АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Макетирование и верстка

Читайте также:
  1. Верстка страниц
  2. Макетирование

С появлением компьютерных технологий, как уже было отмечено, процесс верстки переместился из типографии в редакцию и по времени совместился с процессом макетирования.

Как устроена полоса. Полоса — это страница издания. Она имеет следующие атрибуты:

– поля — верхнее, нижнее, внутреннее и внешнее;

– колонки и межколонники.

Две смежные страницы образуют разворот. В этом случае внутренние поля обеих страниц составляют средник. В некоторых случаях при подготовки газеты применяют сплошной разворот без средников.

Виды верстки. Графический план верстки (макет) создается в редакции либо непосредственно в процессе компьютерной верстки, либо заранее.

В практике известны несколько видов верстки, различающихся в зависи­мости от конфигурации материалов, их расположения по горизонтали и вер­тикали и относительно центра полосы. Мы называем верстку прямой (брус­ковой), если каждый материал имеет четырехугольную форму, и ломаной (ступенчатой), когда колонки различной высоты образуют формы «флаж­ков», «сапожков» и т. п. Очень распространенная в 50-х и 60-х годах, сегодня ломаная верстка — редкая гостья на страницах газет. Вытеснившая ее прямая верстка стала общей нормой в наших газетах. Ее преимущест­во — в геометрической простоте, а, следовательно, и в большей доступнос­ти, удобочитаемости. «Флажки» и «сапожки» с большими перепадами в высоте колонок, вычурные П-образные и Т-образные фигуры усложняют геометрический рисунок полос и при нечетких границах между публикация­ми создают трудности в нахождении их начал и продолжений.

Как правило, многие редакции страшит верстка «сапогами», и это в значительной степени оправдано. По крайней мере, верстая прямоугольниками, риск допустить оплошность сводится к мини­муму. Советская школа газетного оформления вообще считала «са­пог» стопроцентной ошибкой. И, тем не менее, разумное использова­ние этого конструкционного приема «облегчает» прямоугольную заформализованность, освежает внешний вид полосы. Фирменным стилем «Литературной газеты» времен Александра Чаковского (1970-е годы) было именно использование верстки «сапогами» небольших материалов в правом нижнем углу полосы, заключенных в очень толстые рамки — 8–12, а то и все 16 пунктов (иногда — пунктирных), что значительно облегчало восприятие крупных материалов, кото­рые по роду издания доминировали во всем номере. Следует иметь ввиду, что, во-первых, использовать такой прием нужно относитель­но редко и только при необходимости выделить тот или иной мате­риал, а не в случаях «неудобства» расстановки публикаций. Во-вто­рых, сам «сапог» (внедряемый или «вылетающий» материал) дол­жен быть как минимум в 5–7 раз меньше крупного соседа. В-треть­их, желательно, чтобы тематика соседствующих материалов была относительно близкой (вообще оптимально использовать прием «са­пога» при оформлении каких-то сопутствующих крупному матери­алу данных — таблиц, резюме, послесловий и др., как это часто при­меняет, например, «Комсомольская правда» или «Московский ком­сомолец»). И, наконец, в-четвертых — во избежание ошибок при вер­стке «сапог» должен укладываться в принятую модульную сетку, если таковая присутствует в арсенале редакции.

При построении полос в виде трех–четырех этажей, образуемых гори­зонтально расположенными материалами, мы говорим о горизонтальной верстке; при постановке материалов по вертикали получаем вертикальную верстку. В чистом виде такие построения встречаются редко, так как они статичны в своих повторах и зрительно или растягивают, или сужают полосы, нарушая их пропорции. В силу необходимости, когда на полосе надо раз­местить два крупных материала, газетчики прибегают к чисто горизонталь­ным или чисто вертикальным композициям. В других же случаях они пред­почитают так строить полосы, чтобы широким, многоколонным конфигу­рациям противопоставить узкие и получить горизонтальную верстку с верти­кальными пересечениями или, если преобладают узкие конфигурации, вертикальную с горизонтальными пересечениями. Контрастные противо­поставления такого рода создают на полосе живые, динамичные компо­зиции.

Симметричную верстку образует такое рас­положение текстов, заголовков, иллюстраций и других оформительских пятен, при котором они взаимно уравновешивают друг друга. При делении симметрично сверстанной полосы пополам вертикальной линией правая часть полосы композиционно совпадает с ее левой половиной. Симметрич­ная верстка по-своему красива, как красивы многие окружающие нас предметы, созданные по законам симметрии. Не случайно симметричные композиции мы встречаем в праздничных номерах, на тематических, за­ранее спланированных полосах. Симметрично обычно верстаются крупные официальные и отчетные материалы, занимающие полосу и разворот.

И все-таки в газете мы чаще имеем дело с асимметричной версткой. Она больше соответствует многотем­ной и многожанровой природе газеты, требованиям разграничения в ней главного и второстепенного, материалов на внутреннюю и международ­ную тематику и т. п. Она и экономичнее во времени, так как избавляет от скрупулезных расчетов площадей и объемов, от подгонки каждого материа­ла под определенный размер. Хотя в симметрично сверстанной полосе есть привлекательность уравновешенности всех ее частей, но это точно рассчитанное равновесие воспринимается как искусственная конструк­ция, тогда как в асимметрии связи и отношения между частями выгля­дят естественными и поэтому более выразительными. Элемент контрастно­го оживления вносят даже небольшие отклонения от строгой симметрии. Яркая, выразительная верстка — это, как правило, верстка, построенная на контрастах.

Графические контрасты в газете. Одни контрасты — это контрасты широкого и узкого, или горизонтального и вертикального, ле­жащие в основе верстки с пересечениями. Здесь следует учитывать не про­сто наличие тех и других конфигураций, способы их расположения на поло­се. Можно, например, над «подвальной» частью полосы разместить два-три материала по вертикали и создать таким образом некоторую контрастность. Но это довольно примитивная и устаревшая верстка. Примитивность ее — в статичности, неподвижности, а устарелость — в том, что от частого и давне­го употребления этот нехитрый прием верстки превратился в наскучивший читателю шаблон. Более эффективно такое расположение широких многоколонников и узких малоколонных фигур, в котором они противостоят друг другу по диагонали.

Содержание газеты обычно составляют аналитические материалы боль­ших и средних размеров и мелкая информация. Эта разномасштабность публикаций, контраст большого и малого, дает возможность оживить и раз­нообразить верстку. Конечно, в газетной практике нередко возникает необ­ходимость одни полосы заполнить крупными материалами или даже одной публикацией, а на других сосредоточить мелкие. Но при всех иных обстоя­тельствах лучше выглядят такие построения полос, в которых большое со­седствует с малым, дополняя и оттеняя друг друга. Тут возможны самые различные комбинации: крупный материал поставлен в середину, а неболь­шие заметки размещены по бокам, вверху и внизу; под крупный материал подверстаны мелкие; полосу открывают информационные подборки, а сле­дом или ниже идут публикации больших и средних размеров и т. д. Опытом установлено, что крупные материалы легче воспринимаются читателем, ког­да они разбиваются на части, переносятся с одной полосы на другую и со­провождаются подверсткой.

В основе графики, как известно, лежит контраст черного и белого. В газе­те мы фактически имеем дело еще и с серым цветом, а при многокрасочной печати — с красным, синим, зеленым и др. Черное образуют на полосе «пят­на» заголовков и иллюстраций, белое — поля, межколонные и межстроч­ные просветы, серое — тексты, набранные шрифтами светлого начертания. Они создают основной цветовой фон газетной страницы, на котором контра­стно выделяются заголовки, изобразительные элементы, украшения, линей­ки. Чтобы усилить этот контраст, газетчики обычно прибегают к титульным шрифтам жирного и полужирного начертания. Сила цветового контраста не только в его выразительности, но и в акценте: насыщенные по тону заголов­ки скорее обратят на себя внимание читателя и сориентируют его в содер­жании газеты.

В газете всегда надо что-то объединить, связать в блок, в подборку. Средства разграничения и объеди­нения должны быть четкими и не вызывать у читателя никаких затруднений. Традиционно таким средством служили и служат линейки.

Цветовые и размерные контрасты — эффективное средство в руках уме­лого оформителя, позволяющее газете приобрести привлекательную для читателя выразительность. Контрасты дают возможность наглядно выявить главное в содержании издания и в то же время графически не обеднить все остальные его части. Но чрезмерная контрастность может и нивелировать важное и второстепенное, придать полосам пестрый, сенсационно-крикли­вый вид. Необходимо чувство меры, особенно в многокрасочных номерах. Первое назначение дополнительного цвета — выделить, оттенить главный материал. Для этого достаточно напечатать цветом заголовок к нему или за­ставку, окружающие его линейки. В декоративных целях вторые и третьи краски используются более свободно, но опять-таки избирательно, т. е. только в тех местах полосы, где они лучшим образом себя выявляют и гар­монируют с черно-белым окружением. В газетах, где дополнительный цвет стал постоянным элементом оформления, применение его тем более дол­жно быть умеренным. Обилие красочных пятен, подложек под текстами пе­стрит полосы, затрудняет чтение.

 

Программный пакет верстки PageMaker является одним из наибо­лее распространенных интегрированных программных пакетов верст­ки, обеспечивающих компьютерную обработку текстовой и изобрази­тельной информации от ввода данных до подготовки их для типограф­ской печати. В качестве определенной альтернативы можно назвать про­граммы верстки QuarkXPress, CorelVentura, HES и др.

К основным функциональным возможностям программного паке­та PageMaker можно отнести:

• набор и редактирование текста;

• шрифтовое оформление документа;

• создание буквиц;

• макетирование текста;

• размещение графических изображений;

• обработку свободных и вложенных изображений;

• работу с цветом;

• создание и редактирование таблиц;

• импорт электронных таблиц, иллюстраций, графиков, схем и тексто­вых блоков;

• использование шаблонов;

• использование спецэффектов (поворот текста, растягивание или сжи­мание символов и
т. п.);

• верстку;

• создание оглавлений и алфавитных указателей;

• подготовку и вывод информации на печать на принтеры и на фото­наборные автоматы (при типографской печати) и т. д.

 

Предпечатная подготовка того или иного издания во многом зависит от технологии печати. Оригинал-макет может передаваться на печать в различных видах. Для печати на ризографе оригинал-макет выводится на бумагу. Для офсетной машины оригинал-макет выводится на пленку (иногда в зеркальном виде). Если издание полноцветное, то приходится применять обработку ПостСкриптом и делать цветоделение, а затем на диске передавать в типографию.

Кроме того, иногда приходится делать спуск полос. Программы типа Adobe PageMaker позволяют делать это в своей среде. Спуск полос обозначает перетасовку страниц таким образом, что первая соседствует с последней, вторая — с предпоследней и т. д. Вариантов спусков может быть несколько: для книг, для брошюр, для рекламного буклета и др.

Предпечатная подготовка является очень важным этапом в процессе изготовления полиграфической продукции. Она требует повышенного внимания. Зачастую обнаруженные при печати ошибки уже невозможно исправить.

 

Контрольные вопросы:

1. Какие редакционно-издательские и полиграфические технологии применяются сегодня при производстве печатных СМИ?

2. Назовите редакционно-издательские и полиграфические технологии, используемых при производстве печатных СМИ.

3. Назовите две наиболее популярные компьютерные платформы.

4. В чем причина широкого распространения компьютеров фирмы IBM в России?

5. Назовите основные типы принтеров и физические принципы, используемые ими.

6. Для чего применяется сканер?

7. Назовите основные харак­теристики сканеров.

8. Что такое оптическая разрешающая способность сканера?

9. Что такое динамический диапазон сканера?

10. Что такое глубина цветности?

11. Перечислите основные операционные системы для компьютеров IBM.

12. Назовите самую популярную программу для ввода текста.

13. Назовите самую популярную программу для верстки.

14. Назовите самую популярную программу для работы с растровой графикой.

15. Назовите самую популярную программу для работы с векторной графикой.

16. В каком году и где появился Интернет?

17. Что такое модем?

18. Можно ли автоматически распознать рукописный текст с помощью системы OCR?

19. Чем отличаются черточка, короткое тире и длинное тире и в каких случаях они используются?

20. Назовите правило установки пробела перед знаками препинания и после.

21. Чем растровая графика отличается от векторной?

22. Из чего состоит разворот газетных полос?

23. Что такое макетирование?

24. Что такое верстка?

25.

Интернет-источники

Шапинова Н. Правила набора и верстки: так ли уж они нужны?//Курсив. — 1997. — № 3. — http://www.kursiv.ru/kursiv/topics/postpress.html.

Модем (модулятор-демодулятор).

Персональный коммуникатор V100.

Персональный коммуникатор от Motorola.

Словарик некоторых терминов.

Фомин С. Как приручить шрифты // Publish, № 3, 2001.

Фомина С. Сам себе офис... // КомпьюАрт, № 12, 2001.

 

 


1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |

Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)