АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Культура республики в годы войны

Читайте также:
  1. I. Итоги социально-экономического развития Республики Карелия за 2007-2011 годы
  2. II. Основные проблемы, вызовы и риски. SWOT-анализ Республики Карелия
  3. II.6.1. Античная культура и христианство
  4. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  5. III. Цели и задачи социально-экономического развития Республики Карелия на среднесрочную перспективу (2012-2017 годы)
  6. IV. Приоритетные направления деятельности Правительства Республики Карелия на период до 2017 года
  7. Австро-немецкая музыкальная культура XX века
  8. Администрация. Президента Республики Беларусь
  9. Адхократическая культура
  10. Аккультурация в межкультурных взаимодействиях
  11. Акты Президента Республики Беларусь
  12. Андроновская культура

Важным фактором победы стал духовный потенциал страны. Наука, образование, литература и искусство, радио — все эти составляющие культуры явились незаменимым видом «боевого оружия».

Наука и образование. Перед войной республика распологала широкой сетью научных учреждений, вузов, гах специальных учебных заведений. Ее образовывали 25 НИИ, 14 вузов и 54 техникума. Исследова­тельской деятельностью было занято более 1 200 науч­ных работников. Наряду с подготовкой специалистов для различных отраслей народного хозяйства важные науч­ные проблемы решали вузы и техникумы.

Этот научный потенциал значительно возрос в связи с эвакуацией в Казань трети институтов, лабораторий и научных сил Академии наук СССР. В июле 1941 г. в столицу республики прибыли около 1,9 тысячи науч­ных сотрудников, в том числе 93 действительных чле­на и члена-корреспондента АН СССР. Среди них — И.П. Бардин, СИ. Вавилов, Б.Д. Греков, Н.Д. Зе­линский, А.Ф. Иоффе, П.Л. Капица, М.В. Келдыш, В.А. Котельников, Г.М. Кржижановский, А.Н. Кры­лов, Л.Д.Ландау, С.С. Наметкин, А.Н. Несмеянов, СП. Обнорский, Л.А. Орбели, А.Е. Порай-Кошиц, Н.Н. Семенов, С.Л. Соболев, Е.Ф.Тарле, А.Е. Ферсман, Я.И. Френкель. С августа 1941 г. по май 1942 г. в Ка­зани работал Президиум АН СССР во главе с вице-президентами О.Ю. Шмидтом и Е.А. Чудаковым. Эваку­ированные институты и вузы Казани представляли собой самый крупный в Поволжье учебно-научный комплекс.

Центральными для академических, отраслевых науч­ных учреждений, вузовской науки стали проблемы обо­ронного значения. Оперативное совершенствование во­енной техники, создание новых видов вооружений и бо­еприпасов, помощь промышленности в освоении науч­но-технических разработок, мобилизация сырьевых ре­сурсов страны, поиск заменителей дефицитных матери­алов. Эти и другие задачи выдвигались в годы войны на первый план.

Для координации деятельности АН СССР с научны­ми учреждениями, промышленными предприятиями рес­публики в начале сентября 1941 г. при Татарском обко­ме партии была создана научно-техническая комиссия во главе с академиком О.Ю. Шмидтом.

Впоследствии в Казани организуется еще несколько ко­ординирующих центров. Так, в апреле 1942 г. была созда­на Комиссия по научно-техническим военно-морским воп­росам АН СССР под руководством академика А.И. Иоффе. В ее задачи входило проведение научных работ по защите военных кораблей от минной опасности и уча­стие в создании новых типов судов. Тогда же была учреждена Комиссия по пищевым ресурсам АН СССР. Ее возглавил академик Л.А. Орбели. Комиссия зани­малась выявлением новых видов пищевых и расти­тельных продуктов, поиском заменителей дефицит­ных жиров и животных белков, применяемых в про­мышленности, вопросами расширения кормовой базы животноводства.

В июне 1942 г. также в Казани была создана Комис­сия АН СССР по мобилизации ресурсов Среднего Повол­жья и Прикамья на нужды обороны. Комиссия, кото­рую возглавлял академик Е.А. Чудаков, объединяла уси­лия более 300- научных сотрудников и производственников. В ее составе действовало восемь секций. Минерально-сырьевой секцией руководил профессор Казанского университета Л.М. Миропольский.

Сотрудники академических учреждений за годы войны выполнили целый ряд работ, имеющих важное оборонное значение. Так, были созданы новые мощные противотанковые средства, разработаны меры по защите кораблей от магнитных мин, открыт новый способ измерения расстояний до самолетов противника, метод использования сульфатной целлюлозы для получения пороха.

В Казани разрабатывались новейшие системы оружия. Надсозданием новых типов военных самолетов и реак-вных двигателей трудились видные ученые-конструкоры В.П. Глушко, СП. Королев, которые находились авиационной спецтюрьме на территории Казанского юторостроительного завода, а также В.М. Мясищев, Ь.М. Петляков.

В рамках программы «Уран», направленной на раз­мотку ядерного оружия, в Казани действовала одна из абораторий. Программа осуществлялась под руководством академика И.В. Курчатова, ставшего основателем и первым директором Института атомной энергии. Активное участие в этих работах принимал ученый-физик»П. Александров.

Важные результаты принесла деятельность нефтяной секции Комиссии Академии наук по мобилизации ресур­сов Среднего Поволжья и Приуралья на нужды обороны страны. Изыскательские работы ее экспедиционной группы во главе с членом-корреспондентом АН СССР С.Ф. Федоровым охватили значительную часть террито­рии Татарии. Были выявлены нефтеносные площади в районах Шугурово, Сарабиккулово и других местах. 25 июня 1943 г. из разведочной скважины №1 ударил нефтяной фонтан. Он возвестил об открытии Шугуровс-кого месторождения, которое содержало промышленные запасы «черного золота». Скважину пробурила буровая бри­гада мастера Г.Х. Хамидуллина. В 1944 г. шугуровские скважины дали 4,2 тысячи тонн нефти.

На нужды обороны была сориентирована научно-ис­следовательская деятельность казанских НИИ, вузов. Так, только в университете, химико-технологическом ин­ституте, институтах усовершенствования врачей, эпиде­миологии и микробиологии было выполнено около 800 научных работ. Большинство из них имело оборонное значение. Проводившиеся под руководством профес­сора Б.А. Арбузова опыты позволили, например, улуч­шить качество синтетического каучука. Профессором С.Н. Ушаковым был разработан способ получения но­вых видов пластмасс для оборонной промышленности.

Результатом совместных исследований профессора Г.Х. Камая и производственников Казанского кетгутного завода стало увеличение производства кетгута. В то время это было единственное средство для сшивания ран. Выдающийся казанский хирург А.В. Вишневский раз­работал метод местного обезболивания и новокаинового блока. Эффективные методы лечения раненых пред­ложили и другие представители медицинской науки Ка­зани, в том числе профессора В.А. Гусынин, Ф.Г. Мухамедьяров, Ю.А. Ратнер, Н.В. Соколов, А.Г. Терегулов, Л.И. Шулутко. Их использование дало возможность возвратить в строй из госпиталей республики свыше 60 процентов раненых бойцов Красной Армии.

Важные оборонные проблемы разрабатывали казан­ские ученые А.Е. Арбузов, В.И. Баранов, Н.А. Ливанов, Л.М. Миропольский, Х.М. Муштари, Н.Г. Чеботарев, Г.Х. Камай и многие другие. В 1944 г. заведующий ка­федрой физики Казанского университета Б.К. Завойский открыл явление электронного парамагнитного резонан­са. Это открытие впоследствии получило мировое при­знание как одно из крупнейших научных достижений XX столетия в области физики конденсированных сред. Электронный парамагнитный резонанс позволил изу­чить природу молекул, атомов, элементарных частиц.

Научно-исследовательская деятельность ученых рес­публики в годы войны получила высокую оценку. Так, академику А.Е. Арбузову, члену-корреспонденту Всесо­юзной академии сельскохозяйственных наук В.П. Мо­солову, профессору С.Н. Ушакову были присуждены Ста­линские премии (с 1952 г. — Государственные премии). Большая группа ученых, в том числе А.Е. Арбузов, Б.А. Ар­бузов, В.И. Баранов, Г.Х. Камай, Л.М. Миропольский, А.Н. Миславский, А.Е. Переверзев, Н.Г. Чеботарев, К.В. Фазлуллин были награждены орденами и медалями СССР.

Признанием вклада научной общественности в дело защиты Отечества республики стало создание Казанского филиала Академии наук (КФАН) СССР. Решение об этом было принято Советским правительством 13 апреля 1945 г. В состав КФАН вошли биологический, геологи­ческий, физико-технический, химический институты и f Институт языка, литературы и истории. В 1944 году было открыто отделение татарского языка и литературы, которую сначала возглавила Р.А. Хакимова, а потом профессор Х. Усманов, много сделавший для подготовки национальных кадров.

Трудным был период Великой Отечественной войны системы народного образования. Многие помещения [учебных заведений, прежде всего в Казани, были переда-|ны эвакуированным учреждениям Академии наук СССР, гданы под госпитали и эвакуированные предприятия.

На фронт были мобилизованы многие преподаватели рзов, студенты, учителя. В вузах были введены планы сокращенными сроками обучения, предметы оборонно-характера. В первые годы войны резко сократилось ртсло студентов. Если, например, в КГУ в 1941 г. обучалось 1,8 тысячи человек, то в 1944 г. — 804, в ветери­нарном институте соответственно — 700 и 150. По раз­ным причинам было закрыто 10 средних специальных учебных заведений.

Вместе с тем вузы республики за этот период подго­товили свыше шести тысяч специалистов. Были созда­ны новые вузы, открыты новые факультеты. В 1944 г. в Казанском университете открылись отделения класси­ческой филологии, татарского языка и литературы. В конце войны была основана Казанская консерватория, восстановлен Казанский институт инженеров граждан­ского строительства.

Школы ряда городов переводились на трехсменный режим занятий. Из-за занятости на производстве, мате­риальной необеспеченности, отсутствия одежды и обуви в отдельных районах часть детей оказалась вне школы. Однако принимались различные меры, чтобы обеспечить выполнение закона о всеобуче. Был создан фонд всеобу­ча, в который от жителей республики поступило более 3,2 миллиона рублей. Комсомольцы в ходе декадников ремонтировали школьные здания, заготавливали для школ топливо. Подспорьем в организации питания школьников стали пришкольные участки и животно­водческие хозяйства.

Для оканчивающих начальную и семилетнюю школу были установлены выпускные экзамены, введены экза­мены на аттестат зрелости, учреждены золотые и сереб­ряные медали за успехи в учебе. Школа, учительство решили поставленные перед ними задачи. 139 учителей были награждены орденами и медалями СССР, 12 педа­гогов — удостоены высокого звания заслуженного учи­теля школы РСФСР.

Художественная культура. Сражающейся культурой стала художественная культура. Из 64 писателей рес­публики более половины ушли на фронт. В частях Дей­ствующей армии сражались Абдулла Алиш, Hyp Баян, Юрий Белостоцкий, Ян Винецкий, Наби Даули, Муса Джалиль, Фатых Карим, Гадель Кутуй, Шараф Мударрис, Заки Нури, Геннадий Паушкин, Мухаммет Садри, Сибгат Хаким и другие известные литераторы. 30 пэтов и прозаиков Татарстана, 22 журналиста республи­ки отдали свои жизни за Родину.

Многие писатели республики работали в редакциях фронтовых газет, которые издавались на татарском язы­ке. Такие газеты выходили на Северо-Западном, 1-ми 2-м Белорусском, Ленинградском, 1-м и 3-м Украинском, Во­ронежском, Волховском и некоторых других фронтах.

В конце июня 1942 г. во время попытки вырваться из окружения в районе станции Мясной Бор был ранен и 1 попал в плен корреспондент газеты «Отвага» 2-й Ударной армии Волховского фронта Муса Джалиль. В дольской крепости Демблин вокруг поэта и его ближайшего сподвижника Г. Курмаша сплотилась группа |подпольщиков. Она создала боевые группы в немецких сонцлагерях, вела антифашистскую агитацию среди военнопленных и личного состава легиона «Идель-Урал», организовала переход частей легиона к советским партизанам (легион был организован из поволжских татар как часть Восточных легионов в расчете на то, что германское командование получит дополнительные боевые единения). Пользуясь свободой передвижения как служащий министерства оккупированных восточных областей, М. Джалиль активно участвовал в антифашистской деятельности. Подпольщики готовили восстание во всем аегионе. Предатель выдал Джалиля и его соратников, эрые оказались в гитлеровских застенках. Мужественныe подпольщики были казнены на гильотине по приговору военного трибунала Германии за подрыв военной вощи вермахта 25 августа 1944 г. в берлинской тюрьме Плетцензее.

М. Джалиль в заточении написал цикл стихотворний «Моабитская тетрадь». После окончания войны две тетради, исписанные рукой поэта, оказались на* Родине, феврале 1956 г. М. Джалилю было присвоено звание героя Советского Союза. Через год ему, первому среди этов, за цикл стихов «Моабитская тетрадь» была присуждена Ленинская премия.

Вдохновенным словом, пером сражались оставшиеся в тылу литераторы республики. При Союзе писателей ТАССР был создан специальный отдел агитации и пропаганды. В газетах постоянно публиковались статьи, очерки, зарисовки, показывающие героизм бойцов и тру­жеников тыла. Был подготовлен антифашистский сбор­ник «За Отечество» и сборник эстрадного репертуара «Победа за нами».

Тема защиты Родины, патриотизма была ведущей в произведениях прозы и поэзии. Она звучала в рас­сказах «Единство», «Сильнее смерти», «Солдат Хайрулла» А. Абсалямова, «До большого праздника» М. Амира, «Сержант Хайруллин» Г. Баширова, «В зимнюю ночь», «Дед Ахмет», «Их было трое» И. Гази, «Только на час» А. Еники, «Марат» Ш. Камала, «Артиллерист Сулейман» К. Наджми, «В бурную ночь» А. Шамова; в повестях «Записки разведчика, «В весеннюю ночь» Ф. Ка-рима, «Приключения Рустема» А. Кутуя, «Пламенное сердце» X. Усманова.

Более 20 поэм, несколько сотен стихотворений глу­боко патриотического содержания написали татарские поэты. Несколько литературно-художественных сбор­ников выпустили члены русской секции Союза писа­телей ТАССР. Были изданы произведения Бруно Зернита, Михаила Бубеннова, Тамары Ян, Ирины Касат­киной и многих других авторов.

Появились новые пьесы. Среди них широкое призна­ние получила пьеса Мирсая Амира «Минникамал», по­священная самоотверженному труду колхозниц.

В первые годы войны в республике находилась боль­шая группа эвакуированных русских и зарубежных пи­сателей и поэтов. В Казани жили и работали М. Алигер, B.Бахметьев, Д. Бедный, Я.Галан, Л.Ошанин,П.Анто­кольский, Ф. Гладков и др. Сюда приезжали В. Лебедев-
Кумач, С. Маршак, А. Толстой, А. Фадеев, К. Чуковский,C. Щипачев.

Другим центром литературной жизни являлся Чис­тополь, с которым в военную пору были связаны имена свыше ста литераторов страны. Над новыми произведе­ниями здесь работали Н. Асеев, М. Исаковский, Л. Лео­нов, В. Гроссман, К. Тренев, К. Федин и др. Многие из этих произведений стали классикой советской литера­туры военной поры. Среди них — пьеса Леонида Леонова «Нашествие», десятки стихотворений Михаила Иса­ковского, ставшие популярными песнями, — «Крутит­ся, вертится шар голубой...», «Ой, туманы мои...», «В прифронтовом лесу», «Огонек» и др. Впервые чистополь-цам читал свою поэму «Василий Теркин» Александр Твардовский.

В годы войны развитие получили музыкальное, теат­ральное искусство республики. Татарскими композито­рами в основном на военно-патриотическую тему было создано более 100 музыкальных произведений. Для опер­ной и балетной сцены были написаны оперы «Ильдар», «Туляк», в новой редакции «Су-Сылу и Туляк» Назиба Жиганова, «Зюльхабира» Майсура Музафарова, «Фарида» Михаила Юдина, балеты «Фатых», «Зюгра» Н. Жиганова.

М. Музафаров, Н. Жиганов, А. Ключарев, 3. Хабибуллин, В. Виноградов, М. Юдин создали ряд симфони­ческих произведений. Композитор Джаудат Файзи на­писал музыкальные комедии «Башмачки» и «Чайки», которые знаменовали собой рождение в татарской му­зыке нового жанра. В области песенного творчества активно работали С. Сайдашев, М. Музафаров, 3. Хабибуллин, X. Валиуллин. Особой популярность пользо­вались песни «Туган ил ечен» («За любимую Родину»), Поход жыры» («Походная песня»), «Кулъяулык» («Пла­точек»), «Син кайтмадьщ» («Ты не вернулся»). С. Сайда­шев написал знаменитый марш «Родина», «Суворовс­кий марш», В. Виноградов — «Ополченский марш».

Сражающимся искусством была и изобразительное искусство. Как и ряд композиторов, на фронт ушли мно­гие художники. С первых дней войны в Казани изда­вались военные и политические плакаты, плакаты «Окна сатиры». В их создании участвовали Б. Альме-нов, Э. Гельмс, К. Овчинников, А. Прытков, А. Роди­онов, Р. Сайфуллин, Н. Сокольский, и многие другие видные художники. Кисти В. Тимофеева принадлежали по­лотна «В рабство», «Слушают сводку Информбюро», И. Но­воселова — «Оборона Казани», Д. Булата — «Подразделе­ние Героя Советского Союза Батыршина в штыковой ата­ке», К. Максимова — «На плотах», «Хлеб — фронту», Н. Сокольского — «Да здравствует Сталинград». Были написаны и другие полотна на военно-патриотическую тему. Несколько скульптурных портретов, две большие скульп­турные композиции выполнил скульптор С. Ахун.

Высокий патриотический настрой стремились под­держивать у бойцов, тружеников тыла деятели театра. Они обслуживали мобилизационные пункты, части Дей­ствующей армии, госпитали, выезжали в колхозы и со­вхозы. На борьбу с врагом звали пьесы М. Амира «Минникамал», Н. Исанбета «Марьям», Р. Ишмурата «Воз­вращение», А. Корнейчука «Фронт», К. Симонова «Па­рень из нашего города» и «Русские люди» и др. Все пье­сы в Казани ставились на сцене Большого драматичес­кого театра. Здесь же зритель мог видеть оперы Н. Жи­ганова «Алтынчеч», «Ильдар», «Качкын», М. Юдина — «Фарида», музыкальные комедии Дж. Файзи «Башма-гым» («Башмачки»), «Акчарлаклар» («Чайки»), балет Ф. Яруллина «Шурале».

Значительную работу в годы Великой Отечественной войны проводили музеи, библиотеки и радиокомитет рес­публики. Важным средством патриотического воспита­ния являлось кино.

Таким образом, научная, творческая интеллигенция внесла весомый вклад в достижение победы. В годы вой­ны в области литературы, изобразительного, музыкаль­ного искусства были созданы произведения, которые вош­ли в золотой фонд национальной культуры.

Вопросы и задания

1. Расскажите о том, как решению общей задачи разгрома врага своими работами содействовали ученые. 2. Подготовьте сообщение на тему «Начало промышленного освоения нефтя­ных запасов республики». 3. Что означает понятие «сражаю­щаяся культура»? Раскройте его содержание на примере худо­жественной культуры республики 1941-1945 гг. 4. Что вы зна­ете о творчестве литераторов республики периода Великой Отечественной войны? В чем заключалась основная направлен­ность этого творчества? 5. Какие страницы Великой Отечествен­ной войны запечатлели в своих произведениях художники рес­публики? 6. Представьте музыкальное, театральное искусство военной поры. Можно ли утверждать, что это искусство также было «боевым оружием»? Свой ответ обоснуйте.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.01 сек.)