АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учение о государстве и праве Ш. Монтескье

Читайте также:
  1. A) государственное ценообразование
  2. B. обучение образам правого полушария
  3. I-IY Государственные Думы – первый опыт российского парламентаризма.
  4. I. Внутреннее государственное устройство само по себе
  5. I. Отчисления в Государственный Фонд социальной защиты населения Минтруда и социальной защиты РБ (Фонд соц. защиты).
  6. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  7. II. получение наслаждения
  8. II. СВЕТСКИЙ УРОВЕНЬ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ПРИНЦИПОВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ
  9. II. Тип организации верховной власти в государстве (форма государственного правления).
  10. II. Цель и задачи государственной политики в области развития инновационной системы
  11. II.1. Основы государственности
  12. III. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства об охране труда

Выдающимся теоретиком государства и права французского Про­свещения был Шарль Луи де Монтескье (1689-1755). Его общественно-политические воззрения изложены в сатирическом рома­не «Персидские письма» (1721 г.) о феодально-абсолютистских поряд­ках во Франции, историческом очерке «Размышления о причинах ве­личия и падения римлян» (1734 г.), а также в фундаментальном труде «О духе законов» (1748 г.), принесшем автору европейскую славу.

Особенностями методологии Монтескье в исследовании природы права, государства, политики, законодательства являются, во-первых, последовательный историзм, установление закономерностей историче­ского процесса. Этапы развития человеческого общества, от далекого первобытного до совре­менной цивилизации у Монтескье — это смена физических закономер­ностей социальными, которые влияют и определяют общий дух, общий характер нации.

Во-вторых, рассматривая возникновение политически организо­ванного общества как исторический процесс, влияние его закономер­ностей на дух нации, Монтескье отводил важную роль физическим и моральным причинам, влияющим на общественную жизнь, принци­пы правления и законодательство. Прежде всего — географическим факторам: климату, размеру и положению страны, численности ее на­селения, качеству почвы и т. п. Но особенно — моральным факторам: образу жизни, нравам и обычаям ее народов, их религии, степени сво­боды в государстве и др. Как писал сам просветитель, «моральные причины более влияют на общий дух, общий характер нации и должны более учитываться при выявлении общего духа по сравнению с физи­ческими причинами». Действительно, там, где сам Монтескье отступа­ет от этого правила, абсолютизирует географические факторы, он приходит к произвольным выводам (вроде того, что азиатские народы склонны к подчинению, а европейцы — к господству).

Главная тема «О духе законов» — политическая и гражданская свобода человека, защищаемая законами. Обоснование идеала свобо­ды мыслитель связывал с природой права и государства, государствен­ным устройством, качеством положительных законов.

Как существо разумное человек в естественном состоянии управляется неизменными естественными законами. К естественным законам он относил стрем­ление к миру, к добыванию пищи, влечение к сближению, желание жить в обществе.

Соединившись в обществе, люди утрачивают сознание своей сла­бости, равенство между ними исчезает и начинается война: между нациями и между отдельными лицами. «Эта двоякая война побуждает установить законы между людьми». Так появляются законы, опреде­ляющие отношения между народами (международное право), между правителями и управляемыми (право политическое), отношения всех граждан между собой (право гражданское). Единство воли людей об­разует гражданское состояние, достаточно развитое состояние жизни людей в обществе, предшествующее образованию государства.

Поскольку общество не может существовать без правительства и общих законов (чтобы защитить справедливость и избегать войны между людьми), согласно Монтескье, необходимо государство. Правительство должно соответство­вать характеру народа, для которого оно установлено. На нем лежит обязанность гарантировать всем подданным защиту их законных инте­ресов.

Закон вообще есть, по Монтескье, разум человеческий, управляю­щий всеми людьми. Далее он исследует те факты, которые в своей совокупности образуют «дух законов»: они должны соответствовать свойствам народа, для которого установлены, ибо лишь в чрезвычайно редких случаях эти законы могут оказаться пригодными и для другого народа; они должны соответствовать природе и принципам правления; они должны соот­ветствовать физическим и моральным свойствам страны (ее климату, величине, образу жизни народа, степени свободы, религии населения, нравам и обычаям и т. д.) Таким образом, здесь впервые определены и систематизированы правообразующие факторы для национального законодательства.

Ш. Монтескье различает три образа (формы) правления: республи­канский, монархический и деспотический. Республиканское правле­ние — где верховная власть в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархическое — правление одного челове­ка, но посредством твердо установленных законов. В деспотии все определяется волей и произволом одного лица вне всяких законов и правил. Республика, по Монтескье, характерна для не­больших государств (типа греческого полиса), монархия — для госу­дарств средней величины, деспотия — для империй. Однако и республи­канское правление может быть установлено на обширной территории, если речь идет о федеративной республике («общество обществ»).

Природе каждого правления соответствует принцип его деятель­ности, играющей правообразующую роль. Должными принципами в республике (особенно в демократии) Монтескье называет добродетель (любовь к законам и отечеству, равенству и умеренности), в монар­хии — честь, в деспотии — страх. Место добродетели — рядом со свободой. Принципам правления должны соответствовать и основные (конституционные) законы государства.

К основным законам демократии Монтескье относит законы, определяющие верховенство народа, его право издавать законы (из­брание законодательной власти), назначать правителей и должностных лиц, контролировать их, законы воспитания (любви к демократии, до­бродетели) и др. К основным законам аристократии Монтескье от­носит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. По его мнению, аристократия будет тем лучше, чем более она приближается к демократии, что и должно опре­делять направление законодательства в аристократии. В монархии, где источником власти является сам государь, к основным законам про­светитель относит те, которые определяют направления власти, наличие «посредствующих, подчиненных и зависимых властей», их правомочий, где главной является власть дворянства. Иначе без дворянства монарх становится деспотом. В деспотии, где, собственно, нет законов, основ­ным законом является наличие должности полновластного визиря.

Свобода, по Монтескье, «есть право делать все, что дозволено законами». Подобно Вольтеру он отождествляет политическую свободу с личной безопасностью, независимостью ин­дивида от произвола властей, гражданскими правами. Каковы механиз­мы, условия их защиты?

Развивая учение Дж. Локка, французский просветитель считал: что­бы не было возможности злоупотреблять властью, необходимо разделе­ние властей в государстве на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей состоит, согласно Монтескье, в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Помимо разграничения компетенции предусматривается предоставление каждой из трех властей специальных полномочий с тем, чтобы они огра­ничивали и сдерживали друг друга, действовали согласованно.

Такое разделение и взаимное сдерживание властей, по Монтескье, является главным условием для обеспечения политической свободы в ее отношении к государственному строю.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.)