АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Средневековая философия. Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средне-

Читайте также:
  1. XVIII век: философия Просвещения
  2. Английская философия XVII века
  3. Античная философия
  4. Античная философия
  5. Аристотелевская философия. Введение
  6. Б37. Греческая философия, ее возникновение, развитие и основные направления (ионийская натурфилософия, софисты, Сократ и его школа) (нарратив).
  7. Библия и философия
  8. Викинги: Миф и эпоха. Средневековая концепция эпохи викингов
  9. ГЛАВА I - ФИЛОСОФИЯ ДУШИ
  10. ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ
  11. ГЛАВА XIX. ФИЛОСОФИЯ ВОСКРЕСЕНИЯ
  12. Древнеиндийская философия.

Следующим за античным этапом в развитии философской мысли Европы был средне-

вековый. Под Средневековьем обычно понимают период развития общества, охватывающий

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

ряд столетий от Древнего мира до Нового времени. Для Западной Европы его начало при-

ходится на V в. н. э., а завершение относится к XV в. Античность и ее философское насле-

дие были востребованы лишь отчасти. На ранних этапах были значимы идеи неоплатоников

(в определенной степени и идеи самого Платона), на более зрелых этапах частично исполь-

зовались идеи Аристотеля (учение о форме и материи, логическое учение). Средневековая

европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религи-

озным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для

философских размышлений становилось Священное Писание.

В философии Средневековья обычно выделяют два периода, называемых «патри-

стика» (IV–VIII вв.) и «схоластика» (VI–XV вв.). Патристика (от лат. Pater – отец) – это

система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатываю-

щих идеи христианства. К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Кли-

мент Александрийский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.

Схоластика («школьная философия») постепенно соединила теологию и философию.

Ее целью было рациональное, опирающееся на доводы разума обоснование веры. «Отцом»

схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период рас-

цвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Роджер Бэкон, Фома Аквинский,

Сигер Брабантский.

Средневековую философию отличают следующие особенности:

1. Теоцентризм мировоззрения. Первопричиной всего сущего провозглашался Бог.

Соответственно, высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслу-

живать ее интересы (становилась «служанкой» теологии).

2. Одним из основополагающих принципов средневековой философии был принцип

креационизма (от лат. creatio – создание), согласно которому вселенная была сотворена

Богом.

3. В основу мирового порядка положен принцип провиденциализма (от лат.

providentia – провидение, Божий промысел) – миром управляет божественное провидение.

4. Основным способом познания мира был признан мистический: познание через

божественное откровение.

Крупнейшими мыслителями Средневековья по праву считаются Аврелий Августин

(354–430) и Фома Аквинский (1225–1274). Одной из основных проблем их учений была

проблема соотношения разума и веры в процессе познания. Аврелий Августин разработал

теорию гармонии веры и разума. Согласно ей человек может приобщаться к вере посред-

ством нерациональных источников: чувств, желаний, воли. Возможен, однако, и другой путь

к религии – через мышление, философствование (так называемый рациональный путь).

Абсолютное предпочтение Аврелий Августин отдавал нерациональным источникам, счи-

тал, что вера не требует доказательств, но ее можно подкрепить, усилить доказательствами.

Необходимо сочетание, гармония веры и разума, но ни в коей мере вера не должна зависеть

от разума. Известно высказывание мыслителя: «Верую, чтобы понимать».

Существенный вклад в дальнейшую разработку гармонии веры и разума внес Фома

Аквинский. Его учение составляет основу официальной доктрины католической церкви.

Фома Аквинский утверждал, что вера не должна противоречить разуму, кроме того, некото-

рые положения веры могут быть рационально доказаны. Он приводил пять доказательств

существования Бога:

1) В мире все находится в движении, следовательно, у каждой вещи есть источник

движения. Но должен быть и некий перводвигатель. Им является Бог.

2) Бытие представляет собой совокупность причинно-следственных связей; значит,

должна быть и начальная причина всего существующего. Такой первопричиной был Бог.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»

3) Мир подчинен определенным закономерностям: законам подчиняется движение

планет, развитие природы и жизнь людей. Законов множество. Творцом первого закона мог

быть только Бог.

4) Мир устроен иерархически: каждая последующая ступень более совершенна, чем

предыдущая. Высшим, абсолютным совершенством является Бог.

5) Мир един, его развитие направлено на достижение определенных целей. Источни-

ком целесообразности мира выступает Бог.

По мнению Фомы Аквинского, вера и разум разными путями идут к общей цели –

познанию Бога, но разум опирается на философию, в то время как вера – на теологию. Бог

открывается человеку и естественным путем через сотворенный мир, и сверхъестественным

– через откровение. Допустимы оба пути постижения Бога, однако несомненный приоритет

Фома Аквинский отдавал вере.

И представители патристики, и представители схоластики утверждали исключитель-

ную роль человека среди творений Бога. Согласно христианскому учению Бог сотворил

человека не вместе со всеми живыми существами, а отдельно, в специальный день. Чело-

век, согласно убеждениям философов Средневековья, венец творения. Он является конеч-

ной целью творения и господствует на земле. Более того, «человек – образ и подобие Бога».

Божественные качества человека – это разум и воля. Именно разум и свободная воля, данные

человеку Богом, делают человека нравственным существом, способным различать добро и

зло. Человек может выбирать между добром и злом. Но первые люди – Адам и Ева – сде-

лали этот выбор неудачно. Они выбрали зло и совершили грехопадение. Их потомки отныне

несут на себе следы грехопадения и имеют двойственную природу. Человек, однако, может с

божественной помощью преодолевать свои греховные наклонности. Промысел Божий в том,

чтобы праведники трудились во спасение мира и человека. Средневековой философии, как

можно видеть, были присущи антропоцентризм и провиденциализм. Провиденциализм

связан с эсхатологией – учением о конце мира. История, согласно христианской догматике,

процесс, направляемый Богом к заранее определенной цели – царству Божию. Достижение

его – это конечная цель и смысл человеческого существования.

На протяжении нескольких веков в средневековой философии шла борьба между реа-

лизмом и номинализмом.

Реализм – философское учение, согласно которому подлинной реальностью обладают

только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы, существующие в эмпи-

рическом мире, мире опыта и чувств. Средневековый реализм близок учению Платона об

идеях. Универсалии существуют раньше вещей, до них, представляя собой идеи в Боже-

ственном разуме. Только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность

вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщие универсалии. Познание, таким

образом, возможно только с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее.

Наиболее ярким представителем реализма был Ансельм Кентерберийский.

Номинализм – философский принцип, согласно которому общие понятия – это только

имена, названия, не обладающие никакой самостоятельностью. Они образуются нашим

умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических, то есть

постигаемых опытным путем вещей и явлений. Единичные вещи обладают собственным

бытием. Наиболее яркими представителями номинализма были Росцелин, Вильям Оккам,

Николай из Отрекура.

Подводя итоги, можно сказать, что средневековая философия составила особый период

в развитии европейской мысли. Заслугой средневековой философии можно считать разра-

ботку проблем соотношения разума и веры, познания, логики, этики. Средневековая филосо-

фия пропагандировала христианские общечеловеческие ценности, содействуя укреплению

нравственных устоев общества.

И. И. Бабленкова, В. В. Акимов, Е. А. Сурова. «Обществознание: все темы для подготовки к ЕГЭ»


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 | 55 | 56 | 57 | 58 | 59 | 60 | 61 | 62 | 63 | 64 | 65 | 66 | 67 | 68 | 69 | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 | 76 | 77 | 78 | 79 | 80 | 81 | 82 | 83 | 84 | 85 | 86 | 87 | 88 | 89 | 90 | 91 | 92 | 93 | 94 | 95 | 96 | 97 | 98 | 99 | 100 | 101 | 102 | 103 | 104 | 105 | 106 | 107 | 108 | 109 | 110 | 111 | 112 | 113 | 114 | 115 | 116 | 117 | 118 | 119 | 120 | 121 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)