознательного”. ? Известны ли вам другие примеры тиражирования произведений искусства, кроме упомянутой в тексте картины Леонардо да Винчи? Как вы относитесь к подобной практике массового воспроизведения текстов культуры? Аргументируйте свой ответ. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |