АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Историческая наука эпохи Просвещения в Италии

Читайте также:
  1. I СИСТЕМА, ИСТОЧНИКИ, ИСТОРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ РИМСКОГО ПРАВА
  2. I.1.6. Философия и наука
  3. II. Историческая школа права
  4. III. НАУКА И КУЛЬТУРА
  5. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  6. IX.1. Что такое наука?
  7. IX.2.Наука как особый вид деятельности
  8. IX.9.Наука и религия
  9. XVIII век – «век просвещения». Русские просветители.
  10. Адаптивное физическое воспитание как наука и учебная дисциплина
  11. Александрийская наука
  12. Американская историография Просвещения

 

Эпохи Просвещения время наибольшего упадка Италии. Особенно глубоким был упадок культуры и образования в Неаполитанском королевстве, представляющем самый глухой угол Италии, с монархическим абсолютистским режимом. Вся жизнь королевства была опутана сетью католической церкви. Иезуиты пользовались в этом государстве огромным влиянием. Душная атмосфера засилья иезуитов в школе, где они насаждали систему образования в ложно-классическом стиле с непрерывным богослужением не способствовало развитию творческой мысли человека. Это во многом определило тот факт, что идеи Просвещения очень медленно проникали на итальянскую почву, поэтому в историографии господствующем направлением оставался эрудитско-филологический подход к истории, представители которого довольствовались только внешними явлениями в истории и не стремились понять внутреннее развитие человеческого общества. Однако против такого подхода к истории выступил Джамбаттиста Вико (1668-1744) опубликовавший в 1725 г. свой основной труд «Основания новой науки в связи с общей природой народов».

Под влиянием естественно-математических наук, Вико выдвигает важное положение о едином для всех народов законе развития, которому подчинены явления в области права, литературы, языка, общественного и политического строя. Все эти явления он стремится понять не изолированно друг от друга, а в их совокупности и взаимной связи. Вико понимал исторический процесс как органический процесс. По его мнению, народы развиваются из самих себя, в силу известных внутренних законов, присущих человеческой природе. В то же время принцип внутреннего развития, по мнению Вико, установлен божеством, которое вмешивается в историю. Однако это вмешательство в конечном счёте лишь вечный идеальный закон, который управляет развитием человеческого общества.

Определяя общие законы развития человечества Вико считает, что все общества в своём развитии проходят одинаковые стадии развития – божественную, героическую и человеческую. Первая эпоха – «века Богов» - это детство человечества, когда оно находится в первобытном состоянии. Духовная жизнь у людей, по мнению Вико, пробуждается с первыми ударами грома, а далее он наивно полагает, что гром есть результат «всемирного потопа», так как после него образовались болота, озёра, значительные пространства воды, которые испаряясь, создали большое количество туч. С этим и связаны грозы. Духовная жизнь людей пробуждается благодаря тому страху, который порождается ударами грома. Страх заставил людей разбежаться по пещерам, причём отдельные мужчины захватили с собой женщин, что и привело, по мнению Вико, к возникновению семей.

Гром заставил людей признать существование какого-то страшного, сверхъестественного существа – Юпитера, или бога грома. Страх перед этим Богом дал людям представление о добре и зле, заставил людей стараться умилостивить Юпитера, тем самым создав культ этого божества. На основе культа вырастает особый мистический язык, мистическое искусство и т.д.

В эту эпоху обоготворения сил природы вся власть принадлежит тем, кто является посредниками между богами и людьми, таковыми выступают отцы семейств или патриархи. Их власть сурова, она должна приготовить грубых и диких людей к осуществлению гражданских законов.

Кроме людей, подчинённых патриархам, имеется ещё много людей – «полузвери-полулюди» - которые ведут яростную борьбу за выживание. Более слабые из них, спасаясь от сильных, ищут защиту у патриархов, которые, в конечном счёте, истребляют этих сильных разбойников. С этим Вико связывает миф о гигантомахии, о низвержении богами титанов, в частности миф о Геракле.

С этого момента Вико начинает новую эпоху – «века Героев». Люди, истребившие гигантов-разбойников, подчиняют себе тех, которые прибегли к их защите. Они заставляют их работать на себя, а для того чтобы контролировать этих зависимых (рабов), верхушка героев объединяется в государство и начинает строить укреплённые города. По мнению Вико, первая форма правления в государстве – аристократическая, так как отцы семейств-патриархи образуют главный государственный орган – сенат.

Но и «героические века» также приходят к концу вследствие того, что низшие слои, в частности плебейство, начинают всё чаще восставать против аристократии, которой приходится идти на уступки и допустить низшие слои в свою среду. Таким образом, наступает третья эпоха - «века Людей». Устанавливается новый общественный строй, созданный новым общественным классом, плебейством, - демократия. Но порок этого государственного устройства заключается в том, что при нём постоянно идёт борьба между богатыми и бедными, которая порождает гражданскую войну и анархию. Это заставляет людей, в конце концов, прибегнуть к установлению монархии, которую Вико считает наиболее идеальной формой государственного устройства. Монархия утверждается для охраны слабых, для неё характерна мягкость законов, сословия и национальности растворяются здесь в общем гражданстве.

Однако, с токи зрения Вико, и монархия несёт в себе опасности, прежде всего она уводит людей от активного участия в политической жизни и тем самым развращает и принижает людей. Это приводит к новому огрублению нравов, новому варварству, но варварству не первобытному, богатому семенами дальнейшего развития, а варварству вырождающемуся, упадочному.

Одним из выходов из создавшегося положения является завоевание таких упадочных обществ молодыми, свежими варварами, как это было с Римской империей в V в. По мнению Вико, средневековое варварство, сменившее упадочное варварство поздней Римской империи, явилось как бы новым возрождением «века Богов», с которого начинается новый цикл развития. За этим последовал новый «век Героев», который Вико видит в средневековой феодальной Европе, и затем новый «век Людей», который ему представляется в виде современности.

Итак, новый круговорот, как считает Вико, начинается в том случае, если старое, разложившееся общество завоёвано новым, свежим варварством.

Подводя итоги, мы можем отметить, что «Основания новой науки в связи с общей природой народов» - чрезвычайно своеобразная книга. Она представляет собой очень редкое и причудливое сочетание интересных интуитивных прозрений автора в отношении законов развития общества, прозрений во многом опередивших господствовавшие в историографии того времени представления, с такими совершенно ненаучными положениями, которые ставят это сочинение много ниже произведений просветителей XVIII в., решительно изгнавших из истории или сводивших понятие божества к отвлечённому философскому принципу.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)