АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

По ту сторону мышления

Читайте также:
  1. Анализ как способ развития экономического мышления
  2. БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ МЫШЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
  3. В. Генетические классификации мышления.
  4. Виды мышления
  5. Виды мышления
  6. Виды мышления
  7. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
  8. Виды мышления и качество ума
  9. Виды мышления. Индивидуальные особенности мышления
  10. Виды мышления. Формы и операции мышления.
  11. Виола лишь снова переглянулась с Нейтаном и отвернулась в сторону женщины, которая рассказывала о правилах на балу.
  12. ВНИМАНИЯ, ПАМЯТИ И МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Мышление для сов­ре­мен­ного евро­пейца — это основа его могу­щес­тва и основа его бес­по­мощ­ности. Мышление дает нам власть над силами природы и над еще более гран­ди­оз­ными внут­рен­ними силами нашего “Я”. Мышление — это ключ к развитию нашего сознания. Но беда в том, что мышление склонно к обману. Ничто не может так запутать и обмануть человека, как его соб­с­т­вен­ное мышление. Оно способно соз­да­вать такие прочные и дес­т­рук­тив­ные круги пред­с­тав­ле­ний и ассо­ци­а­ций, выб­раться из которых бывает очень сложно.

Такое реф­лек­тор­ное, авто­ма­ти­чески рабо­та­ю­щее мышление можно срав­ни­вать с инс­тин­к­тами, безус­лов­ными реф­лек­сами. Так, например, если срезать с обратной стороны пчелиные соты, то пчела, следуя слепому инс­тин­кту, все равно будет отк­ла­ды­вать мед в негодную соту, хотя мед тем временем будет вытекать с про­ти­во­по­лож­ной стороны. Так же и люди, не осоз­на­вая бес­с­мыс­лен­ности и неп­ри­год­ности исполь­зу­е­мых мыслей, про­из­но­сят бес­с­мыс­лен­ные фразы и совер­шают бес­с­мыс­лен­ные поступки, наполняя соци­аль­ную среду инфор­ма­ци­он­ным шумом и нераз­бе­ри­хой. В сло­жив­шихся условиях пытаться поль­зо­ваться теми мыслями, которые сейчас общеп­ри­няты, это все равно, что пытаться при­вин­тить к лошади колесо в надежде, что она будет быстрее перед­ви­гаться.

Что же делать обычному чело­ве­ку? Как не утонуть в этом море дезин­фор­ма­ции и безумия? Эта ключевая проблема сущес­т­во­ва­ния личности в сферах чело­ве­чес­ких сооб­ществ была опре­де­лена еще древними муд­ре­цами. Они указали три источ­ника дос­то­вер­ной инфор­ма­ции: общес­т­вен­ный опыт, нас­тав­ле­ния духовных авто­ри­те­тов и личный опыт. Дезин­фор­ма­ция нас­только глубоко проникла во все сферы нашей жизни, что стало прак­ти­чески невоз­можно исполь­зо­вать два первых источ­ника. Сегодня мы ни при каких обс­то­я­тельс­т­вах не можем получить дос­то­вер­ной инфор­ма­ции ни об общес­т­вен­ном опыте (о науке, о морали, об эко­но­ми­чес­ком поло­же­нии и т.д.), ни о духовных авто­ри­те­тах. Это верно как для рядового граж­да­нина, так и для пре­зи­дента. Един­с­т­вен­ное, что остается нор­маль­ному человеку в этом сумас­шед­шем доме, который почему-то назы­ва­ется общес­т­вом,— никому не верить на слово и руко­вод­с­т­во­ваться только личным опытом. Про­ве­рять эффек­тив­ность каждой мысли, каждой идеи дви­же­нием своей соб­с­т­вен­ной жизни, личной прак­ти­кой.

Только те идеи и мысли, которые связаны с личным опытом человека, могут быть про­ве­рены, вос­с­та­нов­лены и исполь­зо­ваны чело­ве­ком в пос­т­ро­е­нии соб­с­т­вен­ной жизни. Строить свою жизнь, опираясь на чужие мысли и идеи, — это означает строить кар­точ­ный домик на песке. Жизнь человека — это не рас­суж­де­ния об “ак­тив­ной жиз­нен­ной позиции”, о “со­ци­аль­ных прог­рам­мах”, о “со­ци­аль­ной спра­вед­ли­вос­ти” (каких только видов спра­вед­ли­вости не при­ду­ма­ю­т!). Всякие планы, проекты, лозунги, прог­раммы — весь этот бред большого вооб­ра­же­ния прев­ра­щает человека в без­душ­ного робота, в пустой механизм, который забыли вык­лю­чить. Нас­то­я­щая жизнь — это движение через мгно­ве­ния, через при­кос­но­ве­ния, через звуки — через все то, что создано природой. Отчеты, ста­тис­ти­чес­кие данные, про­то­колы засе­да­ний ничего не могут дать ни природе, ни нашему орга­низму, ни душе. Такие мысли и идеи — словно повязка на глазах человека, которая делает его слепым, зас­тав­ляет спо­ты­каться и падать на своем жиз­нен­ном пути.

Хотя эти пред­с­тав­ле­ния, мысли и идеи по сути являются раз­но­вид­нос­тью иллюзии № 2 — иллюзии объек­тив­ности мышления, однако они нас­только про­ни­зы­вают жизнь сов­ре­мен­ного евро­пейца и нас­только зат­руд­няют развитие его сознания, что могут быть выделены в качестве иллюзии № 4 — иллюзии реаль­ности общества или соци­аль­ной иллюзии.

Мен­таль­ное мышление начи­на­ется там, где закан­чи­ва­ются иллюзии мышления. Теперь пред­с­та­вим себе такую ситуацию. Группа людей, убе­див­шись в бес­по­мощ­ности реф­лек­тор­ного мышления, решила заняться прак­ти­кой пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кой тре­ни­ровки. Они начали осва­и­вать и совер­шен­с­т­во­вать раз­лич­ные методы мен­таль­ного мышления. Чтобы обес­пе­чить дос­то­вер­ность полу­ча­е­мых резуль­та­тов, они стали вести про­то­колы наб­лю­де­ний и само­наб­лю­де­ний, собирать по этому вопросу ста­тис­ти­чес­кие данные, про­во­дить соот­вет­с­т­ву­ю­щие засе­да­ния и обсуж­де­ния, про­па­ган­ди­ро­вать свой опыт в сред­с­т­вах массовой инфор­ма­ции. Что же здесь про­ис­хо­дит? — Про­ис­хо­дит то, что можно назвать иллюзией № 5 или пов­тор­ной соци­аль­ной иллюзией. Мышление образует здесь один из тех порочных дес­т­рук­тив­ных кругов, о которых мы говорили выше. Людям кажется, что они зани­ма­ются мен­таль­ной или какой-либо другой духовной прак­ти­кой, а на самом деле они лишь при­ум­но­жают и укреп­ляют свои заб­луж­де­ния, сте­ре­о­типы своего мышления. Пов­тор­ные соци­аль­ные иллюзии могут быть весьма раз­но­об­раз­ными и хитрыми. Их общая сущность зак­лю­ча­ется в том, что люди пытаются опе­ри­ро­вать объек­тами и тер­ми­нами мен­таль­ного мышления, оста­ва­ясь в рамках и в сфере реф­лек­тор­ного мышления.

Чаще всего это про­ис­хо­дит потому, что люди хва­та­ются за новые идеи, как за спа­са­тель­ные круги. Но их пси­хо­э­нер­ге­тика не готова к вос­п­ри­я­тию этих идей. И вместо новых идей в их руках остаются лишь новые слова, которые не могут быть исполь­зо­ваны по своему наз­на­че­нию. С этими осо­бен­нос­тями иллюзии № 5 связаны также все­воз­мож­ные спе­ку­ля­ции ложных духовных нас­тав­ни­ков, соз­да­ю­щих в неве­ро­ят­ном коли­чес­тве “новые тран­с­цен­ден­т­ные учения” и “новые тран­с­цен­ден­т­ные религии”.

Учителя древнего мира, пре­о­до­ле­вая эти слабости чело­ве­чес­кого мышления, указали путь к таким сферам сознания, в которых на смену мышлению приходят интуиция и вдох­но­ве­ние, путь к свер­х­соз­на­тель­ным сос­то­я­ниям. В рамках же евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции эти идеи и пути прак­ти­чески пол­нос­тью пог­ло­щены иллюзией № 5. Ложные нас­тав­ники, будучи не в сос­то­я­нии объяс­нить и доказать свои “от­к­ро­ве­ния” и “тран­с­цен­ден­т­ные учения”, при­зы­вают отка­заться от логики и здравого смысла, утвер­ж­дая, что “тран­с­цен­ден­т­ные истины” не сов­мес­тимы ни с логикой, ни со здравым смыслом. Великий мыс­ли­тель и йог Виве­ка­нанда так писал по этому поводу: “Чтобы разоб­раться в этой массе несо­об­раз­нос­тей, которая назы­ва­ется чело­ве­чес­кой жизнью, нам необ­хо­димо воз­вы­ситься над своим рас­суд­ком; но мы должны делать это медленно, научно, пра­вильно упраж­ня­ясь, и отб­ро­сить всякое суеверие. При­ни­маться за это следует совер­шенно так же, как за всякую другую науку: мы должны принять за осно­ва­ние рассудок и сле­до­вать за ним до тех пор, пока он будет вести нас; а когда рассудка окажется недос­та­точно, он сам укажет на путь к высшему уровню. Поэтому каждый раз, как вы слышите, что человек говорит: “на меня нашло вдох­но­ве­ние” и затем болтает нера­зум­ный вздор, не обра­щайте на него внимание. Почему? — Потому, что три сос­то­я­ния сознания — инстинкт, разум и свер­х­соз­на­тель­ность или несоз­на­тель­ное, соз­на­тель­ное и свер­х­соз­на­тель­ное сос­то­я­ния, при­над­ле­жат одному и тому же сознанию. В человеке нет трех сознаний, но одно раз­ви­ва­ется в другое. Инстинкт раз­ви­ва­ется в рассудок, а рассудок в тран­с­цен­ден­таль­ное сознание, поэтому одно никогда не про­ти­во­ре­чит другому. Итак, когда бы вы ни вст­ре­ти­лись с дикими утвер­ж­де­ни­ями, которые про­ти­во­ре­чат чело­ве­чес­кому рассудку и здравому смыслу, отвер­гайте их без всякой боязни, потому что нас­то­я­щее вдох­но­ве­ние никогда не про­ти­во­ре­чит рассудку, но только допол­няет его.

Таким образом, переход к более совер­шен­ным формам мышления не означает раз­ру­ше­ние нашей личности, нашего внут­рен­него “Я”, как это утвер­ж­дают ложные нас­тав­ники и люди, не разоб­рав­ши­еся в эзо­те­ри­чес­ких текстах. Здесь есть одно очень тонкое и очень важное различие между этими двумя под­хо­дами. Оно едва уловимо, но оно раз­де­ляет все мироз­да­ние. В принципе, можно сказать, что переход к высшим формам мышления требует раз­ру­ше­ния личности, и в то же время так говорить нельзя. Именно такое утвер­ж­де­ние вводит в заб­луж­де­ние 99% людей, ищущих своего пути духов­ного развития. Все дело в слове “раз­ру­ше­ние”. А в неко­то­рых эзо­те­ри­чес­ких учениях исполь­зуют слово “смерть”.

Да, для того, чтобы начать жить новой жизнью, с эзо­те­ри­чес­кой точки зрения, в человеке должно умереть все старое, и старая психика, и даже старое тело, так как даже физи­о­ло­гия, струк­тура и ткани орга­низма могут пре­тер­пе­вать ради­каль­ное изме­не­ние. Да, в опре­де­лен­ном смысле человек должен пройти через смерть более глубокую, чем та, которая принята в евро­пей­с­ком обществе. Но ни одна эзо­те­ри­чес­кая система не при­зы­вает бро­саться в пропасть или пить циа­нис­тый калий. Ни одно серь­ез­ное учение не при­зы­вает человека бро­саться вперед сломя голову.

Решающее значение здесь имеет механизм смерти, механизм и причины раз­ру­ше­ния. Одно дело, когда яйцо раз­ру­ша­ется, потому что из него появ­ля­ется цыпленок, И совсем другое дело, когда яйцо раз­ру­ша­ется просто потому, что раз­би­лось. Раз­ру­ше­ние личности имеет смысл только тогда, когда оно вызвано внут­рен­ними при­чи­нами, когда обус­лов­лено внут­рен­ним раз­ви­тием личности. Поэтому слово “раз­ру­ше­ние” передает здесь не самый главный аспект про­ис­хо­дя­щего. Оно исполь­зу­ется в данном случае не точно. Пере­вод­чики, исполь­зуя здесь это слово, вводят в заб­луж­де­ние очень многих людей. Не раз­ру­ше­ние, а рождение нового человека — вот пра­виль­ный перевод. Слово “раз­ру­ше­ние” тоже имеет здесь опре­де­лен­ный смысл, но оно должно быть тща­тельно рас­шиф­ро­вано.

В прошлом мы привыкли читать о тех или иных пред­ме­тах и включать их в колесо уже име­ю­щихся в нашем сознании мыслей и идей, которое с годами ста­но­вится все более тяжелым и инертным. Как пишет Г. Бен­д­жа­мин: “Мы должны учесть давление под­соз­на­ния и других ирра­ци­о­наль­ных факторов, которые часто зас­тав­ляют нас дей­с­т­во­вать вопреки нашим соз­на­тель­ным жела­ни­ям; но обычно пос­те­пенно накоп­лен­ное знание, осно­ван­ное на обучении, опыте и т.д. — это то, что мы должны признать основным оружием нашего ума. Все, с чем мы приходим в соп­ри­кос­но­ве­ние — новая система фило­со­фии, новая идея, новое пере­жи­ва­ние — все это авто­ма­ти­чески ведет к накоп­ле­нию знания, которое снабжает наш ум (или, вернее, заг­ро­мож­да­ет). Мы не в сос­то­я­нии вос­п­ри­нять нечто дей­с­т­ви­тельно новое, т.к. оно должно быть отсор­ти­ро­вано и сделано соот­вет­с­т­ву­ю­щим тому, чем наш ум уже обладает. В резуль­тате любая зна­чи­тель­ная новость немед­ленно отфильт­ро­вы­ва­ется и теря­ет­ся”.

Этот факт объяс­няет, почему так мало людей, спо­соб­ных извлечь пользу из мыслей и трудов таких людей, как Гурджиев, Успен­с­кий, Криш­на­мурти.

Мысли и идеи этих людей, кажется, не имеют отно­ше­ния к тому, что уже есть в нашем сознании, и поэтому наше первое побуж­де­ние отка­заться от них. Неко­то­рые люди заходят так далеко, что говорят: “Такие высокие мысли совер­шенно непос­ти­жи­мы”. Таким образом они дают понять, что “высокие мысли” не имеют никакого отно­ше­ния к их соб­с­т­вен­ному соз­на­нию; они не находят ничего, с чем они чув­с­т­вуют себя хорошо в мире своих мыслей. Вот почему любое новое учение — дей­с­т­ви­тельно новое учение — с трудом находит людей, готовых к его вос­п­ри­я­тию; людей, обла­да­ю­щих умс­т­вен­ной готов­нос­тью принять его как новое, не прис­по­саб­ли­вая и не соединяя с тем, что они знали раньше. Все это чрез­вы­чайно трудно, — если не невоз­можно, — для боль­шин­с­тва людей Запада. Их сознание фун­к­ци­о­ни­рует по опре­де­лен­ным шаблонам, и все, что не сов­па­дает с этими шаб­ло­нами, не вос­п­ри­ни­ма­ется ими.

Таким образом, боль­шин­с­тво людей не готово к освоению новых форм мышления и сознания. Что же будет, если, не под­го­то­вив их к новым формам мышления, к новому миро­вос­п­ри­я­тию, мы станем раз­ру­шать у них то мышление, которым они обла­да­ют? У них вообще может исчез­нуть спо­соб­ность к какому бы то ни было мышлению. И если они не попадают в псих­боль­ницы, то их спо­соб­ности к эффек­тив­ной трудовой дея­тель­ности и эффек­тив­ному общению с окру­жа­ю­щими резко сни­жа­ются. Это чаще всего и бывает резуль­та­том энер­гич­ной дея­тель­ности мно­го­чис­лен­ных лже­у­чи­те­лей.

Поэтому работа с пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­ким потен­ци­а­лом должна вестись пос­ле­до­ва­тельно, одна практика должна вытекать из другой, одно упраж­не­ние сле­до­вать за другим. Как рас­с­ка­зы­вал извес­т­ный индий­с­кий духовный нас­тав­ник Раджниш, один из его знакомых сорвался с подножки поезда, ударился головой о землю и в этот момент достиг духов­ного прос­вет­ле­ния. Несмотря на это, он никогда не реко­мен­до­вал своим ученикам падать с подножек вагонов и биться головой о землю.

Меха­низмы внут­рен­него развития сознания весьма тонки. Как утвер­ж­дают многие эзо­те­ри­чес­кие учения, они не всегда видны и понятны даже далеко прод­ви­нув­шимся духовным нас­тав­ни­кам. Поэтому иногда духовные взлеты человека кажутся нео­жи­дан­ными и неп­ред­с­ка­зу­е­мыми, однако вряд ли такие взлеты возможны при полном отсут­с­т­вии у человека внут­рен­ней работы. Глупый, ленивый и жадный человек вряд ли дос­тиг­нет прос­вет­ле­ния, сколько бы его ни били головой о плат­форму.

Проблема “вне­зап­но­го” озарения часто ока­зы­ва­ется свя­зан­ной с другой проб­ле­мой — проб­ле­мой высо­коп­род­ви­ну­того духов­ного учителя. Часто можно вст­ре­тить утвер­ж­де­ние, что человек может достичь новых форм мышления и сознания “вне­зап­но”, путем нео­жи­дан­ного вдох­но­ве­ния, которое может быть вызвано спе­ци­аль­ным воз­дей­с­т­вием учителя. Часто эти доводы бывают довольно обос­но­ваны. Так, Г. Гурджиев, считая, что боль­шин­с­тво людей нахо­дится в сос­то­я­нии сво­е­об­раз­ного “гип­но­за”, писал: “Про­бу­дить­ся” — значит выйти из сос­то­я­ния гипноза. В этом и состоит главная труд­ность — но в этом же и гарантия воз­мож­ности про­буж­де­ния, так как орга­ни­чес­ких причин для сна нет, и человек может про­бу­диться.

Тео­ре­ти­чески может, но прак­ти­чески это почти невоз­можно, потому что как только человек хотя бы на мгно­ве­ние про­буж­да­ется, как только он отк­ры­вает глаза, все силы, которые зас­тав­ляют его спать, дей­с­т­вуют на него с уде­ся­те­рен­ной энергией, и он вновь пог­ру­жа­ется в сон, причем нередко ему снится, что он про­бу­дился или про­буж­да­ется... “Гораздо веро­ят­нее, что он начинает эту работу, но вскоре она перейдет в сон; во сне он увидит, что изоб­ре­тает будиль­ники, заводит их и меняет, бла­го­даря чему будет спать еще крепче”.

Дей­с­т­ви­тельно, в своем соци­аль­ном пове­де­нии человек является своего рода “вин­ти­ком” социума, он выпол­няет опре­де­лен­ные соци­аль­ные роли, он дей­с­т­ви­тельно является соци­ально зап­рог­рам­ми­ро­ван­ным авто­ма­том. Но в глубине своего внут­рен­него “Я” человек сам решает, быть ли ему авто­ма­том или совер­шать свой соб­с­т­вен­ный сво­бод­ный выбор, обус­лов­лен­ный внут­рен­ними при­чи­нами. Если бы человек был пол­нос­тью авто­ма­том, на все сто про­цен­тов, то у него не было бы соб­с­т­вен­ной воли и ни о каком осво­бож­де­нии или про­буж­де­нии и говорить бы не при­хо­ди­лось. Поэтому главный вопрос зак­лю­ча­ется в том, дей­с­т­ви­тельно ли человек хочет прос­нуть­ся? Нас­колько глубоко это желание? Если он хочет прос­нуться лишь на словах, а в дей­с­т­ви­тель­ности, на более глубоких уровнях своего “Я”, он совсем не прочь поспать еще, то никакой, даже самый Великий Учитель, ему не поможет. Нельзя сделать человека сво­бод­ным насильно. Насильс­т­вен­ная свобода — это только другая форма рабства. Поэтому вне­зап­ность и нео­жи­дан­ность любого духов­ного озарения всегда отно­си­тельны. Они возможны только в том случае, если идет внут­рен­няя работа, если более или менее соз­на­тельно раз­ви­ва­ется внут­рен­нее стрем­ле­ние к осво­бож­де­нию. Эта внут­рен­няя работа, развитие внут­рен­них пред­по­сы­лок имеют свои зако­но­мер­ности. Они не могут раз­ви­ваться как попало, хао­ти­чески, в соот­вет­с­т­вии с бре­до­выми иллю­зи­ями нашей пов­сед­нев­ной жизни. Духовные озарения, переходы к новым формам мышления и сознания внезапны и нео­жи­данны по отно­ше­нию к нашей пов­сед­нев­ной жизни и к нашему обы­ден­ному сознанию. А по отно­ше­нию к более глубоким сферам нашего “Я” они пос­ле­до­ва­тельны и пла­но­мерны. Поэтому любое прод­ви­же­ние вперед возможно только тогда, когда человек умело опи­ра­ется на то, чем он уже обладает. Пер­вич­ным в духовной практике является не раз­ру­ше­ние, а стро­и­тельс­тво. Это стро­и­тельс­тво может быть нео­жи­дан­ным и неве­ро­ят­ным. Оно может про­ти­во­ре­чить многому из того, что нам было известно раньше. Но самое главное — оно соот­вет­с­т­вует нашим глубоким внут­рен­ним стрем­ле­ниям. Эти внут­рен­ние стрем­ле­ния, это стро­и­тельс­тво взла­мы­вает скорлупу при­выч­ной жизни. И это не раз­ру­ше­ние яйца, это — рождение цыпленка.

Теперь должно быть в какой-то мере более понятным, что для перехода к упраж­не­ниям, ведущим к новым формам сознания, к выходу за пределы мышления, необ­хо­димо сначала развить и пол­нос­тью исполь­зо­вать уже име­ю­щи­еся формы мышления. Для этого пред­наз­на­ча­ются упраж­не­ния, данные в пре­ды­ду­щих главах. Если вы считаете, что освоили эти упраж­не­ния в полной мере, то можете поп­ро­бо­вать пора­бо­тать в режиме сле­ду­ю­щего упраж­не­ния, которое мы условно назовем “Выход за пределы мыш­ле­ния”.

Для выпол­не­ния этого упраж­не­ния необ­хо­димо принять меди­та­тив­ную позу и по опи­сан­ным выше мето­ди­кам урав­но­ве­сить дыхание и общее сос­то­я­ние психики и нервной системы. Затем пре­дос­тав­ляем своим мыслям полную свободу. Спокойно наб­лю­даем за их дви­же­нием. Ваше внимание само будет перес­ка­ки­вать с одного объекта на другой, важно все время осоз­на­вать это. Одна мысль пос­то­янно будет сме­няться другой. Первая фаза упраж­не­ния зак­лю­ча­ется в том, чтобы улав­ли­вать и отмечать в сознании точки перехода одной мысли в другую; те моменты, когда одна мысль уже закон­чи­лась, а другая еще не началась. Когда эта фаза упраж­не­ния будет освоена, можно пере­хо­дить ко второй фазе. Наблюдая за точками перехода, учимся все глубже на них сос­ре­до­та­чи­ваться, задер­жи­вать, рас­ши­рять их, пог­ру­жаться в них, заполняя этой паузой все сознание.

Описать то, с чем человек может стол­к­нуться в этих точках, дос­та­точно сложно. Дело в том, что наша речь, наш язык дей­с­т­вует только в сфере мышления. Он не применим к тем сферам, которые лежат за пре­де­лами мышления. Мы также не можем думать о том, что лежит за пре­де­лами мышления. Все, о чем мы думаем, о чем мы можем думать, нахо­дится в пределах мышления. Личный опыт, который человек может при­об­рести за пре­де­лами мышления, может стать источ­ни­ком вдох­но­ве­ния и духов­ного озарения. Этот опыт может про­бу­дить мысли и эмоции, о которых человек сможет рас­с­ка­зать. Но о самом опыте, о том, с чем человек там стол­к­нулся, рас­с­ка­зать невоз­можно. Это сможет понять лишь тот, кто обладает таким же опытом.

Вместе с тем, у человека могут воз­ник­нуть новые нео­быч­ные качества и спо­соб­ности. Так в зна­ме­ни­том трактате “Йога-сутра”, напи­сан­ном, как полагают, древним мудрецом Патан­д­жали около двух тысяч лет назад, целый раздел посвящен описанию свер­х­нор­маль­ных спо­соб­нос­тей, которые при­об­ре­тает человек, дос­ти­га­ю­щий особых сос­то­я­ний сознания. Перечень этих спо­соб­нос­тей поражает вооб­ра­же­ние так же, как и тех­нич­ность их описаний. Все они укла­ды­ва­ются в рамки тех явлений, которые изу­ча­ются сов­ре­мен­ной парап­си­хо­ло­ги­ей: теле­ки­нез, теле­па­тия, ясно­ви­де­ние, прос­ко­пия (пред­с­ка­за­ние буду­ще­го). Их сущес­т­во­ва­ние под­т­вер­ж­да­ется сов­ре­мен­ными научными исс­ле­до­ва­ни­ями. Как пишет академик В. П. Каз­на­че­ев: “Сегодня теле­па­ти­чес­кие дальние связи регис­т­ри­ру­ются при­бо­ра­ми”.

Таким образом, в наши дни скла­ды­ва­ется инте­рес­ная ситуация, когда сов­ре­мен­ная наука вст­ре­ча­ется и сое­ди­ня­ется с древними учениями о человеке и мироз­да­нии. Под­т­вер­ж­да­ются и ста­но­вятся дос­туп­ными древние методы развития свер­х­нор­маль­ных сил и спо­соб­нос­тей человека. И в то же время, все наг­ляд­нее про­яв­ля­ется нес­по­соб­ность сов­ре­мен­ной евро­пей­с­кой циви­ли­за­ции вос­поль­зо­ваться этими знаниями. Может быть, она еще не сказала своего пос­лед­него слова? Но пока те немногие, кто стре­мятся к развитию своих спо­соб­нос­тей, к дос­ти­же­нию воз­мож­нос­тей, опи­сы­ва­е­мых учеными и духов­ными мас­те­рами, вынуж­дены уда­ляться от общеп­ри­ня­тых норм и цен­нос­тей, от общеп­ри­ня­того образа жизни. Опре­де­лен­ная внут­рен­няя свобода и неза­ви­си­мость от окру­жа­ю­щих остаются неп­ре­мен­ными усло­ви­ями серь­ез­ной мен­таль­ной практики.

 

Заключение

В зак­лю­че­ние будет полезным сказать о воз­мож­ной орга­ни­за­ции занятий по развитию пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого потен­ци­ала мышления. Практика наших курсов и инди­ви­ду­аль­ных кон­суль­та­ций показала, что возможны как груп­по­вые, так и инди­ви­ду­аль­ные занятия под руко­вод­с­т­вом соот­вет­с­т­ву­ю­щих инс­т­рук­то­ров и пре­по­да­ва­те­лей. Не может быть иск­лю­чена также и практика самос­то­я­тель­ных занятий. Каждый человек может обладать свободой выбора в соот­вет­с­т­вии со своими склон­нос­тями и усло­ви­ями жизни. Но в любом случае занятия должны быть целе­нап­рав­лен­ными и пла­но­мер­ными, учи­ты­ва­ю­щими основные этапы и зако­но­мер­ности развития пси­хо­э­нер­ге­ти­чес­кого потен­ци­ала личности. Каково наше отно­ше­ние к занятиям, такими будут и резуль­таты.

Обычно при строгом сле­до­ва­нии инс­т­рук­циям пре­по­да­ва­те­лей и пра­вильно орга­ни­зо­ван­ных самос­то­я­тель­ных занятиях слу­ша­тели на наших курсах дос­ти­гают сле­ду­ю­щих результатов:

1. Раз­ви­ва­ется спо­соб­ность к само­о­соз­на­нию. Слу­ша­тели начинают осоз­на­вать различие между дви­же­нием мыслей и сферой созер­ца­ния. Это дает воз­мож­ность пол­нос­тью кон­т­ро­ли­ро­вать и управ­лять про­цес­сом мышления, оградить свое мышление от внешних влияний, начать освоение инту­и­тив­ных форм познания дей­с­т­ви­тель­ности, качес­т­венно повысить уровень интел­лекта.

2. Начитают осоз­на­ваться и про­яв­ляться резер­в­ные воз­мож­ности орга­низма и психики, духовные и жиз­нен­ные силы. Слу­ша­тели получают воз­мож­ность опре­де­лить в раз­лич­ных сферах своей психики и орга­низма ключевые точки, вызы­ва­ю­щие сос­то­я­ние духов­ного подъема, вдох­но­ве­ния, расцвет спо­соб­нос­тей и воз­мож­нос­тей, отк­ры­ва­ю­щие своего рода “второе дыхание” во всех сферах дея­тель­ности.

3. Дос­ти­га­ется спо­соб­ность кон­т­ро­ли­ро­вать и соз­на­тельно управ­лять про­буж­да­ю­щи­мися силами. Слу­ша­тели изучают принципы и нормы орга­ни­за­ции жиз­не­де­я­тель­ности, а также методы пси­хо­ло­ги­чес­кой и пси­хо­фи­зи­чес­кой тре­ни­ровки, пре­дот­в­ра­ща­ю­щие сти­хий­ные, неуп­рав­ля­е­мые всплески жиз­нен­ной энергии, стрессы и пси­хо­ло­ги­чес­кие срывы.

4. Внут­рен­ний покой, урав­но­ве­шен­ность, уве­рен­ность в себе и бодрость ста­но­вятся пре­об­ла­да­ю­щими сос­то­я­ни­ями. Качес­т­венно улуч­ша­ется здоровье. Раз­ви­ва­ется спо­соб­ность эффек­тивно пре­о­до­ле­вать воз­ни­ка­ю­щие забо­ле­ва­ния. Такие отри­ца­тель­ные эмоции, как бес­по­кой­с­тво, ревность, зависть, страх, гнев, печаль, горе, ста­но­вятся крайне редкими и могут легко и быстро сни­маться.

5. Бла­го­даря развитию вос­п­ри­я­тия и очищению сознания отк­ры­ва­ются новые жиз­нен­ные пер­с­пек­тивы. Осва­и­ва­ются новые формы общения и вза­и­мо­дей­с­т­вия с окру­жа­ю­щими. Рас­к­ры­ва­ется внут­рен­няя красота и обаяние. Часто наб­лю­да­ется лави­но­об­раз­ный рост дру­жес­ких и деловых связей. Воз­ни­кают нео­быч­ные формы орга­ни­за­ции работы и про­ве­де­ния сво­бод­ного времени.

Появ­ля­ются новые способы вза­и­мо­дей­с­т­вия с природой, спо­соб­ность “слышать растения, реки, водоемы, повер­х­нос­т­ные обра­зо­ва­ния почвы”. Раз­ви­ва­ется спо­соб­ность исполь­зо­вать при­род­ные источ­ники жиз­нен­ных сил и вдох­но­ве­ния.

Новые воз­мож­ности отк­ры­ва­ются в сфере соци­аль­ных отно­ше­ний личности:

1. Воз­мож­ность занять устой­чи­вое поло­же­ние в обществе, в кол­лек­тиве и среди знакомых. Это поло­же­ние само по себе, без допол­ни­тель­ных усилий со стороны человека, поз­во­ляет ему как бы “ав­то­ма­ти­чес­ки” дви­гаться по жизни к дос­ти­же­нию своих гло­баль­ных целей. Бла­го­даря новым воз­мож­нос­тям человека, окру­жа­ю­щие ста­но­вятся заин­те­ре­со­ван­ными в уста­нов­ле­нии с ним деловых и эмо­ци­о­нально-лич­нос­т­ных отно­ше­ний. Повы­ша­ется его соци­аль­ный статус.

2. Воз­мож­ность повысить свою неза­ви­си­мость от окру­жа­ю­щих. Раз­ви­ва­ю­щи­еся спо­соб­ности поз­во­ляют человеку осва­и­вать однов­ре­менно раз­лич­ные сферы дея­тель­ности, вклю­чаться, легко менять не только работу, но и место жительс­тва и сами формы общения с окру­жа­ю­щими. Оди­но­чес­тво ста­но­вится не нака­за­нием, а уди­ви­тель­ным отдыхом, глубоким общением со своим “Я”, с Природой, мощным источ­ни­ком физи­чес­ких и духовных сил.

3. Появ­ля­ется воз­мож­ность быстро прод­ви­гаться в выпол­не­нии своих жиз­нен­ных планов и реа­ли­за­ции своих стрем­ле­ний. Отк­ры­ва­ются новые пер­с­пек­тивы и пути дос­ти­же­ния заветных целей. То, что вчера казалось трудным, сегодня ста­но­вится лег­ко­раз­ре­ши­мым. Появ­ля­ются новые, более гран­ди­оз­ные цели и более воз­вы­шен­ные уст­рем­ле­ния.

При наличии опре­де­лен­ной пред­рас­по­ло­жен­ности в ходе занятий могут быть развиты также и другие спо­соб­ности и открыты воз­мож­ности, которые по своей сути являются эзо­те­ри­чес­кими и не могут быть здесь описаны. Тем не менее, те, кто стре­мится получить допол­ни­тель­ную инфор­ма­цию, могут поз­во­нить по теле­фо­нам в Минске:

246-08-16, 258-94-16, 241-85-33.

У нас также пре­дус­мот­рены и заочные формы обучения. Для этого можно обра­титься пись­менно по адресу: 220107, Минск, а/я 94.

Вообще же следует сказать о внешней, фор­маль­ной стороне пси­хо­э­нер­ге­тики мышления. Прежде всего необ­хо­димо строго раз­ли­чать пси­хо­э­нер­ге­тику мышления как науку (точнее говоря, как воз­мож­ное нап­рав­ле­ние научных исс­ле­до­ва­ний) и пси­хо­э­нер­ге­тику мышления как практику само­со­вер­шен­с­т­во­ва­ния и часть здо­ро­вого образа жизни. Научные исс­ле­до­ва­ния и практика работы над собой — это разные сферы чело­ве­чес­кой дея­тель­ности, про­те­ка­ю­щие на основе раз­лич­ных форм общес­т­вен­ного сознания. Каждая из этих сфер раз­ви­ва­ется по своим соб­с­т­вен­ным законам и имеет свое особое значение в жизни человека. В нашей книге мы сос­ре­до­то­чили внимание в основном на вза­и­мос­вязи этих сфер дея­тель­ности, но это не должно зас­ло­нять от чита­те­лей их раз­ли­чие: научные исс­ле­до­ва­ния пси­хо­э­нер­ге­тики мышления — это одно, а личная практика развития человека — совсем другое.

В то же время научные теории этой сферы чело­ве­чес­кой психики в условиях евро­пей­с­ких традиций могут стать основным источ­ни­ком необ­хо­ди­мых для практики знаний. Являясь наиболее кон­цен­т­ри­ро­ван­ным выра­же­нием общес­т­вен­ного опыта, наука в западной циви­ли­за­ции занимает то место, которое в других циви­ли­за­циях занимает институт (со­ци­аль­ное обра­зо­ва­ние) духовных нас­тав­ни­ков.

Будучи вынуж­ден­ными в нашей книге втор­г­нуться в новые, мало­ис­с­ле­до­ван­ные области науки и практики, зат­ро­нуть самые разные про­яв­ле­ния чело­ве­чес­кой психики и самые разные стороны чело­ве­чес­кой жизни, мы не могли рас­с­чи­ты­вать на сис­те­ма­ти­чес­кое пос­т­ро­е­ние мате­ри­ала. Мы не могли взять на воо­ру­же­ние тот или иной вид логики. Наше изло­же­ние носит опи­са­тель­ный характер даже в тех случаях, где мы при­бе­гаем к аргу­мен­та­ции и дока­за­тельс­т­вам тех или иных поло­же­ний. Все здесь под­чи­нено одной цели — озна­ком­ле­ние чита­те­лей с тем кругом явлений, который охва­ты­вает понятие пси­хо­э­нер­ге­тики мышления. Это своего рода карта опре­де­лен­ных областей чело­ве­чес­кого сознания и мышления с точки зрения его энергии, его силы. И мы будем рады, если эта карта, этот эскиз при­го­дится иска­те­лям новых знаний.


ЛИТЕРАТУРА


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.008 сек.)