|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ВВЕДЕНИЕ. Основная задача этой книги — дать возможность молодому педагогу использовать многолетний опыт преподавания предмета «Музыкально-ритмическое воспитание
Основная задача этой книги — дать возможность молодому педагогу использовать многолетний опыт преподавания предмета «Музыкально-ритмическое воспитание актера» в Театральном училище им. Б. В. Щукина. Рекомендованные нами методы обучения особенно интересны для тех театральных учебных заведений, которые разделяют наши основные установки относительно роли всех вспомогательных дисциплин в общем педагогическом процессе воспитания актера. Мы стоим за связь всех вспомогательных дисциплин с основной — мастерством актера. Нередко бывает, что студенты, успешно занимающиеся на уроке танцем, сценическим движением, музыкой, выказывают полную беспомощность, когда приходится применить свои знания в профессиональной деятельности. Мы видим, что актер в ролях движется напряженно, танцует неловко, поет плохо, неритмичен. Причина этого, по нашему мнению, в недостаточной связи вспомогательных дисциплин с мастерством актера. Танец или пение — не вставной номер в спектакле. Это связанное с ним действие, обогащающее сценический образ. Связь между учебными предметами не может возникать случайно, когда это понадобится режиссеру, работающему над дипломным спектаклем. Вся методика специальных предметов должна быть построена с учетом стремления к единой цели — всестороннему гармоническому воспитанию человека-актера. Если система К. С. Станиславского кладется в основу профессионального воспитания актера, то и музыкальное воспитание нельзя отрывать от этой системы, и методика преподавания должна строиться в соответствии с ней. Не всегда легко бывает убедить студента в том, что он должен обладать большими знаниями в области общественных наук, истории театра, литературы, изобразительного искусства, музыки; владеть выразительной речью и гибкостью голоса, хорошо двигаться, уметь регулировать свой мышечный аппарат и координировать движения; быть музыкальным и ритмичным в широком толковании понятия «ритм» на драматической сцене. Мы по многолетнему опыту знаем, что студенты обычно уделяют серьезное внимание только одному предмету — актерскому мастерству, относясь иногда пренебрежительно к так называемым вспомогательным дисциплинам специального цикла. Эту неверную установку следует обязательно пресечь с первых же дней учебы. Оценку по актерскому мастерству следует давать с учетом успеваемости по всем предметам. Мы считаем, что необходима связь вспомогательных дисциплин не только с основной, но также и между собой. Ведь легко могут объединиться танцевальные, вокальные и речевые задания с музыкально-ритмическими, тем более что ритм— неотъемлемый элемент не только в музыке, но и в движении и в речи. Жизнь показала нам, что музыкально-ритмическое воспитание может объединяться и с такими предметами, как «История искусств», «История костюма», и даже с такими, как «Язык» и «Манеры». Не могло не повлиять на методику преподавания всех предметов специального цикла в нашем училище то обстоятельство, что, опираясь на основные положения системы Станиславского, педагоги не могли не внести свое, «вахтанговское» в педагогическую работу. Создавались новые разделы работы, рождались новые формы прохождения программы актерского мастерства, окрашенные известным своеобразием. Это заставило нас внести и в метод музыкально-ритмического воспитания свое особое понимание предмета. Конечная цель музыкально-ритмического воспитания — овладение сценическим ритмом, способностью управлять своим ритмическим поведением на сцене и использовать это умение для действий в различных предлагаемых обстоятельствах. Мы придерживаемся того убеждения, что к овладению сценическим ритмом можно прийти через музыкальный ритм, так как в последнем наиболее ярко выражена его природа. На основе последовательного и логического перехода от ритма в музыке к ритму на сцене мы и строим нашу систему музыкально-ритмического воспитания актера. Проблема сценического ритма — не такое простое понятие, как кажется на первый взгляд. Если опытному актеру это явление знакомо и он свободно ориентируется в нем, то студенту театральной школы оно может показаться не вполне понятным. Ему легче начинать с музыкального ритма. Ведь музыкальный и сценический ритмы очень близки друг к другу. Великий мастер сцены К. С. Станиславский, признавая родственную связь между сценическим и музыкальным ритмом, часто пользовался на своих занятиях по актерскому мастерству музыкальной терминологией. Г. Кристи, близко знакомый с работой К. С. Станиславского в оперном театре, говорит о том, что К. С. начал заниматься оперой ради драмы, ради постижения некоторых основ драматического искусства и пришел к выводу, что искать их нужно в музыке. И действительно, элементы музыкальной выразительности очень близки элементам сценической выразительности и синтез их дает возможность проникать как в содержание музыкального произведения, так и в замысел сценического действия. Таким образом, сближая две разновидности одной и той же сущности, мы конкретизируем понятие сценического ритма. Некоторые трудности представляет задача сделать понятным для студентов, что им придется действовать ритмично не только тогда, когда на сцене звучит музыка, но и тогда, когда она отсутствует, и что ритмичность — качество, которое актер может воспитать в себе не только с помощью музыки, но и другими средствами. Если это первоначально может показаться не вполне ясным, то на более позднем этапе сценического воспитания студенты это поймут. Важность проблемы ритма на драматической сцене должна глубоко проникнуть в сознание молодежи, желающей посвятить свою жизнь работе в театре. Учащиеся должны понять, что конечная цель музыкально-ритмического воспитания заключается в том, чтобы научиться в любой момент на сцене, звучит или не звучит музыка, находить нужное ритмическое самочувствие. Курс занятий по музыкально-ритмическому воспитанию в Театральном училище им. Б. В. Щукина рассчитан на два года обучения. Первый год — подготовительный — посвящен изучению элементов музыкальной выразительности. Второй год — синтетический — посвящен изучению принципов использования приобретенных навыков в условиях сценической деятельности.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |