АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема веры и безверия в пьесе ropbKoro «На дне»

Читайте также:
  1. Истолкование образа катерины добролюбовым и писаревым в пьесе островского гроза
  2. СОЦИАЛЬНАЯ ДРАМА ОСТРОВСКОГО В 70-80-Х ГОДАХ(ПЕРЕХОДНАЯ ЭПОХА В ПЬЕСЕ ОСТРОВСКОГО БЕСПРИДАННИЦА)
  3. Устный зачёт по пьесе «На дне».

Пьеса Горького "На Дне" написана в тысяча девятьсот втором году. В эти годы
писателя особенно волнует вопрос о Человеке. С одной стороны, Горький

б

и""

осознает, какие о стоятельства заставляют людеи опускаться на дно жизни,с

другой - он старается подробно изучить эту проблему и, возможно, найти её
решение. В драме разворачиваются два конфликта. Первый, социальный- между
хозяевами ночлежки и босяками, другой - философский, разворачивается между
обитателями ночлежки. Он - то и является основным.

Мир ночлежки - это мир "бывших людей". Раньше они были людьми разных
слоев: здесь и барон, и проститутка, и слесарь, и актер, и картузник, и торговка. В
этом страшном мире отверженных эти люди ведут поиск истины. Как вынести
тяжесть жизни? Что противопоставить страшной силе обстоятельств - открытый
бунт, терпение, основанное на сладкой лжи, или смиренность?

Самый мрачный мыслитель в ночлежке - Бубнов. Жизнь в оценке Бубнова лишена
всякого смысла. Она однообразна и течет по законам, которые человек не может
изменить: "все так: родятся, no:нcuвyт и умирают! Чего жалеть?"

С появлением Луки накаляется атмосфера в ночлежке. Странник Лука - сложный
и интересный персонаж. для него все люди ничтожны, слабы, мелки, нуждаются в
сострадании и утешении. Лука полагает, что иногда лучше обмануть человека
вымыслом, вселить в него веру в будущее. Идеи Луки направлены на то, чтобы
заставить людей либо "обойти" жизнь, либо постараться приспособиться к ней.
Советы странника никому не помогли: Васька убивает Костылева и попадает в
тюрьму, актер кончает жизнь самоубийством. Прямой вины Луки в этом нет, но
виноваты его идеи: они внесли изменения в жизнь ночлежников и в их
мировоззрения, после которых они уже не могли нормально продолжать жить.

Против этой лжи выступает Сатин. В его речи звучит требование свободы и
гуманного отношения к человеку: "Надо YBU3lCamb человека! Не жалеть,
не YHU3ICamb его жалостъю,... YBU3lCamb надо!". Сатин убежден в том, что
необходимо не примирить человека с действительностью, а заставить эту
действительность работать на человека. "Всё в человеке, все для человека".
"Существует толъко Человек, все
остальное - дело его рук, его
мозга". "Человек! Это звучит гордо!".
Сатин в отличие от Луки верит в
человека.

в драме существуют: правда Луки, с ее безразличной добротой, с ее «святой
ложью», и, правда Сатина, в чем-то жестокая, но гордая - правда отрицания лжи.
И внутренний конфликт этих двух столь отличительных друг от друга позиций
разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными
средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Нужна вера
в человека.

Писатель утверждает, что человек способен изменить обстоятельства, а не
подстраиваться под них.


I

/

27.Матрёна Тимофеевна о счастье крестьянки в поэзии «Кома на руси жить хорошо»
Свое итоговое произведение, поэму "Кому на Руси жить хорошо", Н. А. Некрасов посвящает
символичным поискам на Руси счастливого человека. Автор исследует жизнь различных слоев
русского общества: крестьян, помещиков, духовенства. Особой темой становится судьба русской
крестьянки, ибо она оказывается еще тяжелей, чем судьба остальных крестьян. "Не дело между
бабами счастливую искать", - прямо отвечает обратившимся к ней странникам Матрена
Тимофеевна, героиня главы "Крестьянка".

. Долгий рассказ Матрены Тимофеевны о своей (еще достаточно благополучной и на редкость
удачливой!) судьбе - это и ода красоте души русской крестьянки, и страстное обвинение тем, кто
обрек ее на страшные муки. Как и Ермил Гирин, Матрена известна всей округе. Но в поэме она
рассказывает о своей жизни сама, и слушают ее лишь семь странников. Правдивость рассказа
подчеркивается просьбой странников: "А ты нам душу выложи!" Да и сама героиня главы обещает: "Не
скрою ничего". Рассказ изобилует элементами фольклорных произведений, посвященных горькой
доле женщины: песен, пословиц, поговорок, плачей, причитаний. Образ Матрены Тимофеевны часто
сравнивается исследователями с образом знаменитой народной вопленицы Ирины Федосеевой.

Внешняя красота, сердечность, сообразительность, слава счастливицы дают возможность говорить
о Матрене Тимофеевне как о личности неповторимой, исключительной. Она близка к тому типу
"величавой славянки", который не раз воспевал Некрасов. А жизнь ее, как начинают понимать
странники, типична для большинства крепостных крестьянок.

Необыкновенная творческая одаренность Матрены Тимофеевны позволяет ей не только хранить в
памяти фольклор, но и обновлять его. Именно с фольклором связан образ "многострадальной матери
всевыносящего русского племени". Особую роль в описании жизни русской женщины играют песни (не
случайно вторая глава этой части поэмы носит название "Песни"). Некрасов изображает жизнь
крестьянки во всей полноте, с детства, до момента, когда она встречается с искателями счастливого.
Форма рассказа героини многофункциональна. В начале главы, посвященной гибели младшего
ребенка Матрены, нарисован трогательный образ пташечки, безудержно рыдающей о своих
птенчиках, сгоревших во время грозы. Именно это описание позволяет нам глубже понять трагедию
матери-крестьянки. Драматизм событий нагнетается путем описания чувств самой героини, причем
автор трансформирует чувства матери и придает им важное обобщающее значение.

В жизни Матрены Тимофеевны есть несколько моментов, когда вот-вот готовы выплеснуться
наружу те чувства, которые могли бы привести ее к решительному действию. Первый раз - когда,
вопреки мольбам матери, лекари начинают вскрытие тела Дем ушки. Но становой тогда приказывает
связать мать. ВТорой - когда староста решает наказать ее сына Федотушку, пожалевшего голодную
волчицу. Барин решает простить ребенка, но наказать саму "бабу дерзкую". И Некрасов показывает
очень важную черту волевого характера героини: она гордо ложится под розги, не унизившись до
просьбы о прощении, выносит боль и позор публичного наказания. И лишь на следующий день она
выплакала свое горе над речкой. Единственный раз, когда Матрена Тимофеевна решает бороться за
свое счастье, - это когда забирают в солдаты ее мужа. Она обращается с неистовой молитвой к
Божьей матери, и эта молитва, видимо, придает ей силы: Матрена Тимофеевна находит смелость
обратиться к губернаторше, которая не только помогает крестьянке, но и становится крестной
матерью ее ребенка. После этого случая Матрену начинают называть счастливой. Вот, оказывается, в
чем счастье крестьянки: не стать солдаткой, найти силы молчать и терпеть да растить детей:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны... -

таков невеселый итог разговора Матрены Тимофеевны с семью странниками.


С:= _, _


 

\ '

\1


1 | 2 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)