|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Индивид и личность, сущность личности, её функции и структураКАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ Для начала определимся с основными понятиями: человек, индивид, субъект, личность, индивидуальность. Человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности. Индивид – (согласно А. Н. Леонтьеву) это человек как представитель определённого вида homo sapiens; единичное природное существо, живая особь как представитель своего вида, как носитель индивидуально своеобразных черт, как субъект своей жизнедеятельности. В понятии индивид выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных – свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек (и животное) рождается индивидом. Он имеет свой генотип – обусловленные природой особенности. Субъект – индивид как источник познания и преобразования действительности; носитель активности. В некоторых случаях субъектом может выступать группа (например, нация, общество и т.п.). Активность – всеобщая характеристика живых существ, выражающаяся в поддержании и преобразовании ими жизненно значимых связей с окружающим миром, т. е. во взаимодействии. Активность характеризуется обусловленностью производимых актов (действий) в большей степени внутренними состояниями субъекта непосредственно в момент действования, чем предшествующими внешними воздействиями. В этом смысле активность противостоит реактивности. У животных активность выступает в форме адаптивной жизнедеятельности, у человека – в форме деятельности. Индивидуальность (от лат. individuum – неделимое, особь) – неповторимость, уникальность свойств человека. Личность – особое системное психическое новообразование индивида, порождаемое процессом жизни человека в обществе и проявляющееся в самодетерминации и саморегуляции активности на основе иерархии мотивов и самосознания. Итак, каждый из нас является человеком, индивидом, имеющим те или иные индивидуальные свойства (особенности телосложения, внешности, темперамента, характера), субъектом собственной жизнедеятельности. Но каждый ли является личностью? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к анализу основных критериев сформированности личности, которые предложил А.Н. Леонтьев: 1. Наличие иерархии мотивов – способность человека подчинять одни мотивы другим: личные мотивы социально значимым (но человек не всегда может осознать, понять, почему он поступил тем или иным образом, почему подчинился нравственному мотиву – «стихийная нравственность»). 2. Поэтому второй критерий – это способность человека осознать собственные побуждения – мотивы и уже на этой основе сознательно руководить ими. Это возможно благодаря такой инстанции личности как самосознание. Зная «критерии» сформированной личности, зададимся следующим вопросом: «А когда, собственно говоря, личность появляется? На каком этапе жизни человека?» А.Н. Леонтьев говорил о том, что «личностью не рождаются (не родятся), личностью становятся». И знаете, что ученый выделял два периода или рождения личности: дошкольный возраст и подростковый возраст. Как же это происходит (т. е. выделим механизмы формирования и развития личности человека). Механизмы формирования личности Как известно, человек развивается путем присвоения культурно-исторического опыта. Если мы говорим о личности, то таким опытом становятся ценности, идеалы, нормы, принятые в том или ином обществе («Что такое хорошо, что такое плохо»). Данный опыт является как бы той системой координат, с которой соотносит себя человек и в соответствии с которой регулирует свое поведение. Но это такое присвоение отличается от того, как ребенок присваивает те или иные способы действий, знания, умения или навыки. Ведь знать, «что такое хорошо, а что такое плохо» – еще не означает вести себя соответствующим образом. Нравственные мотивы, переданные ребенку другими людьми, сперва выступают лишь как знаемые мотивы, но не реально действующие. Для того чтобы они стали реальными побудителями активности ребенка и заняли ведущее место в его иерархии мотивов, необходимы специальные условия. Обычно это происходит путем воспитания у ребенка соответствующих мотивов. И здесь действует ряд механизмом, до определенного периода имеющих стихийный характер. 1. Механизм сдвига мотива на цель. С самого раннего детства ребенка окружают множеством норм, ограничений, правил поведения («Нельзя есть руками», «Нужно здороваться», «Не обижай маленьких» и т.д.). В результате ребенок усваивает данные нормы и в целом старается себя вести в соответствии с ними. Но является ли это обычной дрессурой ребенка? Или у него происходят некие внутренние изменения и должны ли мы говорить о таких изменениях как о личностных изменениях? У ребенка происходят и внутренние изменения в его мотивах – нравственные мотивы становятся реально действующими. Иначе бы дети в экспериментах с «горькой конфетой» не плакали бы и не отказывались от конфеты. Кроме того, часто ребенок начинает получать удовольствие от соблюдения норм и правил поведения. Теперь разберем, как это происходит. Представим ребенка, который очень хочет общаться с мамой и иметь с ней добрые, ласковые отношения. Но мама требует от него, чтобы он вел себя «прилично», соблюдал те или иные правила поведения. Важно при этом, чтобы мама доброжелательно выдвигала свои требования к ребенку. И вот ребенок ради общения с мамой (мотив), например, перестает драться с братиком или сестрой (цель). Постепенно, благодаря позитивному общению с мамой, которое в какой-то мере служит и подкреплением правильного действия ребенка, желание не драться (цель) становится самостоятельным мотивом – то есть цель стала мотивом. Очень важно, чтобы именно положительные отношения складывались между ребенком и его родителем, иначе этот механизм не будет работать. Механизм сдвига мотива на цель является одним из механизмов, как вы уже поняли, образования новых мотивов и «работает» на протяжении всей жизни человека (пример с учебой, чтением книги, выполнением какой-то работы). 2. Механизм идентификации. Взрослые не только целенаправленно передают ребенку те или иные нормы, ценности, правила поведения. Многое из этого ребенок усваивает сам, подражая взрослым. Сперва ребенок идентифицируется со своими родителями, затем с другими значимыми взрослыми и сверстниками. Идентификация может быть и с каким-то героем – историческим, литературным, киногероем. На протяжении всего развития ребенок, подросток, юноша имеют некий образец, идеал для подражания. Образцы для подражания могут меняться, некоторые из них обесцениваются. 3. Механизм принятия и освоения социальный ролей. Каждый из нас выполняет самые разные социальные роли – мужчины или женщины, сына или дочери, студента, члена спортивной команды или какого-то клуба и т.д. Многие из этих ролей мы присвоили еще в детстве. В ходе такого освоения и выполнения ролей происходит формирование новых мотивов, их соподчинение, меняются наши взгляды, ценности, приоритеты => именно поэтому данный механизм и называется механизмом формирования личности. Роль, которую мы выполняем, способствует возникновению у нас новых мотивов. Далее, выполняя ту или иную роль, нам приходится определенным образом соподчинять собственные мотивы – врач или военный, рискуя жизнью, оказывает помощь в зоне боевых действий, учитель тратит время на то, чтобы подготовить интересный материал для учеников, вместо того, чтобы заняться каким-то другим делом или хобби. Таким образом, мы видим, что только в реальном взаимодействии с другими людьми человек приобретает свою личность. В этом смысле Маугли, например, нельзя назвать личностью. С другой стороны личность нужна человеку, живущему в обществе, так она связана с социальными мотивами, нравственными, направленностью на других людей, а не только на самого себя. Человеку, живущему на необитаемом острове в полном одиночестве и в изоляции от других людей, получается, что личность не нужна. Ему достаточно быть индивидом. Структура личности Разные авторы по-разному представляют себе структуру личности. Зарубежные (преимущественно американские) психологи рассматривают ее как набор неких черт личности, куда входят особенности поведения, характера, темперамента и т.д. Эти черты определенным образом группируют между собой и получают некий тип личности. Другие авторы включают в структуру личности способности, темперамент, характер. В современной отечественной психологии принято следующее понимание структуры личности (хотя оно описано далеко не во всех учебниках по психологии): 1. Мотивационно-потребностная сфера. 2. Эмоционально-волевая сфера. 3. Сфера самосознания. Потребностно-мотивационная сфера включает в себя систему мотивационных образований личности – потребности, мотивы, интересы, ценности, идеалы. Данный комплекс мотивационных образований составляет направленность личности. Если говорить именно о мотивах и потребностях в контексте личности (а не индивида, так как индивид тоже обладает потребностями и мотивами), то здесь необходимо выделить в первую очередь иерархичность мотивов и наличие нравственных и социальных мотивов, как реальных побудителей активности человека. Эмоционально-волевая сфера включает в себя эмоциональные и волевые процессы и осуществляет регуляцию мотивов. Волевые усилия всегда необходимы там, где личность пытается урегулировать свою систему мотивов, особенно в ситуации «конфликта мотивов». Самосознание (Я-концепция) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе. Для того, чтобы личность смогла регулировать свои мотивы, их необходимо осознать и оценить степень их значимости, «весомости». Это возможно благодаря самосознанию – обращению сознания на самого себя. Ядро самосознания – «Образ Я» и система самооценок. Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.
Структура потребностей по А. Маслоу Следовательно, личность – это приобретенное только в отношениях с другими людьми психическое образование. Это отличает личность от индивида. Не каждый индивид становится личностью. А если становится, то только благодаря включенности в межличностные отношения с другими значимыми для него людьми. Можно говорить о личности тогда, когда человек способен осознать свои мотивы и осознанно управлять ими. Благодаря этой регуляции личность способна подчинить лично значимые, эгоистические мотивы общественно-значимым, нравственным, социальным. В этом смысле личность свободна – она сама выбирает, как ей поступить в той или иной ситуации, какой мотив сделать ведущим и подчинить ему все другие мотивы. Основная функция личности – самодетерминация – способность быть источником и причиной собственных поступков и нести за них ответственность. Личность характеризуется устойчивостью и направленностью за счет определенной системы побудителей. К индивидуально-психологическим свойствам личности принято относить темперамент и характер. Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.004 сек.) |