АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СОЦИАЛЬНОЕ РАССЛОЕНИЕ И РЕЛИГИОЗНОСТЬ

Читайте также:
  1. БИОЛОГИЧЕСКОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЯЗЫКЕ
  2. Глава 29. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ТРУДА
  3. Глава II. Обеспечение права граждан на социальное обслуживание
  4. Государство демократическое и социальное, его задачи и социальные ценности.
  5. Групповая социальная память. Социальная память как движение смыслов в социальном времени. Структура социальной памяти общества: культурное наследие и социальное бессознательное.
  6. Д) Пятая пара противоположностей — религиозность в противовес иррелигиозности
  7. Как духовность и религиозность влияют на здоровье
  8. Как М.Вебер определял понятие социальное действие? Какие типы социальных действий вы знаете? Приведите по одному примеру на каждый тип социального действия
  9. Культура как социальное явление понятие признаки ,элементы и функции.Субкультура и контркультура
  10. Культура как социальное явление. Особенности развития культуры в РФ
  11. Лекция 7. НЕТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИОЗНОСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ В 1990-2012 гг.
  12. Личные неимущественные права физического лица, которые обеспечивают его социальное бытие.

В каждой национальной культуре, типе цивилизации на формирование общественных взглядов на те или иные социальные проблемы, в том числе столь значимые, как представления о богатстве и бедности, существенное воздействие оказывают религиозные факторы. Являясь глубинными и долговременными компонентами общественного сознания, в меньшей степени подверженными ситуативным колебаниям, они из поколения в поколение во многом определяют массовые установки по отношению к богатым и бедным, нравственные критерии оценки их имущественного положения и общественного поведения.
Разумеется, подобные функции выполняют наиболее распространенные, традиционные для данной страны религиозные организации, каковыми для евразийской России в первую очередь являются православие и ислам. В нашем исследовании число последователей православия составило 82,6 %, ислама – 3,6 %.
Обратим внимание на некоторые принципиальные положения, одинаково присущие социальным концепциям русского православия и ислама. Так, в отличие от протестантской хозяйственной этики, отталкивающейся от концепции богатства как особом знаке божественной милости и избранничества, они считают, что милость в равной мере принадлежит всем и поэтому предпринимательский успех, имущественное благополучие (богатство) не могут служить мерилом или видимым знаком избранничества, доказательством богоугодности. Православная «философия хозяйства», как и исламская, поддерживая рыночную экономику, частный бизнес, умелое и бережное хозяйствование, в то же время выступают против его превращения в самоцель, против стремления предпринимателей к сиюминутному обогащению любой ценой. Они в большей мере делают акцент на духовных стимулах предпринимательской деятельности и нравственных критериях экономического поведения, считая, что материальные блага сами по себе не могут сделать человека счастливым, обеспечить духовное спасение.
Как же проявились эти доктринальные установки в мировоззренческих и конфессиональных ориентациях россиян в данном исследовании?
Как видно из таблицы 43, мировоззрения богатых и бедных в целом близки к показателям по населению в целом.

Таблица 43

К числу каких людей себя относят россияне, в %

  Население в целом Богатые Бедные
Верующие в Бога 44,9 46,5 46,0
Верующие не в личностного Бога, а в сверхъестественные силы 7,1 9,6 5,8
Колеблющиеся 26,2 19,1 26,7
Неверующие 21,8 24,8 24,5

Некоторые отличия имеют лишь представители богатых, где меньше доля респондентов неопределенной мировоззренческой ориентации (колеблющиеся) и больше – неверующих и верующих в сверхъестественные силы.
Конфессиональная структура верующих респондентов в составе богатых и бедных тоже близка к общим показателям, хотя богатые и здесь имеют свои особенности: меньший процент последователей православия при большем удельном весе приверженцев других религий и внеконфессионально-религиозных лиц (см. табл. 44).

Таблица 44

Последователями какой религии являются россияне, в %

Последователем какой религии Вы являетесь Население в целом Богатые Бедные
Православия 82,6 77,0 84,4
Ислама 3,6 4,9 4,4
Других религий 2,3 3,9 2,6
Верующие, но не принадлежащие к какой-либо конфессии 11,5 14,2 8,6

Таким образом, опрос показал нам отсутствие прямой связи между материальным положением людей и их мировоззренческой и конфессиональной ориентацией. Это обязывает отказаться от распространенного мнения: будто религиозная вера – удел исключительно бедных. Выявилось и то, что группа богатых больше склонна отходить от традиционных верований и искать новые религиозные формы. Мировоззренческие и конфессиональные предпочтения богатых отличаются более высоким процентом верующих не в личностного Бога, а в различные сверхъестественные силы и отказом быть приверженцами исторически существующих конфессий.
Для определения влияния религиозной веры на характер социальных взаимоотношений, на уровень социальной лояльности или конфликтности важными являются ответы на вопросы, характеризующие отношение к богатству и бедности.
Отношение к людям, разбогатевшим в последние годы, имеет заметные конфессиональные различия. Так, с интересом к разбогатевшим людям относятся 50 % богатых мусульман (среди богатых православных – лишь 17,2 %), а с уважением, напротив, гораздо меньше – 10 % (среди богатых православных – 31,8 %). Несколько иная ситуация – с отношением к разбогатевшим в массиве обездоленных: для бедных мусульман характерны больший интерес к разбогатевшим людям (25 % против 9,8 % у православных) и большее к ним уважение (12,5 % против 7 %).
Однако приоритетную роль в формировании отношения к недавно разбогатевшим людям играет все же собственная принадлежность респондентов к богатым и бедным, тогда как значение мировоззренческой и конфессиональной ориентации более периферийно. Вместе с тем, для верующих в Бога характерно (хотя и не всегда ярко выраженное) более спокойное отношение к чужому богатству, причем это особенно проявилось в группе мусульман (как богатых, так и бедных).
Дополнительные грани данной проблемы раскрывают ответы на вопросы об отношении респондентов к людям, обедневшим в последние годы. Как среди богатых, так и среди бедных, вне зависимости от мировоззренческой и конфессиональной ориентации, преобладает сочувственное отношение к обедневшим людям. Причем для богатых особую роль играет принадлежность к верующим в Бога: с сочувствием к «новым бедным» здесь относятся 48,9 % (против 30,8 % у неверующих). Одновременно для верующих богатых характерно гораздо меньшее равнодушие в отношении чужой бедности (4,3 % против 13 % у неверующих). В массиве бедных роль религиозного фактора в отношении к «новым бедным» – менее значительна. Так, большее сочувствие к ним проявляют как раз неверующие (61 % против 54,4 %).
Данные исследования позволяют отметить, что в уменьшении конфликтности, вызванной имущественным расслоением, ведущая роль принадлежит разрешению наболевших социальных проблем по сравнению с мировоззренческими и конфессиональными. Однако религиозная вера в плане смягчения социальных конфликтов также играет позитивную роль. Об этом свидетельствуют степень, характер протестных настроений и возможных политических действий верующей части респондентов.
Особенности нравственного поведения респондентов в зависимости от их мировоззренческой и конфессиональной ориентации среди бедных и богатых выявляют вопросы, касающиеся допустимости тех или иных проступков при условии солидного материального вознаграждения (например, в 1 миллион долларов). Как уже отмечалось, возможность подобного поведения даже за столь значительные деньги допускает для себя лишь четверть россиян. При этом религиозная вера в целом препятствует коммерциализации сознания и поведения людей, причем данная тенденция проявляется вне зависимости от их имущественного положения.
Так, выполнить работу, связанную с нарушением законности, изъявили готовность среди неверующих – 9,1 %, а среди верующих в Бога – 6,5 %. У богатых ситуация – сходная: процент готовности к противоправным действиям в группе неверующих – 17,5 %, а верующих в Бога – 8,6 %. Отказаться от своих убеждений и нравственных принципов готовы среди неверующих 6 %, а среди верующих в Бога – 3,6 %. В массиве богатых процент положительных ответов у неверующих – 4,7 %, а у верующих – 2,9 %. Вопрос о возможности смены вероисповедания везде дает наименьший процент положительных ответов, причем самый низкий показатель дают также верующие в Бога: по населению в целом – 2,3 %, в массиве богатых – 4,3 %, тогда как у неверующих, соответственно, 6,4 % и 6,9 %. Здесь следует подчеркнуть, что материальное положение респондентов, разумеется, накладывает отпечаток на характер их ответов. Так, богатые во всех мировоззренческих группах более склонны к нарушению законности (9,7 % при 8,0 % по населению в целом), а бедные – к отказу от своих убеждений и нравственных принципов (7,5 % при 5,1 % по населению в целом). Но и в этих случаях у верующих в Бога процент готовности к противоправным и безнравственным действиям, как правило, несколько ниже.
Тенденция зависимости религиозной веры и нравственного поведения по-разному проявляется и в конфессиональном разрезе. Так, если показатель православной группы в целом соответствует общим показателям, то мусульмане имеют ярко выраженные особенности. Респонденты-мусульмане, причем в равной мере и богатые и бедные, проявляют в 2-3 раза большую готовность нарушать закон (соответственно, 20,0 % и 18,8 %) и одновременно едины в своем абсолютном неприятии смены вероисповедания. Однако при ответе на вопрос о возможностях отказа от своих убеждений разрыв между богатыми и бедными мусульманами значителен: в первом случае положительные ответы отсутствовали, во втором они составили 12,5 %. Можно полагать, что в целом здесь сказывается несколько более негативный характер восприятия представителями мусульманских народов современного российского законодательства, не всегда соответствующего нормам, исторически укоренившимся в мусульманской среде, а также более прочное корпоративное сознание, на которое отпечаток накладывает и материальный уровень. Отсюда – стойкое нежелание мусульман, причем особенно богатых, менять веру, убеждения, принципы, что чревато выпадением из привычной среды, обеспечивающей оптимальное существование.
Важное значение для характеристики мировоззренческого и конфессионального портрета богатых и бедных имеет выявление места собственно религиозных занятий среди всего многообразия их предпочтений. В данном случае выделим две позиции: а) посещение богослужений и религиозных собраний; б) чтение религиозной литературы.
Исследование подтвердило результаты предыдущих опросов, согласно которым в современной России собственно религиозные занятия в структуре досуга, культурных и духовных предпочтений играют весьма скромную роль. Так, посещение богослужений и религиозных собраний входит в структуру досуга 10,5 % опрошенных, причем у богатых и бедных данный показатель имеет близкие значения (10-11 %).
Разумеется, в группе верующих в Бога уровень посещений богослужений существенно выше и составляет 19,7 %. Однако здесь характерно то, что в массиве богатых данный показатель более значителен, чем у бедных (соответственно, 21,4 % и 17,6 %). В конфессиональном аспекте сказывается зависимость посещаемости богослужений от материального уровня респондентов. Так, у православных при общем показателе 14,6 % среди богатых посещаемость составляет 17,3 %, а среди бедных – 13,1 %. Гораздо более значительный разрыв между богатыми и бедными в рассматриваемом плане отмечен среди мусульман: у богатых данный показатель достигает 20,8 %, а у бедных он равен нулю.
Чтение религиозной литературы в шкале духовных предпочтений различных слоев населения также занимает скромное место. В составе всего населения ему отдали приоритет 15,9 %, среди богатых – 10,2 %, бедных – 17,2 %. Соответственно, у верующих в Бога данный показатель выше: 28,3 %, 17,3 %, 29,2 %. Здесь можно заметить, что при сравнении богатых и бедных наблюдается ситуация, обратная той, которую мы видим при рассмотрении приоритетности посещения богослужений: больший интерес к чтению религиозной литературы проявляют как раз бедные.
Таким образом, можно сделать вывод, что при выборе религиозных занятий богатые православные отдают большее предпочтение посещению богослужений, т.е. более ориентированы на публичное проявление религиозности, так сказать, на внешнюю благопристойность; тогда как бедные – чтению религиозной литературы. В то же время у мусульман высокий уровень посещения богослужений и чтения религиозной литературы отмечен именно среди богатых, тогда как у бедных мусульман данные показатели незначительны. Такое поведение мусульман, видимо, отражает более прочные корпоративные связи внутри мусульманских общин, характерные для их более материально обеспеченных представителей.
Данное предположение подтверждает, в частности, и то, что на вопрос о наличии чувства общности с единоверцами положительно ответили 60 % богатых мусульман (среди бедных мусульман данный показатель всего 20 %). Примечательно, что у православных отмечена та же тенденция, однако разрыв между богатыми и бедными здесь не столь значителен (соответственно, 45,2 % и 33,7 %).


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)