АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сомнительная и вредная подмена?

Читайте также:
  1. Вредная еда отбивает желание есть полезные продукты

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

 

На данный момент в библиотеке MyWord.ru опубликовано более 2000 книг по психологии. Библиотека постоянно пополняется. Учитесь учиться.

Удачи! Да и пребудет с Вами....:)

 

Сайт www.MyWord.ru является помещением библиотеки и, на основании Федерального закона Российской федерации "Об авторском и смежных правах" (в ред. Федеральных законов от 19.07.1995 N 110-ФЗ, от 20.07.2004 N 72-ФЗ), копирование, сохранение на жестком диске или иной способ сохранения произведений размещенных в данной библиотеке, в архивированном виде, категорически запрещен.

Данный файл взят из открытых источников. Вы обязаны были получить разрешение на скачивание данного файла у правообладателей данного файла или их представителей. И, если вы не сделали этого, Вы несете всю ответственность, согласно действующему законодательству РФ. Администрация сайта не несет никакой ответственности за Ваши действия./

 

 

Мартин и Дейдре Бобган

КОНЕЦ

«христианской» психологии

ИБО НИКТО НЕ МОЖЕТ ПОЛОЖИТЬ

ДРУГОГО ОСНОВАНИЯ, КРОМЕ ПОЛОЖЕННОГО,

КОТОРОЕ ЕСТЬ ИИСУС ХРИСТОС

Санкт-Петербург

Издательство «Шандал»


ББК 86.37 Б 72

Перевод а.английского

The End of «Christian Psychology»

First printed by EastGate Publishers Santa Barbara, California

All rights reserved.

Мартин Бобган, Дейдре Бобган

Б 72 Конец «христианской» психологии/Пер. сангл. — СПб.: Шандал, 2005. — 296 с. — (Сумрачные пути).

ISBN 5-93925-096-3

В книге американских ученых Мартина и Дейдре Бобган критически рассматриваются различные теории и методы психотерапии, а также лежащие в ее основе психологические учения, разработанные такими корифеями психологической науки XX в., как 3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, К. Роджерс, А. Эллис, У. Глассер, Т. Хар-рис и А. Янов. Авторы решительно отвергают путь светского душепопе-чения и настаивают на том, что все душевные недуги, включая психоэмоциональные и поведенческие расстройства неорганического происхождения, имеют решение исключительно духовного свойства — сосредоточенное на Иисусе Христе.

ББК 86.37

ISBN 0-941717-12-7 (англ.) © Martin and Deidre Bobgan, 1997

ISBN 5-93925-096-3 (рус.) © Издательство «Шандал», 2005


Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

1 Кор. 3:11

... На котором все здание.слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Бо-жие Духом.

Еф. 2:21-22

Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем, будучи укоренены и утверждены в Нем и укреплены в вере, как вы научены, преуспевая в ней с благодарением. Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть Глава всякого начальства и власти.

Ко.". 2:6-10


 

ГЛАВА 1

КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Сначала поясним название нашей книги. Заключение в кавычки эпитета «христианская» при-минительно к термину «психология» дает понять, что в действительности никакой «христианской» психологии не существует. Так называемая христианская психология является таким же нагромождением плохо согласованных между собой теорий и методов, что и общая психология. На самом деле профессиональные психологи и психотерапевты, исповедующие христианство, на практике руководствуются теориями и применяют методы общей психологии. Ими используется не плод безупречной комбинации психологии и христианства, а все та же общая психология, на которую опираются нехристианские психологи и психотерапевты. Они исходят из теорий и методов, разработанных такими корифеями психологии, как Фрейд, Юнг, Адлер, Фромм, Маслоу, Роджерс, Эллис, Глассер, Харрис, Янов, каждому из которых в настоящем издании мы даем критическую оценку, поскольку ни один из них не принял христианства и не предложил метода исследования души на основе Божьего Слова.


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

На одном из заседаний Христианской ассоциации психологических исследований (это объединение психологов из числа христиан) было сказано буквально следующее:

Когда в разных обстоятельствах перед нами ставят один и тот же бессмысленный или неточно сформулированный вопрос, не считаем ли мы себя «христианскими» психологами, мы заходим в тупик. Да, мы христиане и психологи, но в настоящее время мы не располагаем подходящим научным методом, который обладал бы необходимыми качествами христианской психологии и существенно отличался бы от методов психологии нехристианской. Это значит, что наш метод мало отличается от метода наших нехристианских коллег... так как у нас до сих пор нет ни одной приемлемой базисной теории, ни одной достойной методики исследования и ни одного эффективного средства врачевания, который безоговорочно можно было бы назвать христианским'.

Поймите нас правильно: когда мы оперируем понятием «христианская психология» и другими подобными терминами, мы не имеем в виду, что существует некая специфическая христианская практика психологической помощи или некая личность, занятая подобной практикой. И еще: когда мы используем эпитет «христианский» в отношении различных специалистов по душевному здоровью, это не обязательно означает, что эти специалисты относятся к числу истинно верующих последователей Христа.

Понятие, выражаемое определением «христианский», находится в прямой зависимости от понятия, выражаемого словом «психология». При этом объем понятия «психология» представлен настолько обширным сектором знания, что мы с самого начала обязаны подчеркнуть, что используем слово «психология» лишь для обозначения тех психологических учений, которые лежат в основе психотерапевтической практики.

Поскольку «христианская» психология зависит от общей психологии, ббльшая часть нашей книги посвящена оправданной с научной и библейской точек зрения демонстрации скопища мифов, окружающих общую психологию. Общей психологии в свете тщательно проведенного исследования не устоять, а в дальнейшем — в соответствии с эффектом домино и в силу причинной зависимости — рухнет и «христианская» психология.


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Сомнительная и вредная подмена?

Профессиональная психотерапия с лежащими в ее основе психологическими теориями представляет собой по меньшей мере духовную подмену, сомнительную в лучшем случае и вредную — в худшем. Цель нашей книги — обосновать истинность этого утверждения и поднять вопрос очищения Церкви от этой еретической напасти. Чтобы покончить с мирским и христианским психобизнесом, у нас есть достаточное число библейских и научных доказательств его пагубности. В то же время мы не столь наивны и не думаем, что эти доказательства, какими бы решающими и окончательными они ни были, христиане учтут и отойдут от христианского психобизнеса.

Эти библейские и научные свидетельства многие психологи даже не пожелают принять к сведению как противоречащие их укоренившимся установкам относительно психологии. Большинство практикующих психотерапевтов, уповающих на доход от ориентированных на терапию клиентов, не захотят ознакомиться с представленными в нашей книге результатами исследований, отрицающими пригодность разнообразных подходов профессиональной психотерапии. Что касается христианских психотерапевтов, то они не обратят никакого внимания на представленные в нашей книге выводы, полученные входе исследовательских и аналитических работ, поскольку эти выводы не только свидетельствуют о том, сколь противна их продукция духу и букве Священного Писания, но также угрожают им неизбежным падением немалых доходов на ниве христианского психобизнеса. По свидетельству представителя одного из профессиональных психотерапевтических объединений,

Не секрет, что данные научных исследований весьма незначительно влияют на практическую деятельность психотерапевтов... в реальной жизни львиная доля специалистов руководствуется не содержанием академических журналов, а впечатлениями от последних семинаров и симпозиумов, в которых они принимали участие, и реакцией пациентов на последние психотерапевтические интервенции2.

Прежде всего мы намерены изобразить общую картину светского пути душепопечения с его ложными обещаниями. Затем мы приведем доказательства ошибочности различных, якобы в свете Божьего Слова, «достижений» светской психологии. Реальных на-


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

учных обоснований эффективности применения метода профессиональной психотерапии как верующими, так и неверующими нет, так что светский путь душепопечения должен быть осужден и отвергнут христианами дважды: во-первых, потому что он не оправдывает с научной точки зрения существование профессиональной психотерапии и лежащих в ее основе психологических теорий, и, во-вторых, потому что психологический метод постижения и преображения человека осуждается Божьим Словом.

Выделяются светский и библейский пути постижения естества человека и преобразования его души. Светский путь — это, по сути дела, психотерапия, иначе говоря, способ преодоления жизненных проблем пациента с помощью плодов человеческой мысли — психологических теорий. Вооружившись подходами и приемами, основанными на психологических теориях, психологически образованный консультант стремится помочь человеку изменить свои помыслы, чувства, систему ценностей и, наконец, само поведение.

Психотерапевтами считаются подготовленные специалисты, имеющие лицензии на использование широкого спектра психотерапевтических приемов. Психотерапевтами могут быть психиатры, психоаналитики, клинические психологи, консультанты по вопросам брака и семьи, некоторые категории работников социальной сферы и многие из тех, кто называет себя христианскими психологами, душепопечителями и даже библейскими консультантами. Кроме того, некоторые люди занимаются психотерапией, не имея лицензии на подобную деятельность. Здесь следует упомянуть и множество различных систем самосовершенствования, по сути дела психотерапевтических, хотя и не называемых этим словом.

Далее, в понятие светского пути душепопечения входит все многообразие психологических способов постижения естества человека: почему люди действуют именно так, как действуют, и как они могут преображаться. В наше время светский путь доминирует в образовательных учреждениях и средствах массовой информации в такой мере, что воздействует на образ мыслей большинства людей. Хуже всего то, что психологические теории приемлют и в христианских школах, семинариях, колледжах, церквах, миссионерских организациях, на радио и в других СМИ, так что многие верующие считают психологические идеи отражающими истину и даже библейскими. Увы, словно гигантский спрут, стеснивший


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

щупальцами свою жертву, эти идеи подчинили себе образы и представления большинства христиан.

В противоположность светскому пути душепопечения непорочный библейский путь имеет началом не плоды человеческой мудрости, а само Божье Слово. Христиане обязаны служить своим ближним дарами Божьей благодати при помощи библейских средств, так что им не пристало преклоняться перед психологическими теориями. Чтобы их склонности и стремления соответствовали Христовым, они должны помогать друг другу укрепляться в Иисусе и достигать уподобления Ему во взаимоотношениях, мыслях, словах и делах.

Если библейский путь существует уже в течение нескольких тысячелетий, то светский путь сравнительно нов. Только в XX в., разрешая проблемы души, христиане стали доверять психологии больше, чем Библии. В результате психология почти во всем стала вытеснять христианское вероучение. Психотерапия и лежащие в ее основе психологические теории осквернили беспримесное пастырство Божьего Слова и жизнь во Христе даке в среде верующих. В наше время люди охотно соглашаются с тем, что бесчисленные психологические теории способны открыть тайну страждущей души и помочь ей. Вера в целительную силу психотерапии укрепилась несмотря на отсутствие солидных доказательств в пользу того, что она приносит добрые плоды3. Поверив хвастливым заявлениям психотерапевтов, люди перестают сомневаться в законности притязаний психотерапии, не хотят принимать результатов добросовестно проведенных исследований и слепо верят популярным мифам о психотерапии.

Церковь капитулировала перед психотерапией, и виноваты в этом не только рекламирующие свои услуги психотерапевты, но в большей мере библейские колледжи, семинарии и церкви, где психологию не только санкционируют, но и проповедуют. Пасторов и учителей, вместо подлинного исцеления души занимающихся его лженаучной психологической подменой и рекламой психоереси, должно обличать и отвергать. В равной мере в разгуле психоереси виноваты и руководители церкви, которые попустительствуют укреплению ее позиций без всяких предостережений своей пастве.

Вопреки представлениям большинства людей, психотерапия — это система убеждений, подобная системе религиозных убеждений. Как психотерапевтические убеждения, так и убеждения релизе


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

гиозные основаны на вере. Мы подробно рассмотрим часть психотерапевтических убеждений и ответим на следующие вопросы: «Много ли добрых плодов приносит психотерапия?», «Может ли психотерапия причинить ущерб?», «Основана ли психотерапия на объективных, поддающихся проверке явлениях и фактах или на субъективных теориях и толкованиях?», «В какой мере психотерапия относится к сфере медицины, философии и религии?», «Какие идеологии лежат в основе различных психотерапевтических направлений?», «Совместимо ли христианство с психотерапией?». Сверх того мы рассмотрим вопросы христианского служения ближним, а также проблему будущего испытания Церкви, стоящей перед необходимостью восстановления первоначальной практики душепопечения страждущих.

Большинство христиан не станут возражать, что Библия есть первооснова христианской жизни, однако весьма немногие из них согласятся, что одной Библии более чем достаточно для исцеления всех душевных неорганически обусловленных недугов, маркированных в наше время психиатрическими и психологическими ярлыками. Многие в Церкви соглашаются с тем, что соблюдение библейских заповедей обеспечивает человеку психоэмоциональное и поведенческое благополучие, и в то же время сомневаются в существовании библейской целебной силы. Мы утверждаем, что библейский Бог и Его Слово представляют собой абсолютно достаточное основание для ведения христианской жизни, среди прочего имея в виду и полное психоэмоциональное и поведенческое благополучие. Далее мы утверждаем, что Библия содержит целебный бальзам для всех людей с не органически, а духовно обусловленными душевными недугами, которые современная психиатрия относит к категории психоэмоциональных и поведенческих расстройств.

Библию следует использовать в служении также тем людям, которые страдают от соматических заболеваний, включая случаи, когда они находятся под наблюдением медиков. В обоснование данного тезиса мы намерены указать на бессилие психотерапевтического метода в сравнении с библейскими средствами, обеспечивающими жизнь, угодную Богу, и преодоление всяческих жизненных проблем и испытаний.

В этой книге мы будем говорить только о теории и методах психотерапии, а также лежащих в ее основе психологических учениях. При этом мы исключим из рассмотрения множество иных

11


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

областей психологии. Мы исходим из того, что все душевные недуги, включая психоэмоциональные и поведенческие расстройства неорганического происхождения, имеют решение духовного свойства — решение, сосредоточенное на Иисусе Христе. От психологического решения — решения, сконцентрированного на личности человека, — мы отказываемся. С учетом того, что теории и методы психотерапии приняты и проповедуются профессорами высших богословских учебных заведений и библейских колледжей, пасторами и другими начальствующими в христианской Церкви, наша позиция может вызвать чрезмерно острую реакцию со стороны многих, в том числе тех, кто в силу полученного образования или профессиональных интересов в области психотерапии имеет закрепленные законом имущественные права и обязанности в сфере психобизнеса.

Тем не менее мы возносим свои молитвы к Богу, чтобы с помощью этой книги Он дал верующим силу в поисках «пути и истины и жизни» не обращаться к плодам человеческой мудрости. Воистину, для верующего «путь и истина и жизнь» — это Христос. Христос действительно «путь и истина и жизнь», когда Он пребывает в верующем. В этом случае христианам дается «все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего [их]... славою и благостию...»(2Пет. 1:3).

Слбва Божьего, Святого Духа и пребывающего в верующем Христа более чем достаточно для решения тяжелейших душевных проблем, включая и те, что маркированы психиатрическими и психологическими ярлыками. То же верно и в отношении бремени повседневных тягот. Мы также просим Бога, чтобы эта книга побуждала христиан доверяться Божьему методу решения жизненных проблем, дабы служить членам Тела Христова согласно Его Духу, пребывающему во всяком подлинно верующем.

Популярность светского пути познания человеческой души

Современной психотерапии меньше ста лет, но за это время под ее влиянием успел преобразиться не только склад ума современного человека, но и его понимание самого себя и смысла своей жизни. За этот период времени немало людей прошли подготовку по психологии и уверились в том, что психотерапевтический метод помогает решать психоэмоциональные, поведенческие и другие проблемы с целью совершенствования личности и меж-

12


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

е/10веческих отношений. Помимо непоколебимой убежденности в этом многие считают, что у всякого, кто подвергает сомнению психологический путь душепопечения или возражает против него, несомненно, что-то не в порядке с головой. Многих заставили поверить, что подобные сомнения могут быть только у бездумных и наивных людей — все же умные и сведущие обязаны считать психотерапию «бальзамом из Галаада»*.

В первые годы психотерапевтического движения медики, религиозные и политические деятели подвергали сомнению, а то и высмеивали теорию и практику психотерапии. Теперь же, после многих лет эффективной агитации и пропаганды психотерапии, одержимость ею охватила все области жизни в такой мере, что сомневаться в психотерапии или перечить психотерапевтам — значит выказывать ограниченность, глупость и даже невроз. В конце концов, кто смеет осуждать психологию и психотерапию, злословить на их счет, коль скоро они приносят человеку столько пользы?

С начала XX в., с момента зарождения психотерапевтического движения, число психологических формул и диагностических ярлыков психоэмоциональных и поведенческих расстройств неуклонно увеличивалось, и постепенно они вторглись в сферу великого множества актуальных и второстепенных жизненных проблем. Естественно, что и число людей, якобы нуждающихся в психотерапевтической помощи, существенно увеличилось.

В книге под названием «Молох психологии» доктор Тана Динин пишет: «К услугам, предлагаемым бизнесменами от психотерапии, в течение календарного года обращаются свыше десяти миллионов американцев»4. В качестве документального подтверждения бума психотерапии она приводит следующие данные:

В начале 1960-х гг. к помощи психологов и психиатров по меньшей мере раз в жизни прибегали 14% населения Америки (25 млн из 180 млн). К 1976 г. этот показатель поднялся до 26%. Между тем к 1990 г. по меньшей мере 33% (65 млн из 250 млн) американцев по крайней мере раз в жизни побывали пациентами психотерапевтов. В 1995 г., по заявлению Американской психологической ассоциации, к специалистам службы психологической помощи обратились 46% жителей США (128 млн). Согласно некоторым прогнозам, к 2000 г. такие пациенты составят 80% американцев, т. е. большинство населения Америки5.

* См.: Иер. 8:22, 51:8. — Все подстрочные примечания принадлежат переводчику.

13


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ ________________

Спрос на психотерапевтические услуги растет пропорционально их предложению. Согласно данным доктора Робина Доуса, число лицензированных профессиональных психологов удваивается каждые десять лет6. В последующее десятилетие прогнозируется рост числа психологов на 64%7. Эти психологи составляют лишь часть множества лицензированных специалистов, занимающихся психотерапией на профессиональной основе.

Свою лепту в психологический бум вносят и те, кто действует под «христианским» именем. Членами Американской ассоциации христианских душепопечителей являются свыше 17 500 человек. Рынок христианского психологического попечительства представлен услугами множества лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, мелких психологических консультаций и крупных конгломератов, регулярно выходящих в радиоэфир с программами, соблазняющими христиан на участие в своих терапевтических проектах. По данным на 1996 г., конгломерат клиник Ми-нирт & Майер «Новая жизнь» состоял из 25 стационаров и 55 амбулаторных учреждений с численностью обслуживающегперсонала свыше 600 человек. По сведениям на июнь 1996 г., стационарное лечение в них прошли более 500 человек, было зарегистрировано 7600 амбулаторных посещений. Конгломерат «РАФА» — еще один поставщик услуг психотерапевтического профиля — функционирует в национальных масштабах в рамках 63 программ; например, бюджет одной лишь программы «РАФА-Душепопечение», представленной «сетью из 3500 церквей», «вырос за последние 18 месяцев вдвое»8.

По оценке доктора Робина Доуса, услуги лицензированных клинических психологов, психиатров и других специалистов в области охраны психического здоровья обошлись их клиентуре в кругленькую сумму свыше 12 млрд долларов9. С учетом совокупной стоимости услуг в области охраны психического здоровья (17 млрд долларов в конце 1970-х гг.10) есть все основания полагать, что общая стоимость системы охраны психического здоровья в Америке превышает 24 млрд долларов. Независимый исследователь доктор Джером Франк дает следующий комментарий в отношении успешно развивающегося психотерапевтического бизнеса:

Спрос на психотерапевтические услуги идет наравне с предложением, и время от времени возникает беспокойное чувство, что в этой сфере 14


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

первое определяется последним. Психотерапия — это единственная форма врачевания, порождающая, по крайней мере в определенном смысле, те болезни, которые стремится излечить".

Различные формы психотерапии неистово взыскуются запуганными и возбужденными людьми, которые пытаются выйти на психологическое решение проблемы тревожности, нередко появляющейся без внешних причин. Несметное число людей приходят к психотерапевтам с жалобами на прогрессирующие и многоликие душевные недомогания, а по сути дела разнообразные проявления тревожности. Они стремятся получить рекомендации психологов лишь потому, что не могут вырваться из тисков разнообразных проблем и неприятных ощущений. Доктор Франк приходит к следующему заключению:

В наше время в обществе изобилия есть тьма толстосумов, не знающих, куда девать свои деньги. Из-за этого они впадают в тоску и, чтобы ее рассеять, обращаются к психотерапевтам... Сегодня толпы людей с помощью психотерапии хотят избавиться от душевных недугов, которые бедняки, никак не участвующие в процветании общества изобилия, назвали бы ничтожными...12

В свою очередь поставщики психологических услуг горят желанием пользовать духовные недуги состоятельных людей. Согласно данным группы исследователей под руководством Ральфа Нейде-ра, «великое множество специалистов по душевному здоровью высказываются в пользу того, что большая часть их пациентов нуждается в долговременном, годами длящемся лечении на сумму в несколько тысяч долларов»'3.

Доктор Франк замечает: «В нашей психотерапевтической литературе очень мало пишут об искупительной силе страданий, смирении перед Божьей волей, почитании родителей, строгом соблюдении традиций, умеренности и воздержании»14. Как заметил Лео Ростен,

Всего-навсего лет тридцать назад никто не стал бы подвергать сомнению твое право быть несчастным. Счастье почиталось благословением, а не страховым полисом. Тебе разрешалось терпеть боль, впадать в меланхолию, искать одиночества, не становясь при этом жертвой психоанализа, интерпретаций и обсуждений15.

15


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Джордж Олби, вице-президент Американской психологической ассоциации, говорит:

Такие древние, разъясняющие тайну человеческого бытия первоисточники, как религия и наука, в наше время большинству людей не кажутся убедительными. Вот почему они обращаются к психологии, которая якобы имеет ответы на все жизненные вопросы'6.

Как замечает Алан Стоун,

Процесс психологизации американского общества привел к возникновению процветающего рынка психологических услуг... В результате подобной психологизации люди, страдающие от семейно-сексуальных дисгармоний, отклоняющегося поведения детей и психологического дискомфорта, все чаще уповают на психологическую помощь. Такова питательная среда неукротимой экспансии психобизнеса'7.

Многие надеются, что психотерапия сделает их счастливыми, избавит от душевных страданий и поможет найти удовлетворение жизнью. До тех пор пока они будут с упованием и надеждой взирать на психотерапию, ее популярность будет по-прежнему возрастать.

Психотерапевтический рынок

По оценкам специалистов, на психотерапевтическом рынке предлагается свыше четырехсот всевозможных терапевтических подходов и десяти тысяч конкретных методик18. По сообщению доктора Морриса Парлоффа,

Сначала глашатаи возвещают о достоинствах психотерапии: «Мы лучше всех научим вас преодолевать актуальные неврозы и переживать кризисные ситуации, мы будем заботиться о вас и лечить вас лучше всех!» Затем рождается новая психотерапевтическая школа. И далее с удручающим постоянством все повторяется снова и снова. При этом по причине несоответствия собственным притязаниям за бортом не остается ни одной из школ и — о чудо! — все они продолжают существовать и сосуществовать'9.

Да, все психотерапевтические школы продолжают существовать и сосуществовать, рекламируя исключительно высокую эф- 16


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Фективность своих методик, хотя различные психотерапевтические теории и методы, на которых они основаны, зачастую плохо согласуются друг с другом. Например, одна терапевтическая техника призывает к личной безответственности, другая — к личной ответственности. Начитавшись популярных статей, набив оскомину от рекламы и разжившись ходячими слухами, потребитель делает вывод о том, что эффективной может быть любая психотерапия, какой бы пустой, безумной и бесовской она ни была. Вообще же людям становится лучше и без всякой терапии.

Психотерапевтические подходы плодятся с такой скоростью, что теперь уже трудно вообразить себе такую форму психотерапии, которой не было прежде. Широк спектр современной психотерапии! На одном конце его мы видим простейшие формы, когда пациента вводят в заблуждение, говоря ему, что он поправляется (хотя психотерапевту известно, что это далеко не так), а на другом — сугубо директивные, когда от пациента требуют исполнения, независимо от его воли, всех указаний терапевтического руководителя.

Полушутя мы утверждаем, что могли бы разработать свою психотерапевтическую методику, например «методику X» или другую методику с таинственным названием, которого никто не поймет, например «методика осмотической регуляции». Чтобы наша методика пользовалась успехом, мы выбрали бы несколько простых концепций из того или иного учебника психологии. Затем, чтобы сделать ее исключительно притягательной, мы бы добавили какую-нибудь тринитарную формулу вроде Ид, Это и Суперэго по Фрейду; Родителя, Взрослого и Ребенка поХаррису; персонификации по Салливану — я-хороший, я-плохой и не-я; или реальность, ответственность и нормы поведения по Глассеру.

В дальнейшем мы написали бы простую для понимания публики книжку о своей «методике X», основали бы соответствующий институт (лучше в Нью-Йорке или Лос-Анджелесе) и для работы в нем наняли штатных работников. После начального «преуспеяния» мы связались бы с ведущими СМИ и поведали миру о бесподобных достижениях нашей «методики X», игнорируя или скрывая свои неудачи, а потом пригласили бы всех желающих к источнику благоденствия, дабы помочь им преодолевать проблемы души и исцелять телесные недуги. Мы организовали бы соответствующие семинары для подготовки психотерапевтов, вооруженных новой «методикой X». И, в конце концов, мы отыскали бы место для одиноких,

2 3ак. 1449 -/7


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

скучающих, неудовлетворенных и охваченных тревогой людей из простонародья, разочарованных иными торговыми марками психотерапии в пользу бедных.

Мы не обвиняем в непорядочности, беспардонной лжи и вымыслах всех без исключения психотерапевтов. Дело, однако.'в том, что доведенные до отчаяния люди чрезвычайно чувствительны к обещаниям психологической помощи, так что, не ведая о подводных камнях предстоящего врачевания, они всякий раз вдохновляются тщетной надеждой на реальную помощь.

«Молох психологии»

Дипломированный психолог Тана Динин написала упомянутую выше книгу «Молох психологии: Что творит с людьми психобизнес», после того как оставила клиническую практику.

Эта книга отражает не только обширные познания в психотерапии доктора Динин, но и ее большой практический опыт в этой области. Предложенный ею неологизм «психобизнес» приложим ко множеству людей. Прежде всего она имеет в виду «традиционных специалистов по душевному здоровью — психологов, ЙСихи-атров, психоаналитиков и медицинских работников в сфере социальных проблем», а также «психотерапевтов». Вот что в связи с этим она пишет:

Отныне проведение четкой демаркационной линии между ними просто невозможно, вот почему я включаю в число занимающихся «психобизнесом» представителей пяти данных категорий, и в том числе постоянно растущее число психотерапевтов — лицензированных, сертифицированных, декларированных и самозваных консультантов и душепопечителей всех направлений20.

Основной тезис Таны Динин, которому она находит солидное подтверждение, состоит в следующем:

Хотя некоторые работники сферы психобизнеса имеют различные ученые степени по психологии, медицине, социальной работе и сестринскому делу, а также другие документы, подтверждающие уровень их профессиональной подготовки, дальнейшее развитие психобизнеса все же зависит от умения и ловкости его представителей превращать клиентов и пациентов в жертвы21. 18


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

Доктор Динин подробно описывает, каким образом молох психологии поглощает свои жертвы. Она указывает на разницу между подлинными жертвами и жертвами психобизнеса, который старается стереть грань между одними и другими и расставляет сети, чтобы уловить всех и каждого. В конце своей книги Тана Динин утверждает:

Психобизнес не посмеет измениться по внутреннему побуждению, сам по себе, а если и посмеет, то сделать это ему никогда не дадут. Психобизнес следует свергнуть, чтобы творимые в его сфере дела — производство жертв — прекратились. Его демонтаж наступит в тот момент, когда люди начнут бойкотировать психологическое лечение и, отвергая услуги психобизнеса, перестанут становиться его жертвами22.

«Молох психологии» — книга прямолинейная и откровенная в оценке того, что именно творит и будет творить с людьми психобизнес, пока ему каким-то чудом не будет положен конец. Хотя христиане могут назвать книгу Таны Динин «мирской», предназначенной для «светской публики», ее важно прочесть всем членам Церкви. Автор дает точное описание «психобизнеса с его, по сути, ложными толкованиями, передергиванием фактов, информацией о мнимых исцелениях и необоснованными притязаниями на власть»23. Христиане должны использовать сведения, почерпнутые из книги Динин, поскольку теория и практика психобизнеса через творения некоторых популярнейших христианских авторов своими щупальцами, словно спрут, душит Церковь.

Похоронный звон по психотерапии?

Результаты исследований эффективности психотерапии и множество других обстоятельств, имеющих отношение к практике психотерапии, например выступления в качестве экспертов на заседаниях суда специалистов по душевному здоровью, внушают страх. Кристофер Барден, доктор философии и права, человек хорошо осведомленный в рассматриваемом деле, пошел на решительный шаг, разработав соответствующий законопроект федерального и территориального уровней. Предложенный Барденом проект под названием «Закон об истине и ответственности в области охраны психического здоровья населения» гласит:

Реформировать систему охраны психического здоровья населения; ограничить государственные компенсации по медицинскому обслужи-


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _______________

ванию только теми программами охраны психического здоровья, безопасность и эффективность которых подтверждается надежными научными методами; потребовать от штатов с федеральным финансированием здравоохранения ограничения государственных компенсаций только теми программами охраны психического здоровья, безопасность и эффективность которых подтверждается надежными научными методами; потребовать от работников системы охраны психического здоровья правдивого информирования пациентов, клиентов и представителей органов страхования в отношении известных и в достаточной мере предсказуемых преимуществ, степеней риска, побочных явлений и альтернативных способов лечения душевных расстройств на основании данных, полученных с помощью надежных научных методов исследования; защищать целостность государственной юридической системы и права граждан от антинаучных и безответственных выступлений в судебном порядке свидетелей-экспертов; и другие реформы24.

Одна из версий этого законопроекта, известная как «Письмо Бардена», подписана большим числом выдающихся специалистов в области охраны психического здоровья. Мы считаем, что благоразумные и мыслящие люди выступят в поддержку данного законопроекта, но мы также знаем, что политические соображения нередко торжествуют над здравым смыслом и правдой, необходимой всем обиженным.

Быть может, минуют годы, прежде чем подобный законопроект пройдет через конгресс. Между тем штат Индиана оказался первым в числе принявших закон «О защите прав потребителей в области охраны психического здоровья». В сообщении для печати, поступившем из офиса Бардена, говорится следующее:

Важно отметить, что новый закон требует от представителей «системы охраны психического здоровья правдивого информирования пациентов... в отношении известных и в достаточной мере предсказуемых преимуществ, степеней риска, побочных явлений и альтернативных способов лечения душевных расстройств». Выдающиеся знатоки законодательства и специалисты в области психологии уже назвали этот закон поворотным пунктом, важной вехой в истории системы охраны психического здоровья.

«Система охраны психического здоровья уже не будет прежней, — отметил Кристофер Барден, психолог, адвокат и президент Национальной ассоциации по защите прав потребителей в сфере охраны психического 20


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

здоровья. — Как ужасно, что многие, если не большинство, из числа предлагаемых потребителям психотерапевтических услуг не имеют достаточно надежного научного обоснования (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)»25.

В том случае, если этот закон будет принят в Америке на федеральном уровне, психобизнес будет поставлен на колени. Кристофер Барден говорит: «Слишком многие в Америке не понимают, что больший сектор психобизнеса — это не что иное, как обман потребителя в государственном масштабе»26. Христианам не следует быть столь наивными и полагать, что христианские психологи не применяют столь же мошеннических методов.

Что бы ни говорилось в этом сообщении для печати о внедрении законопроекта Бардена и о контроле за его исполнением, мы считаем, что христианам не пристало участвовать нив каких психотерапевтических программах. В пользу данного тезиса в этой и других наших книгах приводится достаточное количество научных и библейских оснований.

Ложное знание о психологии и психотерапии

Чтобы не пугаться психотерапии и не сходить от нее с ума, нам первым делом следует серьезно рассмотреть некоторые ложные представления в отношении психологии. Люди, опирающиеся на эти общераспространенные представления, часто не подозревают, откуда «растут ноги» этих, по сути дела, обыкновенных человеческих измышлений. Когда их сопрягают со Священным Писанием, они кажутся библейскими. Ниже следует список некоторых ложных представлений о психологии и психотерапии, которые не имеют под собой никаких библейских и научных оснований:

1. Ид, Эго и Суперэго — это реально существующие части человеческой души.

2. Поведение человека определяется, в первую очередь, бессознательной частью его психики. Выбор, совершаемый сознательной ее частью, определяет поведение человека в меньшей степени.

3. Сновидения — это ключ к пониманию бессознательной части психики человека и, следовательно, его личности.

4. Актуальное поведение человека определяется его не разрешенными в детстве психическими травмами.

21


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ- ПСИХОЛОГИИ ________________

5. Многие не хотят признавать очевидного и переводят неприятные воспоминания в бессознательную часть своей психики.

6. В большинстве проблем человека виноваты его родители.

7. Для существенного преображения мыслей, представлений и действий человеку необходимо осознать травматический материал прошлого, переведенный в бессознательную часть психики.

8. Дети, более или менее нормально не пережившие «психосексуальные стадии» своего развития, позднее будут страдать неврозами.

9. Чтобы добиться существенного преображения, надо вспомнить и изжить травматические эпизоды прошлого.

10. То, каким человек станет в будущем, определяется первыми пятью годами его жизни.

11. Все ранее происходившее с человеком хранится в бессознательной части его психики.

12. Чтобы преодолеть кризисные ситуации, человек бессознательно использует защитные механизмы.

13. Люди должны считать, что им присуще чувство собственного достоинства.

14. Люди нуждаются в позитивной самооценке.

15. Большинство проблем возникает в результате заниженной самооценки.

16. Человек нуждается в высокой самооценке. Он должен чувствовать себя достойным человеком.

17. Главная забота Бога — удовлетворять все осознанные потребности человека.

18. Христиане, изучающие труды таких корифеев психологии, как Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Карл Роджерс и Альберт Эллис, могут узнать о себе очень много.

19. Чтобы оказывать действенную помощь ближним, христиане должны пройти подготовку по психологии.

20. Верующие должны пройти курс библейского консультирования, поскольку, чтобы помочь людям с серьезными проблемами, одних познаний в Библии недостаточно.

21. Лучший душепопечитель, наряду с Библией, использует те или иные психотерапевтические методы.

22. Движение «Анонимные алкоголики» зародилось в христианских кругах, и первооснова этого движения — христианские заповеди.

22


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ

23. Вредных привычек и пристрастий вне движения «Анонимные алкоголики» и других подобных организаций христианам не преодолеть.

24. Познав по результатам психологического тестирования характерологические особенности друг друга, христиане станут лучше друг друга понимать.

25. Что касается психоэмоциональных и поведенческих проблем, то от специалистов по душевному здоровью (психиатров и психотерапевтов) больше толку, чем от врачевателей без диплома.

26. «Даром лечиться — лечиться даром». За качественное лечение психоэмоциональных расстройств и поведенческих нарушений требуется мзда.

27. Высокая цена психотерапевтических услуг действенно побуждает людей к исправлению.

28. Эффективная помощь людям с душевными расстройствами напрямую связана с психотерапевтической подготовкой осуществляющего ее специалиста, наличием у него диплома, сертификата и практического опыта27.

Эти ложные представления проникают в Церковь и с помощью миссионерских усилий распространяются по всему свету. Неизвестно, сколько христиан, пробегая глазами вышеприведенный список, подумают про себя, что мы «вместе с водой выплескиваем и ребенка». Мы ответственно заявляем, что никакого ребенка вместе с водой мы не выплескиваем. А вот всем, кто наводняет Церковь мутными потоками психологии, стоит задуматься над тем, как отводить эти воды. Если под словом «ребенок» разуметь младенцев во Христе и во всей своей совокупности Христово Тело, то под словом «вода» надо понимать бурный поток, несущий всю скверну мира. Как отдельный младенец во Христе, так и все Христово Тело может выйти из этого потока. Через всю эту книгу и другие наши сочинения красной нитью проходит документально подтвержденная мысль о том, что все вышеупомянутые ложные представления не имеют под собой никаких научных и библейских оснований.


л

ГЛАВА 2

НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

Романтические мечты о выработке научной методологии в целях наблюдения за человеческим поведением, его толкования и трансформации исследователи претворяли в жизнь с помощью пылкого воображения. Долгожданная и многообещающая наука о поведении моглк помочь всем стремящимся распутать клубок противоречий, связанных с особенностями характера и свойствами личности в сложных жизненных обстоятельствах, так что создание научного метода исследования естества человека и преодоления его жизненных проблем казалось делом весьма соблазнительным. Однако получить вожделенный научный статус психологии так и не удалось, особенно в отношении психотерапии.

Между тем как одни области психологии пользуются научными методами, другие, например психотерапия, ориентируются на методы стопроцентно наукообразные. В англоязычной литературе (например, в словаре Уэбстера) наукообразие определяется как «система теорий, посылок и методов, которые ошибочно принимают за научные»1. Наукообразный или лженаучный метод рядится в тогу научного, чтобы защи- 24


НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

.ять и рекламировать свои мнения и убеждения, опровергнуть или показать которые в принципе невозможно.

Если бы психотерапии удалось утвердиться в качестве научной дисциплины, то в отношении природы психоэмоциональных и поведенческих расстройств и методов их коррекции в научных дискуссиях было бы достигнуто определенное согласие. Вместо этого мы видим расширение ее поля за счет новых и новейших, причем несовместимых друг с другом, теорий и методов, что усугубляет неразбериху в психотерапевтическом хозяйстве и еще дальше уводит его в сторону от мало-мальски систематического устройства.

Как это ни парадоксально, но по мере умножения числа не стыкующихся друг с другом психологических толкований человеческого поведения психотерапия получает все более широкое распространение. Психолог Роджер Миллз в статье «Психология безумствует и в роли науки не тянет» говорит:

В современной психологии царит страшный беспорядок. Количество ее направлений, теорий и методов соизмеримо лишь с числом исследователей и психотерапевтов. Мне лично знакомы психотерапевты, которые внушают своим клиентам, что все горести человека связаны с его родной матерью, далекими звездами, биохимической конституцией, безобразной диетой, неподобающим образом жизни и по закону кармы даже злом, совершенным в предыдущей жизни2.

Вместо накопления новых знаний в дополнение к последним открытиям, совершенным с опорой на солидные данные, одна психотерапевтическая школа конфликтуете другой, одно направление заменяет другое, одна методика вытесняет другую.

Психотерапия изменяется в русле общих культурных тенденций современности. В настоящее время известно и применяется на практике более четырехсот разновидностей психотерапии, каждая из которых заявляет о своем превосходстве над другой. При этом любой здравомыслящий человек, разумеется, не станет принимать всерьез утверждения о том, что столь разнообразные точки зрения могут иметь отношение к науке или вообще основаны на фактах. В психотерапевтическом хозяйстве и лежащих в его основе психологических теориях порядка нет, ибо всюду, где соединение лжезнания и лжетеорий порождает лженауку, царит хаос.

25


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _______________

Наукообразие?

Психотерапевты утверждают, что вырабатывают у своих пациентов принципы поведения, которые дают верное направление их жизни и помогают им осознать новые возможности развития своей личности и адаптации ее к внешним обстоятельствам. Эти поин-ципы касаются внутренних явлений (мыслей, страхов и тревог) и явлений внешних (социальных отношений, ухода в себя и агрессии). Воттолько беда: оценивать и менять внутреннее состояние и внешне наблюдаемое поведение человека психотерапия пытается с позиций субъективности. Однако поборники психотерапии драпируют ее субъективность профессиональным жаргоном и объявляют психотерапию научной дисциплиной. И вот она выходит на сцену в наряде из наукообразной лексики, чтобы в бессовестно наглой манере исполнять определенную роль в полном соответствии с указаниями режиссера, в свою очередь пребывающего под влиянием множества зачастую несовместимых друг с другом теоретических направлений.

Наука психотерапия или суеверие? Объективна она или субъективна? Базируется она на фактах или на измышлениях? Ответ на эти вопросы для нас важен в той мере, в какой мы научены доверять почти всему, что несет на себе печать науки. Народ в*аше время ее боготворит, ведь она прославляет человека, делает его необычным, например переносит на Луну, позволяет исследовать далекие планеты и механизмы деятельности мозга. Чудеса науки впечатляют, поражают и даже пугают. Наука и техника искушают нас более комфортабельным образом жизни, но при этом не дают никакой гарантии умиротворения нашего духа.

Без науки, которая помогает открывать и описывать законы физической природы, мы не могли бы почитать себя разумными созданиями, осведомленными во многих вопросах и познающими истину. В той же мере мы стремимся открывать и законы человеческого естества, и когда психотерапию выставляют научной дисциплиной, в частности наукой о поведении, многие из нас принимают описание, анализ и врачевание различных состояний человека за научные.

Помимо науки есть множество других отраслей знания, способных прельщать людей даже без того доверия, которым обыкновенно пользуется наука. И все же люди склонны отождествлять понятие «научность» с такими понятиями, как достоверность, точность и надежность. Если психотерапия и лежащие в ее основе 26


НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

сихологические теории и в самом деле научные, то они должны нушать к себе уважение и привлекать наше внимание. В противном случае у нас есть все основания сомневаться в их огульных утверждениях и сомнительных методах.

Поскольку основой психотерапии выступают психологические теории, следует задаться вопросом, можно ли считать их научно обоснованными. Для оценки научного статуса психологии Американская психологическая ассоциация при финансовой поддержке Национального научного фонда США поручила доктору Зигмунду Коху разработать программу исследования психологических фактов, теорий и методов. В нем приняли участие 80 выдающихся американских ученых. Результаты этой всесторонней и тщательно проведенной аналитической процедуры собраны в семитомном труде «Психология с научной точки зрения»3.

Анализируя полученные результаты, доктор Кох выражает свою озабоченность следующим образом: «Мы не утверждаем, что ни один из разделов психологии не может рассматриваться как часть науки»4. Между тем именно психотерапию, одну из главных мишеней критических замечаний, имеет в виду доктор Кох, когда говорит: «В настоящее время мы можем со всей определенностью заявить, что психология не может быть последовательной наукой (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.5. Вот что в связи с этим выводом он заявляет: «С терапевтическим смирением мы прежде всего предложили бы заменить понятие "психология" понятием "психологические исследования"»6.

Психология, по мнению доктора Коха, «обольщается, когда почитает себя настоящей наукой (курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.)», не будучи таковой наделе7. Он абсолютно уверен в том, что и психотерапия «не может быть последовательной наукой». Одна из причин, почему на законном основании называть психотерапию последовательной наукой не представляется возможным, состоит в том, что она пытается исследовать внутренний мир человеческого духа, движения которого в принципе невозможно зафиксировать методом прямого наблюдения, а поведение — предсказать с математической точностью. Кроме того, само по себе взаимодействие психотерапевта и его пациента, каждый из которых представляет собой уникальную личность, совершается в координатах изменчивости и непостоянства с дополнительной степенью свободы. Неудивительно, что с течением времени и переменой обстоятельств исследование терапевтических отношений

27


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ»- ПСИХОЛОГИИ _______________

неповторимых личностей перестает соответствовать жестким критериям науки.

Рассматривая дилемму научного метода исследования личности, доктор Гордон Оллпорт говорит:

Личность представляет собой внутренне последовательную и уникальную организацию физиологических и психических процессов. Существующая в строго единичных формах, индивидуальность представляет собой помеху для науки. Как утверждается, наука должна иметь дело только с общими, желательно универсальными законами... Личность — никогда не «общее», но всегда — «единичное», вот почему она не поддается научному исследованию. В связи с этим исследовать личность могут только история, искусство и объективные самоописания8.

К этому можно добавить, что личность не поддается не только научному исследованию — она не поддается и литературному описанию. Тем не менее, выбирая между двумя вышеозначенными направлениями изучения личности, надо подчеркнуть, что литературный подход изображает человеческое существо мастерски и с большей компетенцией, чем подход психологический. Литературный язык описывает сложность той или иной личности во многом более адекватно, чем научные формулы. Лучше всего отражают естество человека не теории личности и психотерапия, а язык и литература, дающие возможность заглянуть в глубины человеческой души.

Психотерапия — наука, поскольку использует научный метод?

К еще большему хаосу в отношениях психотерапии и науки приводит использование научных методов в оценке эффективности множества разновидностей психотерапии. Ниже приводятся цитаты из нескольких исследовательских работ, в которых с помощью научного метода, в том числе одного из специальных методов статистического анализа — метаанализа, подвергается сомнению эффективность профессиональной психотерапии. Исследования могут проводиться с помощью научного метода, но считать данное обстоятельство достаточным основанием для отнесения исследуемой области к сфере науки было бы неверно. Так, с помощью научных методов исследовались многие антинаучные и даже плутовские практики, к примеру феномен экстрасенсорного вос- 28


НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

пиятия, явление биоритмов, чтение кончиками пальцев и другие сИ.феномены (паранормальные явления). Научный метод исследования используется всюду: от искусства до дзэн-медитации, от молитвенной практики до практики политической. Называть все это наукой, разумеется, нетникакихоснований.

Факты и теории

Как однажды заметил Бертран Рассел, «еще в древности наука имела две функции: 1) давать возможность приобретать знания и 2) давать возможность заниматься делами»9. Можно ли считать психотерапию наукой на основании того, что она делает? Дает ли психотерапия возможность приобретать знания и заниматься делом? Если представить «знания» в качестве фактов, наблюдений и опыта, а «дела» — в качестве теорий и лечебных методик, то как можно оценить научный статус психотерапии? Об эффективности психотерапевтического врачевания души мы будем рассуждать ниже. Здесь же мы рассмотрим факты и теории психотерапии.

Важнейшая демаркация границ между психотерапией и наукой проходит по линии развития соответствующих теорий и с опорой на них. Если научные теории описывают факты объективного мира и с помощью наблюдений и рассуждений формулируют поддающиеся проверке законы, объединяющие эти факты10, то психотерапевтические теории (теории личности) организуют и устанавливают причинно-следственные отношения мира субъективных идей, откровений и интуитивных озарений.

Проблемой соотношения научных и наукообразных теорий в свое время, как известно, заинтересовался сэр Карл Поппер, которого считают одним из величайших философов науки. Исследуя различия между физическими теориями, в частности теорией всемирного тяготения Ньютона и теорией относительности Эйнштейна, с одной стороны, и бихевиористскими теориями (теориями, трактующими человеческое поведение) — с другой, Поппер пришел к однозначному выводу, что психологические теории, лежащие в основе психотерапии, считать научными никак нельзя".

Бихевиористские теории, наверное, способны объяснять поведение человека, хотя основаны они на сугубо субъективных интерпретациях. Даже заявления клиницистов относительно обнаруженных ими в ходе наблюдения клинических фактов нельзя считать объективным или научным свидетельством, поскольку эти заявления представляют собой всего лишь интерпретацию наблюдате-


________________ КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ» ПСИХОЛОГИИ _______________

лей, основанную на теориях, близкихим, наблюдателям, по духу12. Это, по сути дела, только гипотезы, которые нуждаются в подтверждении опытом и не соответствуют критерию фальсифицируемо-сти [опровержимости]. Если нечто нуждается в подтверждении с помощью наблюдения и опыта (т. е. в процедуре верификации), то прежде всего это относится ко всякой психотерапевтической теории. Научное знание не может быть верифицировано и не нуждается в этом, ибо оно рационально не потому, что его можно верифицировать, а потому, что его можно фальсифицировать.

Карл Поппер пишет: «Каждое универсальное утверждение, спекулятивная гипотеза или теория проходит подлинное испытание, когда выдерживает попытку опровергнуть, или фальсифицировать, ее»13; «Не следует апеллировать к доказательствам, кроме тех, что получены в результате научной валидизации [подтверждения] фундаментального утверждения, спекулятивной гипотезы или теории (везде курсив в оригинале. — М. Б., Д. Б.14. Кроме того, Поппер заявляет, что спекулятивные изобретения Фрейда, Адлера и др., «представленные в качестве научных, в действительности имели больше общего с примитивными мифами, чем с наукой — они напоминали астрологию, а не астрономию (выделено нами. — М. Б., Д. Б.)»15. Далее Поппер добавляет: «Хотя спекулятивные изобретения и апеллируют к конкретным наблюдениям и опыту, все фактические данные описываются ими в мифологическом ключе. Эти гипотезы и теории не лишены интереснейших психологических предположений, но представлены они в форме, не соответствующей принципу фальсифицируемое™»16.

Другие исследователи приходят к тем же выводам. Джером Франк считает психотерапевтические теории мифами на том основании, что «они не поддаются опровержению»17.

Психиатр Э. Фуллер Торри, ученый и клиницист, в книге «Игры разума» пишет следующее: «Методики, используемые западными психиатрами, за малыми исключениями находятся на той же ступени научного развития, что и специальные обрядовые действия, совершаемые колдунами»18.

С уничижительной критикой психоаналитической теории в книге «Основы психоанализа» выступает выдающийся философ и ученый Адольф Грюнбаум. Как явствует из сочинения доктора Грюнба-ума, осуждению подвергаются в первую очередь психологические теории, лежащие в основе психотерапии, которые он никоим образом не относит к разряду научных19.

30


НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

Представление о том, что психотерапевты знают всю подноготную человеческого поведения, представляется еще одним мифом психотерапии. Если быть честными до конца, психотерапевты знают о поведении человека весьма немного и даже меньше т0го. Вот что утверждает психолог Роберт Розенталь: «Многовековые усилия не выработали ни одного достаточно убедительного свидетельства в пользу того, что мы приблизились хотя бы к мало-мальски удовлетворительному пониманию человеческого поведения»20. Почти все наличные толкования человеческого поведения относятся к числу теорий, не поддающихся фальсификации и основанных на интроспекции, интерпретации и игре воображения.

К настоящему времени психологи разработали множество спекулятивных теорий при весьма ограниченных эмпирических данных, подтверждающих эти теории. Это множество представлено психологическими и психоаналитическими концепциями, социально-психологическим и конституциональным подходами, психологией самолюбия (нарциссизма), топологической и векторной психологиями и т. д. В рамках этих идей развиваются и такие теории, как, например, теория инфантильной [прегенитальной] сексуальности, теория бессознательного, теория толкования сновидений и теория мотивации. Можно подумать, что в соответствующей отрасли знаний они составляют гармоническое единство, однако ни они сами, ни их психотерапевтические приложения отнюдь не составляют гармонического единства и просто несопоставимы друг с другом, ибо весьма нередко не согласуются друг с другом как в части принципов и практического применения, так и в части соответствующего профессионального жаргона.

Как утверждает доктор Зигмунд Кох, психология большей частью не является интегральной или последовательной научной дисциплиной, в которой вновь обретенные знания добавляются в копилку прежних знаний. Открытия, совершаемые новым поколением, «автоматически низвергают с пьедестала теоретические измышления прошлых поколений». Вместо переработки и широкого обобщения прошлого опыта психологи просто демонтируют его. Как заявляет доктор Кох, «на протяжении всей истории психологии в качестве "научной дисциплины" трудное знание, выпадавшее в осадок, было только негативным знанием (курсив в оригинале; выделено нами. — М. В., Д. Б.)»21.

31


КОНЕЦ «ХРИСТИАНСКОЙ-- ПСИХОЛОГИИ _______________

Мнения других философов

С течением времени в обсуждение науки в сравнении с наукоподобием включилось множество иных голосов. Большинство выступало против самой мысли, что такие вещи, как объективность и истина, имеют место быть. Что такое наука? Что стоит за категорией научного? Достойны ли психологические теории называться научными? По этому поводу было написано множество книг, и в рамках общей философии возникла новая дисциплина — философия науки. Некоторые философы заговорили о науках «гуманитарных» и «естественных». Другие предпочитали использовать термины «приемлемые» и «недопустимые». Третьи, исходя из объективного подхода и субъективно понимаемого консенсуса, стали проводить различие между понятиями «наука» и «научный». У каждого из подходов к тому, что является и что не является наукой, имеются свои критики. Наряду с этим стали раздаваться голоса, подвергающие сомнению даже возможность существования универсальных законов упорядоченной вселенной,открывать которые человек стремится по мере сил.

Один из таких голосов принадлежит доктору Томасу Куну, американскому философу и историку науки, написавшему в 1962 г. книгу под названием «Структура научных революций». Это сочинение стало бестселлером, в результате чего многие люди начали употреблять выражение «смена парадигм» — одно из основных понятий философии науки, введенных в научный оборот доктором Куном. Согласно его теории, в основе научной революции лежит процесс смены парадигм. Он подробно описывает то, как на смену одной фундаментальной научной теории приходит другая. На тот факт, что последовательные физические теории ведут к истине, Кун недвусмысленно заявляет: «Пока существует наука, ее как предприятие неизбежно будет характеризовать некоторый вид прогресса. В прогрессе иного рода наука не нуждается. Мы можем для большей точности отказаться от дополнительного предположения, явного или неявного, что смена парадигм ведет... и подводит все ближе и ближе к истине»22. Однако, как показал анализ истории фундаментальныхтеорий, проведенный многими физиками и философами науки, теория Куна подтверждения не находит. В частности, стандартная теоретическая модель физики элементарных частиц к 1980 г. отмела все прежние теории этого раздела физики, но вовсе не путем кризиса или конкуренции альтернативных теорий, как в свое время постулировал доктор Кун. 32


НАУКА ИЛИ НАУКООБРАЗИЕ?

Причина, по которой мы упомянули Томаса Куна, состоит в том, т0 многие наивно разделяющие его идеи христиане представляют психологию в качестве науки, не уделяя внимания тому, как идеи Куна выдерживают сравнение с библейским пониманием Бога, Творца упорядоченной вселенной и Создателя человека, этого волей Провидения исследователя законов упорядоченной вселенной.

Томас Кун полагал, что ученые не открывают абсолютной истины, поскольку таковой просто не существует. Согласно Куну, все научные парадигмы так или иначе постоянно сменяются новыми. Он считал, что решение о выборе новой парадигмы взамен старой нельзя обосновать только рациональными, логическими средствами. Два известных физика следующим образом характеризуют этот его тезис:

Цель науки, по Куну, — не поиск объективности и истины, а преходящая мода — эфемерные и доступные парадигмы23.

Эти авторы заявляют, что, согласно идеям Куна, «когда научное сообщество издает указ о "существовании фей", содержание этого указа становится научным фактом».

Один писатель, критически настроенный по отношению к идеям Куна, говорит:


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.044 сек.)