АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классической философии

Читайте также:
  1. I.1.9. Место и роль философии в культуре.
  2. II. Принципы средневековой философии.
  3. II.12. Панорама философии ХХ века
  4. III. Материалистическое направление в русской философии
  5. III. Предмет, метод и функции философии.
  6. III. ЭЛЛИНИСТИЧЕСКО-РИМСКИЙ ПЕРИОД АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  8. V. Характерные черты философии русского «религиозно-философского» ренессанса.
  9. Античной философии
  10. Антропологическая проблема в русской философии
  11. Антропологический поворот в античной философии (софисты и Сократ).
  12. Антропоцентризм и гуманизм в философии Возрождения.

 

План

1. Критическая философия Имммануила Канта.

2. Волюнтаризм Фихте.

3. «Философия тождества» Шеллинга.

4. Объективно-идеалистическая система и диалектический метод Гегеля.

5. Антропологический материализм Людвига Фейербаха.

6. Основные черты классической философии.

 

Цели и задачи занятия: очертить проблемное поле немецкой классической философии; выделить в качестве доминантных проблемы онтологии и гносеологии, которые в немецкой классической философии приобретают черты универсальности, системности, стремясь выйти на методологические проблемы целесообразной активности субъекта; проанализировать социокультурный контекст философствования, социальную обусловленность появления философских идей немецкой классической философии; изучить весь спектр философских систем: субъективный идеализм Канта и Фихте, объективный идеализм Шеллинга и Гегеля и материализм Фейербаха.

Основные понятия темы: абсолютная идея, абсолютный разум, агностицизм, антиномии, антропологический материализм, априори, апостериори, волюнтаризм, гносеология, диалектика, категорический императив, метафизика, наукоучение, ноумен, объективный идеализм, отчуждение, рационализм, «вещь в себе», субъективный идеализм, трансцендентальное, феномен, философия тождества.

1. Критическая философия Имммануила Канта.

В связи с развитием наук и признанием эффективности методов научного познания в философии наступает определенный кризис абстрактного рационализма с его спекулятивно-метафизическими и натурфилософскими построениями, трудно поддающимися проверке. Онтология или вообще исчезает с проблемного поля философии, или уже не претендует на выработку исходных принципов и основ философствования, занимая место ограниченной дисциплины. Критике подвергаются спекулятивные положения предшествующих философских построений, что нашло свое отображение в немецкой классической философии. В ней в своеобразной форме отразились выдающиеся социальные преобразования, которые происходили в XIX веке.

В философском развитии Иммануила Канта различают два периода:

1) «докритический» (до 1770): в труде «Общая естественная история и теория неба» он выдвинул гениальную гипотезу о закономерном возникновении Солнечной системы из газообразных туманностей;

2) «критический»: Кант становится на позиции априоризма и агностицизма, пытается ограничить разум, чтобы дать место вере, обосновывает бытие Бога, свободу воли, бессмертие души, без которых, по его мнению, невозможна мораль с ее основным законом – категорическим императивом.

Учение, которое возникло в этот период, сам Кант назвал «критикой разума». Он понимал, что его учение ограничивает разум, поскольку отказывает ему в способности познания сущности вещей, оставляя за ним познание только явлений. Критическая философия Канта изложена в трудах: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждений». В первом из них Кант изложил свое учение о познании, во втором – этику, в третьем – эстетику.

Основу всех трех «Критик» составляет учение Канта о «вещи в себе» и «явлениях». Согласно Канту, существует независимый от нашего сознания мир вещей, их философ называет «вещи в себе». Познание начинается с того, что «вещи в себе» действуют на органы чувств и вызывают ощущения. Признавая существование «вещей в себе» независимо от сознания человека, Кант становится на позиции материализма. Но, как только Кант переходит к рассмотрению вопроса о познании, его формах и границах, он оставляет материалистическую точку зрения и развивает идеалистическое учение о познании. Человек познает только явления, «вещь в себе» непознаваема. Кант разрывает сущность и явление.

Основная черта «критической философии» Канта – попытка примирить материализм и идеализм – агностицизм. Учение Канта о непознаваемости «вещей в себе» носит идеалистический характер, потому что «вещи в себе» в конечном итоге оказываются у Канта трансцендентными, потусторонними, существующими вне времени и пространства. Время и пространство, количество, качество, причинность и все другие связи и отношения, которые существуют объективно, рассматриваются Кантом как субъективные, которые существуют благодаря познанию.

Решение вопросов об априорных (доопытных) синтетических суждениях Кант связывает с исследованием трех основных свойств познания: 1) чувственности; 2) рассудка; 3) разума. Чувственность – свойство ощущений, рассудок – свойство понятий и суждений, разум – свойство умозаключений, которые восходят к «идее» – понятие о безусловном соединении всех обусловленных явлений.

Пространство – априорная форма внешнего мира, время – априорная форма внутреннего чувственного созерцания. Учение о пространстве и времени как об априорных формах чувственного созерцания является субъективным идеализмом. У Канта пространство и время перестают быть формами существования самих вещей. Они становятся априорными формами ощущений.

Кант считал, что человеческий разум неминуемо впадает в антиномии, в противоречие с самим собой, когда пытается выйти за пределы чувственного опыта и познать мир как целое. Антиномия – противоречие между двумя утверждениями, каждое из которых в одинаковой степени логически доказательно в данной системе. Кант выделяет четыре антиномии:

1) мир имеет начало во времени и пространстве – мир бесконечен;

2) всякая сложная субстанция состоит из простых вещей – в мире нет ничего простого;

3) в мире существует свобода – все подчинено только законам природы;

4) существует необходимое существо (Бог) как часть или первооснова мира – никакого абсолютно необходимого существа нет.

Анализируя антиномии, Кант делает вывод, что бытие Бога, бессмертие души и свободу воли нельзя ни доказать, ни отрицать средствами науки, а потому на место науки он ставит веру, переводя решение этих проблем в русло этики.

Как моральное существо человек принадлежит уже к миру «вещей в себе», которые постигаются разумом. В этом качестве он свободен. Моральный закон Кант понимал как «категорический императив». Этот закон требует от каждого индивида действовать так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения для всех, чтобы «максима его воли стала принципом всеобщего благоденствия».

Противоречия исторического процесса – необходимое условие совершенствования человеческого рода. Суть противоречий исторического процесса заключается в том, что люди в одно и то же время склонны как объединяться в общество, так и через свойственную им недоброжелательность противодействовать друг другу, что угрожает обществу распадом.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)