|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Революционное движение в России во второй половине XIX в|Революционное движение в 80-х — начале 90-х гг. характеризуется прежде всего упадком народничества и распространением марксизма в России. “Народной воли” в 1884 г., отстаивая индивидуальный террор как средство борьбы.Но даже эти группы включали в свои программы социал-демократические идеи. Все большую популярность среди народников получает идея блока с либералами, отказ от революционной борьбы. Разочарование в народничестве и изучение опыта европейской социал-демократии привели часть революционеров к марксизму. 25 сентября 1883 г. бывшие члены “Черного передела”, эмигрировавшие в Швейцарию, создали в Женеве социал-демократическую группу “Освобождение труда” и в сентябре того же года объявили о начале издания “Библиотеки современного социализма”. Группа “Освобождение труда” заложила основы русского социал-демократического движения. Большую роль в распространении марксизма среди революционеров сыграла деятельность Г. В. Плеханова (1856—1918). В. Плеханов подверг критике взгляды народников, отрицал готовность России к социалистической революции и призывал к созданию социал-демократической партии, подготовке буржуазно-демократической революции и созданию социально-экономических предпосылок социализма. С середины 80-х гг. в России возникают первые социал-демократические кружки студентов и рабочих: “Партия русских социал-демократов” Д. Н. Благоева (1883— 1887), “Товарищество санкт-петербургских мастеровых” П. В. Точисского (1885—1888), группа Н. Е. Федосеева в Казани (1888—1889), “Социал-демократическое общество” М. И. Бруснева (1889-1892). На рубеже 80—90-х гг. социал-демократические группы существовали в Киеве, Харькове, Одессе, Минске, Туле, Иваново-Вознесенске, Вильне, Ростове-на дону, Тифлисе и других городах.
Либеральное движение в России во второй половине XIX в. Либералы Либеральное движение в годы контрреформ заметно активизировалось. Основным его проявлением стало земское движение. Новое земское положе-ние 1890 г. отнимало почти всякую возможность для легальной оппозиции. От радикальных требований либералы отказались, сосредоточив свои усилия на сохранении уже имеющихся либеральных уступок и пытаясь добиться лишь новых уступок в сфере культуры. Важную роль в земском движении играла интеллигенция. В ее рядах было немало народнических элементов. В 1894 г. возникла нелегальная либеральная организация – партия «Народного права», которая через год была разгромлена. Основная пропаганда либераль-ных идей велась путем издания легальных журналов. Лишь в 1899 г. возник кружок «Беседа», который объединил представителей аристократии и земств, критиковавших самодержавие и стремившийся объединить земское движение.
Идейные установки либералов. Либеральная мысль не была единой, но характеризовалась при этом многими общими положениями: необходимо введение свободы, обеспечение прав личности, защита частной собственности; следует немедленно создать представительные органы власти. Русские либералы занимались активной просветительской деятельностью, надеялись со временем подготовить общество к восприятию либеральных ценностей, выступали сторонниками модернизации страны. Либеральная мысль была широко представлена в публицистике того времени. В разное время либералами издавались журналы “Отечественные записки”, “Русский вестник”, “Вестник Европы”, “Русская мысль”, газеты “Голос”, “Молва”, “Земство”, “Русские ведомости”. Одним из самых влиятельных течений был западнический либерализм (Б.Н. Чичерин, М.М. Стасюлевич, К.К. Арсеньев, П.Н. Милюков). Его представители отстаивали идею неизбежности повторения Россией западноевропейского пути, настаивали на необходимости изживания “самобытничества” и мирного вхождения в европейскую цивилизацию. Национальный либерализм”. Российский либерализм не был связан лишь с западничеством. Некоторые из либеральных деятелей (К.Д. Кавелин) пытались синтезировать идеи либерализма и славянофильства, считали необходимым учитывать национальную специфику. Представители этого течения выдвигали программу постепенного соединения традиционных элементов российского общества (общины, сильной государственной власти) с либеральными ценностями (гражданским обществом, правами и свободой личности).
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.003 сек.) |