АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Киренская школа

Читайте также:
  1. Iван Петрович Котляревський (1769-1838) і його школа
  2. Август. Мозговой штурм «Замечтательная школа»
  3. Австрійська школа граничної корисності
  4. Австрійська школа.
  5. Американська школа.
  6. Английская школа
  7. Афинская школа.
  8. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  9. Барканов М.Б. Технология и организация строительства и ремонта зданий и сооружений. – Москва «Высшая школа» 1985.
  10. БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЕ И КАЗАНСКАЯ ЛИНГВСИТИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  11. В своей заключительной колонке экономист Александр Аузан объясняет, какие ценности мешают российской модернизации и как школа, суд и общество потребления могут ей помочь.
  12. В УрФУ открылась первая немецко-российская летняя школа «Корпоративные коммуникации». Приехали студенты из Германии

 

Основателем гедонической школы был Аристипп, софист из Кирены, богатой греческой колонии на африканском берегу. В Грецию его привлекла слава Сократа, одним из ревностных почитателей которого он и сделался. Но и сблизившись с ним, Аристипп не отказался от своих собственных морально-фи­лософских воззрений и после смерти учителя развил их еще да­лее.

Цель жизни в наслаждении, благо человека в удовольствии, и счастье достигается путем разумного сознательного поведения, направленного к этой цели. Философия есть практическая нау­ка счастья, искусство наслаждаться, и Аристипп был художником этого искусства, виртуозом в своем роде. Чтобы не увлекаться такими наслаждениями, которые влекут за собою большое стра­дание, человек должен господствовать над собою, должен уметь производить правильную расценку удовольствий. Этой-то расценке Аристипп и хотел научиться у Сократа. Во многих дру­гих его воззрениях заметно резкое влияние софистов. Достовер­но, что еще на родине он усвоил учение Протагора. До знаком­ства с Сократом он сам был "преподавателем добродетели" и после смерти его долгое время проживал в разных частях Греции в качестве странствующего софиста.

Аристипп признавал вместе с Антисфеном, что цель фи­лософии исключительно практическая и что теоретическое по­знание невозможно. Аристепп также выработал себе оригиналь­ную скептическую теорию, по-видимому, под влиянием Прота­гора. Его можно назвать основателем сенсуализма. Он учил, что

 


Глава XII. Сократические школы 313

каждый человек находится в плену у своих внутренних ощу­щений, подобно гражданам осажденного города; как они знают лишь то, что делается внутри стен, так и человек познает лишь свои собственные " ______ ", ограничен лишь своими субъектив­ными ощущениями; он не может выйти из своей кожи, как гово­рил впоследствии Кондильяк, глава французскаго сенсуализма XVIII в. Мы не знакомы с внешними причинами, ибо наши ощу­щения – это все, что мы знаем о вещах; помимо ощущений мы ничего знать не можем, они одни только нас и касаются. Ощу­щения же суть лишь восприятия наших внутренних субъектив­ных состояний. Мы ощущаем сладость, белизну; но мы не знаем, сладок ли был тот предмет, который производит в нас эти ощущения. И так как ощущения совершенно субъективны, то мы ничего не можем знать ни о внешних вещах, ни об ощущениях других людей; да и какое нам дело до них, если они не имеют для нас практического значения? Какова бы ни была причина извест­ного факта, ощущение наше, обусловливаемое им, остается неизменным. Трудно судить, насколько последовательно усвоил Аристипп эту чисто скептическую точку зрения; возможно, что он, подобно другим сенсуалистам, соединял ее с материалис­тическими представлениями, как это делал, например, уже Про-тагор, если его скептицизм связывался с атомистической теорией истечений или Гераклитовым учением о всеобщем движении. На основании свидетельства Плутарха (Non posse suav. vivj sec. Ер. 4) видно, что в позднейшей киренской школе принималось ато­мистическое объяснение чувственных восприятий и самих воспо­минаний и представлений; равным образом несомненно, что самые ощущения уже Аристипп объяснял как движения ощу­щающего. В своем "Теэтете" Платон подвергает критике сен­суалистическое учение, основанное на Гераклитовом учении о все­общем изменении или движении, и в этой критике не без основа­ния видят полемику против Аристиппа. Но как бы то ни было, сенсуалистический скептицизм Аристиппа имеет для него само­го не столько теоретический, сколько практический интерес – в качестве обоснования его этики. Мы ничего не знаем, кроме ощу­щений, и, кроме них, ничто для нас не существует, да и не имеет


Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

интереса. Для нас имеет значение лишь то, приятно или неприят­но ощущение, и наша цель – получить как можно больше прият­ных ощущений и как можно меньше ощущений неприятных. Этому нас учит и сама природа, ибо все твари ищут наслажде­ния и избегают страдания. При этом, если мы будем смотреть на вещи без предрассудков, то поймем, что естественная цель человека есть удовольствие, удовольствие же состоит в положи­тельном наслаждении, а не в простом отсутствии страдания, как впоследствии признавал Эпикур.

Всякое ощущение есть внутреннее движение ощущающего: всякое нормальное, нежное, ровное движение причиняет удоволь­ствие; всякое чрезмерное, порывистое, грубое волнение произво­дит страдание. Удовольствие зависит от нормального волнения или движения наших чувствующих органов, страдание – от чрез­мерных потрясений нашей чувственной организации. В состоя­нии покоя или слишком слабого движения мы не испытываем ни удовольствия, ни страдания. Позднее Эпикур, следуя Демокриту, учил, что наслаждение носит отрицательный характер отсутст­вия страдания, что счастье заключается в спокойствии духа. По Аристиппу, такое безразличное, бесчувственное состояние бьшо бы подобно сну. Наслаждение есть положительное удовольствие – приятное возбуждение (______ __ ______), по необходимости кратковременное (____________ ___________), т.е. частное удоволь­ствие (______ ________), ограниченное настоящим: прошедшее и будущее не в нашей власти. Раскаяние столь же бесплодно, как и несбыточные надежды или страхи за будущее. Не надо думать о прошедшем, терзаясь бесплодными сожалениями; не надо му­читься страхами за будущее или обольщать себя несбыточными надеждами: только настоящее нам принадлежит, прошедшее и будущее не в нашей власти. Поэтому надо ловить момент и поль­зоваться настоящим, не заботясь о завтрашнем или вчерашнем дне. Ибо не воспоминания или надежды, а только настоящие наслаждения услаждают нас действительно. Постоянное созна­ние удовольствия, продолжающееся всю жизнь, было бы, разу­меется, желательно, но оно недостижимо и потому не может быть конечной целью. Осуществление такой цели превышает силы

 


Глава XII. Сократические школы 315

человека и предполагало бы много трудов и лишений для приго­товления будущих отдельных наслаждений. Счастье ценно для нас лишь как сумма отдельных удовольствий – настоящих, прошедших и будущих; сами по себе только эти отдельные удо­вольствия имеют цену. Невозможно последовательнее развить принципы чистого гедонизма.

Наиболее сильные удовольствия суть чувственные, физиче­ские. Поэтому и преступников наказывают преимущественно фи­зическими лишениями и страданиями. Правда, есть духовные нас­лаждения, которые возбуждают в нас искусство, дружеское обще­ние с людьми, патриотизм; но и эти наслаждения следует ценить лишь по степени реального, ощутимого удовольствия, ими доставляемого. Поэтому физические удовольствия, как наиболее интенсивные, все-таки всего желательнее. Понятия справедливого и несправедливого, постыдного и похвального – все условны, искусственны (_________, ______ _____ ________), хотя благоразумный человек и не будет преступать их из-за тех наказаний и неприят­ностей, которые он может таким образом навлечь на себя. Хоро­шо все.что может служить средством к наслаждению; дурно все, что лишает нас его; но прежде всего следует дорожить только целью и не принимать внешние средства за самую цель, для дос­тижения которой нужна лишь рассудительность, находчивость и внутренняя свобода.

Для того чтобы достигнуть цели – наибольшего наслажде­ния жизнью, человек нуждается прежде всего в разуме, рассуди­тельности (____________). Она нужна нам, прежде всего, для правиль­ной расценки благ и зол; во-вторых, для того чтобы указывать и доставлять нам наиболее верные средства для наших целей и обеспечить наш успех в общении с людьми; в-третьих, она нуж­на нам для того, чтобы ясно сознать цель нашей жизни и изба­виться от всякого рода социальных, нравственных и религиоз­ных предрассудков, которые мешают нам ее преследовать, от всякого рода страстей, которые возникают из ложного понима­ния счастья и потому извращают нашу деятельность: таковы любовь и вражда, зависть, привязанность к людям, вещам, почес­тям, богатствам, от которых наше счастье, в сущности, не зависит.


316 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии_______

Мудрость состоит, таким образом, в том, чтобы пользо­ваться всеми благами жизни, наслаждаться ею, приноравливаясь к обстоятельствам, господствуя над ними и над самим собою, сохраняя внутреннюю свободу или независимость. Но, в проти­воположность киникам, Аристипп полагает, что мудрость нужна нам не для воздержания от удовольствий, а для того, чтобы не отдаваться им во власть и господствовать над ними настолько, чтобы во всякое время быть в силах свободно от них отказаться и не злоупотреблять ими. "____ _____ _________ ", – говорил Арис­типп про свою любовницу, знаменитую гетеру Лаису: его пра­вилом было – sibi res, non se rebus subjungere. Поэтому мудрость, как богатство, не есть цель сама по себе, но желательна ради счастья и наслаждений, недостижимых без ее помощи. Философ счастливее других потому, что он умнее, находчивее, ни в каком затруднении он не потеряется. Уменье обходиться со всяким (__ ________ ____ __________ ________) есть, по Аристиппу, один из самых существенных результатов философии. По Диогену, философия научает человека разговаривать с самим собою; по Аристиппу, она научает разговаривать и обходиться с другими.

Философ, знающий цель жизни и преследующий ее, есть мудрый, умный и ловкий человек – _______, ____________. He менее киника он прежде всего дорожит своей свободой и не связывается ни с чем, что может послужить ему помехой. Он ценит наслаж­дения и те почести и богатства, которые их доставляют, но он не привязывается к отдельным внешним благам жизни, зная, что не в них цель, что при умении жить истинная цель легко достижи­ма везде. Он все ценит, ничем слишком не дорожит, ни о чем не сожалеет. Богатство вещь хорошая, "большое богатство – не то, что большой сапог: ноги не натрет", – говорил Аристипп. Но он показывал всячески, что не ценит денег самих по себе. Рассказы­вают, что раз он велел рабу выбросить половину денег из слиш­ком тяжелого мешка, который тот нес за ним. Другой раз он ку­пил за 50 драхм куропатку, говоря, что для него 50 драхм стоят столько же, сколько один обол. Однажды Дионисий предложил ему на выбор трех гетер; Аристипп взял всех трех, говоря, что и Парису не повезло оттого, что он выбрал одну; но у порога своего

 


Глава XII. Сократические школы 317

дома он всех трех отпустил, – _______ __ ____ ________ ____ ___________________ _____, – прибавляет Диоген Лаэртский (II, 67).

Аристипп был столь совершенным воплощением своей жизнерадостной философии, как Диоген – кинизма. Пропове­довать подобные принципы легче, чем жить сообразно им. Для этого нужна виртуозность своего рода и большая целостность характера, убеждений, темперамента, и, по отзывам наших сви­детелей, Аристипп и был именно таким человеком. "Ему одно­му было дано одинаково носить и рубище, и пурпурную хлами­ду, – говорили о нем современники. – Он был способен приспо­собляться к месту, времени и лицам и искусно провести свою иг­ру во всяком положении". Блестящее остроумие, о котором сохра­нилось до сих пор много анекдотов, находчивость и необыкно­венное умение обходиться с людьми отличали его при всех обстоя­тельствах жизни. Особенно много анекдотов сохранилось о пре­бывании Аристиппа при Сиракузском дворе (у обоих Дионисиев) и о его сношениях с гетерой Лаисой.

Но не всякий мог так свободно наслаждаться, пользоваться благами жизни и так свободно отказываться от них, как это де­лал Аристипп со своими гетерами. Не всякий мог так легко и умело жить и наслаждаться, как этот "искусный муж". Он имел много последователей и основал в Кирене школу, которая про­цветала до II века. Тем не менее противоречия гедонической мо­рали вскоре выступили наружу и привели киренейцей к резуль­татам, не только отличным, но и противным первоначальному гедонизму Аристиппа.

К первым киренцам принадлежали Антипатр и Арета, дочь Аристиппа, которая посвятила в его учение своего сына, Арис­типпа Младшего. Учеником последнего был Феодор атеист, уче­никами Антипатра – Гегезий и Анникерис.

Феодор, в общем, придерживался основных положений Аристиппа, но выводил из них самые крайние следствия. Всякое действие оценивается лишь по своим последствиям для дейст­вующего. Все нравственные правила и преграды вымышленны, искусственны, условны; по природе нет ничего постыдного и по­тому нет поступков, которые были бы непозволительны по при-


318 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

роде. Подобно Диогену, Феодор признает, что мудрый не дол­жен стесняться нравственными предрассудками, созданными лишь для "обуздания толпы"; при случае он может спокойно совершить и кражу, и святотатство, и любодеяние. Человек дол­жен повиноваться законам, лишь поскольку это ему полезно. Самый грубый эгоизм является мерилом всех лучших чувств и привязанностей человека. У мудрого нет ни отечества, ни дру­зей: неразумные дружатся между собою, пока они друг в друге нуждаются; мудрый довлеет себе, не нуждается ни в ком, и его отечество есть вся Вселенная. Эти выводы, равно как и атеизм – или, точнее, отрицание народных богов, – которым прославил­ся Феодор, сильно напоминают киников. Он приближается к ним и в том существенном изменении, которое он внес и в основные начала этики киренской школы.

По Феодору, уже не отдельные приятные ощущения являют­ся целью человека, но общее пребывающее радостное настрое­ние духа. Не отдельные удовольствия и страдания (________ ____ _______), но радость и печаль (_____ ____ ____) суть благо и зло. Ра­дость есть цель жизни и дается мудростью (___________), печаль же – неразумием. Рассудительность есть благо, неразумие – зло, а удовольствия и страдания суть нечто среднее (______), т.е. нечто такое, что само по себе еще не составляет ни счастья, ни несчастья, ни радости, ни скорби. Таким образом, в учении Феодора на мес­то отдельных наслаждений полагается состояние духа, незави­симое от отдельных удовольствий и страданий. Вместо жизнера­достной чувственности Аристиппа, полагавшего благо в наслаж­дении минуты, мы находим принцип самоосвобождения от удовольствий и страданий посредством "рассудительности". Та­ким образом, основной принцип гедонизма приходит здесь к самоотрицанию и приближается к учению киников. Впрочем, и у Феодора рассудительность, как и у Аристиппа, сохраняет зна­чение практической мудрости или предусмотрительности, помо­гающей философу в наилучшем устройстве жизни. Рассказывают, что однажды Феодор, в сопровождении многочисленных учени­ков, проходил мимо киника Метрокла, когда тот промывал ово­щи, служившие ему пищей: "если бы ты чистил овощи, – сказал

 


Глава XII. Сократические школы 319

киник, – тебе бы не приходилось учить такое множество уче­ников"; "если бы ты умел обходиться с людьми, тебе бы не прихо­дилось мыть себе овощи", – отвечал Феодор.

То же мы находим и у другого философа киренской шко­лы – Гегезия, учившего в Александрии в начале III века. Жизне­радостная философия Аристиппа последовательно превращается у него в самый мрачный пессимизм, чуть ли не в проповедь само­убийства. Действительно, если цель жизни недостижима, то не стоит жить. А достижима ли она, если ее полагать в наслажде­нии вместе с Аристиппом? Гегезий обсуждает этот вопрос и при­ходит к отрицательным результатам. По свидетельству Цице­рона, многие из его слушателей были так подавлены его дово­дами, что кончили самоубийством, вследствие чего Птолемей будто бы запретил его чтения. Эта басня, вероятно, родилась из прозвища _______________, которое ему давали.

Удовольствие, составляющее цель нашей жизни, совер­шенно недостижимо. Само по себе, по природе, ничто ни прият­но, ни неприятно: что приятно одному, то неприятно другому, – смотря по голоду или пресыщению. Свобода и рабство, честь и бесчестье, богатство и нищета, сама жизнь не имеют сами по себе безусловного значения для счастья и несчастья человека. Удовольствие есть наша цель, и все, что мы делаем, мы делаем ради своей пользы (бескорыстных чувств и поступков не су­ществует), – но как и чем оно достигается, этого никак нельзя определить. Счастье недостижимо, потому что жизнь наша преис­полнена зол всякого рода, которых невозможно избежать. На­ши тела полны многих скорбей, и душа страдает вместе с ними и не имеет покоя. Судьба постоянно разрушает наши надежды. Смерть и жизнь, в сущности, равноценны, и так как счастье не­достижимо, то мы можем выбирать между ними. Поэтому муд­рый не гонится за недоступной целью наслаждения, но прежде всего стремится избегнуть скорбей, чтобы жить не слишком тягостно и печально. А это достигается лишь путем полнейшего равнодушия ко всем внешним благам. Таким образом, и здесь мы приходим к "безразличию" – адиафории киников.

Итак, есть ли в действительности чувственное удовольст-


320 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

вие: единственное, высшее благо человека, как предполагает Аристипп? Анникерис, третий самобытный философ его школы (также современник Птолемея Г) отвечает отрицательно и на этот вопрос. Он допускает, что страдания могут превышать чувст­венные удовольствия. Но простое отсутствие страдания или бес­чувствие, свойственное мертвым, еще не составляет счастья. И тем не менее мудрый будет счастлив, испытывая радость не только от чувственного удовольствия, но и от общения с людьми и удовлетворенного честолюбия. Правда, он признает, что человек не может ощущать чужого удовольствия, и потому оно не может' само по себе служить ему целью. Но тем не менее про­тив Феодора и Гегезия он утверждает, что дружба, любовь к родителям и к отечеству должны служить мудрому источником радости и счастья, причем любовь к ближнему не только не объясняется своекорыстием, но ведет нас к самопожертвованию, к жертве собственным эгоистическим удовольствием. Но если принцип личного удовольствия оказывается несостоятельным, то может ли он быть восполнен принципом своекорыстной сим­патии без ущерба для цельности учения?

Таким образом, учение киренской школы разлагается. Но гедонизм не умер вместе с нею, – мы находим его дальнейшее развитие в школе Эпикура.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.)