АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Три испытания

Читайте также:
  1. III. Испытания Иоганна еще не кончились
  2. Вероятность отклонения относительной частоты от постоянной вероятности в независимых испытаниях
  3. Государственные приемочные испытания
  4. ЕЖЕДНЕВНЫЕ ИСПЫТАНИЯ И ПРОВЕРКИ
  5. Испытания Бернулли. Формула Бернулли.
  6. Испытания борзых собак
  7. Испытания легавых собак по болотной и полевой дичи
  8. Испытания микропроцессорных систем по прямому назначению
  9. Испытания МПС в условиях реального качества электроэнергии
  10. Испытания на вибропрочность
  11. Испытания на виброустойчивость и вибропрочностью
  12. Испытания на воздействие повышенной влажности

В заключение выскажем последнее замечание, предназначенное не только для скептиков. Говоря на протяжении всей книги о человеке, мы все время имели в виду его сознание, связку из двух звеньях. Но человек обладает, конечно, еще одной сущностью - телом. Итак, триединство трех сущностей - тела, субъективного начала и личности. Сначала возникает тело, затем - субъективное начало, и на их основе строится личность. Казалось бы, смерть всесильна и разом губит это уникальное единство. Но кроме смерти существует бессмертие.

Смерть и бессмертие - противоположности, но не исключающие, а дополняющие друг друга. Смерть - жестокое испытание для тела. Она полностью уничтожает его, но ей не под силу уничтожить атомы тела, и они включаются в бесконечный круговорот материи.

Смерть - суровое испытание для личности, она отрывает ее от тела, но на большее она не способна: личность остается жить иной жизнью в социуме, отражаясь в других личностях. При этом налицо прямая связь - чем значительнее личность, тем полнее ее иная жизнь в социуме, тем четче и ярче ее отражения.

Сошлемся еще на одно высказывание К. Ламонта: Как ни замечательны человеческие тела, природа, в конечном счете, отказывается от них, чтобы заменить их новыми; и нас не должно удивлять, что, как ни замечательны человеческие личности, природа проводит ту же политику по отношению к ним [5, с.85].

Нам остается продолжить. Смерть бессильна против третьей ипостаси человека - субъективного начала: оно, как бы спрятанное в броню из остальных двух сущностей, ценой их гибели выдерживает третье испытание и, казалось бы, погибая, тут же, как птица Феникс, возрождается вновь. Отказываясь от тела и от личности, природа приберегла в своих неисчерпаемых кладовых более сильное, неподвластное времени средство сохранения преемственности жизни - субъективное бессмертие. Для него характерно не механистическое толкование преемственности, когда что-то одно следует за другим: преемственность скрыта в самой сути явления.

И, наконец, автор, сам встав на позицию скептика, должен вполне определенно заявить, что вывод о существовании субъективного бессмертия не может быть принят как рабочая гипотеза без убедительного подтверждения. Понятно, что прямые проверки этого феномена в силу необратимости времени принципиально невозможны. Практическая регистрация и изучения процессов, моделью которых является самоприменимость, конечно, укрепляют рассмотренные в книге положения, но не обосновывают их окончательно. Близким к абсолютному доказательством, наверное, были бы операции, подобные трем экспериментам, проведенным нами над универсальными моделями, только операциям должны подвергаться не модели, а люди. Такие операции автор оценил как невозможные. Впрочем, данное суждение было высказано специалистом, далеким от медицины. Более плодотворным представляется другой путь: копирование информации, записанной в памяти мозга. Тогда если содержимое памяти одного человека ввести в мозг другого (мы не ставим здесь вопрос о технической и этической стороне эксперимента), то этот другой человек, если справедлива наша гипотеза, должен, не теряя своей личности, воспринимать внесенные в его мозг чужие воспоминания как свои, правда, каким-то образом преломленные через свою личность. Но вопрос подобного копирования - дело далекого будущего. Остается ждать этого или других подтверждений (может быть, опровержений?) нашей гипотезы, и поэтому, как говорится, поживем, умрем, увидим.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Мозг и сознание / Под ред. Д. И. Дубровского. М., 1991.
  2. Владимиров Ю. С. Фундаментальная физика, философия и религия. Кострома: Изд-во МИИЦАОСТ, 1996.
  3. Крывелев И. А. Критика религиозного учения о бессмертии. М.: Наука, 1979.
  4. Вишев И. В. Проблема личного бессмертия. Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1990
  5. Ламонт К. Иллюзия бессмертия. М.: Политиздат, 1984.
  6. Кутырев В. А. Алгебра, убивающая гармонию // Человек. 1991. 3.
  7. Культин С. Е. Бессмертие: иллюзия или реальность? // Филос. науки. 1991. 9.
  8. Чопра Д. Исцели себя сам // Наука и религия. 1990. 2
  9. Налимов В. В. Спонтанность сознания. М.: Прометей. 1989.
  10. Откровения Иоанна Богослова // Книги Нового завета.
  11. Капустин М. Переселение душ: блеф или загадка? // Эхо планеты. 1989. 9.
  12. Кочетов А. Н. Буддизм. М.: Наука, 1983.
  13. Кон И.С. Открытие Я. М.: Политиздат, 1978.
  14. Бестужев-Лада И. В. Эсхатология индуизма // Индуизм: традиции и современность. М.: Наука, 1985.
  15. Штайнер Р. Теософия: Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван: Ной, 1990.
  16. Цветков Е. П. В царстве сна и смерти. М.: Римэкс, 1991.
  17. Померанец Г. Парадоксы дзен // Наука и религия. 1989. 5.
  18. Кочетов А. Н. Критика мировоззренческих основ буддизма. М.: Знание, 1980. Вып.3.
  19. Янгутов Л. Е. Психологические аспекты учения о спасении в китайском буддизме // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.
  20. Исследования по общей теории систем / Под ред. В. Н. Садовского, Э. Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969.
  21. Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990.
  22. Поспелов Д. А. Фантазия или наука: На пути к искусственному интеллекту. М.: Наука, 1983.
  23. Урываев Ю. В., Рылов А.Л. Проникая в тайны мозга. М.: Сов. Россия, 1986.
  24. Советский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1989.
  25. Налимов В. В. Как возможна математизация философии // Вестн. МГУ. Сер 7, Философия, 1991. 5.
  26. Математическая энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1984.
  27. Лукьянов И. Ф. Сущность категории свойство. М.: Высш. шк., 1980.
  28. Дубровский Д. И. Информация, сознание, мозг. М.: Высш. шк., 1980.
  29. Кремянский В. И. Методологические проблемы системного подхода к информации. М.: Наука, 1977.
  30. Эндрю А. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1985.
  31. Шрейдер Ю. А. Человеческая рефлексия и две системы этического сознания. // Вопр. философии. 1990. 7.
  32. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. М.: Политиздат, 1984.
  33. Колмогоров А. Н. Математика - наука и профессия. М.: Наука, 1988.
  34. Горелов И. Н. Разговор с компьютером: Психологический аспект проблемы. М.: Наука, 1987.
  35. Уинстон П. Искусственный интеллект. М.: Мир, 1980.
  36. Мичи Д., Джонстон Р. Компьютер-творец. М.: Мир, 1987.
  37. Катленд Н. Вычислимость. Введение в теорию вычислимых функций. М.: Мир, 1983.
  38. Трахтенброт Б. А. Алгоритмы и вычислительные автоматы. М.: Сов. радио, 1974.
  39. Вейценбаум Дж. Возможности вычислительных машин и человеческого разума: От суждений к вычислениям. М.: Радио и связь, 1982.
  40. Минский М. Вычисления и автоматы. М.: Мир, 1971.
  41. Тьюринг А. Может ли машина мыслить. М.: Физматгиз, 1960.
  42. Кондратов А. М. Электронный разум. М.: Знание, 1987.
  43. Честертон Г. К. Вечный человек. М.: Политиздат, 1991.
  44. Мамардашвили М. К. Сознание как философская проблема // Вопр. философии. 1990. 10.
  45. Нестеркин С. П. Психологические основы средневекового чань-буддизма // Психологические аспекты буддизма. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1986.
  46. Тейяр Пьер де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987.
  47. Реальность и прогнозы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1987.
  48. Грант В. Эволюция организмов. М.: Мир, 1980.
  49. За и против академика Сагдеева // Наука и религия, 1989. 4.
  50. Гуревич П. С. Уникален ли человек? // Человек. 1991. 3.
  51. Барнетт А. Род человеческий. М.: Мир, 1968.
  52. Руттен М. Происхождение жизни. М.: Мир, 1973.
  53. Хамори Й. Долгий путь к мозгу человека. М.: Мир, 1985.
  54. Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л.: Наука, 1986.
  55. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975.
  56. Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1984.
  57. Бреже М. Электрическая активность нервной системы. М.: Мир, 1979.
  58. Никифоров А. С. Этюды о разуме. М.: Сов. Россия, 1981.
  59. Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Наука, 1983.
  60. Чеснокова И. И. Проблема самопознания в психологии. М.: Наука, 1977.
  61. Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле. // Вопр. философии. 1990. 6.
  62. Святое благословение от Иоанна. Книги Нового завета.
  63. Гуревич П. С. Уйти, чтобы вернуться. // Наука и религия. 1991. 5.
  64. Литман А. Д. Современная индийская философия. М.: Мысль, 1985.
  65. Вышеславцев Б. П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопр. философии. 1990. 4.
  66. Булгаков С. Н. Философский аспект троичности. // Вопр. философии. 1989. 12.
  67. Математика - волшебное зеркало ученого // Наука и религия. 1989. 6.
  68. Монтелевич В. Идеал махаяны // Наука и религия. 1990. 2.
  69. Рецензия на книгу Вишева И. В. Проблема личного бессмертия // Филос. науки. 1991. 7.
  70. Жан-Поль Мари. Жизнь после смерти // За рубежом. 1990. 43.
  71. Неговский В., Уманец Н. Рассказ о побежденной смерти. М.: Политиздат, 1965.
  72. Муди Р. Жизнь после смерти. Исследование феномена выживания после физической смерти. Спб.: Лениздат, 1992.
  73. Да скроется тьма!: Французские материалисты XVIII в. об атеизме, религии, церкви. М.: Политиздат, 1976.
  74. Козлов В. И. Этнографическая демография. М.: Статистика, 1977.
  75. Шри Шримад А.Ч. Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-Гита как она есть. М. и др.: Бхактиведанта Бук Траст, 1986.

Уважаемые читатели!

Ваши замечания и соображения по поводу книги и поднятой в ней проблемы можете направлять автору по адресу: 103498, Москва, ГТУ МИЭТ, кафедра Информатика и программное обеспечение вычислительных систем. E-mail: pbm@pr.miee.ru

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)