|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж»
1. ПОНЯТИЕ БЫТИЯ. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ Понятие «бытие» имеет несколько значений. Во-первых, оно употребляется как синоним существующего. В этом случае категория «бытие», будучи предельно общей абстракцией, объединяет по признаку существования все бесконечное многообразие вещей, явлений, предметов, процессов, их свойств, связей и отношений. Существующий мир бесконечно многообразен. Однако, устанавливая определенное сходство условий, способов существования единичных вещей, явлений, процессов, философия объединяет их в различные группы, которым присуща общность формы бытия. На этом основании можно выделить следующие различающиеся, но в то же время взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), объектов, процессов, которое, в свою очередь, делится на: а) бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого; б) бытие вещей, процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое подразделяется на: а) бытие человека в мире вещей, б) бытие специфически человеческое; в) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное (внеиндивидуальное) духовное; 3) бытие социального, которое расчленяется на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества, Бытие вещей. Общечеловеческий социально-исторический опыт, конкретный практический опыт всех когда-л ибо живших и сегодня живущих индивидов позволяют утверждать, что первая природа, ее вещи, процессы, состояния, ее целостность существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека, независимо от его воли и субъективных желаний. Это коренное, пост оянное отличие природы как особой формы бытия. Первая природа, благодаря своему бытию до, вне и независимо от сознания, является реальностью особого рода. Она объективная и первичная реальность в том смысле, что человек и его сознание рождаются благодаря н епреходящей природе и уже после того, как природа Земли миллиарды лет существовала до человека. Но человек не удовлетворяется тем, что ему дает первая природа. Соединяя свой труд с веществом природы, он создает как бы «вторую природу», которая определяет его жизнь и развитие. В предметах «второй природы», с одной стороны, воплощен материал первой, как объективной и первичной реальности, а с другой - «опредмечены» труд и знания человека. В них воплощено и то, что называется «социальной душой» этих предметов, т.е. их социальное предназначение и социальные функции. «Вторая природа» - это комплексная (природно-духовно-социальная) реальность. Вместе с тем «вторая природа» также дана каждому отдельному человеку, поколениям людей объективно, она также существует вне и независимо от их сознания, хотя и воплощает в себе, опредмечивает человеческие идеи, цели, а значит, не может считаться совершенно независимой от сознания человека и человечества. Бытие человека. Как существует человек? Прежде всего, как живой, конкрет ный индивид, а первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела (в первую очередь удовлетворение потребностей в пище, жилище, одежде, продолжении рода и т.д.). Без этого вообще невозможно человеческое существование. Но бытие отдельного чело века - непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, а через них с психикой, духовной жизнью индивида. Существование человека не надприродное, но и не только природно-теле сное. Специфика существования человека в переплетении, взаимодействии трех разных бытийственных измерений заключается в том, что: 1) отдельный человек реально существует прежде всего как данная мыслящая и чувствующая вещь (тело); 2) человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к виду Homo sapiens и взятая на данном витке его развития, эволюции мира; 3) человек существует и как социально-историческое существо. Человеческое бытие - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Бытие духовное. Особым видом бытия является духовное бытие, как индивидуализированное, так и внеиндивидуальное, объективированное. Индивидуализированное бытие духовного включает в себя прежде всего сознание индивида, Но индивидуализированное д уховное в широком смысле слова включает в себя и бессознательное. Бытие индивидуализированного духовного лишь относительно самостоятельная форма бытия, поскольку оно неразрывно связано со всеми перечисленными выше формами бытия. Результаты деятельности сознания и вообще духовной деятельности конкретного человека могут отделяться от него самого, как бы выходить «вовне», и тогда возникает духовное второго типа - объективированное (внеиндивидуальное) духовное. Оно обязательно материализируется в словах, звуках, знаках естественного и искусственного языков. Материальные «носители» духовного - это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты, мрамор, пленки фильмов, ноты и звучание музыкальных инструментов и др.). Несмотря на относительную самостоятельность, бытие объективированного духовного неотделимо от бытия природы и человеческого бытия, оно изначально и непреложно включено в целостное бытие как таковое. Бытие социальное. Наконец, четвертая форма бытия - социальное бытие как синоним соци альной реальности. Эта форма бытия будет анализироваться при изучении последующих тем курса философии, посвященных рассмотрению общества, Подчеркнем лишь, что социальное бытие в рассматриваемом нами контексте включает в себя и материальную, и духовную жизн ь общества (общественное бытие и общественное сознание). Основу социального бытия составляет практика как специфически человеческий способ бытия в мире, суть которого в преобразовании материального мира, как природного, так и социального. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ Один из центральных разделов в философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии началось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы. Для раскрытия содержания философской категории «бытие» можно выделить ряд положений: · окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть; · окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе; · природа, общество, человек, мысли, идеи равно существуют; различные по способам и формам своего существования, они прежде всего благодаря своему существованию, образуют целостное единство бесконечного непреходящего мира, т.е. они существуют; · материя и дух — единые, но в тоже время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения обобщаются понятием «субстанции» - самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Т.о., бытие — это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее. Для обозначения общей основы всего существующего в философии выработаны 2 категории: субстрата и субстанция. Субстрат — это, то из чего все сделано. Более высокую степень общности отражает понятие «субстанция» - это первооснова всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, явлений и процессов, посредством, которого они существуют. Учение, принимающее за осн ову всего существующего одно начало, называется монизмом. Монизму противостоят дуализм, рисующий картину мироздания, опираясь на какие-либо два равноценных начала. В истории философии преобладает монистический подход, но существует две основные формы монизма: идеалистический монизм в виде религиозной или светской разновидности; материалистический монизм (материя первооснова мира). Чтобы разобраться в сложном устройстве мира, окружающем человека, вводят еще одну важную категорию — «действительность» («реальность»). Под действительностью понимается вся совокупность всех состояний объектов мира в прошлом, настоящем и будущем. Объективная реальность — объективное существование каких-либо предметов, явлений независимо от сознания человека. Имеется, кроме того, действительность (реальность) и другого типа: так, ученый или инженер могут ясно представлять себе будущую установку, ее составные части, последовательность ее работы, а учитель, планируя урок, намечает, что и как объяснять, кого опросить и др. эти явления существуют, но не в объективной, а в субъективной реальности. Субъективная реальность понимается как сознание и все те процессы и события, которые в нем происходят. Хотя с помощью «чистой» мысли или воображаемого образа нельзя забить гвоздь или приготовить обед, но мысли, образы, чувства и желания могут заставить человека все это сделать, могут изменить всю его жизнь и жизнь других людей, т.е. могут оказаться не менее значительными, чем и материальные влияния, например землетрясение. Следовательно, существующая вне человеческого сознания объективная реальность, а также субъективная реальность, являющаяся продуктом сознания, несмотря на их значительные отличия, находятся в тесном единстве, глубоко связаны, взаимодействуют и влияют друг на друга. Связующим звеном между ними является человек, как существо, принадлежащее и объективному и субъективному миру. Это можно представить в виде схемы: Бытие - есть единство субъективной и объективной реальности. Человек и его мир в этой схеме — это точка пересечения субъект ивной и объективной реальности. В этом смысле человек — центр бытия, а его судьба — ядро философской проблемы бытия в целом. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ Человек творит собственный мир — мир человека, создает свой мир искусственных вещей, явлений, создает общество, культуру, свою «историческую реальность». В процессе творения «исторической реальности» задействованы не только сознание человека, но и многочисленные объекты естественного (природного и материального) происхождения, подвергаемы е обработке человека. Основными формами бытия являются: · материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира; · идеальное бытие — существован ие идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного духовного бытия; · человеческое бытие — существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие чело века самого по себе и его бытие в материальном мире; · социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются: · ноуменальное бытие (от слова «ноумен» - вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны; · феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление данное в опыте) — кажущееся бытие, т.е. бытие, каким его видит познающий субъект. Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие — полное отсутствие чего — либо, абсолютное ничто. Небытие — состояние единое с бытием и противоположно ему. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии, так и вне б ытии. Примеры небытия: еще не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, а сейчас их нет, они находятся в небытии. Поскольку человек выступает как пересечение объективной, субъективной и исторической реальностей, то смысл бытия, философская проблема бытия раскрывается для человека как ответы на три вопроса, сформулированные И.Кантом: «Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться?» Вариантов ответов на эти вопросы столько, сколько существует философских систем.
СПб ГБ ПОУ «Малоохтинский колледж» Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.014 сек.) |