|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
А.Н.Радищев, Новиков. Оппозиционная самодержавию и крепостничеству общественно-политическая мысльИдеи Просвещения становились орудием критики феодально-крепостнических отношений. Распространенным было убеждение, что изменить жизнь общества можно путём издания справедливых законов просвещенным монархом, правильным воспитанием и образованием. Просвещению приписывалась своеобразная роль основного средства, которое может усовершенствовать каждого человека и общество в целом. Такая идея была утопичной. Но объективно она играла прогрессивную роль, так как направляла людей, трудившихся на поприще культуры, на борьбу с действительным злом, определяла их гражданскую позицию. В 70-е гг. расцвела сатирическая журналистика, содержащая критику крепостнических порядков. Лучшими журналами той поры стали "Трутень" и "Живописец" Н. Новикова. Многие заметки в них и сегодня читаются с интересом. В них много острых, язвительных насмешек над невежеством дворян, пустым щегольством, сословной спесью, пресмыкательством перед более родовитыми, богатыми, чиновными. Н. Новиков и др. просветители считали невежество главной причиной заблуждения человечества, а знания – источником совершенства. В 80-х гг. получила размах издательская деятельность Новикова, за что он был заключен в крепость. Необходимость просвещения разделяли и представители оппозиционно-дворянской консервативной мысли (А.П. Сумароков, М.М. Щербатов). Так, в сатире Сумарокова "О благородстве” рассуждения об "общей пользе", о воспитании высоких моральных качеств, авторитете науки, знаний относятся лишь к дворянскому сословию, чтобы тем самым доказать его главенствующее положение в обществе, право владеть людьми. Однако сама постановка этих вопросов свидетельствовала о неосознанном ощущении конца дворянского господства, несправедливости крепостничества. Крупнейшим событием в духовной жизни русского общества в 80-е годы стала комедия “Недоросль” Д.И. Фонвизина. Автор стремился показать, что отсутствие просвещения превращает людей в скотов. С этим бы согласился и Сумароков. Но Фонвизин – талантливый художник, вышел за пределы своего замысла. Пьеса получилась не о дворянах, просвещенных и непросвещенных, а о растлевающем крепостном праве, об унижении им человека – и господина, и слуги. Таким образом, необходимость просвещения народа разделяли как сторонники просветительства, так и дворянские идеологи, но в их взглядах были существенные различия. Просветители подвергали критике феодально-крепостнические отношения с позиций разума. Вопрос о ликвидации крепостного права ими не ставился. Они выступали с идеей ограничения произвола помещиков, призывали к гуманному отношению к крестьянам, считали важной задачей просвещение народа. Дворянские идеологи хотели бы видеть крепостничество "разумным", поэтому они стояли за просвещение дворянства в их же собственных интересах – в интересах укрепления своего господствующего положения. Дальнейшее развитие просветительной общественной мысли связано с изданием книги А.Н. Радищева "Путешествие из Петербурга в Москву". Он первым связал проблему уничтожения крепостничества с необходимостью ликвидации самодержавия революционным путем. Крестьянская тема нашла отражение в живописи, музыке, на театральной сцене. Здесь выявилось новое явление – возникновение интереса к крестьянской культуре, к народному эпосу. Произведения народного творчества, которые появились в 90-е годы, читались во всех слоях общества, что способствовало пониманию чаяний народа. Итак, перед поколением, жившим в последней трети XVIII в., жизнь поставила сложные проблемы. Они многообразно отразились в духовной культуре. Лучшие люди страны искали истину, боролись за просвещение, искали пути сближения с народом. Именно в атмосфере этих исканий, напряженной работы мысли развивалась национальная культура.
24. Культура России по второй половине 18 века. Во второй половине XVIII в. в России продолжает развиваться национальная культура. Однако в отличии от предыдущего периода времени на культуру большое влияние оказывало дворянство, а также продолжалось засилье иностранцев. В этот период русская наука и образование продолжали развиваться, хотя крепостное право и самодержавие сильно препятствовали этому. Все же царскому правительству приходилось принимать некоторые меры по распространению образования этого требовала эпоха. В развитии просвещения России второй половины XVIII в. отчетливо прослеживаются две тенденции. Первая из них проявлялась в существенном расширении сети учебных заведений; вторая выражалась в усилении влияния принципа сословности на постановку просвещения. Согласно уставу народных училищ, утвержденному в 1786 г. Развитие науки и техники: основным центром научной деятельности оставалась Академия наук. К ней прибавился новый учебный и научный центр Московский университет, а также Горное училище в Петербурге (1773) и Российская Академия (1783), занимавшаяся изучением русского языка и грамматики. В развитии отечественной науки выдающееся место занимал М.В. Ломоносов, а среди иностранных ученых крупнейший математик XVIII века Леонард Эйлер (17071783 гг.). Литература: Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил “Плач холопов”, появившийся среди крепостных крестьян в 1767-1768 гг. т.е. накануне крестьянской войны. В сочинение описано бесправие крепостного крестьянина, глумление над ним барина; жалобы на неправый суд завершаются угрозой “злых господ под корень переводить”. Появляется множество сатирических повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях. В архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена, происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Своеобразно нарастает и динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжение века. Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |