АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общие выводы. Подводя итог этой философии, испытавшей столь продол­жительное развитие, мы должны отказаться от претензии про­вести точное разграничение между первоначальным

Читайте также:
  1. A. Общие.
  2. AutoCAD 2005. Общие сведения
  3. CAC/RCP 1-1969, Rev. 4-2003 «Общие принципы гигиены пищевых продуктов»
  4. H.1 Общие требования
  5. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  6. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  7. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  8. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  9. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  10. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
  11. I. Общие правила
  12. I. ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ КАТАЛИЗА

 

Подводя итог этой философии, испытавшей столь продол­жительное развитие, мы должны отказаться от претензии про­вести точное разграничение между первоначальным ее содержа­нием и позднейшими наслоениями. Но, во всяком случае, судьба ее несколько напоминает саму пифагорейскую космогонию: пер­воначальное ядро учения развивается, вдыхая в себя посторон­ние, новые элементы, но вместе претворяя их, подчиняя их основ­ной тенденции учения. Требование математического мирообъяс-нения, давшее такой сильный толчок математике и ее прило­жениям в физике, представляется нам основным требованием; учения о пределе и беспредельном, четном и нечетном, о том, что все небо есть гармония и число, о дыхании мира, из которого рождается пространство и время, о гармонии сфер, о круглой фор­ме земли, наконец, религиозное учение – вот элемены, которые представляются нам первоначальными. Происхождение фило­софии числа обусловливается сложными мотивами – научно-философскими и мистическими. Успехи математических знаний заставили пифагорейцев искать в математике ключ к познанию сущего; но независимо от этого мотива, на который указывает Аристотель, следует иметь в виду, что мистическая символика

 


Глава IV. Пифагор и пифагорейцы 139

чисел, столь пышно расцветшая впоследствии, имела несомнен­ное влияние и на самое возникновение учения. Психологические и исторические корни этой мистики чисел весьма глубоки: стоит вспомнить многочисленные верования, связанные с числами семь, три, девять, четыре и т. д. у множества народов, во множестве об­рядов, у множества мистиков, причем числа получают звание каких-то магических, каббалистических символов, созерцание которых нередко сообщает тайное высшее ведение. Далее, числа могут служить и философскими символами монизма, дуализма, всеединства или единства во множестве. Для пифагорейцев число именно служило символом такого всеединства – символ еди­нообразия, закономерности Вселенной. Эта закономерность пред­полагается, утверждается, постулируется в этом символе более, нежели она доказывается, нежели она была доказуема: "приро­да вещей доступна не человеческому, а божественному разуме­нию", но философия постулирует это совершенное, цельное зна­ние. То истинное знание, которое доступно человеку, есть знание математическое, раскрывающееся в отдельных теоремах гео­метрии, в теории чисел, в математической физике. Следова­тельно, совершенное, божественное знание есть универсальное математическое знание: мир познаваем посредством "числа" – значит "число" есть начало всех вещей. И дальнейшее развитие пифагорейства сводится, с одной стороны, к плодотворному раз­витию математики, математической физики и астрономии, с другой – к ряду попыток осуществить постулат целостного миро-объяснения из математических начал: здесь вместо доказанных и опознанных математических истин приходилось довольствовать­ся арифметическими и геометрическими символами. Три обстоя­тельства благоприятствовали развитию и продолжительному существованию пифагорейства: успехи математических знаний и их приложения в области гармонии и механики; удобство символики, допускавшей различные толкования и более посту­лировавшей, нежели доказывавшей философские положения; наконец, сама организация союза, о которой мы говорили.

Тем не менее недостаточность пифагорейства с его матема­тической символикой выяснилась весьма рано. Прежде всего,


140 Кн. С. Н. Трубецкой. Курс истории древней философии

например, в области физиологии или науки об органической природе с математикой нечего было делать. И уже Алкмеон, столь близко сходившийся с пифагорейцами в других отношениях, со­вершенно оставляет в стороне их философскую арифметику и гео­метрию; то же делает впоследствии и Эмпедокл, на котором силь­но отражается влияние медицинских занятий. Этого мало: уже в основной проблеме физики – проблеме движения, точно так же, как и в проблемах генезиса, одна математика явно недостаточ­на, и здесь уже сами пифагорейцы возвращаются к представле­ниям ионийской физики – дыхание мира, воздух, огонь, являю­щийся семенем мира. Это последнее представление залегло в основе учения пифагорейца Гиппаса, который, приближаясь к Гераклиту, признает огонь началом всех вещей. Наконец, сама проблема вещества, протяженного материального множества, не разрешается пифагорейской арифметикой. И вот пифагореец IV в. Экфант превращает первоначальные пифагорейские единицы в материальные точки – атомы (Aet. I, 3, 19).

Философия пифагорейцев была дуалистической филосо­фией. Правда, она постулировала и утверждала существование гармонии, сочетающей противоположности. Раз существует "космос", стройный мировой порядок, – существует гармония, "каким бы образом она ни возникала". Но это, очевидно, не есть объяснение. И вот, наряду с пифагорейской философией и ее дуализмом возникают два строго монистических учения. Одно из них – элейская философия, родоначальником которой счи­тается Ксенофан, развивающаяся в резкой оппозиции пифагорей­скому дуализму; другое – учение Гераклита, который исходит из мысли единства противоположностей в вечном процессе гене­зиса.

Хотя Гераклит и ссылается на Ксенофана, но, несмотря на это, мы рассмотрим сперва его учение, чтобы уже не возвращаться к нему впоследствии и не прерывать отступлениями изложение истории элейской философии.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)