|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПОЗДНЯЯ АНТИЧНОСТЬ. ВИЗАНТИЯГлава 1 § 1. Позднеантичная теория драмы. Трактат Де Куалена Основы, заложенные в пору расцвета, продолжали существовать на протяжении всей античной эпохи. Это прослеживается, в частности, на теории драмы. Правда, время и новые условия вносили известного рода коррективы, но существо теорий оставалось прежним. Наиболее существенным дополнением к классической теории драмы было введение в нее элементов риторики для характеристики словесной ткани комических произведений. Многое, как известно, пропало, но сохранилось несколько любопытных документов, представляющих несомненную ценность. Особенно большое значение имеет так называемый трактат Де Куалена (De Coislin), который принято именовать по-латыни — Tractatatus Coislinianus. Свое наименование он получил не по имени автора, а по имени владельца коллекции древних рукописей в Париже. В дальнейшем мы будем обозначать его просто как трактат. Опубликован он был впервые Крамером в 1839 году х. Как установлено, рукопись относится к X веку. Однако по содержанию ее следует датировать более ранним временем. Исследователи склонны считать, что текст восходит к I веку до н. э. По своему содержанию трактат явно принадлежит к традиции античной критики. Наибольшее место в нем занимает рассмотрение комедии. Трактат представляет собой конспект какого-то античного труда по «Поэтике», недошедшего до нас. Он не может, однако, считаться прямым отражением пропавшей второй части аристотелевой «Поэтики», где речь должна была идти о комедии. По-видимому, то было сочинение какого-то из последователей Аристотеля. Но автор конспекта в чем-то отдалился от аристотелевской традиции. Наряду с положениями, представляющими значительный интерес, есть в трактате и сомнительные утверждения. Но в главном это произведение существенно дополняет наши познания об античной теории поэзии и особенно комедии. Положения трактата проверяются, однако, не только их соответствием известным нам положениям античной теории драмы, но и практикой древней комедии, в которой исследователи находят иллюстрацию положений, содержащихся в конспекте. «Поэзия,— утверждает автор трактата,— бывает либо подражательной, либо неподражательной». Это начальное положение расходится с теорией Аристотеля, который признавал только подражательную поэзию. Продолжая в том же духе, автор поясняет, что к неподражательной поэзии относятся исторические и поучительные произведения. Но так как нас интересуют не общие вопросы поэтики, а лишь теория драмы, мы не будем останавливаться на этом и перейдем к следующему пункту трактата, имеющему непосредственное отношение к теме. «Подражательная поэзия разделяется на (А) повествовательную, (В) драматическую, или изображающую действие. Драматическая поэзия, или поэзия, изображающая действие, разделяется на 1) комедию, 2) трагедию, 3) мимы, 4) сатировские драмы» 2. За этим следует определение трагедии, сводящееся к указанию на ее эмоциональный эффект. Здесь можно увидеть, что автор продолжает аристотелевскую традицию, когда он пишет, что «трагедия избавляет от устрашающих душу эмоций посредством сострадания и страха». Следующее утверждение трактата неясно. В нем сказано, что в трагедии должна быть «соответствующая пропорция страха». Л. Купер указывает, что это может иметь два разных смысла. То ли речь идет о том, что в трагедии не должно быть.слишком много страшного и страшное следует соразмерять с состраданием, дабы была известная пропорция того и другого, то ли, возбуждая чувство страха у публики, следует это делать, соблюдая определенную меру3. В определении трагедии имеется еще утверждение: «горе является матерью [трагедии]»4. Л. Купер считает это положение столь же несвойственным Аристотелю, как и утверждение трактата, что «смех является матерью [комедии]» 5. Предлагаемое трактатом определение комедии создано по аналогии с классическим определением трагедии у Аристотеля. Воспроизвожу это определение с конъектурами Л. Купера: «Комедия есть подражание действию смешному и невеличественному, имеющему определенный объем, при помощи украшенной речи, причем различные виды украшений особо даются в разных частях пьесы; подражание посредством действующих лиц, а не рассказа; благодаря удовольствию и смеху, совершающему очищение подобных аффектов. Ее матерью является смех» в. Нарочитость аналогии с определением трагедии заставляет подозревать, что оно принадлежит не самому Аристотелю, а скорее кому-нибудь из его учеников. Не вдаваясь в рассмотрение авторства определения, остановимся на нем по существу. С точки зрения аристотелевского учения, безусловно верным является определение комедии как подражания действию посредством действия же, а не рассказа. Это, так сказать, само собой разумеющееся положение. Также едва ли может вызвать сомнение, что комедия представляет собой подражание действию смешному и невел ичественному. Проблематичная часть определения состоит в указании на комический катарсис. Выше мы привели мнение Л. Купера о том, какие предположения можно сделать относительно эмоционального эффекта комедии, согласно принципам Аристотеля. В данном случае речь идет не об аристотелевском понимании комического катарсиса, а о формулировке трактата, которая отличается от принципов, лежащих в основе «Поэтики» Аристотеля. Обратимся к тексту трактата. В нем говорится о том, что комедия доставляет удовольствие и вызывает смех, что и приводит к «очищению подобных аффектов». Аффекты, подвергающиеся осмеянию, нам уже известны по «Этике» Аристотеля. Новым является указание на удовольствие, доставляемое комедией. Она, как известно, изображает действие невеличественное. Не идеальная человечность, а, наоборот, человеческие несовершенства являются предметом ее изображения. Может ли изображение отрицательных явлений доставлять удовольствие? Чтобы найти ответ на этот вопрос, Купер обращает наше внимание на практику античной комедии, в первую очередь комедии Аристофана. Какие красивые элементы, доставлявшие удовольствие, можно найти у Аристофана? И как удовольствие сочеталось со смехом? Купер напоминает, что шутки Аристофана были выражены красивым языком, что какая-нибудь смешная птица могла присоединиться к приятному хору в «Птицах». Таким образом сочеталось красивое,— то, что доставляло удовольствие,— с тем, что вызывало смех 7. Вообще, по мнению Купера, элемент красоты в старой аттической комедии недостаточно оценен позднейшими исследователями. Отчасти это объясняется тем, что утеряна музыка, в сопровождении которой исполнялись древние комедии. Не знаем мы достаточно и\об одеждах актеров, например, в тех же «Птицах» или «Облаках». Все это, вероятно, оказывало определенное эстетическое воздействие. В наше время «Лягушки» Аристофана воспринимаются только с комической стороны, но не исключено, что в древние времена публика наслаждалас» самим звукоподражанием лягушкам 8. Подобно тому как трагический поэт может сделать изображение ужасных событий эстетически приятным, так и авторы комедий обладают средствами, украшающими действие их пьес. Речь, подчиненная поэтическим метрам, ее сладкозвучие, возвышенность, словесная орнаментация, музыка, танцы, костюмы актеров — все это служит тому, чтобы придать комедии приятный характер. Более того, эти украшающие элементы помогали придать приятность даже тому, что само по себе в жизни приятным не может быть. Отрицательные персонажи в обстановке многообразно украшенного действия не то чтобы утрачивали свои неприятные черты, но они как бы смягчались от всего того приятного, что их окружало. Как известно, многие комические мотивы старой аттической комедии были связаны с фактами сексуальной жизни и физиологическими отправлениями. Многие вещи, считающиеся теперь неприличными, в древние времена не воспринимались так. Красивые стороны комедийного представления придавали эстетический характер даже шуткам такого рода. «Сочетание прекрасного с низшими видами комического вызывает очищение, весьма отличающееся от того эффекта, когда неприличное предстает без всякой примеси» 9. Но комический катарсис, по мнению Л. Купера, возможен и без украшающих элементов комедии. Разрядка энергии посредством смеха может быть главной причиной удовольствия, доставляемого комедией10. Теоретические положения, с которых начинается рассматриваемый трактат, в силу своей краткости не очень ясны. Тем не менее они в некоторой мере дополняют наше знание теории комедии в древности. Когда автор трактата переходит к конкретным вопросам, его положения становятся более ясными, особенно если соотнести их с практикой не только аттической комедии, но и комедии вообще. Составитель трактата пишет, что смех в комедии имеет два источника: «дикцию, то есть то, что говорят, и то, что делают на сцене» п. Комический эффект могут иметь, следовательно, как речи, так и поступки действующих лиц. В трактате далее конспективно перечисляются формы речи и действия, используемые для создания комического эффекта. Какие же средства выражения могут вызывать смех? Перечислим их, сопроводив краткими пояснениями12. / 1. Омонимы, то есть слова одинаково звучащие, но имеющие разный смысл. Если данный персонаж употребляет слово в одном смысле, а слушающий его воспринимает это слово в его другом значении, то это вызывает смех публики. На омонимах строятся каламбуры, придающие речи юмористическое значение. 2. Комический эффект могут иметь также синонимы. Когда предмет в одном случае обозначается словом высокого стиля, а в другом — вульгарным или просторечным выражением, это возбуждает смех (например, «украсть» и «приобрести»). 3. К числу древних испытанных средств комизма принадлежат болтливость, напыщенность, пошлость, неуместное щеголяние учеными словами. 4. Далее следуют паронимы — слова, получающиеся от изменения одной части их посредством усечения или прибавления звуков или слогов. Это может быть умышленным или неумышленным. В последнем случае имеется в виду дефект речи, свойственный данному персонажу. 5. Комично звучит уменьшительное значение, когда оно применяется к большому предмету или к значительному персонажу (например, «Еврипидушка»). 6. То же самое относится к случаям искажения слов: либо говорящий неправильно произносит их, либо слушающий не разобрал сказанного другим. 7. Грамматические ошибки в речи персонажей, лишенных образования, или чужеземцев, плохо знающих данный язык, также вызывают смех. Приведенные в трактате словесные средства возбуждения смеха не принадлежат исключительно комедии. С таким же успехом некоторые из них могут быть применены в других видах сочинений. Эффективность их в комедии несомненна и может быть подтверждена огромным количеством примеров. Нет оснований полагать, что составитель трактата сам придумал это перечисление приемов речевого комизма. Вероятно, он извлек их либо из какого-нибудь сочинения по риторике, либо из недошедшего до нас трактата о комедии. Во всяком случае, каков бы ни был источник, которым пользовался составитель трактата, правильность всех этих наблюдений подтверждается не только опытом предшествующей, но и всей последующей комедиографии. Вторую группу средств, применяемых для возбуждения смеха, составляет комизм действий персонажей, сами они и объекты, изображаемые на сцене. Купер, комментируя положения трактата, замечает, что не во всех случаях возможно строгое разграничение поводов для смеха. Иногда словесный и действенный элементы сопутствуют дру-г другу и даже тесно переплетаются. Чтобы определить, является, ли данный комический элемент действенным или словесным, достаточно такой проверки: если при переводе на другой язык комизм исчезает, значит источник смеха был в словесном выражении13. Обратимся теперь к перечню внешних, или действенных, поводов для смеха. • 1. Превращения и уподобления. Существо высшее превращается в низшее (например, в «Лягушках» Дионис превращается в раба). Иногда это не фактическое превращение, а просто переодевание с целью маскировки или розыгрыша. Комично и обратное — превращение низшего в лицо высшего положения. Особенно смешно несоответствие манер, обнаруживающееся при этом. 2. Когда зритель ожидает определенные результаты действия, а вместо этого происходит нечто неожиданное, это вызывает смех. Сюда относятся также переодевания, имеющие целью обман одних персонажей другими. Этот вид смешного включает и словесные шутки, когда вместо правильного продолжения речи вдруг произносится неожиданное слово. 3. Невероятное, то есть фантастические фабульные мотивы также дают комический эффект. Пример: птичий город в «Птицах» Аристофана. 4. Нелепые поступки, уклонение от прямого ответа на- вопрос, непоследовательность, нарушение логики речи и поведения — испытанные средства комизма. 5. Неожиданность. Купер верно замечает, что в сущности обман и неожиданность — главные основы комического. 6. Карикатура — изображение людей хуже, чем они есть — прием, типичный для античной комедии, изображавшей конкретных лиц (например, Сократ в «Облаках» Аристофана). Л. Купер считает, что такое принижение образа относится к более поздней комедиографии, когда авторы перешли от изображения живых лиц к осмеянию типов. Тогда возник прием комического изображения лиц определенной профессии или сословия (ростовщики — жадны, врачи — невежественны и т. п.). 7. Шутовские танцы и пантомима буффонного характера. 8. Комическое впечатление производят случаи, когда человек, стоящий перед возможностью выбора, вместо лучшего выбирает худшее. 9. Бессвязность. Этот пункт трактата неясен. Едва ли составитель имел в виду бессвязность фабулы самой комедии. Вероятно, имеется в виду бессвязная речь персонажей. Завершив рассмотрение элементов комического, составитель переходит к общим соображениям. «Комедия отличается от хулы, ибо хула прямо осуждает дурные качества людей, а комедия использует для этого эмфазу» и, то есть придание мысли особой выразительности. Термин этот восходит к риторике, как и другие термины, упоминаемые в трактате Де Куалена. Какой смысл может иметь противопоставление хулы, то есть прямого оскорбления, и осуждения непрямого, достигаемого более тонкими средствами художественной выразительности? Как замечает Купер, хула встречается часто в древней аттической комедии, но, по его мнению, это не относится к поздним пьесам Аристофана. То, что нам теперь представляется оскорбительным в насмешках Аристофана, воспринималось современниками иначе. Согласно преданию, во время представления «Облаков» Сократ будто бы покинул свое место и стал ближе к орхестре, чтобы зрители могли лучше сравнить его и актера, изображавшего Сократа. «Названия многих пьес старой комедии обнаруживают ту же тенденцию—избежать прямой хулы и достичь осмеяния не прямым путем, как в «Осах», «Лягушках» и «Облаках» Аристофана» 13. Несомненно важно знать, какие именно комедии составитель трактата считал правильными и неправильными. В общетеоретическом плане, однако, существенно другое — утверждение того, что цель комедии -»~ не прямая хула, а художественно выраженное осуждение явлений общего порядка. Таков, по-видимому, принципиальный смысл данного положения. Такое умозаключение подтверждается следующим положением трактата: «Насмешник будет шутить над недостатками душевными и телесными»16. Едва ли можно сомневаться, что под «насмешником» следует понимать автора комедии. Что же касается объектов осмеяния, то в этом отношении составитель трактата следует древней традиции, восходящей к ранней греческой риторике и теории комедии 17. Уже у Аристотеля в определении комедии сказано, что «смешное есть часть безобразного: смешное — это некоторая ошибка и безобразие»18. Аристофан осмеял не только философию Сократа, но и его внешность. В «Птицах» Геракл показан корпулентным простаком, отличающимся прожорливостью. Является ли осмеяние физических недостатков достойным художественной комедии? В древности в этом не видели ничего антиэстетического, если это не было связано со страданием. Аристотель писал: «комическая маска есть нечто безобразное и искаженное, но без выражения страдания» 19. Составитель трактата возвращается затем к вопросу об эмоциональном эффекте комедии, говоря, что в ней должна быть определенная пропорция смеха20. Комедия состоит из шести элементов. Сначала составитель называл фабулу, в чем проявляется его при-, верженность Аристотелю, считавшему фабулу основной частью трагедии. При этом трактат поясняет: «Фабула комедии — это структура, связывающая воедино смешные происшествия»21. Характеры — второй элемент комедии. В трактате обозначены три особых комических типа: шутовские и иронические персонажи и обманщики. Это перечисление типажа повторяет сказанное Аристотелем в «Этике»32, где упоминаются и другие типы. Шутовские или клоунские персонажи — это всякого рода дураки и простаки. К ироническим персонажам относятся старики, ничего не утверждающие положительно, люди, склонные пошутить и даже над самими собой. Аристотель в «Риторике» проводит такое различие: любитель иронии шутит ради собственного развлечения, шут — для развлечения других23. Древний театр знал много персонажей, принадлежавших к типу обманщиков, особенно в новоаттической комедии, а затем у Плав-та и Теренция. В определении шести частей трагедии Аристотель, как известно, называл среди других элементов мысль. Составитель трактата переносит интеллектуальный элемент и в комедию. Он разделяет его на два вида. С одной стороны, он состоит в утверждении определенных мнений и суждений, а с другой, в доказательствах или опровержениях этих мнений24. Этот второй вид в свою очередь имеет подразделения. Мнение может опираться на 1) клятву, 2) взаимное согласие, 3) свидетельства, 4) проверку испытанием, 5) законы 25. В комедиях нередки сентенции, максимы, афоризмы, которые бывают либо серьезными, либо шутливыми. В «Лягушках» Дионис спрашивает мнение об Алкивиаде, и Еврипид характеризует его афоризмом: Нет, тот не гражданин, кто не спешит Помочь отчизне, торопясь вредить ей 26. Эсхил тоже отвечает сентенцией: Не надо львенка в городе кормить, А вырос он, так надо подчиниться 27. Оба изречения имеют серьезный характер. Юмористическим можно считать изречение Сократа: Чрезмерно разум напрягать не должен ты... 28 Обращаясь ко второй категории комического, мы сначала сталкиваемся с клятвами, которые в комедиях часто бывают юмористическими. Вспомним о клятве женщин в «Лисистрате» не допускать к себе мужчин, пока они не положат конец войне. Клятва^эта изобилует сексуальными подробностями. Взаимное согласие или договоры, которые заключают между собой персонажи, могут быть связаны с серьезными целями, как это имеет место у Аристофана, неоднократно утверждающего идею мира между Афинами и Спартой. Но такие договоры часто связаны в комедиях с каким-нибудь шутовством, сговором между молодым господином и слугой (или рабыней), чтобы обмануть отца молодого человека. Такие сговоры часты в новой аттической комедии, из нее они перешли в римскую комедию, а оттуда в новую европейскую комедию, в частности, к Мольеру. Взывания к свидетелям есть уже в комедиях Аристофана. В «Птицах» Наблюдатель обращается к зрителям: Бьют Наблюдателя! Вы все — свидетели 29. В другой комедии, где происходит суд над псом, утащившим сыр, Бделиклеон вызывает таких свидетелей против обвиняемого: Пускай свидетели по делу пса войдут Все: чашка, пест, жаровня, терка, да горшок И утварь прочая, что вызвана на суд 30. Испытания, которым подвергаются персонажи комедий, могут быть довольно жестокими. Часто это просто побои. Но такая грубая форма испытаний не удовлетворяла даже и древних. Они научились придавать ей остроумную форму. В «Лягушках» происходит суд над драматическими поэтами. Аристофан создает здесь материализованную метафору,— это вообще один из его излюбленных приемов,— для определения, кто из поэтов лучше, их трагедии кладут на гигантские весы, которые выносят на сцену з1. Таких испытаний, проверок комедия допускает довольно много. В новое время драматурги также охотно пользовались ими. Известный пример: проверка добродетели Тартюфа Эльмирой, в то время как Оргон прячется под столом 32. Действие некоторых пьес определяется иногда законами, правилами или обычаями, принятыми в том или ином общежитии живых существ, будь то люди, птицы или звери. В комедии, естественно, законы обыгрываются в сатирических целях. Для хранителя традиционной морали Аристофана всякое нарушение вековечных законов является чудовищным. Своим противникам он приписывает именно такие отступления от божеской и человеческой морали. В тех же «Облаках», обличая софистов, комедиограф изображает их людьми, отрицающими долг повиновения родителям. У Сократа Фидиппид научился прежде всего «презирать закон,обычай старый»33. Он настаивает на своем праве бить отца и даже мать 34. Переходя затем к языку комедии, составитель трактата пишет о том, что комедиям присущ повседневный народный язык. Соотечественники поэта должны пользоваться характерными выражениями своего народа, тогда как чужеземцам следует выражаться в соответствии с характером их языка 36. Говоря так, составитель трактата, по-видимому, имеет в виду различные греческие диалекты. Этот прием использовался для комических эффектов как в древности, так и в новое время. Но злоупотребления им избегал уже Аристофан. Шекспир и Мольер также не позволяли себе чрезмерностей в этом отношении. Отметив необходимость следовать законам музыки при исполнении комедий, а также указав на большое значение зрелищных элементов представления, составитель трактата переходит к несколько неожиданному утверждению: «Фабула, речи, мелодия встречаются во всех комедиях, разумность, характеры и зрелище в немногих»38. В этом замечании есть отголоски некоторых положений «Поэтики» Аристотеля. В частности, заявление составителя трактата о том, что характеры встречаются не во всех комедиях, аналогично словам Аристотеля: «без действия не могла бы существовать трагедия, а без характеров могла бы»37. Но если в одном случае утверждение трактата согласуется с учением Аристотеля, то в других трудно найти какой-либо смысл. Какие комедии могут обходиться без разумности или мыслей? Или без зрелища? Это неясно, и толкователям не удалось найти объяснения этому странному утверждению 38. Мало интереса представляют замечания трактата о композиционном строе комедии. Здесь констатируется наличие четырех частей: пролога, хора, эписодия, эксода 39. Это замечание, как и сопутствующие ему пояснения, значительно беднее того, что известно о композиции аттической комедии 40. Гораздо интереснее последнее замечание составителя о существовании трех видов комедии: «Старой с обилием смешного; новой, в которой нет смешного и которая тяготеет к серьезному: средней, являющейся сочетанием обеих предыдущих» 41. Эти термины не встречаются в «Поэтике» Аристотеля, во всяком случае, их нет в той ее части, которая сохранилась. Купер допускает предположение о том, что они все же восходят к Аристотелю, но подчеркивает, что это не более чем предположение 42. Он замечает, что три типа комедии, о которых говорится в трактате, встречаются во все эпохи 43. Эти рассуждения и гипотезы, однако, имеют меньшее значение, чем факт отсутствия этих терминов у Аристотеля. Общеизвестно, что новая аттическая комедия получила развитие уже после Аристотеля. Поэтому упоминание этого типа комедии служит доказательством, что в трактате отражен художественный опыт, относящийся к эпохе более поздней, чем аристотелевская. Таков этот интереснейший документ, свидетельствующий о том, что, несмотря на краткость трактовки комедии у Аристотеля и других авторов, античность обладала достаточно развернутой теорией комедии. Составленный неизвестным лицом, краткий конспект благодаря подробным комментариям современного нам исследователя позволяет утверждать, что теоретическая мысль древности обобщила и систематизировала не только художественные принципы трагедии, но и основы комедийного творчества. § 2. Элий Донат. Диомед Уже на исходе античной эпохи в древнем Риме появились сочинения известного римского грамматика и ритора Элия Доната, жившего в середине IV века н. э. Среди его сочинений были комментарии к Теренцию и небольшой трактат «О комедии и трагедии»44. Трактат этот содержит общие положения о драме, преимуществ венно о комедии, о ее литературной форме и сценическом воплощении. Фабула драмы, говорится в трактате, имеет два вида, соответственно своему содержанию,— трагическую и комическую. Донат сообщает, что название трагедии происходит от слова «козел» (трагос), которого, как он пишет, давали актерам в награду, ибо считалось, что козел обладает чарами, предотвращающими ошибки. Кто создал комедию у древних греков, Донат не знает, но у римлян честь эта принадлежит, по его словам, Ливию Андронику, который определил комедию как «зеркало повседневной жизни» 45. Цицерон развил это определение, сказав, что «комедия — это воспроизведение жизни, зеркало нравов, образ истины»46. Сам Донат, следуя своим авторитетам, пишет: «Комедия — это история, в которой показываются различные обычаи и нравы общественной и частной жизни, из чего можно научиться тому, что полезно и чего следует избегать». Сопоставляя эти три определения, мы замечаем, что первоначально подчеркивался объективный характер комедии, отражение нравов и обычаев. Цицерон вносит в понимание комедии философский элемент — «образ истины». У Доната мы находим уже утверждение прямой поучительности. По сведениям Доната, комедия возникла из сельских празднеств как в Греции, так и в Риме. Отсюда, далее, следует такое разграничение: трагедии происходят во дворцах, комедии в более обыденной обстановке, в деревне, где возможны довольство и радость. Исполнялись комедии первоначально в сельской обстановке, на полянах. Во всем этом чувствуются настроения, характерные для зрелой цивилизации, атмосфера, которая тяготит людей, мечтающих о возврате к природе. Донат отмечает также, что древние представления были связаны с культами богов и религиозным ритуалом. Донат различает четыре разновидности комедии. Различия между ними имеют как внешний характер — соответственно особенностям сценического воплощения, так и внутренний — по содержанию, стилю и типу персонажей. Комедию исполняют и в греческих одеждах и в римских, сообщает Донат. Римские комедии бывают трех видов: ателлана, фарс и «босоногая» комедия — планипедия. Последняя называется так потому, что актеры бедно одеты, не имеют ни сандалий, ни чулок на ногах. Но Донат не вполне уверен сам в этом объяснении и говорит о другой возможности: действующие лица этих комедий живут не в башнях и не в домах, а в трущобах. Далее уточняется, что греческие комедии называются паллиата, то есть комедии плаща, поскольку во время представления их актеры носили греческие плащи. В других пьесах актеры носили тоги, и такие комедии соответственно именовались «тогата». Ател-ланы характеризуются Донатом не внешним образом: «Эти комедии,— пишет он,— полны острот и шуток»47. Комедии различаются также по преимущественному значению тех или иных элементов композиции. В «Свекрови» Теренция и «Парасите» Плавта главное значение имеет центральный тип комического персонажа. В «Девушке с Адроса» Теренция определяющим моментом является место действия. В «Евнухе» Теренция и «Пленниках» Плавта первостепенной является драматическая ситуация. В «Братьях» и «Самоистязателе» Теренция суть в развязке. При всей условности такого разграничения, оно имеет большое принципиальное значение, ибо указывает на то, что теория комедии получила довольно детальную разработку. Ценно здесь указание на необходимость анализа комедий по отдельным элементам фабулы. Донат рассматривает также части комедии, прежде всего — пролог, предваряющий комедию. По его классификации, существует четыре вида прологов. Первый из них — хвалебный, в котором прославляется автор комедии; второй содержит либо осуждение соперника драматурга, либо благодарность публике; третий вид пролога представляет собой изложение фабулы пьесы; четвертый вид пролога сочетает перечисленные выше элементы. Далее Донат указывает части композиции комедии. Протасис — начало действия, эпитасис — дальнейшее развитие его и усложнение ситуации, когда драматический узел полностью завязан, катастрофа — развязка, которая должна нравиться публике и содержать разъяснение всех предшествовавших недоразумений. Трактат Доната содержит отголоски известных и сохранившихся литературных памятников, но вместе с тем он представляет собой и новый шаг в развитии теории драмы. Его значение состоит в том, что он являет образец сочетания трех элементов — литературной стороны драматических произведений, исторической традиции, связанной с их возникновением и сценического воплощения. Склонность автора к классификации делает его, по мнению некоторых ученых, предшественником средневековой схоластики48. Действительно, в средние века Донат пользовался большой известностью как грамматик. По-видимому, его комментарии к Теренцию, как и изложенный нами трактат о комедии и трагедии, были известны в средневековых школах. Но на театральное искусство средневековья Донат никакого влияния не оказал. Поэтому правильно рассматривать его как представителя позднеантичнои теоретической мысли, хотя в известной мере, пожалуй, уже эпигонской. Наряду с Донатом необходимо также упомянуть ученого второй половины IV века Диомеда, который включил в свою «Грамматику» некоторые положения о драме, вероятно заимствованные у предшественников. Интерес представляет его определение трагедии как «повествования о судьбах героических характеров, подвергшихся несчастью»49. Диомед указывает, будто это определение принадлежит Теофрасту, у которого он его заимствовал. Однако в сохранившихся сочинениях Теофраста этого определения нет. Определение комедии Диомед дает такое же, как и Донат — «история, касающаяся судеб людей в частной и общественной жизни, действие которой является безболезненным». Иначе говоря, события, изображаемые в комедии, не связаны со страданием и гибелью действующих лиц. § 3. Византия. Суждения Иоанна Цеца Византийская культура оставила среди прочего ценный документ, свидетельствующий о развитии послеаристотелевской традиции в области теории комического. Это краткая характеристика комедии, данная византийским автором XII века Иоанном Цецом. Иоанн Цец, не будучи оригинальным писателем, вызывает интерес как эрудит. В его сочинениях немало сведений об античной культуре, которые пропали бы для нас, не запиши он их. Свои комментарии к Аристофану Цец предваряет введением 50. Он излагает в нем основные принципы комедии. Совершенно очевидно, что Цец опирается на источники, сходные с теми, каЛе были в руках у автора только что рассмотренного трактата Де Куалена. Текст сохранился неполностью, но пробелы в нем незначительны. Общее определение комедии у Цеца таково: «Комедия есть подражание действию...51, которое очищает аффекты, утверждает жизнь, сопровождается смехом и удовольствием». Далее Цец отмечает, что комедия имеет дело с явлениями повседневной жизни и ее цель •— вызвать смех. Хотя комический поэт изображает дурных людей — грабителей, злодеев, негодяев,— он подчиняет все остальное декоруму. По определению Цеца, трагедия изображает «распад жизни», комедия — ее «укрепление»52. Это утверждение связано с определением характера действия в каждом из видов драмы. Цец имеет в виду, что трагедия имеет несчастливый конец, тогда как комедия изображает, как герой или герои достигают благополучия. Цецу также известна эволюция аттической комедии. Старая комедия, пишет он, достигла своего расцвета во время Пелопонесской войны, а новая — в царствование Александра Македонского. Они различаются по языку и стилю. Старая комедия отличается большей силой и возвышенностью выражения, тогда как новую характеризует ясность и использование новоаттической речи. Цец отмечает, что есть различие в содержании между ними, но не рассказывает, в чем оно состоит. Отличаются они и стихотворными размерами. Старая комедия требовала большого разнообразия поэтических метров, тогда как новая пользуется преимущественно ямбом. Наконец, в старой комедии большое значение имел хор, а в новой его попросту нет ъз. Старая комедия, пишет далее Цец, не единообразна. «Сначала у первых авторов комедий (Сузариона и других) не было никакого порядка в том, как они выводили действующих лиц на сцену, так как главная забота была насмешить. Когда появился Кратин, он установил, что в комедии должно быть три действующих лица, чем он положил конец беспорядку в пьесах. Он сделал так, что комедия не только доставляла удовольствие, но также приносила пользу, и-достиг этого тем, что нападал на злодеев и посредством комедии публично бичевал их. Однако он еще тоже примыкал к старым об-, разцам и ему немного недоставало порядка. Порядок в комедии создал Аристофан, у которого было больше мастерства, чем у его современников, и он блистал, возвышаясь над ними» 54. Переходя к определению средств, при помощи которых комедия возбуждает смех, Цец пользуется теми же выражениями, что и автор трактата Де Куалена. Смех вызывают речи и вещи. Словесный комизм у него тоже подразделяется на семь групп, и это те же группы, что и в трактате: омонимы, синонимы, болтливость, паронимы, уменьшительные, искажения слов, нарушения грамматики и синтаксиса. Внешние причины смеха Цец называет две: обман и превращения. Превращения могут быть в лучшую или в худшую сторону» 55. Совпадение между трактатом и комментариями Цеца свидетельствуют о наличии общего источника — какого-то древнего сочинения, посвященного теории комедии. Без боязни совершить ошибку можно сказать, что какие-то элементы этой теории комедии восходят к Аристотелю и основаны на художественном опыте староаттической комедии, а другие положения учитывают последующий творческий опыт, возникший в период развития новой комедии. Завершая этот раздел истории учений о драме, подчеркнем еще раз важное и во многих отношениях непреходящее значение теоретических достижений античной мысли. Мы еще не раз будем возвращаться к этим истокам, ибо если искусство и теоретическая мысль сделали в эпоху Возрождения большой прогресс, то в немалой степени это объяснялось влиянием теоретической мысли и, конечно, художественных образцов античной трагедии и комедии. § 1. Отцы католической церкви ♦ и драма Средние века создали свою богатую культуру, коренным образом отличавшуюся от культуры античного мира. Хотя значительные элементы античной традиции сохранялись в эпоху феодализма, однако они были совершенно преобразованы в соответствии с общим характером средневекового мировоззрения. Касаясь интересующего нас вопроса, следует прежде всего отметить, что с падением античного мира почти полностью исчезают и формы театрального искусства, существовавшие в древнем Риме. Отсюда — важнейшая особенность отношения к памятникам античной драмы, сохранившимся в рукописях. Их стали рассматривать исключительно как литературные произведения, предназначенные для чтения. Основными источниками для суждений об античной драме в средние века были, по-видимому, сочинения грамматиков и рито-риков, в первую очередь Доната и Диомеда. Как правило, в средние-века в изучение риторики входило знакомство с поэзией и в том числе с памятниками римской драмы. Именно это перенесение центра тяжести с поэтики в собственном смысле на риторику представляло собой главное выражение разрыва с античной традицией 5в. Понимание риторики как суммы приемов речи привело к утверждению чисто формального взгляда на поэтическоетворчество и драматургию. Вот почему, несмотря на обилие средневековых трактатов, мы находим в них очень мало суждений о драме. Главная причина отсутствия теории драмы в средние века заключалась в том, что господствующая идеологическая сила феодального общества — католическая церковь — с самого своего возникновения относилась враждебно к театральному искусству. Еще в античную эпоху, когда христианство впервые оформилось в церковную организацию со своим вероучением, один из первых отцов церкви Тертулиан в сочинении «О зрелищах» (ок. 200 года) выступил с решительным осуждением театра. Поэтическое творчество отвергается им, ибо «в глазах бога оно есть глупость» 57. По-видимому, прав Джоэл Спингарн, когда находит в аргументации Терту-лиана отголоски критики искусства у Платона. Древний мыслитель, как известно, отвергал искусство потому, что с его точки зрения оно было далеко от истины, ибо поэзия была отражением отражения высшей реальности, заключенной в идее. Переосмыслив Платона в духе христианства, Тертулиан пишет: «Творцу истины ненавистна ложь. Он считает грехом все ненастоящее... Он никогда не одобрит подражание любви, гневу, стонам и слезам» 58. Не удовлетворяло Платона и нравственное содержание произведений искусства. Точно так же и Тертулиан осуждает его с точки зрения морали. Ему было известно, что римские гуманисты оправдывали драму как средство морального воспитания. Однако, по его мнению, «добро, приносимое ею,— это только капля меда, смешанная с жабьей отравой»69 Наконец, была и психологическая причина, побуждавшая Платона отвергать искусство драмы: оно вызывало нежелательное возбуждение зрителей. Следуя за Платоном, Тертулиан также считает, что вместо покоя, необходимого для слияния со святым духом, драма вызывает нездоровое душевное возбуждение в0. Это положение получило свое развитие в учении Августина (354—430), одного из виднейших отцов церкви. В своей «Испореди» он коснулся вопроса о театральных зрелищах и высказался против них. В частности, он находил противоестественным и вредным искусство трагедии. «Какой смысл человеку желать, чтобы им овладела печаль от зрелища трагических страданий, которые он сам лично не в состоянии был бы вынести? — вопрошает Августин.— И, однако же, зритель хочет почувствовать скорбь, и чувство скорби доставляет ему удовольствие. Разве это не безумие? Ибо чем больше способен человек сам чувствовать страдание, тем большее впечатление производит на него зрелище их на сцене. Когда человек страдает, это называется несчастьем, когда он страдает из-за того, что страдание испытывает другой, это называется состраданием. Но как возможно, чтобы ненастоящие страдания на сцене возбуждали сочувствие? Зритель не получает побуждения помочь страждущему, но только испытывает к нему жалость. И тем не менее, чем больше сочинитель подобных выдумок заставляет зрителей скорбеть, тем больше он им нравится» 61, Отрицание трагического связано у Августина со всей его системой христианской философии, согласно которой зла вообще не существует и есть только неполное добро. В целом же мир, как творение бога, совершенен и гармоничен. Понятно поэтому, что Августин отвергает трагическое, как противоречащее его взгляду на сущность жизни. Все это оставалось не только теорией, но определяло отношение церкви к зрелищам. На протяжении средних веков духовные власти неоднократно издавали постановления, запрещавшие исполнение, устройство и посещение представлений. «Священнослужители должны воздерживаться от всех увеселений слуха и зрения»,—- гласило постановление 2-го Шалонского собора в 813 году. Оно предписывало священникам «не только далеко отталкивать от себя, но также убеждать верующих изгонять непристойные и срамные и?"ры гист-рионов и йокуляторов»62. § 2. Знакомство с античной драмой в средние века. Гросвита С течением времени христианские вероучители до некоторой степени примирились с памятниками языческой культуры. В монастырских школах, а затем в университетах стали допускать изучение произведений римской литературы. Один из первых энциклопедических ученых раннего средневековья, Исидор Севильский в своей обширной «Этимологии» (нач. VII века), объясняя происхождение слов и давая их толкование, не раз приводит понятия, относящиеся к драматическому искусству, истолковывая их в соответствии с трактатами Доната и Диомеда. Произведения римской драматургии постепенно входят в круг книг, изучаемых в средние века, однако на них смотрят не как на тексты, предназначенные для сценического исполнения, а как на поэтические произведения, изучаемые с целью лучшего освоения латыни. В X веке немецкая монахиня Гросвита создает по-латыни несколько «драм», признавая в предисловии к ним, что она подражала Теренцию. Однако ее сочинения нисколько не похожи на шумливые, полные мирских интересов, а подчас и не совсем пристойные римские комедии. Да и сама Гросвита намеренно отклонялась от образца, избранного ею, создавая свои произведения с целью преображения комедии в нравоучительном духе. Если у Теренция воспевалось «постыдное распутных жен многоблудие», то она, обратившись к «тому же роду сочинительства», желает прославить «достохвальное святых девственниц целомудрие»83. В словах Гросвиты ясно выражено характерное для всей средневековой идеологии отрицательное отношение к античной драме. § 3. Средневековое понимание трагедии и комедии Если в средние века исчезает самая память об античном театре, то драматическая культура «язычников» — римлян все же до некоторой степени известна в кругах образованных людей. Рассматривая произведения античной драмы как литературные памятники, средневековые писатели заимствуют из них определенные понятия. В первую очередь это относится к терминам «трагедия» и «комедия». Однако средневековые авторы не пользуются этими словами для обозначения драматических представлений определенного типа. У них слова «комедия» и «трагедия» приобретают литературный и социально-философский смысл более общего характера. Исидор Севильский, следуя Диомеду, писал, что комедия имеет дело с поступками лиц простого звания и действие ее является веселым. Трагедии он определял как «печальные истории», происходящие с царями в4. На суждения ученых о трагическом и комическом, сословные иерархические понятия феодального общества накладывают свою печать. Показательно в этом отношении мнение, выраженное в «Католиконе» Иоанна де Бальбиса (1286). Он четко разграничивает сословные характеристики жанров: трагедия представляет лишь королей и принцев, комедия — людей низшего звания. Соответственно этому стиль трагедии является возвышенным, а стиль комедии — простым65. Средневековые трактаты указывают и на различие источников сюжетов трагедий и комедий. Трагедия изображает события исторические, комедия — вымышленные. Все подобные суждения не имели никакого отношения к средневековой церковной и народной драме. Ни в храмовых, ни в площадных представлениях трагедий и комедий не разыгрывали. Средневековый театр выработал свои драматические жанры. Поэтому все рассуждения о трагедии и комедии относились не к театру, а к поэтическим произведениям эпического характера. Слова «трагедия» и «комедия» стали пониматься не как определения различных видов драмы, а как указание на печальный или веселый характер повествования. Иначе говоря, словоупотребление этих понятий в позднее средневековье теряет жанровое значение, связанное с драматургией, и приобретает значение общеэстетической категории, приближаясь к нашему пользованию терминами «трагическое» и «комическое». Впервые с таким более широким пониманием трагедии и комедии как категорий, имеющих не столько театральное, сколько вполне жизненное обоснование, мы сталкиваемся в сочинениях средневекового английского ученого Джона Солсберийского (1110—1180). Большой эрудит и знаток античности, он был знаком с «Поэтикой» Горация и сочинениями древних теоретиков, касавшихся вопросов драмы. В своем религиозно-философском трактате «Поликратикус» он предается размышлениям о том, не является ли жизнь неким подобием трагедии или комедии, и приходит к выводу, что она действительно является своего рода драмой 66. Комментируя «Сатирикон» Петрония, он высказывает мнение, что «весь мир состоит из актеров». Однако, полагает Джон Солсберийский, является ли жизнь трагедией или комедией, зависит от точки зрения, с какой на нее смотреть. Трагедии свойственно изображать, как люди высокопоставленные переживают падение, тогда как комедия, наоборот, изображает возвышение нижестоящих. Поскольку жизнь, как правило, заканчивается печально, то она скорее ближе к трагедии, чем к комедии, хотя окончательное суждение об этом каждый выносит соответственно своему разумению. Мы видим, таким образом, что у средневековых мыслителей категории трагического и комического обретают нравственно-философский смысл. Именно так понимал комедию и трагедию великий итальянский поэт Данте Алигьери, когда в письме к Кангранде объяснял, почему он назвал свою поэму «комедией». Начитанный в сочинениях древних, вероятно зная Доната, Данте писал, что слово «комедия» произошло из слов «комос» (деревня) и «ода» (песня), а все вместе означает «сельскую песню». «Комедия,— писал Данте,— представляет собой род поэтического произведения, который отличается от трагедии; отличие состоит в том, что трагедия в своем начале вызывает удивление и проникнута спокойствием, а в конце — печальна и ужасна; комедия же начинается мрачно, а конец имеет счастливый. Способы изложения в обеих формах тоже различны: у трагедии он возвышенный и торжественный, у комедии низменный и простой»87. Изложением взглядов Данте мы завершим рассмотрение теоретических суждений о комическом и трагическом в средние века. Однако картина не будет достаточно полна, если мы не скажем хотя бы кратко о том, как воплощались эти понятия в искусстве эпохи. Естественно, что мы не в состоянии предложить читателям обзор всей драматической литературы эпохи. Мы ограничимся лишь упоминанием того, что средневековье создало свою драму, имевшую несколько разновидностей. Сначала появились пьесы, изображавшие эпизоды из Ветхого завета и Евангелия, затем пьесы аллегорического содержания — моралите и комедийные сценки фарсового типа, имевшие особые названия в разных странах. Наиболее типичным видом поздней средневековой драмы были моралите. В них особенно ясно запечатлелось мировоззрение эпохи. Яркий образец такой драмы — итальянское моралите «Комедия души». Ее действующие лица — аллегорические персонажи, которые воплощают абстрактные качества: Душа, Память, Ум, Воля, Ересь, Чувственность, Ненависть и т. п. Главный драматический конфликт пьесы — борьба за Душу, которая происходит между силами добра и зла, воплощенными в персонажах, изображающих Бога и Дьявола. Душа подвергается всевозможным соблазнам, насылаемым на нее Дьяволом, но Бог всякий раз посылает кого-нибудь, чтобы противодействовать проискам ада. «Комедия души», по определению итальянского литературоведа Де Санктиса, «...есть не что иное, как три аллегории, воплощенные в спектакле. Мы находим здесь также три стадии приобщения к святости — Человеческое, Очищение и Обновление. Душа здесь тоже сначала не может устоять перед Чувственностью и попадает в ее тенета (ибо «это так человечно: впадать в ошибку»), потом она кается, очищается от греховной скверны и, как говорит Данте, «соединяется со всемилосердным», или, как говорит сам автор, «предстает на небесном пиру в прекрасном свадебном одеянии». Эти три ступени: 1) Чувственность, сугубо человеческое, предоставленное самому себе; 2) Очищение, или покаяние, освобождающее или очищающее душу, и 3) Обновление, или свет разума, благодать— соответствовали религиозной схеме ад — чистилище — рай»68. Описанной выше схеме было подчинено все искусство средневековья. Многочисленные пьесы нравственного содержания на все лады иллюстрировали официальную мораль эпохи. Ей, этой схеме, подчинено и самое великое поэтическое произведение того времени — «Комедия» Данте. Именно принцип комедии, как он сформулирован Данте в письме к Кангранде делла Скала — начало мрачное и конец счастливый,— составляет основу всей драматической поэзии средневековья. Официальная идеология феодального общества диктовала всему человечеству оптимистическую мораль. Эта идеология по самой своей природе отрицала возможность трагического. Поэтому понимание драматизма в ней было односторонним. На почве такого мировоззрения не могла взрасти подлинно великая драма. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.023 сек.) |