|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Этапы компьютерной реализации программы на языке AssemblerРеализация программ на языке ассемблер состоит из 4-х этапов (рис.1.1):
- набора исходного текста программы; - ассемблирования исходного текста программы; - компоновки программы; - отладки исполняемого файла с помощью турбоотладчика.
На рисунке 1.1. показаны программные продукты, с помощью которых мы выполняем реализацию ассемблер- программы. Это: текстовый редактор, Assembler, Linker и Turbo Debugger (Турбоотладчик). Блоки прямоугольной формы на рис.1.1 отображают действия, выполняемые на разных этапах реализации программы с помощью соответствующих программных продуктов (текстовый редактор – создание или редактирование текста программы, Assembler – ассемблирование и т.д.). На выходе действий изображены файлы, получаемые в результате выполнения действия. Причем, выход в виде сплошной линии со стрелкой указывает на основной (целевой) файл данного действия (prog.asm, prog.obj и prog.exe), а выход обозначенный пунктирной линией со стрелкой – вспомогательные файлы (prog.lst, prog.crf и prog.map). Основные файлы передаются далее для обработки на следующем этапе реализации программы. Исходный текст программы создается в простом текстовом редакторе, так как не должен содержать специальных символов форматирования текста.
Рисунок 1.1 – Этапы компьютерной реализации программы на Assembler-е Для выполнения лабораторных работ удобнее всего использовать Far Manager. При работе Вы открываете Far Manager на весь экран и делаете активным каталог TASM, который содержит необходимые программы и библиотеки для работы на ассемблере. Вот перечень необходимого содержимого каталога TASM: 1) Основные файлы: - Tasm.exe – турбоассемблер; - Tlink.exe – компоновщик (линкер); - Td.exe – тубоотладчик; 2) Файлы необходимых библиотек: - Tasm2msg.exe; - Dmiload.exe; - Dmimem.dll. Ниже, в качестве напоминания, приведены «горячие» клавиши и клавишные сочетания, используемые в Far Manager, которые понадобятся Вам для организации быстрой работы: Alt + Enter – развернуть окно Far Manager на весь экран; Tab – переключение между левой и правой панелями; Alt + F1 – вывод списка носителей в левой панели; Alt + F2 – вывод списка носителей в правой панели; Shift + F4 – открытие окна встроенного текстового редактора для создания нового текста; F4 – редактирование текста из файла, имя которого выбрано в текущей панели; F2 – сохранение текста из окна текстового редактора в файле на диске (внутри текстового редактора); Ctrl + Enter – копирование имени файла, выбранного в текущей панели в командную строку; Ctrl + E – вызов отображения в командной строке выполненных ранее команд.
Нажатием клавиш Shift+F4 активизируется встроенный редактор текста для создания нового текстового файла. Имя файла, которое вводится в строке ввода диалогового окна, может содержать символы латинского алфавита (не кириллицы), символ подчеркивания и цифры. Расширение имени файла обязательно должно быть -.asm. Ниже приведен исходный текст первой программы, который необходимо будет набрать в открывшемся окне редактора. ; Исходный текст программы ; Сегмент данных Data SEGMENT text DB 'Привет всем ВТ!!!' textlen EQU $ - text Data ENDS ; Сегмент кода программы Code SEGMENT ASSUME DS:Data, CS:Code, ES:Data, SS:Stack1 Start: mov AX, Data mov DS, AX ; Изменение цвета экрана mov AH,06h; Функция инициализации окна mov AL,0; Не прокручивать mov BH,30h; Бирюзовый фон mov CH, 0; Y - левый верхний mov CL, 0; X - левый верхний mov DH, 24; Y - правый нижний mov DL, 79; X - правый нижний int 10h ; Нарисуем пустое окно mov AH, 06h mov AL, 0 mov BH,14h mov CH, 10 mov CL, 28 mov DH, 14 mov DL, 51 int 10h ; Выведем в окно текст mov AX, seg text; настройка регистра ES mov ES,AX; на адрес сегмента данных mov AH,13h; функция вывода строки mov AL, 0; задание режима mov BH,0; страница mov BL,14h; атрибуты символов строки mov CX,textlen; длина строки mov DH, 12; строка mov DL, 30; столбец mov BP, offset text; адрес строки int 10h ; Завершение программы mov AH, 4ch int 21h Code ENDS ; Сегмент стека Stack1 SEGMENT 'Stack' DB 128 dup (0) Stack1 ENDS END Start; Точка входа в программу
После набора исходного текста программы и сохранения его в файле, допустим, с именем prog.asm, выполняется ассемблирование исходного текста с помощью программы Tasm.exe. Эта программа создает объектный файл prog.obj. Кроме того, мы можем задать при ассемблировании создание файла листинга программы prog.lst. Листинг программы позволяет проанализировать структуру программы, шестнадцатеричные значения адресов смещения внутри программных сегментов, а также сообщения о синтаксических ошибках, которые размещаются после ошибочных строк. Ниже приведен листинг программы prog.asm.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.005 сек.) |