АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОЗЕРО ХУБСУГУЛ. ХАНХ

Читайте также:
  1. В.А. Озеров
  2. На озеро Псенодах
  3. Сцена из балета «Лебединое озеро». Испанский танец

ИССЛЕДОВАНИЕ ОКРЕСТНОСТЕЙ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ

ЛЕМУРИЙСКОГО КРИСТАЛЛА № 26 ПЕРЕСВЕТ

 

При указании местонахождения (якорения) ЛК №26 Пересвет в четырехмерности в качестве географической привязки было указано озеро Хубсугул и ближайший населенный пункт Ханх. Познакомимся с этими местами.

ОЗЕРО ХУБСУГУЛ. ХАНХ

     

 

Рис. 1 Вид на озеро Хубсугул и расположенный на север от него горный массив Мунку-Сардык. ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАЗВАНИЯ. ОСОБЕННОСТИ ОЗЕРА Хубсугул — тюркское слово, означающее «озеро синих вод», в XIX столетии русские путешественники именовали его Косоголом. Монголы произносят название озера как Хувсгул. «Красивее Хубсугула нет озера в стране монголов. Капризное, большое, многоводное, оно воспевается в песнях как море необозримое, обширное, могущественное. Монголы называют его почтительно — Хубсугул-Далай. Дикая и суровая красота озера, высокие горы, окружающие его, величественная глухая тайга поражают путешественника, попавшего в этот далекий край. Стройные лиственницы спускаются к самому берегу озера. В бухтах прячутся золотые песчаные пляжи». Географ Э.М. Мурзаев ■ ХУБСУГУЛ — пресноводное озеро на севере Монголии, расположенное южнее хребта Мунку-Сардык, Восточный Саян ■ ВОЗРАСТ — менее 6 млн. лет. Хубсугул моложе Байкала, возраст которого оценивается приблизительно в 25 млн. лет ■ ПО ЗАПАСАМ ПРЕСНОЙ ВОДЫ - 1-2% мировых запасов (второе по величине озеро в Центральной Азии после Байкала, в котором содержится 20% мировых запасов пресной воды). ■ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ: Ханх — в северной части озера, Хатгал — в южной части озера. ■ ЭТНИЧЕСКИЙ СОСТАВ НАСЕЛЕНИЯ - большая часть населения халха-монголы, дархаты, сойоты, буряты ■ РЕЛИГИЯ — доминирует буддизм Махаяна, шаманизм, мусульмане -4%. Озеро Хубсугул считается самым красивым и глубоким в Монголии. Расположенное у подножия высоких гор хребтов Баян-Зу, Хийн-Нууру и Мунку-Сардык, озеро с кристально чистой водой и живописным девственным побережьем, густо заросшим у самой кромки воды высокими лиственницами, до сих пор остается нетронутым оазисом дикой природы. В мире совсем немного подобных мест, где совершенно не ощущается присутствие человека, и природа сохраняет свое естественное состояние в первозданном виде на протяжении тысячелетий. Здесь много птиц, часто можно увидеть диких зверей, озеро чрезвычайно богато рыбой, а в притоках водится таймень. В геологическом плане Хубсугул — водоем байкалького типа, его часто называют младшим братом Байкала. Родственные связи подчеркиваются не только схожестью береговых ландшафтов. Вода, вытекающая из Хубсугула с рекой Эгийн-Гол, попадает сначала в Селенгу (крупнейший приток Байкала), а затем, пройдя свыше 1200 км по степям Монголии и Забайкалья, вливается в Байкал. Оба великих азиатских озера расположены в одном разломе земной коры, имеют схожую серповидную форму и ассиметричные подводные склоны котловины. Рис. 2 Район озера Хубсугул и Прибайкалья на карте аэрофотосъемки. Вода в Хубсугуле пресная, аналогичная по своим свойствам байкальской, пригодная для питья в сыром виде. По сути, это огромный резервуар чистой питьевой воды, с замечательным минеральным составом. Это второе по величине пресное озеро в Центральной Азии. В нем сосредоточено около 2 процентов мирового запаса пресной воды. От южной оконечности Байкала до северной оконечности Хубсугула всего 230 км. На рис.2 показана карта аэрофотосъемки данного района. По центру видно озеро Хубсугул-Нуур, справа – западная оконечность озера Байкал, и дорога, соединяющая оба эти озера по российской территории. И на этой карте видно, а тем более – на карте меньшего масштаба, что район озера с соседствующей слева от него Дархадской долиной (почти повторяющей контур озера, но зеленым цветом низменности) охватываются монгольской границей, словно бы вдаваясь на современную территорию Российской Федерации. – Этакий выступ в линии границы на север. Поэтому ровно на запад от озера Хубсугул через сколько-то сотен километров – Республика Тыва Российской Федерации, а на восток – Прибалькалье Российской Федерации. Побережье Хубсугула сохраняет дикую природу, особенно красив гористый, не тронутый цивилизацией западный берег озера. По восточному берегу проходит единственная на побережье озера грунтовая дорога с глубокой колеей, связывающая поселки Ханх и Хатгал, преодолимая только в сухое время года на внедорожниках (время в пути — от суток до недели). Лошадь в этих местах до сих пор остается главным средством передвижения. На дорогах можно встретить запряженную лохматыми яками арбу с деревянными колесами, точно такую же, какими пользовались сотни лет назад. Летом на водной глади озера практически нет моторных лодок и катеров. В 1992 г. здесь был образован Хубсугульский национальный парк (838,1.html тыс. га), который считается одним из самых красивых в Монголии и представляет собой уникальный природно-этнографический комплекс. ЛЕГЕНДА О ВОЗНИКНОВЕНИИ ХУБСУГУЛА и ОСТРОВА ОЗЕРА Географ Э.М. Мурзаев в книге «Годы исканий в Азии» приводит легенду о самом большом острове озера Хубсугул: «Вдруг из земли ударил мощный фонтан воды, заливая все вокруг. Много земли исчезло под водой, и с каждым мгновением все больше гор, чудесных пастбищ и лесов покрывалось водой. Тогда схватил богатырь скалу побольше, подбежал к фонтану и, борясь с водой, заткнул дыру, откуда бил поток. Фонтан прекратился, а там, где вода уже залила землю, возникло озеро Хубсугул. Скала, которой богатырь заткнул фонтан, торчит и теперь на поверхности озера лесистым островом Далай-Куй». В монгольских источниках эта легенда содержит больше подробностей. Хотя детали рассказов в легендах несколько отличаются друг от друга, совпадает предание о большой засухе и последовавшем затем наводнении. Интересно отметить, что по результатам изучения кернов глубинного бурения на Хубсугуле установлено, что озеро 18 тысяч лет назад практически полностью пересыхало и уменьшалось до глубины около 30 метров. Напротив острова на западном берегу озера действительно имеется гора с плоской вершиной, которую местное население называет «Изящная наковальня». Самым крупным островом на Хубсугуле является Далай-Куй, который расположен в центральной части озера в 10 км от восточного берега. Дословный перевод названия с монгольского языка — «Лесной пуп в море». Остров практически круглый, в поперечнике достигает 4 км, в центре возвышается гора, густо заросшая лиственным лесом и поднимающаяся над уровнем воды в озере на 174 м, площадь — 7 кв. км. На острове есть кедрач, который редко встречается на побережье. Рис. 3 «Лесной Пуп» - остров Далай-Куй Остров хорошо виден с восточного берега, его идеальные округлые очертания вызывали почитание местного населения, он воспет в монгольских сказках и легендах. Одна из легенд (смотри выше) напрямую связывает этот остров с происхождением Хубсугула. На острове в древности находились языческие святилища, куда имели право доступа только шаманы. На острове, в самом деле, есть старинное сложенное обо и небольшая пещера площадью около 24 кв. м, расположенная в северной части, с которой по преданиям связаны шаманские практики. По свидетельству местных жителей, в 1921 году на острове жили ламы, которые построили скит в его южной части. Остров считался священной землей. Почитание его было настолько велико, что каждой лошади привязывали сзади ведро, чтобы при переходе по льду помет не осквернял чистоту озера. Рассказывают, что престарелых лам поднимали на вершину острова на носилках — там была священная пещера. Однако, если посмотреть на карту, указанный остров находится в центрально-южной части озера. Кураторы же проекта «Вознесение» называют местонахождением кристалла Пересвет «на северо-запад от Хубсугула», или указывают ближайший к этому месту населенный пункт – поселок Ханх, расположенный на самой северной оконечности озера. Всего на озере три острова. Четвертый остров располагался напротив устья р. Турты в северной части Хубсугула и носил название Цахлайн-Уур. Он возвышался над водой всего на метр. Из-за медленного подъема воды в озере он полностью ушел под воду и исчез. Названия четырех островов переводятся как Лесной пуп (самый больший и наиболее лесистый остров), Скала-затычка, Маленький пупок и Чаячье гнездо. От российско-монгольской границы в пограничном поселке Монды до поселка Ханх в северной оконечности озера Хубсугул — 22 км. Совсем рядом величественно возвышается горный узел Мунку-Сардык с высочайшей вершиной Восточного Саяна (3491.html м). ХАНХ Рис.4 Поселок Ханх на северной оконечности озера Хубсугул на фоне горы Мунку-Сардык. Ханх - единственный поселок на севере озера, возникший первоначально как русское купеческое поселение на берегах Носогола (Косогола). Первоначально поселок назывался Турт — по имени реки, впадающей в этом месте в озеро. В 1716 году на берегу Хубсугула боярскими детьми Никитой Богдановым и Федором Кочетовым с казаками был построен русский острог. Однако через 5 лет по просьбе Китая он был снесен. А еще через 6 лет была проведена граница, и продвижение русских на юг прекратилось. На прибрежной улице в поселке Ханх до сих пор сохранились старинные русские купеческие дома. Через поселок проходил зимний чайный путь — на подводах по замерзшему льду озера перевозили из Китая на ярмарку в Иркутск тюки с китайским чаем. Итак, Ханх — поселок, основанный русскими. И это главная особенность. Все дома рубленые, в центре даже сохранились старинные купеческие. Монголы освоили необычный для себя стиль жизни, и те, кто побогаче, ставит окрест новые избы. Редко где во дворе можно обнаружить юрты, которые, похоже, используются только в летний период. В старой части Ханха, похоже, ничего не изменилось. По-прежнему к воде подгоняют яков, нагруженных канистрами и флягами. Черпаком (в основном, дети) набирают в них воду и гонят в поселок. Не у всех есть такие водовозы, так что многим приходится покупать воду. В Прихубсугулье местное население разводит сарлыков и северных оленей, а народности, населяющие этот край — дархаты, сойоты, цаатаны, эвенки, буряты, тувинцы до сих пор исповедуют шаманизм.  
Дархадская ДОЛИНА

 

  Стоит сказать несколько слов и о Дархадской долине. Расположена она на севере Монголии, южнее Саянских гор, рядом с высочайшей вершиной Восточного Саяна горой Мунку-Сардык. Если смотреть на карту (рисунок 5), Дархадская Долина напоминает своими очертаниями озеро Хубсугул и расположена рядом с ним, на запад от него. Остается малопосещаемой изолированной территорией с лесистыми труднопроходимыми горами. Это — земля многочисленных озер, связанных между собою реками и протоками, в окружении высоких гор. Здесь, на западном гористом побережье Хубсугула, издревле жили хара-дархаты и ассимилировавшие среди них представители 34 родов, сохранившие традиционный кочевой образ жизни. Они разводят оленей, живут в чумах, поклоняются духам предков и гор, сохраняют шаманскую веру и регулярно общаются с шаманами. Попасть к ним можно только верхом по звериным и охотничьим тропам. Этот край, как затерянный во времени мир, манит сюда этнографов и исследователей, жаждущих познать шаманское искусство. Рис. 5 Участок карты с показанными на ней Дархадской Долиной (слева) и озером Хубсугул (справа). Во времена гонений Хубсугул и Дархадская котловина были последним прибежищем для укрытия преследуемых шаманов. Также мы знаем, что преследуемые шаманы бежали во время гонений и обосновались на озере Ольхон на Байкале. Кто же их преследовал и когда? Традиционную местную религию Шаманизм теснил распространявшийся здесь в VIII-IX веках Буддизм, который стал официальной религией на территории Монголии в XVI веке. В дальних снежных горах, расположенных к северо-западу от озера Хубсугул, издавна жили оленеводы, которых монголы называют цаатан-оленеводы. Согласно переписи численность цаатанов составляет 1317 человек. Ученые установили, что этот район является самой южной точкой, где обитают северные олени. Племена цаатанов управляются шаманами. Живут цаатаны только в чумах, выращивают оленей, промышляют охотой и рыболовством. В котловине около 200 крупных и средних озер, а также сотни небольших рек и проток между озерами. В Дархадской котловине лет пять назад канал Discovery снял цикл документальных фильмов о племенах цаатанов и шаманах. После котловина стала местом, куда стремятся туристы из многих стран, чтобы познакомиться с сохранившимися здесь традициями шаманизма. Но реально добираются немногие — полное бездорожье и отсутствие мостов через небольшие реки делает этот край по-прежнему труднодоступным. Лучший транспорт для путешествий в Дархадскую котловину — лошадь. Самый короткий тур занимает 12 дней.
ОКРЕСТНОСТИ ХАНХА Вернемся к знакомству с интересными окрестностями Ханха – поселка, указанного Кураторами проекта «Вознесение» как ближайший населенный пункт – географическая привязка в четырехмерности Кристалла Пересвет. На выступающем скалистом Хангинском мысе, находятся«Тринадцать обо». Это дословный перевод названия шаманского святилища Арван-Гурван-обо. По преданию здесь постоянно камлали шаманы. Ученые отмечают на этом мысе местонахождение древнего комплекса жертвенных очагов. Следы 13 старых обо видны на земле и сейчас — с восточной стороны, рядом с новым обо. Древнее шаманское святилище было освящено летом 2005 г, в это же время было сложено 13 новых обо из крупных белых валунов. Обо, обоо, овоо, обаа — «куча, груда, насыпь» — культовые места поклонения местным духам, родовым или территориальным, т.е. хозяевам данной местности. Хозяин обо – это духи умерших шаманов, предков, или божества небесного происхождения. Согласно традиции монгольского мира 13 тэнгриев являлись главными хранителями мира. В древних преданиях рассказывается о 13 северных нойонах — сыновьях божественных тэнгриев, которые спустились с неба вершить суд над людьми и выбрали различные места проживания. Культ «Арван гурван Атаа тэнгэри» согласно древним обычаям сопровождается Великими тайлаганами, один раз в год проводимыми на обо для увековечивания жизни рода. 13 в монгольском мире имеет сакральное значение. По буддийской космологии обычно вокруг главного обо, символизирующего мировую гору Меру, складываются 12 малых обо, обозначающих 12 тибов — земных островов, которые ориентируются по три в ряд по сторонам света. Обо на Хангинском мысе нарушает эту классическую буддийскую схему и сложено по подобию древних шаманских алтарей — в оригинальной горизонтальной проекции. В долине реки Ханха-Гол, впадающей в этом месте в озеро, в начале XIX в. действовал буддийский дацан и обо на Хангийском мысе было местом проведения буддийских молебнов. До революций в Ханхинском дацане было около сотни лам. В 1938 г. монастырь был уничтожен, ламы арестованы.

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.)