АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 10. ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX—XX вв

Читайте также:
  1. IV. Средневековая европейская философия.
  2. V. Философия Возрождения.
  3. VII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  4. VIII. Марксистская философия.
  5. VIII. НАТУРФИЛОСОФИЯ. ОРГАНИЧЕСКИЙ МИР
  6. Абай философиясы
  7. Античная философия, ее генезис
  8. Античная философия, ее генезис
  9. Античная философия: идеалистические школы и направления досократического периода (пифагорейцы, элейская школа).
  10. Античная философия: материалистические школы и направления досократического периода: милетская школа, атомисты.
  11. АПОДИКТИЧЕСКАЯ ИСТИНА, ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  12. Буддизм: философия или религия?

 

 

Как и в XVII—XVIII вв., в последние два столетия наибольшее развитие философия по­лучила в странах Западной Европы. Именно в европейской возрожденческой и постренес-сансной культуре традиции философствования смогли заметно укрепиться. В условиях же быстрого и противоречивого развития индустриальной цивилизации актуальность философ­ского анализа важнейших смысложизненных проблем, касающихся судьбы мира и человека в нем, не только сохранилась, но и существенно возросла.

Европейская философская мысль XIX—XX вв. отличается как никогда ранее разнооб­разием школ и направлений, концепций и методологических подходов, широтой проблема­тики. Так, вопросы логики и методологии науки рассматриваются в творчестве представите­лей неокантианства и различных форм позитивизма, человек и его место в истории исследу­ются экзистенциализмом, а неотомизм как модернизированная религиозная философия пы­тается исходя из реалий XX века определить соотношение веры и разума. Вместе с тем, наря­ду с традиционными онтологическими, гносеологическими и социально-философскими во­просами, появляются и принципиально новые проблемы, например, глобальные и герменев­тические. Все это вызвано несколькими основными причинами.

Во-первых, в богатстве философских идей отразилось весьма бурное развитие европей­ской цивилизации в последние два века, особенно экономики, науки и культуры. В результа­те традиции культа разума были не только продолжены, но и в XX веке даже подкреплены грандиозными успехами научно-технической революции. Во-вторых, полярность философ­ских подходов (прежде всего рационализма и иррационализма) связана с необходимостью не только осмысления величайших достижений в жизни человечества, но и оценки постигших его беспрецедентных катастроф. Так, в последние два столетия в разрушительных войнах по­гибли многие десятки миллионов людей, произошли кровавые социальные конфликты. В XX веке на долгое время установились (а в ряде стран существуют и до сих пор) подавляющие личность тоталитарные режимы, стал очевиден кризис гуманистических ценностей, наконец, быстро разрушается природная среда.

Поэтому часть философов разуверилась в силе разума и обратилась к нерациональным формам духовности человека — воле и переживаниям, интуиции и бессознательному. В-третьих, постоянно возрастала роль интеллектуального труда и повышалось влияние интел­лигенции, являющейся основным «потребителем» философских идей. В-четвертых, важной предпосылкой многообразия философских доктрин явилось становление демократии, обес­печивающей возможность относительно свободной конкуренции различных мировоззренче­ских подходов.

В силу большого количества философских течений и направлений в европейской фило­софии XIX—XX вв. в рамках настоящей темы охарактеризованы лишь наиболее важные и влиятельные из них. В теме упоминаются некоторые из тех представителей неевропейской философии (прежде всего из США), чьи концепции оказали влияние на философскую мысль Европы. Следует иметь ввиду и то, что относящиеся к указанному хронологическому перио­ду учения представителей русской философии, а также марксизма рассмотрены в двух пре­дыдущих темах.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)