АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УЧЕНИЕ ВТОРОИСАИИ

Читайте также:
  1. B. обучение образам правого полушария
  2. II. получение наслаждения
  3. III. Знание о субстанции или учение о первой сущности
  4. III. Современное традиционное обучение (ТО)
  5. III.2.1. Первый (ионийский) этап в древнегреческой натурфилософии. Учение о первоначалах мира. Миропонимание пифагореизма
  6. А) Первичное обучение
  7. Аристократическое учение о государстве и праве Ф. Ницше.
  8. Атомистическое учение Демокрита
  9. Атомно-молекулярное учение
  10. Б) Обучение на рабочем месте.
  11. Безвозмездное получение основных средств.
  12. Бета-излучение изотропных источников

 

Пророк, живший в конце вавилонского плена, считал своей первоочередной

задачей дать утешение и вселить веру в страждущих. "Утешайте, утешайте

народ мой, говорит бог ваш" (Ис. 40:1). Иудейский народ немало выстрадал в

плену, теперь настало время, когда Яхве покончит с рабством и вернет свой

народ на родину. "Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что

исполнилось время борьбы его, что за неправды его сделано удовлетворение,

ибо он от руки Яхве принял вдвое за все грехи свои" (Ис. 40:2). Сам Яхве

придет за своим долго страждущим народом, чтобы повести его на родину.

Причем он сделает это с такой нежностью, с какой пастух ухаживает за своим

стадом: "Как пастырь он будет пасти стадо свое, агнцев будет брать на руки

и носить на груди своей и водить дойных" (Ис. 40:11).

Утешая и поддерживая народ, пророк продолжает развивать учение о Яхве,

сформулированное в общих чертах первым Исайей. Яхве является абсолютной

силой, вершащей судьбу человечества и вселенной, "он есть тот, который

восседает над кругом земли, и живущие на ней - как саранча перед ним, он

распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья. Он

обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли" (Ис. 40:22 -

23). Яхве не похож ни на что земное, и его нельзя изобразить. "Итак, кому

уподобите вы бога? И какое подобие найдете ему?" (Ис. 40:18).

Всемогущество Яхве является залогом того, что у него достаточно силы

вернуть свой народ на родину, используя в качестве средства даже чужого

правителя (в данном случае персидского царя Кира), о котором он говорит:

"Пастырь мой и он исполнит всю волю мою" (Ис. 44:28).

Залогом того, что Яхве освободит сынов Израиля, является выбор им

одного народа, потомков Авраама, которых он назвал своими и обеспечил им

особую судьбу, хотя и является богом всего земного: "А ты, Израиль, раб

мой, Иаков, которого я избрал, семя Авраама, друга моего... я избрал тебя и

не отвергну тебя... не бойся, ибо я с тобою, не смущайся, ибо я бог твой, я

укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды моей" (Ис.

41:8 - 10).

Второисаия был последовательным выразителем идеи единобожия,

монотеизма, он же развивал идею о мессии. Именно в его главах Книги пророка

Исайи мессия, помазанник, является послушным слугой Яхве в противовес

мятежникам, выступающим против бога. Таким слугой мог стать и Кир, слуга

Яхве, который, подчиняясь богу, позволил израильтянам вернуться на родину.

Слугой Яхве является и сам избранный народ, если он выполняет законы Яхве и

служит ему, даже находясь среди чужих народов. Неизвестный пророк называет

слугами Яхве все значительные фигуры в прошлом, настоящем и будущем Израиля

(в том числе и самого себя), которые ставили служение Яхве превыше всех

других дел, за что жизнь их была полна страданий, а в будущем ждало

мученичество.

В книге пророка имеются четыре песни, в которых вырисовываются черты

личности, призванной осуществить особые обетования Яхве в неизвестном

будущем. Этот слуга станет избранником Яхве, будет наделен им особой

властью и чувством справедливости по отношению к обездоленным. Свое задание

он выполнит тихо, скромно и мирно: "Не возопиет и не возвысит голоса

своего, и не даст услышать его на улицах, трости надломленной не переломит,

и льна курящегося не угасит, будет производить суд по истине" (Ис. 42:2 -

3).

Первая песнь (Ис. 42:1 - 9). Основной задачей этого слуги Яхве станет

возвращение сынов Израиля на родину. Миссия его, однако, более

универсальна. Он должен донести дары Яхве до всех народов мира: "И он

сказал, мало того, что ты будешь рабом моим для восстановления колен

Иаковлевых и для возвращения остатков Израиля, но я сделаю тебя светом

народов, чтобы спасение мое простерлось до концов земли" (Ис. 49:6).

Вторая песнь (Ис. 49:1 - 6). Слуга Яхве вынужден принести себя в

жертву, стать мучеником во имя успеха своей миссии. Вероятно, оттого, что

мессианские обещания касаются не только колена Авраама, у слуги Яхве

появляются противники, приносящие ему немало страданий. Напрасны ссылки на

то, что он последователь Яхве, что сам бог вложил ему в уста свое учение:

"Я предал хребет мой биющим и ланиты мои поражающим, лица моего не закрывал

от поруганий и оплевания" (Ис. 50:6).

Третья песнь (Ис. 50:4 - 9). Наконец слуга Яхве берет на себя все

страдания человечества, чтобы исцелить его от ран. Без слова упрека

выдержит все испытания, добровольно принеся себя в жертву, чтобы освободить

людей от последствий зла: "Но он изъязвлен был за грехи наши и мучим за

беззакония наши, наказание мира нашего было на нем, и ранами его мы

исцелились" (Ис. 53:5). Жизнь и страдания слуги станут жертвой

умилостивления, которая приведет к очищению многих людей. В качестве

награды за принесение себя в жертву слуга Яхве увидит "потомство

долговечное", и воля Яхве будет исполняться его рукой. "На подвиг души

своей он будет смотреть с довольством, чрез познание его он, праведник, раб

мой, оправдает многих и грехи их на себе понесет. Посему я дам ему часть

между великими..." (Ис. 53:11 - 12).

Четвертая песнь (Ис. 52:13 - 53:12). Сформулированное Второисаией

учение о "страждущем слуге Яхве", "о муже страданий" существенно изменяет

сложившееся ранее представление о мессии. Если ранее мессия представлялся

как царь-победитель, сумевший укрепить пошатнувшийся престол Давида и

уничтоженное царство, то здесь он выступает как великий мученик будущего,

который, вполне возможно, и не будет царем, а выйдет из рядов ничтожных,

презренных людей.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)