АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Вопрос. Телесная, танцевальная терапия в группе

Читайте также:
  1. II. МЕДИКАМЕНТОЗНАЯ ТЕРАПИЯ.
  2. Аарон Бек и когнитивная терапия.
  3. Адьювантная (вспомогательная) терапия.
  4. Активная музыкотерапия
  5. Аналитическая терапия
  6. Антропогенез. Положение человека в общей системе природы. Черты, доказывающие принадлежность человека к каждой систематической группе.
  7. Артпедагогика и арттерапия как средства коррекционно-развивающего образования младших школьников
  8. АЭРОТЕРАПИЯ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ
  9. БАЛЬНЕОТЕРАПИЯ. ОСНОВНЫЕ ЛЕЧЕБНЫЕ МЕТОДЫ БАЛЬНЕОТЕРАПИИ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
  10. В каких случаях ароматерапия помогает лучше всего
  11. ВОЕННО-ПОЛЕВАЯ ТЕРАПИЯ
  12. Вопрос.

Группы телесной психотерапии

В гештальт-группах, группах встреч и некоторых других значение придается как вербальному общению между участниками, так и их физическо­му состоянию. Но есть и такие группы, где именно физическим, телесным па­раметрам личности уделяется основное внимание. Их можно назвать группами телесной психотерапии.

К «включению» тела в психотерапевтическую работу имеются непосред­ственные основания. Представьте себе следующее: ваша девушка (парень) со­общает вам, что уходит от вас к вашему лучшему другу (подруге). Прочув­ствуйте эту ситуацию и обратите внимание на изменения, происходящие в вашем теле. Не исключено, что вы ощутите стеснение в груди или спазм в районе диафрагмы, у вас участится дыхание, напрягутся лицевые мышцы, мышцы рук и ног. Адепты телесной психотерапии считают, что, даже если вы не будете осознавать стрессовую ситуацию и бороться с ней, она все равно отразится на состоянии вашего организма. Получаемые человеком впечатле­ния сказываются на его движениях, дыхании, мышечном напряжении, общем самочувствии. Более того, язва желудка, гипертония и некоторые другие со­матические расстройства, по крайней мере, отчасти являются следствиями психологических реакций на длительный стресс.

Психотерапевты, которые придерживаются принципов телесной терапии, утверждают, что большинство психологических методик слишком рассудочны. В традиционном психоанализе и в самом деле считается неприемлемым любой физический и даже визуальный контакт между терапевтом и пациентом, но в большинстве современных групповых психотерапевтических подходов столь полное разобщение не предусматривается. С позиции самого Фрейда, челове­ку вполне можно оставить одну голову, поскольку все зрелое, истинно чело­веческое, сосредоточено именно в ней, а в теле представлена низменная, животная природа человека. Телесная психотерапия является попыткой пре­одолеть барьер между психическим и физическим, проникнуть в запретные зоны физического начала человека, в ней подчеркивается единство тела и разума, предполагается выявление в физиологическом функционировании организма некоей особой мудрости. Эти попытки основаны на вере в существование телесного эквивалента того, что Карл Роджерс называл «естественный
организменным оценочным процессом». Соответственно, адепты телесной психотерапии призывают людей доверять своим примитивным «животным» ощу­щениям.

Идея, на которой основана телесная психотерапия, отличается от тех идей, которые являются стимулами к тренировкам убежденного физкультурник». Хотя хорошее физическое состояние в высшей степени желательно и его роль в поддержании душевного здоровья трудно отрицать, фанатичное стремле­ние к отличной физической форме обычно является следствием отношения к телу как к объекту, который надлежит укротить, поставить себе на службу, сделать предметом восхищения окружающих. Напротив, в телесной психотерапии основное внимание уделяется глубинным телесным ощущениям и исследованию того, как потребности, нужды и чувства кодируются в состоянии тела, и ее конечной целью является разработка более реалистичных подходов к раз­решению конфликтов, которые связаны с этими нуждами.

Наиболее известные виды телесной психотерапии развивались вне русла группового движения. Поэтому, хотя в психокоррекционных группах эти при­емы применяют весьма часто, не всегда ясно, как наиболее эффективно их использовать. В этом отношении у телесной психотерапии есть некоторое сход­ство с гештальт-терапией. В обоих подходах подчеркивается терапевтическое значение отношений между руководителем группы и каждым отдельным ее членом, для которого все остальные участники играют чисто вспомогатель­ную роль — они оказывают ему поддержку и/или побуждают его к работе. Подобно методам гештальт-терапии, большинство методов телесной психоте­рапии являются чем-то средним между терапевтическими подходами, ориен­тированными на когнитивные процессы, и подходами, ориентированными на физическую природу человека. Все они исторически связаны с тера­певтическими моделями, разработанными Вильгельмом Райхом (1949). Соответственно, в центре внимания будут принципы психотера­пии, разработанные В. Райхом, и биоэнергетический метод, который был предло­жен его прямым последователем Александром Лоуэном.

Энергия

Для понимания сути телесной психотерапии решающее значение имеет концепция энергии. В биоэнергетике изучаются процессы химического и электрического обмена энергией в организме, которые в совокупности образу­ют своего рода «биоэлектрический океан» (1975). Для члена психокоррекционной группы вступить в оптимальные отношения с собственным телом означает активизировать спонтанный поток энергии, распространяющейся по всему организму от самых поверхностных слоев кожи до наиболее глубинных процессов метаболизма (1973). На самочувствие влияет все, что нарушает ход энергетических процессов в любой части тела – от мышц до внутренних органов. По А. Лоуэну, невротические личности не могут совладать с сильным возбуждением и поэтому плохо переносят как боль, так и удовольствие. Большая часть их энергии уходит на поддержание в рабочем состоянии психологических защитных механизмов, которые предохраняют их от влияния реальных внутренних ощущений и внешних воздействий, так и воображаемых страхов. Но проблемы с энергией имеются не только у невротических личностей. Любой человек может ослабить свое эмоциональное возбуждение, будет выполнять определенные дыхательные упражнения.

Адепты телесной психотерапии настаивают на том, что свободная циркуляция естественной жизненной энергии является необходимым условием здоровья, как физического, так и психического. Для обозначения этой жизненной силы В. Райх придумал слово «орган». Считается, что получаемая из пищи, воды и воздуха жизненная энергия в теле здорового человека циркулирует беспрепятственно. Избыток энергии, по В. Райху, воспринимается как сексуальное возбуждение, и, для того чтобы дать ему разрядку, требуется полный, захватывающий все тело оргазм. Невротические личности тратят энергию на поддержание мышечного напряжения и таким образом подавляют свою сексуальность. Для того чтобы страждущие могли справляться с подобного рода проблемами, Райх разработал специальный «оргонный аккумулятор». Торговля этими приборами и привела его к конфликту с властями и двухлетнему тюремному заключению.

Лоуэн в развитии своих представлений об энергии не пошел дальше предположений, по которым нечто, именуемое «биоэнергией», принимает участие в осуществлении всех функций организма, включая движение, мышление информирование ощущений. Его представления по этой части настолько смутны] и неопределенны, что, наверное, лучше понимать энергию не как некую субстанцию, а как субъективное переживание. У некоторых людей, особенно когда они впадают в депрессию или замыкаются в себе, энергии мало. В таких; случаях обычно рекомендуется повысить энергетический потенциал, для чего надо правильно организовать режим питания и сна.

Биоэнергетические методы направлены на достижение свободы самовыра­жения посредством мобилизации энергетического потенциала тела и восста­новления того, что считается «первичной сутью» человека. Эта «первичная суть» состоит в получении чистого удовольствия от жизни, подобного тому удовольствию, которое получает ребенок, удовлетворяя свое любопытство. Источниками удовольствия являются свобода движений и отсутствие напря­жения. Развитию способности к получению удовольствия препятствует влия­ние общества, требующего от людей, чтобы они пренебрегали своими первич­ными потребностями, соглашаясь с социальными условностями и уступая чужим потребностям. По А. Лоуэну, лояльное отношение к собственному телу приближает человека к его «первичной сути» и уменьшает свойственное боль­шинству людей отчуждение от себя и других (1967).

Мышечная броня

Второй принципиальной концепцией телесной психотерапии являет­ся представление о мышечной броне. При разработке своей теории Райх уде­лял большое внимание энергетическим блокам, существующим на физическом уровне. Защитные механизмы, которые используются для того, чтобы скрыть «актуальные эмоциональные переживания», он называл «броней характера». А вообще под броней В. Райх подразумевал хроническое мышечное напряжение, которое предохраняет от переживания неприятных эмоций. Когда мышцы напрягаются, чувства притупляются. Иначе говоря, играющие роль брони мышцы создают препятствия для струящихся в теле потоков оргонной анер­гии.

По мнению В. Райха, хроническая заблокированность энергии на физическом уровне и подавленность эмоций сопутствуют друг другу, и вообще, физическое и психическое начала в организме тесно переплетаются.

Броня — это реальный элемент структуры характера, его физическое проявле­ние. Поэтому сломать броню — значит изменить структуру невротического характе­ра. И коль скоро ригидность характера имеет в своей основе телесную броню, то при необходимости изменить невротические черты характера ослабление брони даст более ощутимый результат, чем простое «проговаривание», имеющее место в пси­хоанализе. Особенности распределения участков мышечного напряжения по телу че­ловека определяются различного рода событиями и травмами, которые были пережиты им в период формировании его личности. Процесс формирования характера и «телесной брони» является диалектическим в том смысле, что пси­хологические и телесные факторы постоянно взаимодействуют (1975). Общая биоэнергетическая модель предполагает, что заблокированные страхом и поэтому не получающие выхода чувства и импульсы видоизменяются или подавляются, что приводит к телесной скованности, нарушениям энергетиче­ских процессов в теле и изменениям личности.

Представим, к примеру, маленького мальчика, который пытается удер­жаться от плача. Для этого он может сжимать челюсти, напрягать мышцы гортани и брюшные мышцы, сдерживать дыхание. Это первый этап создания психической брони. Впоследствии любая травмирующая ситуация будет вызы­вать подобные реакции, благодаря которым боль не будет осознана, а позыв к осуждаемой обществом эмоциональной реакции, в данном случае к плачу, бу­дет подавлен. Со временем автоматическое сдерживание позывов к плачу при­ведет к хроническому напряжению мышц лица, живота, гортани. «Мышечная броня» сделает свободное выражение горя или печали почти невозможным.

Главную тему биоэнергетики можно сформулировать так: «Вы — это ваше тело». А. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни отража­ется в его телосложении, позах, жестах. По его мнению, есть глубокий смысл в речевых оборотах, в которых анатомические термины употребляются для описания психических явлений. Члены психокоррекционной группы могут и в самом деле быть «слабыми в коленках», «бесхребетными», «толстокожими», «твердолобыми» — в соответствии с характерным для каждого отношением к жизни и складом личности. Более того, внимательное наблюдение часто под­тверждает, что эти люди именно так выглядят и держатся.

В. Райх постулировал, что хроническое напряжение скелетных мышц рас­пределяется по семи кольцам мышечной брони. Эти кольца создают препят­ствия для спонтанного тока энергии по организму. Они располагаются на уров­не глаз, челюстей, шеи, груди, диафрагмы, живота и таза. Разработанные Рейхом «вегето-терапевтические» методы лечения предусматривают прямое манипулирование этими кольцами, имеющее целью ослабить броню. Считает­ся, что при массировании находящихся на уровне глаз лицевых мышц, напря­жение которых подавляет плач, пациенты начинают всхлипывать, а при мас­сировании челюстных мышц, напряжение которых подавляет гнев, они начи­нают злиться. Когда человек снова обретает способность к плачу и выражению гнева, подавленные чувства, с которыми было связано формирование брони, выражаются открыто, и тогда их можно анализировать вербальными метода­ми. По В. Райху, последним «бастионом защиты» является мышечное напряже­ние в тазовой зоне. Полностью отдаться сексуальному переживанию человек может только после освобождения скопившихся в нем чувств гнева, печали и тоски.

А. Лоуэн не стал использовать представления В. Райха о семи кольцах защиты при разработке своего биоэнергетического подхода к психотерапии. Вместо этого он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на тех его психических и физических проявлениях, которые можно заметить, когда че­ловек занимает защитную (в психологическом смысле) позицию. Названия этих пяти защитных стилей поведения свидетельствуют о том, что воззрения А. Лоуэна имеют психоаналитическую направленность. Обычно у членов психокоррекционных групп можно наблюдать различные сочетания основных пяти ти­пов характера.

У людей с «шизоидным» типом характера мысли неясно связаны с чувства­ми, они стремятся уйти в себя, теряют контакт с реальностью. Их энергия нахо­дится в центре тела, она не поступает на периферию, и ее свободное течение в направлении лица, рук, ног и половых органов блокируется хроническим мы­шечным напряжением личности шизоидного типа испытывают затруднения в спонтанных действиях, имеют заниженную самооценку. Они не чувствуют свя­зи со своим телом, их движения негибки и отрывисты. Тело у таких людей час­то узкое, сжатое. Иногда складывается впечатление, что верхняя и нижняя иди правая и левая половины тела действуют как бы по отдельности. Из-за бед­ности мимики лицо напоминает маску, руки могут вяло висеть по бокам.

Людям с характером «орального» типа свойственна потребность в получении поддержки от окружающих. Они склонны к зависимости и привязанности в отношениях с другими. Их энергия не заморожена в глубине, как у лиц шизо­идного типа, однако ее поток на периферии очень слаб. Обычно это относи­тельно стройные и высокорослые люди с длинными конечностями, недоразви­той мускулатурой и признаками недостаточной физической зрелости. Такие люди нетвердо стоят на ногах как в прямом, так и в переносном смысле. Имея низкий энергетический потенциал, они вынуждены постоянно искать поддерж­ки и помощи у других. Они склонны к депрессии в тех случаях, когда их основ­ные потребности не находят удовлетворения.

Обладателям «психопатического» характера присущи стремление к доминированию и озабоченность своим социальным имиджем. Потребность возвы­шаться над другими может отражаться в чрезмерном развитии верхней части тела за счет недоразвития нижней. Энергетический потенциал у таких людей обычно смещен к голове, а его распространение на нижнюю часть тела забло­кировано на уровне пояса. Их взгляд может казаться пристальным и подозри­тельным, так как они постоянно испытывают беспокойство, которое обуслов­лено стремлением в любой ситуации сохранять контроль над другими людьми и всей окружающей обстановкой.

Люди с «мазохистским» типом характера — это вечные страдальцы и ны­тики, неспособные к активным действиям при решении проблем, которые их одолевают. Они в достаточной степени заряжены энергетически, но стараются сдерживать свои чувства. Их мышцы напряжены, словно они боятся, что ина­че их разорвет. Поэтому тело у них обычно короткое, массивное и мускулис­тое. Поскольку их горло постоянно напряжено, им свойственны ноющие инто­нации, и им трудно говорить уверенно.

«Ригидный» характер имеют люди с большими амбициями и реалистичным взглядом на мир. Для них характерен чрезмерный контроль над собственным поведением. Чопорность и высокомерие являются их способами самозащиты. Таким людям страшно полностью раскрепоститься и отдаться удовольствиям. Энергией их тела заряжены как по периферии (что обеспечивает контакт с окружением), так и в центре. Для их эмоций характерны свобода возникнове­ния и ограниченность выражения. Обычно такие люди пропорционально сложены и подвижны. При сильно выраженной ригидности характера может наблюдаться плохая координация и скованность движений.

Нетрудно предсказать, как станет вести себя в группе обладатель характера чистого типа. Например, человек с «шизоидным» характером будет избегать близости с другими; с «оральным» — по-детски стремиться к близости в поисках тепла и поддержки; «психопат» будет настаивать на своем праве командовать в группе, а общаться будет только с теми, кто по какой-либо причине от него зависит и поэтому смотрит на него снизу вверх. У «мазохиста» отношения с другими будут близкими, но он будет занимать в них подчиненную позицию, боясь выразить чувства, которые могут нарушить эти отношения. Наконец, | обладатель ригидного характера, находясь в группе развития личности, где стремление к доверительности и открытости в выражении чувств можно под­чинить преследуемой им прагматической цели, будет вступать с другими в достаточно тесные контакты, чтобы получить от занятий как можно больше пользы.

Заземление

Еще одно важное понятие телесной психотерапии, которое счита­ется принципиальным вкладом А. Лоуэна в развитие теорий В. Райха (1976), обозначается термином «заземление». Под заземлением понимается не только способность твердо стоять на ногах в физическом смысле, это еще и метафора известного фрейдовского «принципа реальности». «Чем лучше че­ловек ощущает свой контакт с почвой (реальность), чем прочнее он держится за нее, тем большую нагрузку этот человек может выдержать и с тем более сильными чувствами он способен совладать». Лоуэн обра­тил внимание на то, что многим его клиентам недостает ощущения твердой почвы под ногами, контакта с реальностью. Заземление означает энергетичес­кий контакт с почвой, ощущение опоры, которая обеспечивает устойчивость и возможность двигаться. Ощущение полета могут испытывать те, кто одурма­нивает себя алкоголем, наркотиками или самообманом. В биоэнергетическом смысле это значит, что их энергия от ног переместилась вверх. Чтобы эффек­тивно функционировать в реальном мире, им в прямом смысле надо вернуться на землю.

Другой приверженец биоэнергетических методов психотерапии, Стэнли Келеман (1975), включает в понятие заземления связь личности с ее эмоциональными потребностями, потоками энергии в организме и всеми пат­тернами действий, которые лежат в основе физиологических и психических процессов. Он утверждает, что члены психокоррекционной группы могут избе­гать заземления из страха перед возможностью испытать слишком сильное удовольствие или восторг. А слишком сильный восторг — это неизвестность, которая порождает тревогу. На занятиях, которые ведет Келеман, практику­ются специальные упражнения, чтобы побуждать участников к заземлению и преодолению сомнений и чувства собственной несостоятельности. Например, участникам может быть предложено, чтобы они некоторое время постояли на одной ноге, ощущая свой контакт с опорой, потом помассировали ногу и снова ощутили опору под ней. Или, чтобы усилить ощущение опоры, они могут по­прыгать на одной ноге и снова встать на обе.

Реакции участников на такие упражнения отражают «незаземленные» ас­пекты их психологического состояния. Пассивный участник всей своим видом показывает: «Я очень осторожно отношусь к жизни. У меня никогда не бывает чувства уверенности. И вообще я сильно сутулюсь, и грудь у меня впалая». При склонности участника к рисовке смысл его реакции может быть такой: «Мне нравится привлекать к себе внимание, но, стоит мне добиться результа­та, я пугаюсь и замыкаюсь в себе». Реакцию того, кто всегда готов прийти другим на помощь, можно описать так: «Я стремлюсь помогать людям. Я на­прягаю мышцы ног, шеи, горблю спину и приглашаю людей опереться на меня; Мне нравится помогать людям несмотря на то, что я чувствую порой некото­рою горечь, когда спасаю их».

Сначала каждого члена группы биоэнергетической психотерапии оценивают по тому, насколько прочно он стоит на земле. После этого ему рекомендуют специальные упражнения, с помощью которых он сможет регулировать энерге­тические потоки, установить более прочный контакт с опорой, то есть «зазем­литься» и, соответственно, лучше ощутить себя. Концепция заземления важна для биоэнергетики еще и по той причине, что она ориентирует на реальность и таким образом уравновешивает акцент на выражении первичных чувств и эмо­ций, который характерен для биоэнергетического подхода.

Основные процедуры

В дополнение к традиционным методам индивидуальной терапии и групп встреч адепты биоэнергетических методов используют разнообразные напряженные позы, активные упражнения и вербальные приемы эмоциональ­ной разрядки с целью мобилизовать энергетические потоки. Эти методики по­зволяют участникам занятий ощутить напряженность своих мышц, наличие у себя энергетических блоков, стесненность своего дыхания и помогают им осла­бить свою «мышечную броню» (1973). Поскольку сторонники биоэнерге­тического подхода исходят из представления о параллелизме психических и соматических процессов, ригидность на одном уровне рассматривается ими как показатель существования ригидности на другом уровне. Биоэнергетиче­ские методики применяют для того, чтобы преодолеть ригидность, которая часто является причиной тревоги и эмоционального расстройства.

Дыхание

Дыхание является важнейшей функцией жизнеобеспечения орга­низма. Поэтому большинство сеансов биоэнергетической психотерапии начинаются с дыхательных упражнений и напоминаний о том, что участии должны обращать внимание на то, как они дышат. При ортодоксальном ходе, который практиковал сам В. Райх, клиенту предлагают раздеться, лечь на кушетку и глубоко дышать. Сосредоточившись на телесных ощущении, клиент может сам заговорить о своем физическом состоянии. При этом последователи терапевтических принципов В. Райха будут добиваться максимального расслабления клиента и с этой целью выполнять соответствующие манипуляции с его телом.

А. Лоуэн тоже начинает с дыхательных упражнений. Однако при этом клиент, обычно принимает напряженную позу, например перегибается на специальном табурете. Данный подход в большей степени соответствует тому вниманию, которое А. Лоуэн придает стимуляции симпати­ческого отдела вегетативной нервной системы, тогда как В. Райх делал больший упор на расслаблении и, соответственно, на парасимпатическом отделе. Веге­тативная нервная система иннервирует внутренние органы, железы, гладкие мышцы, сердце и легкие. В самых общих чертах симпатический отдел вегета­тивной нервной системы готовит организм к реакции на стресс, стимулируя выброс адреналина, увеличивая частоту сокращений сердечной мышцы и по­вышая уровень сахара в крови. С другой стороны, парасимпатическая нервная система играет главную роль в сохранении ресурсов организма, поддерживая пищеварительную и выделительную функции.

Напряженные позы и оценка физического состояния

Обычно члены групп биоэнергетической психокоррекции одеваются для занятий в шорты или гимнастическое трико. Легкая одежда не стесняет движений, а руководитель группы и ее участники получают таким образом возможность наблюдать признаки наличия «мышечной брони». Лоуэн не одоб­ряет полной наготы, потому что она отвлекает от решения терапевтических задач. Однако определенная степень оголения тела в условиях группы помо­гает участникам стать менее чувствительными к факторам, которые подав­ляют их сексуальность, и ослабить некоторые из своих защитных реакций, с помощью которых люди обычно скрывают свою неуверенность и ранимость. При наличии достаточного опыта в биоэнергетическом анализе можно сде­лать немало выводов об особенностях личности человека, изучая форму его тела и характер движений. Как уже отмечалось, фактически А. Лоуэн создал свою систему диагностики, основываясь исключительно на особенностях те­лосложения.

На занятии в типичной группе биоэнергетической психокоррекции каждый участник поочередно встает перед зеркалом, а остальные имеют возможность его наблюдать. Затем участников просят рассказать, что они видят. В их опи­сании кто-нибудь может быть уподоблен тростинке на ветру, а еще у кого-то будут отмечены сильные мускулистые ноги в сочетании с астеничным сложе­нием выше пояса. Руководитель группы и ее участники могут отважиться сде­лать выводы об особенностях «брони характера» стоящего перед ними человека и о том, какое эти особенности могут иметь отношение к тем его проблемам, которые уже были раскрыты им перед группой. Стремление увязать - анализ физических черт с обсуждением психологических вопросов сохраняется на протяжении всего занятия.

Двигательные упражнения

Напряженные позы используют, чтобы определять участки напря­жения в теле и воздействовать прямо на мышцы с целью их расслабления. Двигательные упражнения дают особенно сильный эффект, так как их выпол­нение вызывает регрессию человека к самым примитивным эмоциональным состояниям.

Двигательные упражнения не следует применять механически, как некий ритуал, они лучше всего помогают тем, кто действительно ищет способ раз­рядить накопившуюся злость. Но в любом случае Маловероятен взрыв эмоций, представляющих опасность для окружающих- Наоборот, опаснее сдерживать злость, потому что тогда упражнение не приведет к желаемому результату. Минц (1971) предупреждает, что в группе всем ее участникам следует быть внимательными и не отвергать чувства, выражаемые любым из партне­ров, иначе его застарелые эмоциональные блоки станут только прочнее.

Физические контакты

В большинстве групп телесной психотерапии возможны прямые фи­зические контакты руководителя с участниками. В некоторых подходах к работа в таких группах роль физических контактов подчеркивается особо. При орто­доксальном подходе (в духе Райха) основным средством достижения эмоцио­нальной разрядки является массаж мышц. Сам Райх, чтобы избавить пациентов от психической брони, стал бы их мять, щипать, тискать и т, п. Он всегда начи­нал с самых верхних колец мышечной брони, проходил по всему телу и только в последнюю очередь занимался тазовой областью.

Оценка

Большинство людей стесняются своего физического начала и познают, как функционирует их тело и как особенности его функционирования соотносятся с особенностями личности. В западной культуре, в общем, принято избегать физических соприкосновений. Телесная психотерапия включает физический параметр в групповой Ъпыт и является противовесом подхо­дам, в которых делается акцент на первой половине формулы «разум - тело». Поэтому приемы телесной терапии применяют в качестве вспомогательных при лечении, ориентированном на вербальное взаимодействие терапевта и пациента.

Терапия Райха, биоэнергетическая психотерапия, рольфинг, первичная терапия и другие вариации методов телесной терапии являются мощными пси­хотерапевтическими инструментами, которые используются с целью вызвать эмоциональную разрядку и радикальные изменения в организме человека, его чувствах и личности в целом. Действенность этих методов и возможность зло­употребления ими являются причинами того, что вокруг психокоррекционных групп, где они практикуются, возникает множество домыслов и споров. Одна­ко задачи этих групп не так уж отличаются от тех, что стоят перед группами, где используют другие психотерапевтические подходы, например перед гештальт-группами, в которых чувства постигаются через их осознание.

Телесная психотерапия пригодна для большинства участников, считаю­щих, что она может принести им пользу. Исключение составляют малообщительные люди, которые могут стремиться к телесной психотерапии, чтобы избежать необходимости совершенствовать свои навыки традиционного обще­ния. Еще одним исключением являются индивиды с патологической потребнос­тью в физических контактах и даже в причинении боли другим людям. Они могут расценивать группы телесной психотерапии как место, где удовлетворе­ние таких потребностей санкционировано (1979). При ведении групп телесной психотерапии очень важно понимать, кого, когда и как можно тро­гать. Именно к этим группам в первую очередь относятся те этические сообра­жения, которые были рассмотрены в главе.

Один из спорных вопросов, имеющих отношение к телесной психотерапии, касается катарсиса. Большинство адептов этого метода полагают, что, пока эмоции не получили разрядку, они накапливаются где-то в теле. Таким образом, создается впечатление, что эмоции — это некая суб­станция, этакий джинн в бутылке, который эффектно появляется из нее, как только складываются подходящие условия. Однако более вероятно, что в нерв­ной системе хранятся не эмоции, а воспоминания, и, когда они всплывают, то вызывают соответствующие им чувства, В таком случае катарсис связан не с энергетической разрядкой, а с воспроизведением того, что хранится в памяти, с возникновением эмоций, которые соответствуют этим воспоминаниям, и с физиологическими реакциями на эти эмоции. Когда эмоции выражаются в физических действиях, это, разумеется, сопровождается и некоторым сниженем напряжения в теле. Но гораздо важнее то, что переживание глубоко зап­рятанных эмоций помогает преодолеть привычку их избегать. Этот процесс расширяет эмоциональный репертуар человека и учит тому, что контроль над чувствами может быть ослаблен без каких-либо ужасных последствий. После­дующая интеграция всего полученного опыта помогает достичь нового уровня самопонимания.

На А. Лоуэна сильное влияние оказали понятия Райха об энергетической рядке, и он уделяет слишком большое внимание «абсолютному количеству» той энергии, которая может быть мобилизована человеком, считая, что это количество само по себе является показателем душевного здоровья. Согласно недоказанной гипотезе В. Райха, «мышечная броня» в конечном счете существует только для того, чтобы не дать телу ощутить оргазм в полной мере. В. Райх счи­тал тотальный оргазм единственным эффективным средством избавления от тревоги и других эмоциональных затруднений. В. Райх пренебрегал многими дру­гими потребностями человека, удовлетворение которых может способствовать росту личности и, согласно К. Роджерсу и А. Маслоу, необходимо для самоактуали­зации.

С другой стороны, А. Лоуэн во многом преодолел узость взглядов В. Райха, и это позволило ему на сегодняшний день стать одним из наиболее известных представителей направления телесной психотерапии. Своим пациентам А. Лоуэн предлагает принимать напряженные позы и выполнять физические упражне­ния, которые должны снимать мышечное напряжение. Некоторые упражнения могут потребовать специальной спортивной подготовки и превратиться в подобие гимнастических упражнений, вместо того чтобы стать инструментом для исследования эмоций и внутренних конфликтов (1973). При этом спонтанные экскурсы пациента в свой внутренний Мир игнорируются и основ­ной упор делается на способности терапевта диагностировать участки хрони­ческого мышечного напряжения и связывать их с проблемными чертами лич­ности пациента.

Наконец, критика лоуэновской биоэнергетической концепции касается и предположения о прямой связи между функциями тела и психическими про­цессами. Можно ли, например, считать, что человек «сгибается под грузом ответственности», только потому, что у него сутулые плечи? У А. Лоуэна есть тенденция понимать метафоры буквально и таким образом сверх всякой меры упрощать соотношение между характером и телосложением. Завидное здоро­вье, энергичность и способность к тотальному оргазму отнюдь не исключают наличия психологических проблем.

Подводя итог, можно сказать, что в телесной психотерапии многие дей­ствия имеют характер ритуалов, которые не выполняют целительной функ­ции. В телесной терапии трудно выделить действительно полезные компонен­ты, которые приводят к реальным изменениям. Многие современные психо­терапевты, работающие с группами, продвинулись значительно дальше того, что можно найти в работах Райха, которые вдохновили их на поиски. Одно из новых направлений работы с психокоррекционными группами предусматривает интеграцию приемов телесной психотерапии с вербальными воздействиями. Еще одно направление развития телесной психотерапии состоит в замене слишком болезненных физических воздействий на более мягкие, гуманные и притом столь же эффективные.

Таким образом системы телесной психотерапии включают биоэнергетику, метод Фелъденкрайса, метод Александера, структурную интеграцию, первичную терапию и некоторые другие подходы к работе с психокоррекционными груп­пами, в которых подчеркивается значение физических характеристик их участ­ников. Большой вклад в развитие телесной терапии внес Вильгельм Райх, ко­торый впервые описал, каким образом защитное поведение отражается в хроническом мышечном напряжении («телесной броне») и стесненном дыхании. Основные понятия телесной психотерапии сформулированы учеником Рай­ха и «отцом» биоэнергетики Александром Лоуэном — это энергии, мышечная броня и заземление. Считается, что хроническая блокировка спонтанного тока энергии отражается в позах, движениях и телосложении, а между физически­ми параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь.

В Группах телесной терапии применяются дыхательные упражнения, име­ющие целью усилить циркуляцию энергии и высвободить подавляемые чув­ства. Проблемы с подвижностью можно выявлять с помощью напряженных поз, например лоуэновской арки. Выполняя двигательные упражнения, на­пример просто брыкаясь, можно добиться высвобождения примитивных чувств. Многие руководители групп телесной психотерапии используют физический контакт с участниками, например и форме массажа, для снятия у них напря­жения.

В методе Фельденкрайса основное внимание уделяется позам, и его целью является выработка «правильных» привычек, развитие самосознания и повы­шение самооценки. В методе Александера предусматривается исследование клиентом своих привычных поз и осанки и содействие ему в их изменении путем формирования у него правильных психических установок. В структур­ной интеграции, иначе называемой ролъфингом, применяются прямые мани­пуляции с телом, имеющие целью изменить состояние мышечных фасций и добиться соответствующих изменений во всем теле. Первичная терапия, раз­работанная Артуром Яновом, направляет усилия участников на высвобожде­ние примитивных чувств, которые были заблокированы в раннем детстве. Одно время Янов был очень влиятельной фигурой, но его теория развития личности и необоснованные претензии подвергались резкой критике.

Методы телесной психотерапии представляют собой альтернативу тем под­ходам к работе с психокоррекционными группами, которые делают акцент ис­ключительно на когнитивные функции. Эти альтернативные методы способ­ствуют эмоциональной разрядке, и в группе они побуждают к переживаниям и размышлениям даже тех участников, которые просто наблюдают за более активными партнерами. Критики телесной психотерапии указывают на исклю­чительно ритуальный характер и грубость некоторых ее методов и отрицают катарсис как ее теоретическую основу.


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.)