АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Информационный терроризм со стороны СМИ: целенаправленное формирование культа насилия

Читайте также:
  1. D. Формирование структуры отдела
  2. E) формирование правительства из членов партии, располагающих большинством мест в Парламенте
  3. I. Формирование дисциплины.
  4. I.2 Реформирование и современная структура банковской системы РФ.
  5. II. Левая и правая стороны
  6. IV. Информационный блок.
  7. SWOT-анализ и формирование на его основе стратегии бизнеса
  8. V. Операции в пользу мира в информационный век
  9. А) стихийные бедствия, терроризм, войны
  10. Активная и пассивная стороны бесконечности
  11. АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ В ПРОЦЕССЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  12. АЛГОРИТМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕМ ПРИБЫЛИ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Павлова Е.Д.,

Российский гос. гуманитарный университет, Москва

 

СМИ обладают значительным потенциалом психологического воздействия на сознание и поведение масс. И от того, какие именно идеи, мнения, ценности прививают, пропагандируют, а порой и навязывают масс-медиа, во многом зависит умонастроение в обществе. В современных условиях особенно важно, призывают ли СМИ к толерантности, ненасильственным способам решения социальных противоречий или же пропагандирует силовые методы решения споров и конфликтов. Сегодня особую тревогу вызывает чрезмерная демонстрация СМИ насилия и образов смерти, цинизм и жестокость которых превосходит все допустимые нравственные барьеры. Специалисты до сих пор не могут дать точного ответа, как в действительности действует на психику человека изображение насилия: провоцирует ли оно подражание или же, напротив, вызывает неприятие агрессии. И есть ли в современном обществе тенденции, которые в будущем позволят снизить массовое тиражирование насилия и заставят человечество вернуться к пропаганде гуманистических ценностей. Очевидно, что с помощью простого запрета этой проблемы не разрешить, поскольку она давно уже имеет глобальный характер и вышла на межгосударственный уровень. Кроме того, именно запрет, как правило, и провоцирует повышенный интерес к теме.

Формирование культа насилия становится возможным благодаря обрушиванию потока образов смерти, демонстрируемых в СМИ. При этом жертвы информационного манипулирования (особенно дети и подростки) видят результаты насилия крупным планом, они, так сказать, «сидят в первом ряду». Подобное столкновение лицом к лицу с агрессией увеличивает вероятность агрессивных действий со стороны наблюдателя.

Мы провели контент-анализ фильмов, транслируемых ОРТ и РТР, НТВ и Ren-TV, ТВ-6 и СТС в прайм-тайм на протяжении марта и апреля 2006 г. В случайном порядке нами было отобрано 30 фильмов, которые были записаны на пленку (около 36 часов). Результаты контент-анализа следующие. Сцены насилия отсутствовали лишь в одном из 30 фильмов, оказавшихся в выборке. В среднем на один фильм приходится около 7 сцен насилия. Суммарная продолжительность сцен насилия в одном фильме колеблется в диапазоне от тридцати секунд до 28 минут. Продолжительность среднестатистической сцены насилия – почти 7 минут. В каждом втором фильме насилие совершают как минимум 6 персонажей, в каждом четвертом – 17 персонажей. О чем говорят приведенные факты? Они говорят о том, что далекие от традиций отечественной культуры принципы кинематографической «убийствологии» ежедневно внедряются в сознание миллионов людей. Поэтому не случайно, что перед взором любителей кино, включая детского зрителя, на телеэкране предстает, по сути, картина некоего маргинального, апокалипсического мира, в котором агрессия и насилие выступают не как социальная патология, а как приемлемый способ решения конфликтов. И это существенный момент для понимания реального воздействия фильмов с насилием.

Справедливости ради отметим, что наряду с манипулированием образами смерти масс-медиа предпринимают и серьезные попытки осмыслить и объяснить насилие в его истоках, проявлениях и последствиях. Подтверждений тому великое множество. Уместно, например, сослаться на фильм С. Бондарчука «Они сражались за Родину» (1975), где сцены насилия являются необходимым элементом кинематографического исследования характера русского солдата. Можно вспомнить фильм американского режиссера О. Стоуна «Взвод» (1986). Режиссер, сам переживший ужасы вьетнамской войны, посредством фильма показывает зрителю, что происходит с обычным человеком, когда война неумолимо ставит его вне рамок культуры с ее гуманистическими ограничениями, превращает его в мишень, в объект охоты, подлежащий безжалостному уничтожению. Но в подобных произведениях насилие отнюдь не выдвигается на передний план повествования. Напротив коммерческое кино, а вместе с ним и коммерческое телевидение, сознательно и методично устраивают для зрителя ловушки экранного насилия. При этом насилие на телеэкране исходит не только от антигероев, но и от положительных (!) персонажей. Наказывается же насилие со стороны положительных персонажей в основном массиве фильмов либо редко, либо вообще не наказывается. Выходит, масс-медиа исподволь навязывают и утверждают в массовом сознании модель взаимоотношений «око за око»?

Суть затронутой социокультурной проблемы состоит не столько в телевизионном тиражировании образов насильственного мира, сколько в эффекте воздействия этих образов. Современные СМИ настолько часто показывают сцены убийств и смерти, что решение социальных конфликтов путем насилия и агрессии перестает быть чем-то из ряда вон выходящим. Подобное «моральное обезболивание» пробивает брешь в духовной защите человека, и через эту брешь можно внедрить самые разные установки. Гоняясь за любой возможностью показать смерть, субъекты деструктивного влияния целенаправленно разрушают систему жизненных норм и ценностей личности, коллапс которой зиждется на возбуждении интереса человека к «комплексу Танатоса». В свою очередь, коллапс духовных ценностей – важный этап в разрушении ядра нравственности и снятии психологических защит против манипуляции. С этой целью безнравственность возводится информационной системой в норму.

Истоки агрессивности коренятся в эстетике, стиле, языке построения телепередач, которые ввели в практику агрессивные, порой кажущиеся безумными, заставки (дерущиеся деды-морозы, разбивающие автомобили мужчины и т.д.). Эфир заполняется нагнетающими нервозность и агрессивность новостями, где тема разрушения и гибели становится доминирующей. Действительно, бесчинства и бунты, взрывы, убийства, угоны самолетов, резня и акты насилия получают больше эфирного времени в информационной системе, нежели другие истории. СМИ склонны сосредотачиваться на насильственных действиях различного рода персонажей потому, что акт насилия является более захватывающим для показа, чем изображение людей, ведущих себя мирно и дисциплинированно. Показ трупов, превращение их в своеобразный реквизит, атрибут повседневной действительности, демонстрация отрезанных голов и т.д. – потрясающее насилие над массовым сознанием.

Зрелище смерти вводится информационной системой в дом каждой семьи вне всяких норм в огромных количествах публикаций, фильмов, радио- и телепередач в самом неприглядном виде. Обрушивание на массовое сознание потока образов смерти (катастрофы, похороны, убийства, морги) проводит к погружению сознания миллионов людей в состояние непрерывного агрессивного шока.

По сути, информационный терроризм со стороны масс-медиа направлен на формирование «культа насилия», когда агрессия и жестокость становятся приемлемым и даже оправданным типом жизни для значительной части населения. «Прививка жестокости» происходит за счет создания потока штампов агрессии, которые легко потребляются, но из которых выхолощена суть. Они обладают гипнотическим действием и формируют суррогат мнения о насилии, подавляя при этом всякую творческую, духовную активность человеческого сознания. Последствия этого процесса находят свое выражение в снижении чувствительности человеческого сознания к агрессии (феномен равнодушного отношения к жертвам насилия), ослаблении сдерживающих агрессию сил (синдром растормаживания), деформировании восприятия действительности (эффект враждебности). В результате генерирование жестокости и насилия вкупе со снижением уровня нравственного самосознания, коллапсом жизненных норм и ценностей, эскалацией агрессии представляет собой определенное условие для синтеза феноменального продукта деструктивного воздействия СМИ – массового сознания деструктивного типа. Синтез массового сознания деструктивного типа обуславливает и соответствующее ему девиантное поведение масс, которое угрожает целостности и сохранности общества как такового. Изменение этой тревожной тенденции требует и индивидуальных корректирующих усилий, и усилий группового действия, направленных на изменение функционирования всей системы СМИ.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)