АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. История развития групповых методов в практической психологии

Читайте также:
  1. A) Устойчивая система средств, методов и приемов общения тренера с спортсменами
  2. A) это основные или ведущие начала процесса формирования развития и функционирования права
  3. B) подготовка, системно построенная с помощью методов-упражнений, представляющая по сути педагогический организованный процесс управления развитием спортсмена
  4. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  5. B) Сенситивных периодов развития физических качеств.
  6. I I этап развития Медицинской этики - становление монотеистических религий
  7. II. История духа (Geistesgeschichte), образующая канон
  8. II. Формальная логика как первая система методов философии.
  9. III. Истоки психологии в России: работы И.М. Сеченова
  10. III.3.1. Общая характеристика и тенденция развития Правительства Российской Федерации
  11. III.4.1. Общая характеристика и тенденции развития федеральных органов исполнительной власти
  12. IV. Интеллектуальная история

Уже на самых ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в группы, чтобы обеспечивать свое выживание и развитие. В первобытных племенах совместными ритуальными действиями и плясками отмечались важные события и сопровождались культовые обряды; многие древнегреческие мыслители, в том числе великий Сократ, прибегали к груп­повой форме философствования, чтобы проверить свои идеи о природе Все­ленной и человеческого рода; средневековые монахи объединялись в религиоз­ные ордена, дабы очищать душу и постигать Божественную сущность. Эти ранние формы объединения уже содержали в себе зачатки наблюдающихся в современной психологии тенденций к работе с группами. Однако при всем том, что тяготение к различного рода группам было свойственно людям на протя­жении всей истории человечества, связь древних подходов с современными методами сознательного использования групп, имеющими задачей целенап­равленное воздействие на личность, лишь недавно стала предметом научно-психологического исследования.

Колоритным примером, подтверждающим существование косвенных свя­зей между прошлым и настоящим, может служить скандально знаменитый маркиз де Сад (1740-1814). Когда де Сада заключили в Шарантон, лечебницу для умалишенных, он коротал там время писанием и постановкой пьес, кото­рые разыгрывались его соседями по палате перед пестрой больничной публи­кой. По ходу даваемых в этом живом театре1 представлений публика и режис­сер наблюдали порой тошнотворные сцены, во время которых самодеятель­ные актеры слой за слоем обнажали свой внутренний мир, чему, по всей види­мости, способствовало богатое и извращенное воображение маркиза. Свиде­тельства о том, что эксперименты де Сада в таком «живом театре» оказывали лечебное воздействие на заключенных, явились для современных авторов ос­нованием для того, чтобы рассматривать их как один из ранних опытов группо­вой психотерапии (1973). Однако систематическое применение театральных приемов для исследования психики и влияния на нее началось только в начале XX века (Якоб Морено и его психодрама) [18].

Еще одним историческим предвестием современной групповой психотера­пии могут служить опыты Антона Месмера (1734-1815). Этот работавший в Париже австрийский врач приобрел международную известность благодаря своему умению излечивать от самых разных соматических и психических болезней. А. Месмер считал, что здоровье человека зависит от разлитых в атмо­сфере невидимых магнетических флюидов, которые исходят от звезд, и что
любые нарушения равновесия этих флюидов вызывают заболевания. А. Месмер утверждал, что умеет исправлять такие нарушения прикосновением магнети­ческого жезла, а позже — что может делать это с помощью целительной силы своих рук. А. Месмер собирал группу пациентов вокруг деревянного чана с водой, после чего он в развевающейся мантии и с волшебным жезлом в руках эффек­тно появлялся на сцене. В то время как пациенты держались за отходившие от чана специальные железные стержни и друг за друга, целитель касался каж­дого из них своим жезлом. Группа легко поддавалась воздействию эмоциональ­ной атмосферы происходящего, пациенты начинали смеяться, плакать и даже галлюцинировать и биться в судорогах якобы под влиянием наводимых А. Месме­ром «чар» и «животного магнетизма», который, как считалось, источался омывающей железные стержни водой. В результате состояние некоторых больных
улучшалось. Однако международная ученая комиссия во главе с Бенджамином Франклином была не столь уж легковерной. Комиссия заключила, что пациен­ты излечивались от психических заболеваний типа истерии силой внушения, а А. Месмера заклеймила как шарлатана. После таких обвинений А. Месмер сошел со сцены, а интерес к его гипотезе вскоре угас. В результате без внимания оста­лась та истина, что поведение людей в группах подчиняется определенным психологическим закономерностям и что группа сама по себе может рассмат­риваться как психотерапевтический фактор [9]. |

Поведение индивидов в группах и влияние группы как на практически здо­ровых, так и на больных людей стали предметом систематических исследова­ний только в Х1Х-ХХ веках. Развитие и использование группового подхода во врачебной практике в значительной степени было предопределено специ­фикой исторической ситуации. В Соединенных Штатах первые попытки приме­нения групповых методов лечения получили название «репрессивно-инспирационной» (буквально: «подавляюще-вдохновляющей») терапии, и эти методы доминировали в первой трети XX столетия [6].

Одним из первых репрессивно-инспирационную терапию стал практиковать Джозеф Пратт, врач из Бостона, занимавшийся лечением больных туберкуле­зом, которым бедность не позволяла лечиться в стационаре. В 1905 году он с целью экономии времени стал собирать пациентов в группы по 20 человек пря­мо по месту жительства и рассказывать им об основах гигиены, необходимости отдыха, свежего воздуха, здорового питания и т. п. Д. Пратт был заботливым наставником и к тому же обладал недюжинным даром убеждения. В болезни своих малоимущих пациентов он видел фактор, способствующий их объедине­нию. Пациенты вели дневники, свидетельствовавшие об улучшении их состоя­ния и о формировании чувства общности и стремления к взаимопомощи. Пона­чалу Д. Пратт рассматривал собрания групп просто как экономичную форму работы и не придавал особого значения их самостоятельному лечебному потен­циалу. Более искушенным в групповой терапии он стал только через несколько лет, когда его «классный метод» работы фактически исчерпал себя. К началу 30-х годов Д. Пратт пришел к убеждению, что основой психотерапии является благотворное воздействие одного человека на другого, и стал планировать се­ансы групповой терапии для лиц, не имеющих особых соматических наруше­ний. На Д. Пратта, по-видимому, оказали влияние работы французского врача Жозефа Жюля, который применял метод убеждения и переучивания для лечения невротических расстройств [9]. В течение достаточно долгого времени Д. Пратт оставался пионером в области разработки групповых методов лечения.

Хотя работы Д. Пратта и по сей день не утратили своей актуальности, наибо­лее сильное влияние на развитие психологии и психотерапии в Соединенных Штатах оказали теория и практика психоанализа, берущие свое начало в ра­ботах Зигмунда Фрейда. Феномен группы занимал Фрейда главным образом в связи с интересом последнего к психологии масс и склонности членов группы идентифицировать себя с сильной личностью, играющей роль лидера. К груп­повой терапии сам Фрейд симпатий не питал, но один из его последователей, Альфред Адлер, пробовал адаптировать методы индивидуальной терапии для работы с группами. В то время европейский психоанализ ори­ентировался на индивидуальную работу с пациентами и был в высшей степени элитарным, и А. Адлер преисполнился решимости лечить рабочий люд и с этой целью учредил несколько консультативных центров, где использовался груп­повой подход. Но все-таки на начальных этапах своего развития групповая психотерапия оставалась преимущественно американским явлением [9].

Психоаналитические методы, направленные на лечение отдельного паци­ента в условиях группы, разрабатывались многими последователями З. Фрейда. К числу ранних попыток работать с группами в рамках психоаналитической традиции можно отнести деятельность Луиса Вендера в 1929 году и Пауля Шилдера в 1934 году. Широко известный в науч­ных кругах приверженец психоанализа Трайджент Барроу предложил термин «групповой анализ» еще в 1925 году. После нескольких лет психотерапевтической практики Т. Барроу стал сомневаться в правомерности принципиальной для психоанализа ориентации на отдельную личность. Посте­пенно он пришел к убеждению, что для понимания отдельной личности необ­ходимо изучать социальные группы, к которым они принадлежат. Но как толь­ко Т. Барроу приступил к работе с группами, он сразу же утратил авторитет в психоаналитическом сообществе. История Т. Барроу является показательным примером того, как продуктивный и оригинальный подход может остаться нео­цененным и невостребованным только потому, что опережает свое время.

Во время Второй мировой войны стало остро не хватать профессиональ­но подготовленных психотерапевтов, так как огромное количество ветеранов нуждалось в психологической помощи. Это послужило импульсом к экспери­ментированию и развитию практической психологии. Среди известных специ­алистов того времени, которые разрабатывали психоаналитически ориентиро­ванные методы работы с группами, можно назвать Сэмюэля Слэвсона и Алек­сандра Вольфа. С. Слэвсон объединил групповой подход, неформальные способы обучения и психоанализ в "Группах активности», где детей поощряли к тому, чтобы разрешать конфликты и реализовывать свои импульсивные желания, разыгрывая их перед группой. А. Вольф применял в условиях группы такие тра­диционные психоаналитические методы, как толкование сновидений, свобод­ные ассоциации и исследование ранних этапов развития личности. Однако психоаналитическая модель групповой работы в этой книге рассматриваться не будет, поскольку ее разбор требует специальной теоретической и практи­ческой подготовки в области ортодоксального психоанализа. Как будет видно из последующих глав, психокоррекционные группы имеют более широкий спектр применения и иные задачи, нежели традиционная фрейдистская групповая психотерапия.

Наконец, рассматривая наиболее важные фигуры начального этапа разви­тия современной групповой психотерапии, нельзя не подчеркнуть роль Якоба Морено. Я. Морено утверждал, что впервые использовал свой подход еще в 1910 году, и обычно именно ему приписывает­ся введение термина «групповая психотерапия» в 1932 году. Хотя в настоящее время этот термин применяется для обозначения весьма широкого спектра подходов, сам Я. Морено употреблял его по отношению к методу, кото­рый предусматривал переход людей из каких-либо сообществ в новые группы на основании их личных предпочтений и социометрических оценок. В 1931 году Я. Морено учредил первый профессиональный журнал, в котором освещались вопросы групповой терапии. Этот журнал носил название «Impromptu». Позже название несколько раз менялось, пока не возникло современное «Групповая психотерапия», самое подходящее для ведущего журнала в данной области. Кроме того, Морено претендует на роль основателя возникшей в 1942 году первой профессиональной организации специалистов по групповой терапии.

Если первый толчок развитию групповой психотерапии в Соединенных Штатах был дан репрессивно-инспирационным подходом Д. Пратта, второй — применением психоаналитической теории, то третьим стало возникшее в 60-х годах гуманистическое движение в психотерапии.

Сами группы называются по-разному, группы терапии, группы встреч, группы тренинга общения, группы лабораторного тренинга. Каждое из этих названий имеет свой смысловой оттенок, который станет понятным из дальнейшего из­ложения. А для всех таких групп в этой книге выбран термин «психокоррекционные группы». По большей части психокоррекционные группы возникли в атмосфере благоприятствования индивидуальному самовыражению, которая характерна для последних двух десятилетий. Эти группы ориентированы ско­рее на развитие и рост личности, чем на избавление от расстройств. Если не считать Т-группы, которые рассчитаны исключительно на здоровых, нор­мальных людей, в психокоррекционных группах не придается особого значе­ния тому, какого рода клиентуру они обслуживают.

Такие психотерапевты, как Карл Роджерс, способствовали развитию гу­манистического направления в психотерапии, резко выступая против догма­тического психоанализа (и радикального бихевиоризма), симпатизируя анти­тоталитарной контркультуре с ее установкой на самовыражение и саморас­крытие. К. Роджерс впервые применил свой клиенто-центрированный подход для работы с группами во время экспериментаторского периода, который последовал за Второй мировой войной. Во время сеансов терапевты имеют дело с текущими ситуативными конфликтами, а не с бессознательными и ис­торически сложившимися аспектами личности. Манера работы терапевта или руководителя группы менее директивна и более либеральна, чем это приня­то в традиционной психотерапии. В отличие от психоанализа, основное вни­мание терапевт обращает на взаимоотношения членов группы, а не на внут­ренние психические процессы. К. Роджерс видел в руководителе группы не столько специалиста, который лечит клиента, сколько равноправного парт­нера, формирующего спонтанные «я — ты»-взаимоотношения, не обременен­ные традиционными правилами и ограничениями, налагаемыми на поведение собственно терапевта. Предоставление терапевту права действовать в соот­ветствии со своей интуицией и делиться «своим личным» с клиентом способ­ствовало развитию новых подходов к групповой работе [6].

В работах Карла Роджерса отражена тенденция к более полному вовлече­нию терапевта в жизнь группы, которая характерна для 50-60-х годов. В свой­ственных гуманистической психологии подходах к работе с группами подчерки­вается, что выражение чувств важнее, чем применение интеллекта. Кроме того, в настоящее время те, кто практикует работу с группами, приспособили к нынешним конкретным ситуациям и потребностям клиентов также и более традиционные учения. В группах телесной терапии многое заимствовано из учения Вильгельма Райха, в группах темоцентрированного взаимодействия используются элементы психоана­лиза в сочетании с гуманистическими ценностными установками, а группы тре­нинга умений объединяют бихевиоризм с обучением путем приобретения опыта.

В групповой психологии есть одно течение, еще не вполне осознанное психотерапевтами. Речь идет об исследованиях групповой динамики психоло­гами и социологами академического толка. Современная социология возникла в XIX веке как наука, изучающая взаимозависимость социальных явлений и общих закономерностей социального поведения людей, порожденную всевоз­растающей индустриализацией общества (1976). Первые социологи, такие как Эмиль Дюркгейм и Георг Зиммель, сосредоточили свое внимание не столько на обществе в целом, сколько на процессах, происхо­дящих в группах [9].

Имеются значительные разногласия относительно того, насколько приме­нимы к групповой психотерапии результаты исследований, проводимых в так называемых «нормальных» группах. Практика групповой психотерапии разви­валась по большей части независимо от лабораторных исследований функци­онирования группы и динамики групповых процессов, так что и в самом деле неизвестно, до какой степени процессы, которые происходят в терапевтиче­ских группах, соответствуют тому, что было открыто в ходе социологичес­ких исследований. Джордж Бах, один из пионеров груп­повой психотерапии, утверждал, главным образом на основании личной убежденности и клинического опыта, что процессы установления норм, дос­тижения сплоченности и развития коммуникативных моделей, которые обыч­но происходят а группах решения проблем, имеют свои соответствия и в те­рапевтических группах. Некоторые из этих экстраполяции к настоящему времени получили эмпирические подтверждения, но большинство из них еще не доказаны. Дело здесь, видимо, в том, что провести качественное по­левое исследование в настоящей психотерапевтической группе труднее, чем в группе студентов в лабораторных условиях.

При проведении индивидуальной терапии в условиях группы практики, ориентированные на психоанализ, в значительной степени не учитывают вли­яния группы и игнорируют имеющиеся в литературе данные по групповой динамике. Они утверждают, что психотерапевтическая группа — это не то же самое, что лабораторная группа решения проблем. С другой стороны, такие британские психотерапевты, как С. X. Фоукс, У. У, Байон и X. Эзриел, считают, что группа живет по своим собственным законам, и заключают результа­ты экспериментальных исследований по групповой динамике в рамки фрей­дистской концепции. При таком подходе терапевт обращает внимание скорее на взаимодействия в группе или на развитие некоей общей для всей группы темы, чем на патологические состояния ее отдельных членов. Вышеназванные терапевты стали важными фигурами в истории психокоррекционных групп от­части потому, что это одни из немногих европейцев, оказавших влияние на практику групповой терапии в Северной Америке.

Терапевты, признающие необходимость учета групповой динамики, счи­тают, что центральное место в истории психокоррекционных групп занимает Курт Левин, и рассматривают его «теорию поля» в качестве концептуального ядра теории групп. Левин, будучи социальным психологом, оказал более силь­ное влияние на современные исследования малых групп, чем кто-либо дру­гой. Почти четыре десятка лет назад он предположил, что «обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности» [9]. Благодаря К. Левину и его коллегам исследования малых групп специалистами стали считаться вполне оправданными и заслуживающими доверия. История того, как это обстоя­тельство случайно привело к созданию первой Т-группы рассмотрим позже.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)