АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Позитивизм 19 века

Читайте также:
  1. Глава 2. ПОЗИТИВИЗМ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ
  2. Зарубежная философия 19-20 веков. Позитивизм.
  3. Концепции научного знания представителей постпозитивизма: К.Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, П. Фейерабенд, М. Полани
  4. Махизм. (или второй позитивизм)
  5. Начало украинского позитивизма.
  6. Неопозитивизм
  7. Неопозитивизм и постпозитивизм.
  8. Позитивизм в классической зарубежной социологии (О. Конт)
  9. Позитивизм О.Конта и Г.Спенсера. Развитие позитивизма.
  10. Русский позитивизм (П.О.Лавров, Н.К.Михайловский).
  11. Теория юридического позитивизма.

Позитивизм - философское направление, основанное на принципе, что подлинное, позитивное знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук

и что философия как особая наука, самостоятельно исследующая реальность, не имеет права на существование.

Позитивизм появился в 30-х гг. 19 века. Создатель позитивизма, французский мыслитель О. Конт провозгласил решительный разрыв с философской ("метафизической") традицией, считая, что наука не нуждается в стоящей над ней философии, которая теперь сводится к общим выводам из естественных и общественных наук. Позитивизм отвергает как идеализм, так и материализм. Пережитки "метафизики" должны быть удалены из науки. Наука не объясняет, а лишь описывает явления.

Контовский позитивизм сохраняет некоторые элементы естественно-научного материализма. Следуя просветителям, Конт высказывает убеждение в способности науки к бесконечному развитию. Положительной стадии в развитии общемировой истории и науки предшествуют две ранних стадии: теологическая (когда объяснение действительности происходит на основании сверхъестественных факторов), и метафизическая (объяснение на основании идей, умозрение, оторванное от опыта). Это развитие сознания составляет содержание "закона трех стадий", одного из основных законов позитивизма О. Конта.

Джон Стюарт Милль считал, что всё знание происходит из опыта (в этом плане он сближает позитивизм с английским традиционным эмпиризмом), а его предметом являются ощущения. Материя - постоянная возможность ощущений, а сознание - возможность их переживаний. Он строит систему логики, стремясь вывести все категории и общие понятия, употребляемые разумом, из различных ассоциаций чувственных данных, и отрицает за разумом какую-либо собственную специфику, независимую от ощущений.

Особенность позитивизма Герберта Спенсера - учение о всеобщей эволюции, основанной на интерпретации учения Дарвина. Эволюционизм он считает простым описанием фактов действительности. Также Спенсер развивает агностическое учение о непознаваемости объективной реальности, в сущность которой можно проникнуть лишь с помощью религии, а не науки.

В конце 19 века позитивизм переживает кризис, вызванный прогрессом естественно-научного знания. Это заставило вновь поставить вопрос о месте философии в системе наук. Преобразованный позитивизм вступает в новый, второй этап своей эволюции - эмпириокритицизм, который носит субъективно-идеалистический характер. Тенденции эмпириокритицизма получают своё дальнейшее развитие в неопозитивизме, появление которого относится к 20-м гг.20 в. и который является третьим этапом эволюции позитивизма.

Философия жизни

"Философия жизни", течение второй пол. XIX - начала XX века - поставило жизнь в основу всего существования и в центр собственных учений, сделав ее первой категорией, понимаемой как первичная реальность, процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Это направление выступило против ущемления жизни и ее обеднения утилитарными и рационалистическими подходами.

Понятие "жизнь", как центральное понятие этого философского течения, призвано заменить понятие "бытие". Бытие - статичное состояние. Жизнь - движение, становление, деятельность, творческое созидание, самовыражение человека, позволяющее ему реализовать и познавать самого себя. Жизнь как поток, неуловима рассудочными методами познания. Ее познание осуществляется на основе особых познавательных способностей: переживания и сопереживания (понимания); интуиции, веры, любви и т.д.

В "философии жизни" выделяются три основных школы: академическая "философия жизни" (В. Дильтей, Г. Зиммель),"творческая эволюция" А. Бергсона (1859-1941) и "философия воли" Ф. Ницше (1844 - 1900).

1. Академическая философия жизни. Вильгельм Дильтей и Георг Зиммель понимают жизнь как факты воли, побуждений, чувств и переживаний. Действительность - это то, что содержится в опыте самой жизни, чистое переживание, вне которого ее не существует. Г. Зиммель видит в "жизни" центр, от которого с одной стороны идет путь к душе, к "Я", а с другой - к идее, Космосу, абсолюту. "Жизненный опыт" или переживание - объект познания, он не сводим к разуму. Он иррационален. Представители этой школы отрицают возможность знания как отражения закономерного, всеобщего. Но жизнь не может быть постигнута только через индивидуальное; методом "наук о духе" выступает непосредственно переживание исторических событий.

2. "Творческая эволюция" Анри Бергсона. В своих работах он опирался на естествознание. На основе концепции "жизни" он стремился построить новую картину мира, которая объяснила бы эволюцию природы и развитие человека, обосновала бы их единство. Жизнь - непрерывное творческое становление. Эволюция мира природы становится творческой эволюцией. В результате, мир предстает как единый, непрерывно и необратимо развивающийся, спонтанный и непредсказуемый.

Интеллект - разумное и рассудочное познание, достигшее высших форм в методах физико-математических наук. Он разлагает целостность мира на тела, тела на элементы, а затем создает из них искусственные единые картины мира. Но интеллекту принципиально недоступен "жизненный порыв". Его познание возможно только на основании интуиции.

Интуиция - род сопереживания, посредством которого человек переносится внутрь предмета, чтобы слиться с тем, что в нем невыразимо. Интуиция позволяет проникнуть в саму суть вещей. Задача философии состоит в том, чтобы помочь человеку овладеть рассеивающимися в процессе жизни интуициями.

3. Философия воли, волюнтаризм: "воля к власти" на основе "воли к жизни". Понятие Воли, как основы всего сущего, Ницше заимствует у Шопенгауэра. Однако, Ницше придает этому понятию социально-нравственный оттенок. "Воля к власти" - наиболее значимый критерий любого типа поведения, любого общественного явления.

Именно таким правом должен руководствоваться подлинный человек во всех сферах своей жизнедеятельности. Из "воли к власти" Ницше выводит все основания морали.

Ницше пропагандировал идею сверхчеловека, его двойную мораль. По отношению друг к другу - это снисходительные, сдержанные, нежные, гордые и дружелюбные люди. Но по отношению к "чужим" они немногим лучше необузданных зверей, свободны от моральных тормозов и руководствуются в своих действиях инстинктами. В действительности сверхчеловека еще не было, его необходимо вырастить. И в этом состоит цель человечества. Сверхчеловек занимает у Ницше место Бога.

Прагматизм

Прагматизм - философское течение, возникшее в 70-х годах 19 века в США. Основные идеи прагматизма разрабатывали Чарлз Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж.Г. Мид. Философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времен Аристотеля, а общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, возникающих в непрерывно меняющемся мире.

Вера - готовность или привычка действовать тем или иным способом. Противоположностью знания обычно считалось неведение. Пирс противопоставил вере сомнение. Теперь процесс познания означал переход не от незнания к знанию, а от сомнения к вере, но не субъективной, а коллективной или социальной. Объективное знание было заменено социально принятым верованием. Истина - общезначимое принудительное верование.

Основополагающие идеи Пирса были развиты Уильямом Джеймсом. Джеймс рассматривал прагматизм как некоторый метод и как особую теорию истины. Как метод, прагматизм был предназначен для улаживания философских споров путем сопоставления и оценки каждого учения. Благодаря этому методу Джеймс решает давний спор между материализмом и идеализмом в пользу идеализма.

Материализм в будущем означает неизбежный крах всего. Идеализм принимает существование вечного духовного начала, открывает надежду на спасение, на окончательное торжество идеальных и духовных ценностей. Выбор между этими двумя концепциями Джеймс осуществляет по принципу "воли к вере". По этому принципу, в случае, если жизненно важный выбор между двумя альтернативными решениями невозможен на чисто рациональных основаниях, человек имеет моральное право сделать этот выбор на нерациональных, эмоциональных основаниях.

Джеймс понимает истину, как успешность или работоспособность идеи, как ее полезность для достижения той или иной цели, которую ставит и осуществления которой добивается человек. Опыт - непрерывный поток сознания, из которого волевыми усилиями выделяются отдельные отрезки или части, обретающие статус вещей благодаря наименованию.

Философия Дьюи: философия возникает из стрессов и напряжений общественной жизни. Анализ и совершенствование социального опыта составляют главную цель философии. Опыт - все, что переживается.Такое понимание опыта исключает необходимость и возможность поиска какого-либо его метафизического основания. Ставя задачу совершенствования опыта, Дьюи пытался решить вопрос о создании соответствующего метода. Образцом для него стал прагматический научный метод. Вся процедура носит экспериментальный характер, основанный на методе проб и ошибок, а важнейшая черта метода - способность самокорректировки. В концепции Дьюи, как и во всем прагматизме, процесс познания изменяет познаваемый предмет. Важнейшим принципом Дьюи считает использование только мирных средств и категорический отказ от любого насилия.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)