АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Верстка различных видов текста

Читайте также:
  1. B. метода разделения смеси веществ, основанный на различных дистрибутивных свойствах различных веществ между двумя фазами — твердой и газовой
  2. C) передвижением ионов различных примесей
  3. HTML - Урок 3. Форматирование текста
  4. II.2 Стилистическая характеристика рекламного текста
  5. Административное задержание – один из видов административно-процессуальных мер. Порядок, виды и сроки административных задержаний.
  6. Аксенов Ю., Левидова М. «Цвет и линия» М. 1986
  7. Анализ себестоимости отдельных видов продукции
  8. Анализ содержания исходного текста
  9. Базові закони у сфері інформації та інформатизації. Закони, що врегульовують певні види інформаційних відносин (видове законодавство).
  10. Боксеры различных типов тактики ведения боя и способы противодействия им. Отличительные особенности их манеры ведения боя.
  11. В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РАЗНЫХ ВИДОВ
  12. В Красноярском крае единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается решением муниципального или районного Совета депутатов каждой территории.

Версткой называют технологический процесс, при котором из типографского набора монтируют полосы заданного формата, упорядоченно размещают на них весь материал книги. В издатель-


ской практике этот монтаж ведется по издательским указаниям, ко­торые определяют основное композиционное решение полос и раз­воротов и часто даются в форме точного или эскизного макета. В соответствии с этим верстку можно рассматривать шире - как про­цесс не только технологический, но и дизайнерский, в котором уча­ствует не только типография, но прежде всего издательство.

Весь помещаемый в книге материал (различные виды текста, иллюстрации) компонуется в виде полос, которые идут одна за дру­гой в последовательном порядке. Чтобы эти полосы воспринима­лись как упорядоченные, их формат должен быть одинаков (за ис­ключением неполных начальных и концевых полос, случаев особен­ного расположения иллюстраций). При верстке текста принято, для удобства чтения, соблюдать некоторые ограничительные условия.

Во-первых, книжная полоса не должна начинаться неполной концевой строкой абзаца. Такая строка - «висячая» - нарушает упорядоченный вид прямоугольной полосы и несколько затрудняет чтение. То же относится и к начальной строке абзаца, если она за­канчивает полосу.

Во-вторых, нежелательны переносы с нечетной полосы на четную. Такие переносы, совпадая с переворачиванием страниц, мешают чтению.

В-третьих, нельзя заканчивать полосу заголовком. Он отно­сится к последующему тексту, и за ним должны следовать хотя бы три строки текста.

Чтобы выдержать одинаковый формат книжных полос, а вместе с тем и соблюсти все ограничительные условия, на практике часто идут на увеличение пробелов между абзацами и даже между строками в пределах какого-нибудь отрывка текста. Но это непра­вильно. Увеличение пробелов между абзацами воспринимается чи­тателем как сигнал большей смысловой паузы между ними, а увели­чение пробелов между строками в каком-нибудь отрывке текста -как сигнал большей значимости этого отрывка. Поэтому пробелы между строками однородного текста должны быть одинаковы в пределах не только книжной полосы, но и всего издания. Отчасти можно преодолеть эти затруднения путем вгонки и выгонки строк, уменьшения или увеличения пробелов между словами; но это воз­можно лишь в определенных пределах - как слишком широкие, так и слишком узкие пробелы мешают чтению.

Верстка различных видов сложного текста имеет свои суще­ственные особенности. Оттиски стихов на страницах книги не пря­моугольны, так как строки неодинаковы по длине, да и начинаются с различными отступами. Тем более необходимо упорядочить их рас­положение. С этой целью при симметричной композиции надо рас­положить стихи на книжной полосе так, чтобы ее левая и правая по-


ловины казались глазу равномерно насыщенными текстом, иначе го­воря, чтобы оптическая «ось тяжести» набора совпадала с вертика­лью, делящей книжную полосу пополам. Для этого, поскольку стро­ки стихов обычно бывают короче полной ширины формата полосы, стихи располагают на полосе с отступом от левого края. Однако этот отступ рассчитывают не строго арифметически, а так, чтобы полу­чить требуемое зрительное впечатление. Заголовок же над стихами выключается точно на середину формата полосы по ширине. При асимметричной же композиции возможны и другие решения.

Если стихи помещаются вподверстку (то есть каждое стихо­творение отделяется от предыдущего лишь пробелом, а не начина­ется с новой полосы), то при значительной разнице в средней дли­не строк для каждого стихотворения назначается свой отступ. При незначительной же разнице лучше, во избежание пестроты, дать одинаковый отступ для всех помещенных на полосе стихотворений. Если каждое стихотворение начинается с новой полосы, то обычно выдерживают одинаковый спуск для всех произведений, то есть все они начинаются на одном расстоянии от ее верха. Частный случай такого расположения - отсутствие спусков. Это экономично и поз­воляет избежать переноса стихотворения на следующую страницу. Особенно целесообразно такое расположение стихов в книге не­большого формата. Возможно и другое композиционное решение -для каждой пары стихотворений, расположенных на одном разво­роте, назначается свой спуск. Встречаются и такие издания, где особый спуск устанавливается для каждого стихотворения. Но в этом случае композиционное единство разворота явно страдает. В связи с замыслом дизайнера в отдельных изданиях на некоторых страницах можно встретить своеобразное расположение стихо­творных строк, при котором их общие очертания как бы сливаются с иллюстрацией, продолжают ее.

Большое значение при верстке стихов имеет вопрос о пере­носе части стихотворения на следующую страницу. Недопустимо отделять переносом одну строку (первую или последнюю) от стро­фы и тем более разрывать стихотворную строку со связанной вы­ключкой. Чтобы избежать этого, можно несколько увеличить или уменьшить пробелы между строфами, сохраняя их равномерность в пределах книжного разворота. Желательно, чтобы на книжной по­лосе умещалось целое число строф.

При верстке текста с формулами не следует разрывать их пе­реносом с одной страницы на другую, в особенности с нечетной по­лосы на четную. Кроме того, желательно не начинать полосу форму­лой, чтобы не отрывать ее от предыдущего текста, с которым она обычно тесно связана, и к тому же не нарушать прямоугольность полосы. Во многих случаях избежать этого можно, немного умень-


шая или увеличивая отбивку формул от предыдущего и последую­щего текста. В пределах полосы, а желательно и разворота, эта от­бивка должна быть одинаковой.

Таблицы и выводы завёрстываются, по возможности, сразу же после ссылки на них в тексте. Если после такой ссылки на поло­се остается недостаточно места для таблицы, ее помещают в верху следующей страницы, а в тексте делается соответствующее указа­ние. Особенно нежелательно отдалять от ссылок таблицы и выводы, которые не имеют заголовков и таким образом являются продолже­нием предшествующей им фразы. В подобных случаях не надо де­лить таблицу (помещая ее начало на одной странице, а окончание -на другой), если можно целиком уместить ее на следующей страни­це. При делении таблицы сравнивать между собой помещенные в ней данные трудно и неудобно. Полосные таблицы помещают на следующей странице после ссылки на них в тексте. Подобным же образом верстают и таблицы с продолжением. Распашные таблицы всегда начинают на левой полосе разворота. Небольшие таблицы, если они значительно уже формата полосы, могут быть заверстаны в оборку. Для изданий, насыщенных таблицами с небольшими от­рывками промежуточного текста между ними (например, для мно­гих справочников), желателен предварительный пополосный рас­чет таблиц. В результате такого расчета может выясниться необхо­димость несколько изменить последовательность таблиц, перестро­ить отдельные таблицы, особенно компактно набрать или немного разогнать некоторые из них. Таблицы и выводы отбиваются от пре­дыдущего и последующего текста возможно более равномерно на протяжении всего издания.

Для удобства печатания необходимо при верстке уложить издание в целое число печатных листов или закончить его полули­стом. Достигается это такими приемами, как перенесение выпуск­ных данных на оборот титульного листа или вподверстку к оглавле­нию, более компактный набор оглавления и предисловия, вгонка коротких концевых полос.

4.7.1 Верстка текста с иллюстрациями

Расположение иллюстраций имеет большое значение для удобства пользования книгой и заметно влияет на весь ее художе­ственный облик. Различная роль научно-познавательных и художе­ственных иллюстраций и характер их связи с текстом литературно­го произведения отражается и на их расположении.

Научно-познавательные иллюстрации обычно бывают осо­бенно тесно связаны с определенным участком текста, без них текст часто бывает непонятен, и читатель непременно обращается к иллюстрации при чтении соответствующего отрывка. Поэтому для


читателя важно, чтобы в изданиях такого типа иллюстрации нахо­дились в непосредственной близости к «своему» тексту, чтобы пе­реход был возможно более легок.

Художественные иллюстрации очень часто можно отнести не к отдельному эпизоду, а к большому разделу произведения, они смот­рятся в какой-то мере обособленно от чтения, к ним часто возвраща­ются и после прочтения книги. Изобразительный материал этой груп­пы важно расположить так, чтобы он хорошо воспринимался. Один из способов для этого - отделить его от текста заметным пробелом.

Расположение иллюстраций тесно связано с общим характе­ром оформления книги, с общими композиционными принципами ее конструирования. По-разному размещаются иллюстрации при симметричной и асимметричной композиции. Вместе с тем иллюст­рации должны быть расположены так, чтобы все страницы и книж­ные развороты воспринимались читателями как обоснованно и гар­монично скомпонованные, чтобы на протяжении всей книги после­довательно выдерживались установленные принципы композиции.

В рамках симметричной композиции часто встречается следу­ющая система расположения иллюстраций в научно-познавательной книге. Иллюстрации, близкие по размеру к формату книжной полосы, помещают на отдельных страницах по возможности на том же разво­роте, что и текст, к которому они относятся. Расположенную «лежа» полосную иллюстрацию помещают так, что ее верх обращен к левому краю страницы, а низ - к правому. Такое размещение удобно для пе­рехода от чтения к рассматриванию рисунка и наоборот.

Для иллюстраций меньшего размера, в особенности меньше полуполосных по высоте, чаще применяется закрытая верстка, при которой можно выбрать место для иллюстрации и выше и ниже на полосе. В зависимости от их ширины иллюстрации верстают либо вразрез полосы, либо в оборку. При двухколонном наборе возмож­на и глухая оборка; при одноколонном наборе глухая оборка за­труднила бы читателя - ему нелегко ориентироваться, в каком по­рядке следует читать оборочный текст.

При симметричной композиции широко применяется и от­крытая верстка, но обычно при условии, что она не нарушает пря-моугольность полосы, то есть если иллюстрация прямоугольна и ширина ее равна ширине книжной полосы. Возможно и открытое расположение оборочной иллюстрации - в одном из углов книжной полосы. В рамках рассматриваемой композиции встречается и от­крытая верстка иллюстраций с выходом на поля, но при условии, что разворот будет построен симметрично или уравновешенно. Ко­нечно, при симметричной композиции стремятся не только прибли­зить иллюстрации к «своему» тексту, но и сделать так, чтобы книж­ный разворот производил впечатление уравновешенного, гармо-


ничного. Некоторые схемы расположения иллюстраций, которые должны помочь в решении этой задачи, стали в рамках симметрич­ной композиции, традиционными. Например, единственную на раз­вороте иллюстрацию ставят на полосе по принципу «золотого сече­ния» или по оптическому центру (в силу особенностей зрительного восприятия оптический центр полосы находится несколько выше ее геометрического центра), две иллюстрации на смежных полосах выравнивают по нижней (или средней) линии или размещают по диагонали. Но по мере того, как количество иллюстраций на разво­роте увеличивается, становится все труднее придерживаться по­добных схем. Книжная полоса превращается в ряд неудобных для чтения клочков текста, отделенных один от другого иллюстрациями.

При асимметричном построении книжных полос и разворо­тов характерны другие композиционные решения. Прежде всего, это более широкое применение открытой верстки, даже в тех слу­чаях, когда иллюстрация непрямоугольна или по ширине не равна ширине полосы. При открытой верстке и отказе от обязательной прямоугольности книжной полосы вполне естественно желание частично выпустить иллюстрации на поля и даже под обрез. В этом случае не только увеличивается размер иллюстраций (что важно само по себе), но они приобретают и новое качество - выпущен­ные под обрез, они как бы теряют свою пространственную ограни­ченность, как будто продолжаются за линией обреза, и это усили­вает производимое ими впечатление. Конечно, оригиналы выпус­каемых под обрез иллюстраций необходимо определенным обра­зом кадрировать с таким расчетом, чтобы под обрез могла попасть только совершенно несущественная часть изображения. Особые композиционные решения применяются для небольших иллюстра­ций, например, их располагают в ряд по вертикали, отдельной ко­лонкой. При этом весь материал организован удобно для читателя: иллюстрации не разбивают текст и хорошо смотрятся. При асимме­тричной композиции возможно своеобразное решение разворот­ных иллюстраций - они могут занимать, скажем, одну полосу цели­ком, а другую частично. В изданиях художественной литературы наряду с другими приемами применяется и верстка иллюстраций на полях. Особенно велики возможности такой композиции в изданиях поэтических произведений с короткими строками набора и широкими полями. При иллюстрировании поэтических произведений обоснованным представляется и выход иллюстраций за формат сравнительно уз­кой, состоящей из строк неодинаковой длины колонки текста.

При компоновке книжных разворотов в изданиях художест­венной литературы, где полосные иллюстрации играют особенно важную роль, возникает вопрос, на какой странице разворота - ле-



 


 


Рис. 4.16


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)