АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Термины и понятия по истории России VI-XVII веков

Читайте также:
  1. B. Основные принципы исследования истории этических учений
  2. H.H. Ланге (1858-1921). Один из основоположников экспериментальной психологии в России
  3. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ (ТЕРМИНЫ) ЭКОЛОГИИ. ЕЕ СИСТЕМНОСТЬ
  4. I. Формирование системы военной психологии в России.
  5. II Съезд Советов, его основные решения. Первые шаги новой государственной власти в России (октябрь 1917 - первая половина 1918 гг.)
  6. II. Принципы средневековой философии.
  7. III. Методологические основы истории
  8. III.3. Естественнонаучная и математическая мысль эпохи Средневековья
  9. III.4.1. Научные революции в истории естествознания
  10. III.I. ПОНЯТИЯ «КАРТИНА МИРА» И «ПАРАДИГМА». ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ И ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНЫ МИРА.
  11. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 1 страница
  12. V1: Социально-политическое и экономическое развитие России в конце XV 10 страница

Бархатная книга. Составлена в правление Софьи. В ней перечислено до 930 служилых фамилий, которые составили основной корпус московского служилого класса, тот слой, что позднее стали называть столбовым дворянством. Книга дает представление о дворянском происхождении фамилий. Так, фамилий великорусских - 33%, польско-литовского происхождения (западнорусского) - 24%, происхождения немецкого, западно-европейского - 25%, татарского и вообще восточного - 17% и неопределим - 1%.

Барщина - форма феодальной земельной ренты за предоставляемую в аренду землю. Заключалась в работе на полях и в хозяйстве барина без оплаты и собственным инвентарем. Появилась в Киевской Руси, укрепилась во 2 пол. XVI в. и была широко распространена до 1 пол. XIX в. Юридически отменена в 1882 г.

Баскак – представитель ордынцев, специальный чиновник для сбора дани и учета населения на русских землях. После Тверского восстания 1327 года посылка баскаков на Русь прекратилась. Дань стали собирать русские князья, которые отвозили ее в Орду.

Белая Русь - название белорусских земель в XIV-XVII вв.

Бояре - в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Боярская Дума - сословно-представительный орган княжеско-боярской аристократии. Активно функционировал в XV-XVI вв. В 1613 г. в Боярской Думе было 40 чел., в 1679 - 97 чел. С образованием Сената в 1711 г. Боярская Дума была ликвидирована.

"Бунташный век" - так называли современники XVII в. в истории России - время различных народных движений: двух крестьянских войн (И.Болотникова и С.Разина), Соляного бунта 1648 г., городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве, восстания 1682 г. (Хованщина) в Москве.

Варяги – древнерусское название жителей Скандинавии (викинги, норманны), которые сыграли заметную роль в истории Древнерусского государства. Активно осуществляли экспансию на восток, юг и запад. На протяжении X - начала XI века некоторая часть варягов - воинов-дружинников - оседала на Руси, вливаясь в слой военной знати, происходил процесс их ассимиляции. Варягами на Руси называли и скандинавских купцов, занимающихся торговлей на пути "из варяг в греки", т.е. между Скандинавией и Византией.

Великая Россия - официальное название со 2-й пол. XVII в. европейской части Русского государства. В царском титуле употреблялось с XVI в., как географическое понятие возникло в связи с присоединением Левобережной Украины (Малой России).

Великая Яса – свод постановлений, обнародованных Чингисханом. Основной памятник права монгольского средневековья. Текст полностью не сохранился и известен нам фрагментарно в переводах персидских, арабских и армянских авторов XIII века.

Великороссия - официальное название в XIX - нач. XX вв. территории европейской части Российской империи, входившей в состав Русского государства до сер. XVII в. с преобладающим русским населением (ранее - Великая Россия). 30 губерний.

Великое посольство - русская дипломатическая миссия в 1697-1698 гг. Западную Европу, которая имела целью укрепление и расширение союза для борьбы с Турцией, приглашение на русскую службу специалистов, закупку и заказ вооружений. Миссия официально возглавлялась Ф.Лефортом, Ф.Головиным, а фактически во главе ее стоял Петр, который путешествовал под именем десятника Петра Михайлова. Для учения Великое посольство привезло в Европу 35 юношей. Прямой цели - союза против Турции - достигнуто не было, но миссия разведала обстановку в Европе и подготовила почву для борьбы за Прибалтику.

Вече - народное собрание на Руси X-XIV вв. Наибольшее развитие получило в городах XI-XII вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими землями. В Новгороде, Пскове, Вятке сохранилось до нач. XVI в. Исполнительными органами вече были 2 выборных сановника - посадский и тысяцкий.

Воевода - военноначальник, правитель у славянских народов. На Руси появились в X в. В Российском государстве стояли во главе полка, отряда (конец XV - нач. XVIII вв.); города (сер. XVI в. - 1775 г.); провинции (1719-1775 гг.).

Волостель - должностное лицо XI-XVI в. От имени великого или удельного князя управлял волостью, ведал административными и судебными делами. Не получая жалованья от правительства, "кормился" за счет тяглого населения волости.

Вотчина - древнейший вид феодальной земельной собственности в России, родовое имение, переходившее по наследству. Возникла в X-XI вв. (княжеская, боярская, монастырская), в XIII-XV вв. - господствующая форма землевладения. С конца XV в. противостояла поместью, с которым сближалась по характеру в XVI-XVII вв., в нач. XVIII в. окончательно слилась в один вид. С этого времени вотчина, поместье, имение - полные синонимы. В пределах вотчины ее собственнику принадлежала административная и судебная власть, право взимания налогов.

В более широком смысле вотчина - это собственность и полномочия, унаследованные от отца. Вотчиной было: поместье, рабы, ценности, право на рыболовство и разработку недр, родословная, политическая власть. Именно это, расширительное толкование термина, дает ключ к пониманию вотчинного уклада и вотчинного характера русского государства.

Город - экономический, политический и культурный центр. Немецкий социолог, историк, исследователь западноевропейской цивилизации, Макс Вебер (1864 - 1920 гг.) считал, что городу присущи 5 составляющих: 1) крепость с гарнизоном; 2) рыночная площадь; 3) резиденция автономного суда; 4) корпорация с юридическим статусом; 5) самоуправление.

Первые два элемента есть везде, но только в Западной Европе и в областях, ею колонизованных, можно встретить города, обслуживающие своих обитателей юридически и административно. Таким образом, город как общность людей, обладающих правами, которых нет у сельского населения, характерен лишь для западноевропейской цивилизации. Он возник в средние века. Горожане имеют юридическую, финансовую и административную автономию. В России городами западноевропейского типа были Новгород и Псков.

С точки зрения российской монархии, город - это любой населенный пункт, вне зависимости от размера и хозяйственной функции, в котором сидел воевода. Город - это военно-административная единица. По своей внутренней структуре города Московской Руси ничем не отличались от сельских населенных пунктов, были немногочисленны и редконаселены.

При Иване III - 63 города, Иване IV - 68, в 1610 г. - 138. Типичный город середины XVII в. - примерно 2 000 жителей.

Гривна - денежная и весовая единица Древней Руси, слиток серебра в 1/2 фунта (XII в.). В XV в. вытеснена рублем.

Дворцовые (удельные) земли - земли, принадлежавшие на Руси лично великому князю, а позднее царю по праву феодальной собственности. Они обеспечивали продовольствием и сельскохозяйственным сырьем царский дворец и дворцовое хозяйство.

Дворянство - господствующее привилегированное сословие в эпоху феодализма. В России возникло в XII-XIII вв. как низшая часть феодального военно-служилого сословия, с XIV в. стали получать за службу земли (поместья). В сер. XVI в. усиливается роль дворянства, оформляются его права и участие в государственном управлении. В XVII в. дворянство вносится в специальные разрядные списки, а родословные записываются в Государев родословец. Петровская Табель о рангах расширила возможности получения дворянства, при Екатерине II расширяются права и привилегии дворянства, завершается юридическое оформление их прав. К концу XVIII в. бояре и дворяне сливаются в одно дворянское (помещичье) сословие, а вотчины и поместья уравниваются в правах. Существует термин "столбовые дворяне" - это потомки знатных родов, занесенных в столбцы - разрядные списки.

Древняя Киевская Русь (IX - сер. XII вв.) - сложилась в результате объединения земель полян, ильменских славян, радимичей, кривичей и др. Столица - Киев. Междоусобицы князей, нападения половцев и другие причины привели в сер. XII в. к ее раздробленности.

Думные чины - в Русском государстве XV-XVII вв. члены Боярской думы: бояре, окольничие, думные дворяне (3-й чин членов Боярской думы - после бояр и окольничих), думные дьяки (4-й, низший членов Боярской думы).

Духовенство - люди, занимающиеся религиозными обрядами и службами. Делится на черное (монашество) и белое (священники и дьяконы).

Евразийство - одно из направлений русской исторической мысли, делающее акцент на разностороннем своеобразии России, вытекающем из ее расположения сразу на двух континентах - Европе и Азии, т.е. на самом крупном материке Земли - Евразии.

Основано в 20-х гг. XX в. философом и богословом Т.В.Флоровским, лингвистом и культурологом Н.С.Трубецким, политологом П.Н.Савицким, философом Л.П.Карсавиным, ученым Г.В.Вернадским, музыковедом и публицистом П.П.Сувчинским.

Ядро их теории - в объективном характере единства страны, возникшей на огромной территории, единства суперэтноса. Россия - это великая евразийская держава, которая представляет собой не задворки европейской цивилизации, а особую, самостоятельную цивилизацию. Евразийство было направлено против однобокой ориентации России на Запад, явной недооценки ее самобытности и роли. Продолжил исследование евразийской истории Л.Н.Гумилев (Древняя Русь и Великая степь; От Руси к России и др. труды).

Бурное возрождение идей евразийства произошло в 90-е гг. XX в. в связи с изменением геополитической ситуации.

Евразия - континент с суперэтносом в центре. За историю своего существования объединялась три раза. Сначала это были тюрки, создавшие каганат, который объединил земли от Желтого моря на Востоке до Черного. На смену тюркам пришли из Сибири монголы. Затем после периода полного распада инициативу взяла на себя Россия: с XV в. русские двигались на восток и вышли к Тихому океану. Новая держава выступила таким образом "наследницей" тюркского каганата и монгольского улуса.

Законодательная деятельность при Алексее Михайловиче.

1) Указ о таможенных пошлинах с товаров - упорядочивание пошлин и сведение их к минимуму.

2) Новоторговый устав 1667 г. - законодательство о торговле. Все торговые сборы заменены одним - десяти денег с рубля. Установлены правила торговли русских купцов за границей и иностранцев в России.

3) Кормчая книга, или Новоканон - постановление относительно церковного управления и суда. Способствовала взаимодействию и разграничению церковного и светского законодательства.

4) Соборное уложение 1649 г.

Западное влияние. В XV-XVI вв. отношения России и Западной Европы можно определить как общение. Влияние наступает, когда общество, его воспринимающее, начинает сознавать превосходство среды или культуры влияющей и необходимость у нее учиться, нравственно ей подчиняться, заимствуя у нее основы житейского порядка, взгляды, понятия, обычаи, общественные отношения. Таким образом, начало западного влияния на Россию относится к XVII в. Создание централизованных государств и буржуазная индустриализация Западной Европы в XVI-XVII вв. вели за собой успехи в развитии техники, финансов, армии, флота, промышленности, духовной и научной мысли, быта. Россия не участвовала в этих успехах, тратя свои силы и средства на оборону, кормление двора, правительства и привилегированных классов, ничего не делавших для духовного и экономического развития народа. Так, в нач. XVII в. Россия оказалась более отсталой от Запада, чем в XVI в. Западное влияние вышло из чувства национального бессилия, а его источником была скудость собственных материальных и духовных средств перед западноевропейскими.

Западное влияние столкнулось в России с восточным (греческим). Греческое влияние было церковным и захватывало все общество, но не всего человека. Восточное влияние не лишало русских самобытности, охватывало все общество снизу доверху, проникало с одинаковой силой во все его классы. Оно сообщало духовную цельность древнерусскому обществу. Западное влияние было государственным и охватывало всего человека, но не все общество. Оно проникало во все сферы жизни, изменяя понятия и отношения, государственный порядок, общественный и буржуазный быт, внося новые политические идеи, гражданские требования, переделывая костюм, нравы, привычки, верования, наружный вид и духовный склад русских. однако оно затронуло самый подвижный верхний слой общества.

Встречей и борьбой этих двух влияний порождены два направления в умственной жизни русского общества, позднее в нач. XIX в. их назвали западниками и славянофилами. Зарождение западного влияния в его незатейливом виде произошло в XVII в. среди людей, переживших Смуту. Первое проявление коснулось военной сферы. Это покупка пушек, ружей, машин, кораблей, затем приглашение военных специалистов и наемников. В 30-е годы XVII в. начинается с помощью западных специалистов освоение руд железных, медных, строительство заводов (наем для них мастеров и инженеров с запада), обучение мастерству за границей. В 1632 г. голландец А.Винниус получил концессию на устройство железоделательных заводов близ Тулы. В 1652 г. в Москве строится новая Немецкая или Иноземная слобода, где проживало до 1 тыс. иностранцев. Постепенно москвичами заимствуются элементы западного комфорта и быта. Наши предки, заимствуя в XVII в. комфорт, думали, что им не понадобятся чужие знания и понятия. Однако, в высших московских кругах пробуждается умственная любознательность, интерес к научному образованию. При дворе образуется влиятельный кружок любителей западного комфорта и образования: дядя царя, Никита Иванович Романов; воспитатель и свояк царя - Борис Иванович Морозов; окольничий - Федор Михайлович Ртищев, ревнитель наук и школьного образования; начальник Посольского приказа, дипломат - Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин; Артамон Сергеевич Матвеев. Западноевропейская цивилизация в XVII в. приходила в Москву зачастую не напрямую, а в польской обработке.

Школьного образования, как такового, не было. Знания передавались в индивидуальном порядке. Известен в Москве воспитанник Киевской академии Симеон Полоцкий, обучавший старших детей царя Алексея. Однако, западному влиянию противились широкие круги высших слоев. Во второй пол. XVII в. в духовной жизни русского общества возник конгломерат проблем: это и значение западного влияния, и взаимодействие западного и русского, и сложные взаимоотношения церкви и государства, церковные реформы и раскол церкви. Многие из них были решены или отсрочены в правление Петра I.

Земские соборы - высшие сословно-представительные учреждения в России сер. XVI - конца XVII вв. В состав Земских соборов входили представители высшего духовенства, Боярская Дума, представители провинциального дворянства и горожан. На них рассматривались важнейшие общегосударственные вопросы. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Всего состоялось более 50 Земских соборов. Это период сословно-представительной монархии в России.

Золотая Орда – государство, основанное в 40-х годах XIII века Бату-ханом, или Батыем (внуком Чингис-хана, сыном Джучи) в низовьях Волги, на территории Северного Кавказа, части Средней Азии. Русские земли формально не входили в Золотую Орду, но находились под ее протекторатом. Государство просуществовало два века. Сепаратистские тенденции, смуты, неудачи в столкновениях с войсками Тимура, а затем с войсками русских князей предопределили распад Золотой Орды на несколько ханств.

Иерарх (греч.) - высший священнослужитель, в православии - архиерей.

Изменение княжеского владетельного права происходило при Всеволоде Большое Гнездо и Всеволодовичах. Раньше порядок княжеского владения в Киевской Руси держался на очереди старшинства. Владения (в т.ч. киевский престол) переходили по ломаной: от старшего брата к младшему, от младшего дяди к старшему племяннику. Князья были временными владельцами по очереди и не имели права собственности на землю. Они не могли продать, заложить, завещать, отдать в приданое землю.

Князь А. Боголюбский впервые отделил старшинство от места (став великим князем, он не переехал в Киев, а остался во Владимире). Таким образом, княжеское старшинство получило личное значение. При Всеволоде порядок по старшинству был заменен удельным порядком владения. Теперь князья имели постоянную отдельную собственность (удел), которая являлась личным достоянием и передавалась от отца к сыну по личному распоряжению владельца. В удельном порядке носитель власти - лицо, а не род. После установления удельного порядка наблюдается дробление уделов, обеднение и взаимное отчуждение князей, падение их политического значения. "Поэтому удельный порядок стал переходной политической формой, посредством которой Русская земля от единства национального перешла к единству политическому" (В.О.Ключевский).

Князь - руководитель политического образования, удела. Представитель феодальной аристократии IX-XVI вв. До XVIII в. звание "князь" было только родовым, позже титул стал жаловаться царем высшим сановникам.

Конюший - высшая придворная должность в русском государстве XV-XVII вв., глава Боярской Думы.

Кормления. Местное управление в XV - сер. XVI вв. было представлено наместниками (уезды) и волостелями (волости, станы), которые получали территорию в "кормление". В пользу кормленщика взимались судебные пошлины и часть налогов. Так он получал налоги въездные и выездные, свадебные и др. Система кормления не была эффективной в рамках централизованного государства, вызывала недовольство населения. Отмена кормлений в 1556 г. была важным шагом в укреплении самодержавной власти. Кормления постепенно заменились воеводским управлением, означавшим более высокую степень централизации.

Крепостное право - форма внеэкономической зависимости крестьян: прикрепление их к земле и подчинение административной и судебной власти феодала.

Сельское население России превратилось из арендаторов в крепостных между 1550 г. и 1650 г.

Судебником 1497 г. Москва ограничила время перехода крестьян от помещика к помещику 2 неделями (Юрьев день).

События 2-й пол. XVI в. (завоевание Казани и Астрахани и открытие целинных земель; опричнина и преследования) заставили правительство принять решительные меры для остановки крестьянского переселения. Начиная с 1550 г. издавались указы, запрещавшие "черным крестьянам" сниматься с места. Одновременно были прикреплены к месту крестьяне-торговцы и ремесленники, тоже считавшиеся "черными". Были закрепощены также крестьяне, живущие в вотчинах и поместьях - совокупностью хозяйственного давления и законодательных актов.

В 1580 г. правительство временно отменило выход крестьян в Юрьев день, а с 1603 г. вообще запретило выход (введение "заповедных лет"). С 1581 по 1592 гг. правительство составило кадастр, официально зарегистрировавший место жительства крестьян.

Следующим этапом закрепощения стало введение "урочных лет". В 1597 г. правительство постановило, что крестьяне, бежавшие после 1592 г., подлежат поимке и возвращению помещику. Позднее срок давности поимки беглых крестьян всегда отталкивался от 1592 г. Фактически это уже было полновесное крепостное право.

Уложение 1649 г. отменило все ограничения во времени на возврат беглых крестьян.

Первые шаги к раскрепощению населения России предпринял Александр I, в 1861 г. Александр II отменил крепостное право.

Крестьяне - податное население России. В дореформенной России делились на 3 основные категории: помещичьи (крепостные), государственные, удельные. Свободное сельское население России в XVI-XVII вв., зависимое непосредственно от государства, называлось черносошными крестьянами. Впоследствии, в XVIII-XIX вв. они стали называться государственными крестьянами. Они несли повинности в пользу государства, но считались лично свободными. В XII-XIII вв. появляются зависимые крестьяне, которые с развитием крепостного права полностью теряют экономическую и личную свободу и становятся помещичьими (или крепостными). Они работают на помещика и не имеют права уйти от него. Лишь в 1861 г. они получили личную свободу, дарованную императором. Однако некоторые помещики и раньше отпускали своих крестьян на свободу. Обязанные крестьяне - это крепостные, получившие по указу 1842 г. по договору с помещиком личную свободу и землю в наследственное пользование за выплату повинностей.

С развитием промышленности появляется необходимость в рабочих руках. С XVIII в. в России появляются посессионные крестьяне - т.е. крепостные, закрепленные за мануфактурами. Они не могли продаваться отдельно от предприятий, переводиться на сельскохозяйственные работы. Отменена в 1861 г. Несколько отличались от них приписные крестьяне - категория зависимого населения в XVII-XIX вв., которые были обязаны вместо подушной и оброчной подати работать на казенных или частных заводах; ликвидированы в 1861 г. Часть крестьян принадлежала непосредственно царской фамилии, работала на царское хозяйство и называлась удельными крестьянами. существовала и категория церковных крестьян (до 1864 г.) - т.е. крестьян, принадлежащих церкви.

Курултай – в монгольской державе съезд монгольской знати во главе с членами правящей династии.

Малая Русь - историческое название Галицко-Волынской земли в XIV-XV в. и территории Поднепровья в XV-XVI вв.

Местничество - система служебных отношений, выросшая из обычаев в княжения Ивана III и его сына Василия. Место (генеалогическое) - ступень, занимаемая каждым членом фамилии на фамильной лестнице старшинства по его расстоянию от родоначальника. Место (служебное) - первоначальное понятие сложилось среди бояр за княжеским столом, где они рассаживались в порядке служебно-генеалогического старшинства. Потом оно перенесено на все служебные отношения, на правительственные должности. Система местничества была закреплена в 1556 г. Государевым родословцем, где было расписано "место" до 200 родовитых фамилий. Таким образом, при назначении на должности в государстве учитывались не способности и заслуги, а "порода", происхождение. Потомки великих князей становились выше потомков удельных князей, потомки удельного князя - выше простого боярина, московский великокняжеский боярин - выше служилого князя и боярина удельного. Учитывался и срок службы фамилий при московском дворе. Среди знатнейших фамилий - потомки великих русских князей Пенковы, Шуйские, Ростовские, Бельские, Мстиславские, Патрикеевы, Голицыны, Куракины; из старейшего нетитулованного боярства - Захарьины, Кошкины, потомки удельных князей - Курбские, Воротынские, Одоевские, Белевские, Пронские, московские бояре - Вельяминовы, Давыдовы, Бутурлины, Челяднины. Местничество было опорой и гарантией политического положения боярства, оно тормозило развитие общества, отменено в 1682 г.

Митрополит – в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.

Монастыри. Монашество появилось на Руси вместе с христианством. В конце XII в. было 70 монастырей (в том числе, в Киеве - 15, в Новгороде - 20). В конце XIII в. их насчитывалось уже около 100. Как правило они строились в городах или их ближайших окрестностях. С XIV в. начинают распространяться "пустыни" - монастыри вдали от городов. В XIV- XVI вв. было построено 104 городских и пригородных монастыря и 150 пустынных. Таким образом, количество монастырей к концу XVI в. составило более 350. Это способствовало расширению колонизации новых земель, развитию культуры. Монастыри владели большим количеством земли, покупали ее, проводили другие операции по ее приобретению, давали деньги в долг пол проценты. Это приводило к непомерному обогащению монастырей, упадку дисциплины в них, что стало общим явлением в XVI в. Нарушалось экономическое равновесие государства. Необходимо было преобразовать жизнь монастырей и упорядочить отношения церкви с государством. В решении этого вопроса наметились две линии: Нила Сорского ("нестяжатели") и Иосифа Волоцкого ("осифляне"). "Нестяжатели" выступали против крупного церковного землевладения. Их поддерживали влиятельные бояре, которые видели в церковных землях источник для "испомещения" дворянства (поместье). Однако, великокняжеская власть была вынуждена считаться с церковью. Собор 1503 г. окончился поражением "нестяжателей". В середине XVI в. 1/3 населенных земель принадлежала церкви. Решения церковного собора 1551 г. (записанные в книге из 100 глав -"Стоглав") были компромиссом между "осифлянами" во главе с митрополитом Макарием и нестяжательным окружением правительства Адашева и Сильвестра при Иване Грозном. Решения Стоглава: провозглашена незыблемость права духовенства на землю; аннулированы пожалования монастырям после Василия III; запрещена покупка земли монастырями; запрещено без царского ведома передавать земли церкви, нельзя основывать новые слободы церкви в городах; проведена унификация обрядов.

Монгольская держава (у Л.Н.Гумилева – "Великая Степь") – государство от Тихого океана до Дуная и от Ледовитого океана до Закавказья, империя, сложившаяся в результате завоевательных походов Чингисхана и его преемников в начале 13 века. Включала в себя несколько улусов: Великого хана (ставка - Каракорум), Чагатайский (Средняя Азия), Хулагу (Закавказье, юг Каспия), Джучи (Золотая Орда). Распалась в конце 14 века.

Москва - основана в 1147 г. До середины XIII в. Москва входила в состав Владимирского княжества, в 1263 г. получает самостоятельность и вокруг нее начинается объединение русских земель. Особенно поднялась роль Москвы в период княжения Ивана Калиты (1328-1341 гг.). Город становится политическим и религиозным центром Руси.

"Москва - Третий Рим" - это положение является одним из составляющих идеологии русского самодержавия. Рим Петра и Константина пал в наказание за ересь. Москва стала Третьим Римом, и как таковая будет стоять вечно, ибо четвертому не бывать. Русь является безупречнейшим и благочестивейшим христианским царством на земле. Идея эта сформирована в 1-й пол. XVI в. псковским монахом Филофеем и стала неотъемлемой частью официальной политической теории Московской Руси.

Наместник – должностное лицо в XII-XVI вв., возглавлявшее местное управление. До сер. XVI в. назначался царем и Боярской думой.

Нестяжатели - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - нач. XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира, требовали отказа церкви от земельной собственности. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой и др.

Норманская теория – система взглядов и представлений о происхождении древнерусского государства, сформулированная во второй четверти XVIII века З.Байером, Г.Ф.Миллером, А.Шлецером, подчеркивавшими решающую роль норманнов (варягов) в создании государства Киевская Русь. В числе основных вопросов – происхождение термина "русь" и династии киевских князей. Противоположное течение – антинорманисты (М.В.Ломоносов).

Общественно-политическая мысль и культура XVI в. В 50-70-е годы XVI в. при участии Ивана IV, А.Адашева и др. составлен Лицевой свод - летопись истории человечества от сотворения мира до XVI в., а под руководством митрополита Макария - Степенная книга (1561-1563 гг.), где материал был сгруппирован по ступеням - "степеням". Иван Пересветов - видный представитель общественно-политической мысли. Проекты реформ, предложенные им, имели целью создание сильной самодержавной власти. Видный публицист сер. XVI в. - Ермолай Еразм. Составлены митрополитом Макарием и его сподвижниками "Четьи-Минеи" - книга для чтения по месяцам. Построен собор Василия Блаженного в Москве (1554-1560 гг.).

Окольничий - придворный чин и должность в Русском государстве - XIII - нач. XVIII вв. Возглавлял приказы, полки.

Опричнина. Реформы сер. XVI в. содействовали укреплению Русского централизованного государства, усилению поместного дворянства. Однако, перед Иваном IV стояла задача сломить могущество княжеско-боярской аристократии путем ликвидации ее землевладений и обеспечения за счет боярских земель широких кругов дворянства. Царь поделил государство на опричнину и земщину. В опричнину (от слова "опричь", кроме), непосредственно подведомственную царю, вошли лучшие земли вокруг Москвы с учетом военно-стратегического положения. В опричнину (особый двор, по выражению московских летописцев) вошло около половины всего государства. Это было дворцовое хозяйственно-административное учреждение, заведовавшее землями, отведенными на содержание царского двора. В опричнине были особые бояре, дворецкие, казначеи, дьяки, дворовые и др. Вся остальная территория отводилась под земщину. Во главе земщины стояла Боярская Дума, сохранялись приказы и вся система управления. Таким образом, существовали как бы две параллельные структуры власти. Но, как пишет В.Ключевский, в опричнине "надо различать территорию и цель". Опричнина - это политика Ивана Грозного, направленная против боярской аристократии. Она неоднократно меняла свои формы и направление. Сперва ее острие было направлено против княжеско-боярской знати, затем - дворян, приказных и горожан. Опричнина - это политика террора, как основного средства укрепления самодержавной власти. Были созданы опричные войска из рядовых помещиков, первоначально в 1 тыс. человек. 1565-1572 гг. - первый период опричнины. Разгром боярской оппозиции. В 1567 г. раскрыт боярский заговор, многочисленные казни. В 1570 г. карательные походы в Новгород, Торжок, Тверь. Всего было казнено около 4 тыс. человек. 1572-1584 гг. - второй период опричнины. Репрессии коснулись и князей из числа опричников. Выявились и ее отрицательные стороны: разорение страны и крестьян в результате массового перераспределения земель и грабежа. Резкое обособление опричнины и земщины создало перегородки, препятствующие слиянию и укреплению русских земель. Экономическая раздробленность не была изжита. Опричнина прервала связь потомков удельных князей с их территориями. Однако, она совпала с поражением в Ливонской войне, засухами и, как следствием, голодом, эпидемией чумы. Запустение и смута стали результатом опричной политики Ивана Грозного.

Ордынское иго – принятое в литературе название системы властвования Золотой Орды над Русью, включавшей управление завоеванными территориями, а также политику в отношении различных слоев и социальных групп населения. Существуют различные подходы к характеристике взаимоотношений Руси и Орды. Одни ученые полагают, что иго- катастрофа для Руси: затормозилось складывание феодальных отношений, возродились архаичные формы хозяйства, исчез ряд ремесел, произошел разрыв отношений с Европой, деформировалась российская государственность и т.п. Другие ученые полагают, что ига как такового на Руси не было. Не изменился политический строй и система управления, осталась идеологическая независимость, развивались производство и обмен. Размеры ущерба, нанесенные ордынцами, преувеличены. Существовала взаимная связь и взаимовлияние двух культур. Акцент делается на синтез цивилизаций и формирование евразийской культуры. Само "иго" представляется мифом. В новейшее время последняя точка зрения получила развернутую характеристику в работах Л.Н.Гумилева.

Осифляне - религиозно-политическое течение в Русском государстве в конце XV - нач. XVI вв., идеолог Иосиф Волоцкий. В борьбе с нестяжателями отстаивали незыблемость церковных догм, защищали церковно-монастырское землевладение. (В XVI в. в собственности русского духовенства находилась 1/3 всей земли.) Иногда осифлян называют любостяжателями. Церковь, по их мнению, должна тесно сотрудничать с монархией.

Основные факты четвертого периода русской истории (нач.XVII - сер. XIX вв.) по В.О.Ключевскому.

1. Влияние территориального расширения на отношение государственной власти к обществу. Чем более расширялась территория русского государства, тем более стеснялась внутренняя свобода народа.

2. Соотношение управления и общества. Генеалогическое и экономическое оскудение боярства и усиление столичного дворянства. В XVII в. дворянство превращалось в бюрократию, более привилегированную, чем боярство. Таким образом, чем менее становилось аристократичным управление, тем более увеличивались привилегии господствующего класса.

3. Народное хозяйство и его отношение к социальному строю. Промышленность добывающая и домашняя, разработка земли, мелкие промыслы. Отсутствие крупных обрабатывающих производств, слабая хозяйственная техника, нетронутость природных богатств. Расширение и укрепление крепостной неволи при Екатерине II.

4. Чем шире мы пользовались плодами западноевропейской культуры, тем более расходились с ее основными стремлениями к равенству и свободе. По мере усвоения западноевропейских форм политического и гражданского быта, характер и внутренний строй общества становился все более азиатским (менее европейским).

5. Политический строй у нас устанавливался в обратно пропорциональном отношении к запасу знаний и идей, притекавших к нам с запада. Народные силы в своем развитии отставали от задач, становившихся перед государством. Политическое положение трудящихся классов устанавливается в обратно пропорциональном отношении к экономической производительности их труда.

Пассионарность (как характеристика повеления) - избыток биохимической энергии живого вещества, проявляющийся в способности людей к сверхнапряжению.

Патриарх - высший титул главы самостоятельной православной христианской церкви. В России впервые избран собором русских церковных иерархов в 1589 г. Наибольшего могущества власть патриарха достигла при Никоне (XVII в.). Никон, добиваясь независимости церковной власти от светской, вступил в конфликт с царем. С этого времени происходит постепенное подчинение патриарха светской власти, что завершилось при Петре I. В 1721 г. он ликвидировал сан патриарха, а церковными делами стал руководить Синод. Чин восстановлен в 1917-1918 гг.

Первые постоянные дипломатический миссии в Москве - Швеция - 1666 г., Дания - 1672 г., Польша - 1673г., Бранденбург - 1675 г., Голландия - 1678 г.

Первые русские постоянные миссии в европейских государствах. 1634 г. - Швеция, 1673 г. - Речь Посполитая, 1699 г. - Голландия, 1700 г. - Дания, 1701 г. - Австрийская империя, 1702 г. - Франция, 1706 г. - Великобритания.

Поместное землевладение. Установилось в Московском государстве в XV-XVI вв. Поместье в Московской Руси - это участок казенной или церковной земли, данной государем или церковью в личное владение служилому человеку при условии службы, т.е. как вознаграждение за службу и, вместе с тем, как средство для службы. ("По месту" службы, чтобы кормиться). Условным, личным и временным характером поместное владение отличалось от "вотчины", составлявшей полную наследственную земельную собственность своего владельца. Таким образом, поместное землевладение искусственно развивало частное землевладение. В XVIII в. по законам Петра I и императрицы Анны поместья стали собственностью владельцев, окончательно слились с вотчинами, и само слово "помещик" получило значение земельного собственника из дворян.


Поиск по сайту:



Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.015 сек.)