АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дополнительные источники

Читайте также:
  1. IV. Рекомендуемые источники
  2. VII. ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ
  3. Абонентская плата и дополнительные услуги 1 страница
  4. Абонентская плата и дополнительные услуги 2 страница
  5. Абонентская плата и дополнительные услуги 3 страница
  6. Абонентская плата и дополнительные услуги 4 страница
  7. Антропогенные источники загрязнения водных объектов г. Тюмени
  8. Билет № 1. Источники изучения истории книжного дела. Их классификация.
  9. БЛОШАНСКИЙ: Нет. Речь идёт не о качестве, не о медицинской помощи. Вот эти платные роды предусматривают просто дополнительные сервисные услуги. То есть.
  10. Взаимосвязь и различия логистики и маркетинга. Маркетинг и логистика как источники синергетического эффекта
  11. Власть и влияние: понятие власти, источники власти, авторитет, доверие, лидерство и власть
  12. Внебюджетные фонды. Виды, источники формирования, порядок использования.

Я мог бы и дальше перечислять дополнительные источники и вспомогательные средства для изучения Библии. Есть несколько доступных периодических изданий по археологии, как, например, «Библейский археологический обзор» (Biblical Archaeology Review). Эти издания написаны доступным языком и распола­гают полезной информацией об исследованиях, касаю­щихся библейского изучения.

Еще одна область для вспомогательного изучения — обширное собрание литературы, сохранившейся с библейских времен. Современные данные по истории, политике, законе, драме, поэзии Древнего мира привно­сят множество деталей в наше представление о культуре тех дней. В связи с этим, возможно, вы захотите спра­виться об исторических исследованиях более древних ученых, как, например, труды Вилли Дюранта (Will Durant) о Риме и Греции или классика Альфреда Эдершейма (Alfred Edersheim) «Жизнь и время Иисуса Мессии» (The Life and Times of Jesus the Messiah). Вам может пригодиться взгляд на сравнительную историю — «Диа­грамма истории» (The Timetables of History) Бернарда Грюна (Bernard Grun) — гигантская линия времен, пронизывающая столетия.

Вы найдете более исчерпывающий список вспомога­тельного материала в конце книги в «Дополнительных источниках».

 

НАЧНЕМ

Перед вами простирается целый океан доступных и полезных источников. Итак, с чего же начать? Каким из них следует воспользоваться в первую очередь?

Я предлагаю вам начать с хорошей Библии для изучения и Симфонии. Я понимаю, что это матери­альные затраты. Однако даже эти книги сами по себе уже неплохо экипировали бы вас на изучение. У вас бы был текст Писания и список всех его слов. Вы могли бы свободно передвигаться по библейскому тексту, используя навыки, которые приобрели, упражняясь в наблюдении и толковании. А если бы вы позднее приобрели хороший библейский словарь или библей­ский справочник, а также атлас и простой однотомный комментарий, вы бы были вообще в курсе всех дости­жений библейской науки. У вас был бы основной инст­рументарий и стартовая библиотека, с помощью ко­торой уже можно многого достигнуть. Со временем ее можно пополнять. С этим минимумом средств впол­не можно если не выучить самостоятельно богосло­вие, то, по крайней мере, стать неплохим проповедни­ком, приступив к личному исследованию Библии.

При этом пусть вас не смущает такое скромное на­чало, потому что даже выдающиеся толкователи при­держиваются правила: не слишком полагаться на дополнительную информацию. В этом смысле Библия и Симфония незаменимы. Использование дополнитель­ных библейских источников не должно заменять лич­ного изучения Библии, а должно скорее стимулировать его. Порядок всегда тот же: сначала Божье Слово, а по­том дополнительные источники.

 

 

попробуйте вы

 

Раньше вы работали с Симфонией, изучая первую и вторую главы Книги пророка Даниила, в последнем задании вы обратились к библейскому словарю и биб­лейскому справочнику. А сейчас вам предстоит рассмо­треть два других дополнительных источника: атласы и комментарии.

Найдите атлас, в котором бы был показан Вавилон времен Навуходоносора. Где он находился по отношению к Израилю? Какая страна в наше время занимает эту территорию? Какое положение на мировой арене зани­мало Вавилонское царство?

Обратитесь также к общему комментарию по Ветхому Завету и к специальному (однотомному) комментарию по Книге пророка Даниила. На какие ваши вопросы они отвечают? Какую дополнительную информацию они дают?

Возможно, вам захочется вернуться к библейскому словарю или библейскому справочнику и посмотреть дополнительные разделы, относящиеся к тексту, по во­просам правительства (см. Кир), халдеям, зиккурату или пищевому рациону Вавилона.

 

 

 

ПЕРЕХОДИМ К ТЕРМИНАМ

 

В одном из мультфильмов Гари Ларсона «Далекий подход» (Far side), во время концерта в центре сим­фонического оркестра сидит человек, играющий на валторне. Указывая на нотный лист на своем пюпитре, он говорит сидящему рядом псу: «Рыжик, посмотри на все эти маленькие черненькие точечки!»

Не предстают ли многим читателей слова библейского текста просто как маленькие черные точечки, странные иероглифы, которые так и остаются непостижимыми? Иногда, имея Библию, люди не пользуются библейски­ми истинами, потому что не знают, как определить значение того, что они видят в тексте. Таким образом, они теряют те самые слова жизни, с которыми обратился к ним Бог, и это весьма трагично.

Да не будет такого с вами. Если вы делали то, что опи­сано в этой книге, то наверняка уже открыли несколько способов того, как достигнуть понимания текста Писа­ния. Самое важное, чему вы научились, — это искать термины. В этой главе я хочу помочь вам исследовать библейские термины для того, чтобы распознавать их значение.


«Термин» — это ключевое слово, которое автор использует для донесения своей основной мысли. Он может использовать это слово несколько раз, чтобы акцентировать на нем внимание читателя. Он может также поместить его на виду в каком-то важном стихе. Он может построить вокруг него историю, чтобы про­иллюстрировать его важность. Или же может вложить его в уста главного героя повествования. Но все это лишь способы подчеркнуть данное понятие, и если автор это делает, он хочет, чтобы вы обратили внимание на его термины, потому что они несут особую смысловую нагрузку. Если вы не владеете подходом к терминам, вам не удастся понять их содержания.

В этом процессе особенно помогают два из перечислен­ных в предыдущей главе дополнительные источника: Симфония и библейский словарь. Позвольте показать вам, как они могут сослужить нам добрую службу.

 

СИМФОНИЯ В ИЗУЧЕНИИ СЛОВА

Скажем, вы встречаете слово «радость» в Послании Павла к Филиппийцам. На самом деле «радость» и «радуйтесь» — ключевые термины этой книги. По­этому вы открываете Симфонию на слове «радость». Напоминаю, что Симфония должна соответствовать тому переводу Библии, с которым вы решили работать.

Сразу же бросается в глаза, что на это слово очень много сносок — как в Ветхом, так и в Новом Завете. Сама частота использования термина указывает на его важ­ность. Это слово не требует уточнения или определения. «Радость» — это не какой-то непонятный термин; это обычное слово. Вы можете классифицировать случаи употребления этого слова по категориям: «причины радости», «условия для радости», «последствия радо­сти», «виды радости» и т.д. Для проповеди уже этого может быть достаточно. Если вы хотите провести более скрупулезное изучение данного термина, вам нужно справиться о каждом отрывке, в котором он употребля­ется и оценить, как в разных контекстах трактуется зна­чение и важность понятия «радости».

Но поскольку вы концентрируетесь на Послании к Филиппийцам, обратите особое внимание на использование этого слова в следующих местах:

 

«... за всех вас принося с радостью 5479 молитву мою» (1:4).

«... для вашего успеха и радости 5479 в вере» (1:25).

«То дополните мою радость 5479... будьте едино­душны» (2:2).

«... то радуюсь 5463 5719 и сорадуюсъ 4796 5719 всем вам» (2:17).

«О сем самом и вы радуйтесь 5463 5720 и сорадуйтесь 4796 5720 мне» (2:18).

«Примите же его в Господе со всякою радостью 5479...» (2:29).

«... братия мои... радость 5479 и венец мой...» (4:1).

 

Слово «радость» и его производные (глаголы, при­лагательные и т.д.) встречаются в этом Послании намного чаще, но для примера я ограничился лишь этим набором. Вам нужно провести небольшое наблю­дение, сравнить и противопоставить различные случаи употребления этого слова. Вы даже можете расширить изучение до анализа использования слова «радость» в Посланиях Павла.

Обязательно обратите внимание на небольшие циф­ры в каждой сноске. Это номера по Симфонии Стронга, под какими каждый библейский термин обозначен в своем греческом значении. Для слова «радость» в По­слании к Филиппийцам 1:4 это 5479. Эти номера позволят вам узнать специфику значения слова, пере­веденного в вашем тексте Библии как «радость». В Симфонии с греческим ключом вы найдете, что 5479 это слово «хара», означающее «радость» или «восхище­ние». Оно происходит от греческого глагола «хайро» — «радоваться» или «быть довольным».

А как быть с 4796? Это слово «сюгхайро», явно однокоренное слову «хайро», но только с приставкой «сюг», которая окрашивает его значение. Симфония говорит нам, что оно означает «радоваться с» или «сорадоваться». Итак вы убеждаетесь в точности вашего пе­ревода слова «сорадоваться». Следовательно, в обоих случаях, упомянутых в Послании к Филиппийцам 2:17-18 Павел говорит чувстве радости, разделяемом с другими. Это довольно ясно видно из самого текста, однако Симфония к греческому тексту поможет вам и в том случае, когда что-то бывает и не столь ясно. Поэтому хотя вы и не знаете языка оригинала, на своем уровне вы вовсе не ощущаете недостатка.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМФОНИИ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ НЕПОНЯТНЫХ СЛОВ

Симфонию можно также использовать для того, чтобы исследовать непонятные ссылки. Например, предположим, что вы изучаете Третью и Четвертую книги Царств, и в Третьей книге Царств 11:7 вы встречаете имя «Молох»: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости аммонитской».

Что это за слово «Молох»? Текст говорит, что это был мерзкий идол, и что Соломон явно построил жертвен­ник для поклонения ему. Вы принимаете решение про­вести небольшое сравнительное изучение. Вы смотрите слово «Молох» в Симфонии — и находите, что оно восемь раз встречается в Ветхом Завете и ни разу в Но­вом. Это что-то говорит вам о временном промежутке, в который культ Молоха был популярен?

Вы замечаете также, что пять из восьми сносок нахо­дятся в Книге Левит, одна — в Третьей книге Царств, одна — во Второй книге Царств и еще одна — в Книге пророка Иеремии. Это должно привлечь ваше внимание ко времени написания Книги Левит. Далее, рассматри­вая сноски, вы обнаруживаете, что в четырех случаях из пяти поклонение этому идолу имело прямое отно­шение к человеческим жертвоприношениям. Поэтому у вас уже есть какое-то представление о том, почему Молох называется «мерзким идолом». Люди приносили ему в жертву своих детей. И видно, что Соломон тоже приобщился к этому.

Из всех рекомендованных инструментов, изучая библейские термины, вы чаще всего будете обращаться именно к Симфонии. Она идеально подходит для изуче­ния слов, потому что указывает их местонахождение в тексте. Она также помогает в задаче сравнения Писа­ния с Писанием, а это лучший способ понять значение библейских терминов. Поэтому, если вы можете позво­лить себе на первых порах приобрести только один из дополнительных источников для изучения Библии, пусть это будет полная Симфония, согласующаяся с ва­шим переводом Библии. Со временем это вложение окупится сторицей.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИБЛЕЙСКОГО СЛОВАРЯ

Библейский словарь представляет собой еще один инструмент для исследования терминов Писания. Ранее я упоминал «Расширенный словарь новозаветных слов» Вайна. Давайте обратимся к нему для изучения слова «земля».

Помните наши наблюдения над Книгой Деяния апостолов 1:8 (глава 6)? В нем Иисус сказал Своим ученикам, что они должны нести Евангелие «до краев земли». Тогда я говорил, что слово «земля» означает населенную часть суши. Как я узнал это? Посмотрел в словаре Вайна.

Вайн дает сравнительный обзор слова «земля». Он показывает, что есть два греческих слова, обычно пере­водимых как «земля»: «ге» и «ойкумэне».

«Ге» использовалось для описания пяти основных понятий: земля как пахотная часть суши; земля как целое или мир (в противопоставление небу); населен­ная земля; страна или территория; почва или суша. Основываясь на отличном знании древнегреческого языка, Вайн перечисляет стихи из Нового Завета на каждое из этих значений. В Книге Деяния апостолов 1:8 приводится третье значение: «населенная земля».

Интересно заметить, что все сноски из Евангелия от Луки и Книги Деяния апостолов припадают на третье значение, и ни одна на какое-то другое из всех пяти. Также шесть из девяти сносок, перечисленных под значением «населенная земля», находятся в Книге Деяния апостолов. Итак, слово «земля» является реша­ющим термином для евангелиста Луки. И всякий раз используя его, он подразумевает «населенную землю». Его важность для Книги Деяния апостолов придает весомость нашему предположению, что Книга Деяния апостолов 1:8 представляет основную мысль всей книги. Иисус говорит Своим последователям идти в населенную землю, и именно туда они и идут.

Другая часть информации, которую дает Вайн, это слово «ойкумэне», которое тоже определяет населенную землю. И он делает такую сноску: «Оно переводится как „мир" везде, где оно имеет это значение; только в Евангелии от Луки 21:26 оно сохранено как есть, и переводится как „земля"» (курсив автора). Очень ин­тересно. И снова мы видим, что Лука всегда имеет в виду населенную землю. Какой же напрашивается вывод о цели этого двухтомного повествования?

Слова — это основной «строительный материал» языка, своего рода «кирпичики». Для того чтобы по­нять любой литературный отрывок, необходимо под­ходить к терминам вместе с автором; вам нужно толковать использованные им слова, исходя из того, в каком именно значении он их употребляет. Кон­текст каждого из них точно указывает, какое из воз­можных значений он предпочитает использовать. При этом симфонии и библейские словари представ­ляют собой бесценные вспомогательные источники. Бывает, что значение слова не совсем ясно — например, в случае с употреблением слов в их переносном значе­нии. Мы рассмотрим этот вопрос в следующей главе.

 

попробуйте вы

 

В этой последней части изучения первой и второй глав Книги пророка Даниила мне бы хотелось, чтобы вы провели изучение двух слов, использование которых важно для толкования этого отрывка. Первое слово — «оскверняться», мы находим его в Книге пророка Даниила 1:8: «Даниил положил в сердце своем не осквер­няться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь, и потому просил начальника евнухов о том, чтобы не оскверняться ему».

Второе слово « последние дни» из Книги пророка Даниила 2:28: «Но есть на небесах Бог, открывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни. Сон твой и видения главы твоей на ложе твоем были такие...»

Используйте Симфонию, чтобы найти необычные случаи употребления этих слов в Библии. Что вы можете узнать из этих дополнительных текстов? А затем найдите слова «оскверняться» и «последние дни» в библейском словаре и посмотрите, что вы еще обнаружите о значении и важности этих терминов.

 

 

РАСПОЗНАВАЯ ПЕРЕНОСНЫЙ СМЫСЛ

 

Старый-престарый человек лежал на смертном одре в присутствии своих двенадцати сыновей. Его глаза уже не видели, но внутренний взгляд был все еще остр. Зная, что его время приближается, он собрал сыновей, чтобы рассказать о своем видении будущего для каж­дого из них. С почтением, они стояли в молчаливом ожидании. Наконец старик заговорил: «Подойдите ближе, мои дети. Послушайте внимательно, что скажет вам отец».

Собравшиеся потомки склонились над ним, напря­женно прислушиваясь к слабому голосу. Старший сын Роман расположился у изголовья. Именно к нему перво­му обращался хриплый голос.

«Ты был всегда первым, Роман, моя радость и гор­дость. Но ты кипящая вода. Больше ты не будешь первым».

Первенец рода опустил голову, скрывая борющиеся в нем чувства гнева и стыда. Но он не осмелился что-либо ответить. Не останавливаясь, старик продолжал.

«Семен и Леонид, вы — воры и убийцы. Я не остав­ляю вам благословения, а только проклятие».

«Иван, ты — молодой лев, поэтому ты будешь править и тебе поклоняться братья твои».

«Владимир — морской порт, в котором корабли будут находить для себя гавань».

«Захар — просто дикий мул. Довольствуясь всяким, кто кормит тебя, будешь работать, как наемник».


«Данил, ты — змея, лежащая на дороге. Ты будешь нападать на своих братьев и будешь их судьей».

«Георгий, банда нападет на тебя, но ты прогонишь ее».

«Александр, ты любишь отборное мясо. Будешь про­водить свои дни, готовя для других, но сам не будешь есть».

«Фома — могучий дуб, раскинувший ветви».

«Алексей, ты — мое дерево на берегу полноводной реки. Ты будешь расти, и процветать, и затенять всех своих братьев. К тебе перейдут благословения моего отца и через тебя эти благословения будут переходить к моим потомкам».

«Евгений, мой последний сын — хищный волк, голодный и дикий. Целыми днями ты будешь уби­вать, а по ночам ты будешь поглощать».

Внезапно он остановился, и наступила гнетущая тишина. Никто не шелохнулся. Каждый сын размыш­лял над сказанными в его адрес словами. Они даже не заметили, что с последними словами могучий патриарх уронил голову на грудь и испустил последний вздох.

 

 

Как говорится

Что можно вынести из этой библейской истории? Ах, да, я кажется, забыл вам сказать. Это свободное изложе­ние сорок девятой главы Книги Бытие, в котором Иаков, собрав двенадцать сыновей, предсказывает буду­щее каждому из них.

Если вы прочтете это повествование, то заметите странные описания, приписываемые некоторым из них: Иуда назван «молодым львом» (ст. 9); Завулон сравнивается с «пристанью корабельной» (ст. 13); Иссахар — «осел крепкий» (ст. 14); Дан будет «змеем на дороге, аспидом на пути» (ст. 17); Неффалим — «теревинф стройный» (ст. 21); Иосиф — «отрасль плодоносного дерева над источником» (ст. 22); Вени­амин — «хищный волк» (ст. 27).

Встает несколько вопросов: «Как нам понять по­добные высказывания описаний? Можно было бы предположить, что что-нибудь в этом роде сказал бы своим сыновьям Ной после того, как они целый год просидели с ним взаперти в ковчеге; но слышать эти слова из уст Иакова? Должны ли мы буквально вос­принимать их? Если нет, то почему нет? Как нам рас­познать, когда в Писании на самом деле представлена действительность, а когда эта действительность просто описывается метафорическим языком?».

Речь здесь идет о переносном смысле слов. Все мы зна­комы с образными выражениями речи. Мы постоянно используем метафоры: «Я чуть сквозь землю не прова­лился от смущения»; «Кажется, меня вызовут на ко­вер»; «Они живут как кошка с собакой»; «Он меня до смерти утомил»; «Не выноси сор из избы»; «У него золо­тые руки».

В этом смысле библейские писатели и персонажи ничем не отличались от нас. Они переплетали изложе­ние фактов живыми образами и сравнительными оборо­тами. Давид говорит, что человек, который следует Божьей воле, будет как дерево, а нечестивый — как пыль или «прах» (Пс. 1:3-4). Жених в Песне Песней 2:1 называет себя «нарциссом Саронским и лилией долин», невеста называет своего жениха газелью или молодым оленем, который «скачет по горам, прыгает по холмам» (2:8-9). Иисус называет Ирода «лисицей» (Лк. 13:32), фарисеев «гробами окрашенными» (Мф. 23:27), а Своих учеников Иакова и Иоанна — «сынами грома» (Мк. 3:17). Павел называет некоторых лже­учителей «псами» (Флп. 3:2).

Конечно же, библейский язык метафор может быть и более изысканным и даже выходить за пределы вер­бального языка, переходя к символическому использо­ванию предметов или действий. Бог сказал Иеремии купить глиняный кувшин, показать его старейшинам и сказать пророчество против них, после чего разбить его, таким образом символизируя то, что Бог собирался сделать с народом (Иер. 19). Осии было сказано взять в жены женщину легкого поведения в качестве символа верности Бога к Своему народу по отношению к невер­ности последнего (Ос. 1:2-9; 3:1-5).

Когда мы подходим к Откровению Иоанна, то стал­киваемся с очень необычным языком. Небесный пра­витель представлен как камень яспис, окруженный радугой (4:3). Иоанн видит Агнца, имеющего «семь рогов и семь очей» (5:6). Он видит также выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами (13:1). И в конце книги перед нами предстает целый город, сходящий с небес, достигающий в длину более пяти миллионов километров (21:16).

Эти факты делают чтение интересным. Но что они значат? Как нам истолковать их в процессе изучения Библии? Как знать, когда нам понимать Библию бук­вально, а когда — в переносном смысле?

Я дам вам десять принципов для понимания пере­носного смысла. Но, прежде всего, давайте убедимся, что мы понимаем разницу между «буквальным» и «пере­носным» смыслами. Люди говорят о «буквальном тол­ковании Писания». Значит ли это, что в сорок девятой главе Книги Бытие они видят Иуду в виде настоящего молодого льва? Или Иосифа в форме дерева, растущего в устье реки, с корнями, уходящими глубоко в землю? А может, они видят ужасного волка — Вениамина? Если бы это было так, то стоило бы обратиться к хоро­шему психиатру.

В действительности же, когда речь идет о «букваль­ном толковании» Библии, подразумевается, что мы принимаем язык в его обычном разговорном употреб­лении, понятном большинству людей. Новый Завет был написан на разговорном диалекте простого народа, который использовался в повседневной жизни. Это очень простой и доступный способ выражения. Как некто сказал: «Когда простой смысл Писания понятен, не ищите никакого другого».

Итак, в соответствии с этим принципом, когда Иисус говорит нам «отдавайте кесарево кесарю» (Лк. 20:25), нам не следует искать какое-то скрытое значение или сложное толкование этих слов. Все намного проще: Он говорит лишь об уплате налогов. С другой стороны, когда Иисус называет Ирода «лисицей», понятно, что Он не говорит, что этот человек вдруг превратился в животное. Он говорит в переносном смысле, сравнивая Ирода с этим хитрым существом.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.009 сек.)