|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Г.В. Шостак
МАССОВЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ XX ВЕКА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ Г.В. Шостак Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина В статье ставится педагогическая проблема изучения массовой музыкальной культуры XX века в рамках предмета “Мировая художественная культура”. Дается определение понятия “массовая музыкальная культура”. Предлагается экспериментальная программа для средних школ “Мировая художественная культура: массовые музыкальные жанры XX века. Рассматриваются основные направления вовлечения образцов массовой музыкальной культуры в процесс обучения. Сформулированы дидактические принципы изучения массовой музыкальной культуры; излагаются основные методы использования образцов массовой музыки в учебном процессе. The author of the article treats one of the actual pedagogical problems in research of mass music genres in the frames of the subject "World Artistic Culture". A new experimental program for secondary schools under the title "World Artistic Culture: Mass Music Genres of the 20th century" is suggested. The main approaches to the problem of usage of mass music culture in the learning process are disclosed. They are: learning of mass music genres during elective courses on mass music culture; making illustrative examples of mass music while studying poets’, writers’ and artists’ masterpieces; organizing thematic lessons according to pupils’ and teachers’ individual interests devoted to the best examples of mass music. The author also formulates didactic principles of learning mass music culture: the principle of active involvement of pupils in the learning process; the principle of individualization; the principle of freedom of choice; the principle of simplicity. The methods of use of mass music examples in the learning process are enumerated in the article: comparison and contrast; anticipation and repetition; the method of structural-functional (artistic-pedagogical) analysis; the method of absorption into the artistic context of the work; methods of discussion and dispute. Предмет "Мировая художественная культура" был введен в круг дисциплин, изучаемых в общеобразовательных школах Беларуси, в 1988 году. Цель предмета – "силой воздействия различных искусств в их комплексе формировать духовный мир старшеклассника, его идейно-нравственные убеждения, эстетическую восприимчивость, составляющие основу мировоззрения и жизненной позиции" [8, 3]. Одна из задач курса – развивать у учащихся способность быть читателем, зрителем, слушателем. На территории Беларуси, России, Украины и других стран СНГ действуют две официальные программы по мировой художественной культуре: первая, составленная на основе программы Л.М. Предтеченской, основывается на принципе историзма; вторая – "Человек в мире культуры" – построена по структурно-тематическому принципу. Кроме того, в последние годы используется экспериментальная программа для факультативов. Все эти программы рамочные (гибкие), предполагающие 20% вариативности со стороны учителя, преподающего данный пред мет. Важное место отводится в них изучению музыкального искусства – классической, народной, современной академической музыки, некоторых направлений джаза и разновидностей эстрадной и авторской песни. Предлагаются также многочисленные технологии преподавания, частично предвосхищающие изучение современных музыкальных массовых жанров, которые могут быть использованы в рамках предмета "Мировая художественная культура". В их числе – концепция российской рок-музыки, предложенная культурологом А.А. Васильевой [4], разработанный социологом, педагогом, учителем истории средней школы № 368 г. Москвы Н.Д. Саркитовым факультативный курс “Популярная музыка: история, теория, проблемы” [9, 175-177], адаптированная к средним школам Беларуси методическая разработка темы “Музыка и современность”, предложенная педагогом Н.Н. Гришанович [5], факультативная программа курса “История джаза, рок- и поп-музыки”, разработанная педагогом Е. Баталиной-Корневой [1]. Однако, во-первых, реализация данных программ носит локальный характер, во-вторых, все они страдают фрагментарностью и не могут в полной мере отражать комплекс явлений, происходящих в массовой музыкальной культуре. Таким образом, до настоящего времени не создана программа, комплексно отражающая процессы и явления в массовой музыкальной культуре второй половины XX столетия, к которой наряду с традиционной эстрадной музыкой и авторской песней принято относить разновидности современного джаза, поп- и рок-музыки. Данная ситуация влечет за собой противоречие между музыкой "школьной", изучение которой предусмотрено программой, с одной стороны, и музыкальной культурой, существующей вне школы, тиражируемой средствами массовой коммуникации – каналами телевидения, радио, аудиостудиями и системами видеопроката – с другой. "Под влиянием этих двух очагов воздействия, – отмечает композитор и педагог И.М. Красильников, – музыкальное сознание школьника расслаивается на две автономно существующие области, которые отдалены друг от друга не только по эстетическим и художественным параметрам, но и по характеру лежащего в самой основе музыкальных представлений звукового материала. Отсутствие мостов между этими областями в конечном счете чаще всего приводит не к их взаимному обогащению, а к вытеснению одной области другой, и верх одерживает то, что оставляет в сознании более яркий след, будучи более доступным, звукокрасочным, а главное – постоянно присутствует в быту" [6, 5]. Данную ситуацию рядовой школьник может воспринимать как противоречие между его любимой музыкой, с одной стороны, и музыкой, которую "приходится" изучать на уроке – с другой. "По мнению учащихся, учитель преследует единственную цель – "опорочить популярную музыку и навязать уважение к классической"... – пишет Н.Д. Саркитов. – Учитель, о котором у учащихся сложилось подобное мнение, никогда уже не сможет убедить ребят в действительном эстетическом превосходстве классики над эстрадой" [9, 174]. Иными словами, практика сосредоточения интереса лишь на академической и народной музыке и игнорирование новых музыкальных явлений, в первую очередь массовых жанров не решает, а напротив, усугубляет педагогическую проблему формирования у учащихся высокой эстетической культуры и, более того, зачастую приводит к развитию извращенного вкуса, который характеризуется неприятием музыки с содержательными мелодическими и гармоническими структурами и полным отвращением или безразличием к ней. "В поисках оригинальности, – отмечает педагог Б.А. Брылин, характеризуя данный уровень развития вкуса, – подлинным эстетическим ценностям противопоставляются сочинения, носящие идеи пошлости, насилия, садизма, примитивизма" [3, 170]. Например, чрезмерное увлечение таким противоречивым явлением музыкальной культуры как рок-музыка, может привести к его "универсализации" (И.Л. Набок), к созданию поведенческого стереотипа "рок-н-ролльного человека", когда рок-н ролл превращается в некую "философскую единицу", "духовную субстанцию", “мерило жизненных ценностей” (В.А. Зинкевич, Н.П. Мейнерт). Данный стереотип весьма противоречив: с одной стороны, рок-фанаты стремятся к духовному совершенствованию (чтение философской и религиозной литературы, овладение навыками игры на музыкальных инструментах и т.п.), с другой – у них зачастую формируется гипертрофированная потребность в неограниченной свободе. Отсюда проистекает девиантное поведение, выражающееся в пьянстве, наркомании, половой распущенности, непризнании авторитетов, конфронтации с окружающими. По справедливому замечанию эстонского социолога, философа, музыкального критика, исследователя рок-музыки как социокультурного феномена Н.П. Мейнерта, “рок-музыка может являться и признаком самого широкого круга увлечений, привлекать внимание людей с серьезными интеллектуальными запросами и проявлением культурной замкнутости молодых людей на самих себя, собственный мир, получивший наиболее полное воплощение именно в рок-музыке, и, наконец, отражать элементарную потребительскую ориентацию” (7, 81]. Не менее вредным для развития музыкально-эстетической культуры подростков является замыкание их интересов исключительно на образцах поп-музыки. Педагог А.Г. Болгарский сформулировал следующую закономерность музыкального развития подростков: “Легкость усвоения развлекательной музыки, что обусловлено ее особенностями (повторяющиеся мелодические и ритмические интонации, элементарность гармонии) приводит в большинстве случаев к предпочтению ярких музыкальных новинок эстрадного плана, неприятию всего многообразия музыкальной культуры, требующей большой мыслительной деятельности, внимания, целенаправленного восприятия и анализа. В результате этого заметно задерживается музыкальное развитие подростков, медленно формируется сознание выразительных особенностей элементов музыки – тембровых, гармонических, ритмических, мелодических. Подобная однобокость музыкального развития зачастую приводит к недостаткам общего характера: неразвитости мировоззрения, нечеткости жизненных позиций, недостаткам вкуса” [2, 160-161]. В этой связи мы склоняемся к точке зрения А.Г. Болгарского и Б.А. Брылина, настаивающих на необходимости целенаправленного педагогического управления музыкальными интересами старших школьников. Использование массовой музыки в учебном процессе может осуществляться в трех направлениях: 1) изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях; 2) привлечение образцов массовой музыки в качестве иллюстративного материала на уроках литературы и изобразительного искусства; 3) организация тематических занятий по выбору учителя и учащихся с использованием массовой музыки. Рассмотрим данные направления более подробно. 1) изучение музыки массовых жанров XX века на факультативных занятиях. Экспериментальная факультативная программа “Массовые музыкальные жанры XX века” ориентирована на учащихся X класса. Программа предполагает раскрытие исторических, социальных и эстетических предпосылок и оснований возникновения, развития и функционирования наиболее значимых жанров, стилей и направлений современной массовой музыки. Оговоримся: мы сознательно не указываем количество часов, отводимое под ту или иную тему. Как уже отмечалось, универсальная программа факультативного курса по изучению массовых музыкальных жанров в рамках предмета “мировая художественная культура” пока не создана. Поэтому школы, гимназии и лицеи, работающие по ней, могут самостоятельно, по собственному усмотрению определять необходимое время для прохождения каждой темы. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.) |