|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ ИСКУССТВА1. Образ и знак в художественном произведении. 2. Искусство как познавательная деятельность: · Теория подражания; · Теория символизации; 3. Другие концепции искусства. 4. Художественный вымысел. Жизнеподобие и условность. 1. Искусство имеет своей целью создание эстетических ценностей. Черпая свой материал из самых разных сфер жизни, оно соприкасается с религией, философией, историей, психологией, политикой, журналистикой. На данную его особенность обратил внимание Гегель: «В произведении искусства народы вложили свои представления, искусство часто служит ключом для понимания их мудрости и религии. Такое назначение искусство имеет наравне с религией и философией, однако своеобразие его заключается в том, что даже самые возвышенные предметы оно воплощает в чувственной форме». Под такой чувственной формой имеется в виду художественный образ, общее свойство всех произведений искусства. Художественный образ – это разновидность образа вообще, под которым понимают результат освоения сознанием человека окружающей действительности. Образ может иметь формы чувственные (ощущения, восприятия, представления) и рациональные (понятия, суждения, идеи, концепции, теории). С помощью образов человек воспринимает повседневную действительность. Существуют образы мифологические, религиозные, научные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные. Художественный образ – результат осмысления автором какого-либо явления, процесса жизни способом, свойственным тому или иному виду искусства, в форме как целого произведения, так и его отдельных частей. Так, литературное произведение как художественное целое является образом. Оно может включать в себя систему образов персонажей, а эти образы, в свою очередь, и предметный мир произведения создаются с помощью изобразительно-выразительных средств поэтической образности. Основные свойства художественного образа – предметно-чувственный характер, целостность отражения, индивидуализированность, эмоциональность, жизненность, особая роль творческого. В деятельности художника различают два основных творческих этапа: «предысторию» и собственно «историю» создания образа. На первом этапе концентрируется накопленный жизненный материал, вырабатываются и уточняются основные идеи, обдумываются образы героев, составляются планы будущего произведения. Творчество писателя начинается с того момента, когда его замысел реализуется в слове. Вначале это только похожие на эскизы художника наброски образов героев и зарисовки мест, где они действуют, записи услышанного и увиденного писателем, поиск образных средств. Такие наброски можно обнаружить в записных книжках писателей. Второй творческий этап представляет собой непосредственное создание образа, который выступает как новый, сотворенный художником предмет. Но и на данном этапе далеко не сразу удается создать высокохудожественный образ. Нередко пишутся черновые редакции, создаются разные варианты. Художественный образ всегда несет в себе обобщение. Образы искусства – это концентрированные воплощения общего, типического, в частном, индивидуальном. По мнению Гегеля, художник освобождает явления действительности от всего случайного, «идеализирует» их. В художественной литературе тоже есть запечатление идеала - Татьяна у Пушкина, героини романов Тургенева и Гончарова, Достоевского и Лескова, образ Наташи и Кутузова у Толстого. В современном литературоведении широко используются понятия «знак» и «знаковость». Знак – единство означающего и означаемого (значения). Знаки широко используются в человеческой речи, письме, искусстве, в приборах, сигнальных устройствах. Вся земная цивилизация невозможна без знаков и знаковых систем. Знаки и знаковые системы исследует семиотика, наука о знаковых системах на основе явлений, существующих в жизни. Основателями этой науки были американский философ Ч.Пирс и швейцарский филолог Ф. де Соссюр. Как самостоятельная дисциплина современная семиотика возникла в 1950-х гг. В знаковом процессе различают 3 фактора: 1. знак – знаковое средство; 2. денотат – предмет или явление, на которое указывает знак; 3. интерпретанта – воздействие, в силу которого соответствующая вещь оказывается для интерпретатора знаком. Например, в случае, когда путешественник благодаря письму друга готовится вести себя соответствующим образом в чужой стране, письмо является знаком, чужая страна – денотатом, получаемое знание о нравах и обычаях этой страны – интерпретантой, а путешественник – интерпретатором. В аспекте знаковости рассматривают и литературные произведения. Например, структура романа Булгакова «Мастер и Маргарита» представляет собой текст в тексте: внешний, московский роман является композиционным обрамлением для внутреннего романа о Пилате, сочиненного мастером. «Московский» текст обладает всеми признаками реальности: он имеет бытовой характер, наполнен знакомыми читателю историческими и культурными приметами, или реальными денотатами. В отличие от реального рассказа, повествование об Ершалаиме создает герой романа. Ирреальность второго текста подчеркивается тем, что ему предшествует обсуждение того, как его нужно писать, и что ершалаимские главы вводятся концовками московских, которые становятся их зачинами и указывают на их вторичность. В семиотике различают следующие виды знаков: 1. Индексальные знаки – знаки, обозначающие, но не характеризующие единичный объект. Действие индекса основано на принципе смежности означающего и означаемого: дым – индекс огня, отпечаток ноги на песке – индекс присутствия человека. 2. Знаки-символы – условные знаки, в которых у означающего и означаемого нет сходства или смежности; таковы слова в естественном языке; 3. Иконические знаки – обозначают объекты, которые имеют те же свойства, что и сами знаки, основанные на фактическом подобии означающего и означаемого. Например, фотография является иконическим знаком. С точки зрения семиотики, художественный образ – это иконический знак, денотатом которого является какая-либо ценность. Знаковая природа художественного текста двойственна: с одной стороны, текст хочет казаться самой реальностью, кажется имеющим самостоятельное бытие, независимое от автора. С другой стороны, он постоянно напоминает, что он чье-то создание и нечто означает. Литературоведы, ориентированные на семиотику, широко применяли ее понятия в анализе литературных текстов, хотели найти в произведениях искусства ряд строгих закономерностей. Они интерпретировали культуру в целом как знаковую систему, сложно устроенный текст. 2. Искусство представляет собой художественное познание жизни. Принцип познания поставлен во главу угла основных эстетических теорий – теории подражания и теории символизации. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |