|
|||||||
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомДругоеЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Палетка Нармера
Историческая традиция повествует о том, что страна стала единой при царе Менесе и что именно он был основателем первой общеегипетской династии. Примерно к этому же времени (рубеж IV–III тысячелетий до н. э.) относится знаменитый памятник – палетка Нармера. На обеих сторонах этой каменной пластинки изображены сцены триумфа: царь Нармер в короне Верхнего Египта поражает булавой своего коленопреклоненного противника; идет торжественная процессия с участием правителя в короне Нижнего Египта; бык (очевидно, символически представляющий победителя) взламывает рогами стены крепости; одни враги обезглавлены, другие обращены в бегство. Считается, что эти рельефы были призваны запечатлеть объединение двух частей египетского государства. Крупнейшие сооружения той поры раскопаны в г. Абидосе – религиозном центре бога Осириса. Здесь располагались гробницы (а возможно, и кенотафы, т. е. пустые, ложные гробницы, в которых никогда не было покойника) первых правителей всего Египта. Цари стремились приблизиться к месту культа Осириса. После смерти их отождествляли с этим богом. Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомства в каждой семье. Имя его нельзя было произносить всуе, поэтому употреблялись иносказания (например, «пер-о», т. е. «большой дом, царский дворец», – понятие, к которому восходит слово «фараон»). Лишь немногим счастливцам удавалось лицезреть «живого бога», и египетские тексты красочно описывают процедуру аудиенции, когда посетитель, лежа на животе, целует землю у ног своего владыки, от священного трепета теряя сознание, а то и жизнь. Покойный фараон приобщался к сонму великих богов и удостаивался особого культа как могущественный защитник своих подданных, оставшихся на Земле. С царской властью в Египте связана мифология Осириса, известная по многочисленным изображениям, записям литургических песнопений и сочинению Плутарха «Об Исиде и Осирисе» (в I–II вв., когда жил Плутарх, таинства Исиды и мистерии, связанные с Осирисом, были чуть ли не всеобщим увлечением подданных Римской империи). Основная канва мифа об Осирисе и Исиде может быть изложена так. Благой бог Осирис был коварно погублен своим братом по имени Сет. Жена Осириса, богиня Исида, воспитала Сокола-Хора, своего сына, как мстителя за отца. Хор сошелся в схватке с Сетом за престол Осириса и одолел его. Исида же оживила своего мужа, и он стал правителем и судией загробного царства. С тех пор царь при жизни является воплощением Хора, а после смерти – Осириса. Различные эпизоды мифа становились сюжетами культовых мистерий, например: оплакивание мужа Исидой, единоборство с Сетом и триумф Хора. В качестве Хора фараон побеждает зло и обеспечивает плодородие на Земле, а как Осирис – управляет царством мертвых. Древнее царство Более прочное, чем прежде, объединение государства было достигнуто при III–VI династиях (XXVIII–XXIII вв. до н. э.). Основатель III династии Джосер поблизости от своей столицы, Мемфиса, построил первую пирамиду. Сам город в древности именовался Хику-Пта: отсюда и пошло привычное для нас название всей страны – Египет. Пирамида Джосера имеет непривычную для нас форму: она ступенчатая, состоит из нескольких уровней, уступами суживаясь к вершине. Каждый из этих «этажей» напоминает плоские гробницы вельмож (арабы называют их «мастаба», т. е. «скамья»), которые теснятся возле пирамиды. Вельможи и после смерти старались быть ближе к своему повелителю.
Великие пирамиды. Разлив Нила [Фотография XIX в. ]
При следующей, IV династии уступы пирамид закладывались каменными блоками, и все сооружение приобретало тогда строгую геометрическую форму. Три великие пирамиды, возвышающиеся словно гигантские курганы в районе г. Гизы (ныне – пригород Каира), на западном берегу Нила, были воздвигнуты во времена этой династии. Они принадлежат фараонам Хуфу (греки называли его Хеопсом), Хафра (Хефрену) и Менкаура (Микерину). Высота пирамиды Хеопса – более 146 м, сторона ее квадратного основания составляет примерно 250 м. Постройка выложена из двух с лишним миллионов известняковых блоков, каждый весом в несколько тонн. Пирамида – замечательный памятник инженерного искусства не только по совершенству пропорций и необычайной точности ориентации по сторонам света; она обладает сложной системой ходов и внутренних помещений, предназначенных как для погребальных церемоний, так и для рационального распределения немыслимой тяжести камня. Существует обширная литература – и научная, и не вполне научная – о том, как строились египетские пирамиды. Делаются предположения, что к месту их сооружения подводилась насыпь, по которой массы людей волочили наверх огромные каменные блоки. Кроме того, видимо, использовалась деревянная качалка, с помощью которой блоки медленно поднимали с уступа на уступ. Для социальной истории Египта особенно важен вопрос о том, кто именно строил пирамиды. Геродот красочно повествует о тяготах, выпавших на долю египетского народа, сооружавшего гигантскую царскую усыпальницу. Он говорит, что рабочих было не менее 100 тыс., а само строительство продолжалось десятки лет. В основе этого предания, которое грек слышал в Египте, лежат факты. На разметке и обтесывании камней постоянно были заняты отряды профессиональных ремесленников, принадлежавших царскому хозяйству. Но для перемещения тяжестей требовалась в массовых масштабах неквалифицированная рабочая сила. По всей видимости, всеобщая трудовая повинность предусматривала работу на сооружении пирамид в течение определенного сезона. Рабочие отряды сменяли друг друга, чтобы обеспечить непрерывность строительства. Пирамиду начинали возводить сразу же после восшествия очередного фараона на престол, чтобы успеть завершить ее к моменту его кончины. Известны и такие случаи, когда пирамида оказывалась недостроенной (или ее завершали в спешке, на ходу меняя первоначальный план) из-за того, что фараон умер, а его наследник должен был думать о своей собственной усыпальнице. В пирамидный комплекс входили также гробницы жен фараона, святилища, связанные с культом покойного «бога», и другие сооружения. Возле гизехских пирамид находится Великий Сфинкс – высеченная в скале огромная фигура с лицом фараона и туловищем льва. Лицо Сфинкса обезображено солдатами армии Наполеона, обстреливавшими его ради забавы во время египетского похода.
Великий Сфинкс и пирамида фараона Хефрена в Гизе [Середина IIIтысячелетия до н. э. ] Искусство Древнего царства отличается лаконичностью, монументальностью и строгостью линий. Художники следовали канону, ибо, изготавливая статую, они не просто творили, а участвовали в традиционном ритуале, священнодействовали. На стенах внутренних помещений пирамид (начиная с V династии) высекали древнейшие памятники религиозной литературы – «Тексты пирамид». Иероглифы раскрашивали зеленой краской (цветом возрождения). В текстах можно обнаружить запись фрагментов похоронного ритуала и заклинания, обеспечивающие покойному вечную жизнь. В Египте с самых давних времен сооружались святилища богов и совершались обряды богопо-читания. Однако никакие культовые постройки эпохи Древнего царства не идут в сравнение с комплексами пирамид. Культ покойного правителя был не просто одним из многих, он занимал тогда центральное место в египетской религии. Для всей египетской цивилизации (и не только в эпоху Древнего царства) характерно отношение к носителю верховной власти как к Владыке всего, что есть на Земле. Любого из подданных, вплоть до высоких вельмож, фараон мог назвать термином, который обычно применялся по отношению к рабу. Он рассматривал всю территорию страны, все ее богатства и все население как свою собственность. Но сама эта «собственность» весьма своеобразна, ибо правитель в отношении своих владений употребляет те же выражения, какими пользуется, говоря о своей семье или о собственном теле. В научной литературе о Древнем Востоке нередко используется понятие «деспотия». Прилагается оно и к Египту. Для сторонников либеральных ценностей «деспот» звучит как ругательство: жестокий самодур и кровопийца. Слово это имеет греческое происхождение и находится в близком родстве с древнеиндийским дампати, что значит буквально «домовладыка». Древний правитель воспринимал свои владения как огромное домохозяйство, которым он полновластно распоряжался (следуя, впрочем, тем традициям, что были установлены богами). Почти все, что известно о Древнем царстве, добыто при раскопках египетских некрополей («городов мертвых» – кладбищ). Поэтому и сам Египет мы воспринимаем главным образом как некое царство мертвых. Сохранилось множество гробниц египетских вельмож, выстроенных из камня. Внутренние стены их покрыты рельефными изображениями (зачастую раскрашенными) и надписями.
Заупокойные подношения [Рельеф из гробницы принцессы] По представлениям египтян, покойный не переставал существовать, а лишь переселялся в иной мир. Задача его наследников состояла в том, чтобы на новом месте хозяин гробницы преумножил все то, чем он владел до своей кончины. Покойный сохранял все те потребности, которые были у него при жизни, поэтому его регулярно кормили и поили, принося поминальные жертвы. Некая сохранившаяся после кончины сущность человека жадно поглощала такую же сущность пищи, переданной умершему. В надписях мертвецу желали есть, пить и веселиться; ему предлагали, к примеру, 10 сортов мяса и 5 сортов птицы, 16 видов печенья и 4 сорта ячменного пива, всевозможные фрукты и сласти. Между написанным словом и вещью для египтян существовала магическая связь, и потому все это не было пустым пожеланием: что написано – сбудется! Иероглифы сопровождались наглядными иллюстрациями: на рельефах слуги несут на поминальный пир горы фруктов и огромную бычью ногу. Саркофаг с изображением сцен перехода в мир иной [I тысячелетие до н. э. ] Так как смерти, в нашем смысле слова, для египтян не существовало, большое значение придавалось сохранности телесного облика умершего. Отсюда – обычай мумификации, с веками достигший высокой степени совершенства. Геродот подробно рассказывает о технологии мумифицирования и мерах, которые предпринимались для того, чтобы быть уверенным, что тело «тленья убежит». Труп высушивали в соде, обмазывали смолой и тщательно пеленали бинтами. Предварительно извлеченные внутренности хранили в специальных каменных сосудах (канопах) с крышками в виде голов богов. Сохранность внешнего облика покойного обеспечивалась также изготовлением портретной статуи, перед которой помещали поминальные приношения. Гроб (саркофаг) делали из камня, дерева или склеенного в несколько слоев папируса. Лицу покойного на саркофаге нередко придавали портретное сходство. Благодаря вере египтян в то, что душа мертвеца может вселиться в его изображение, возникло замечательное искусство египетского портрета. Поразительный «реализм» произведений древних мастеров тесно связан с магическими представлениями. Отношение к изображению как своего рода двойнику изображенного таило в себе и опасности. Возможно, поэтому прижизненный портрет нередко намеренно оставляли незаконченным, дабы душа не переселилась в него преждевременно, покинув собственное тело. Поскольку для египтян название таинственным образом выражало сущность того, что поименовано, а не являлось условным и случайным обозначением, то посмертному сохранению имени они уделяли огромное внимание. Этому было посвящено множество формул заупокойного ритуала. В руках современных исследователей оказываются поразительные человеческие документы – письма умершим, которые родственники клали вместе с едой и питьем перед статуей в гробнице. Родственникам, ушедшим в мир иной, египтяне сообщали о последних семейных новостях, за что-то благодарили, а иногда и жаловались. Сохранилось пространное послание одного мемфисского вельможи (I тысячелетие до н. э.) своей покойной жене. Безутешный супруг перечисляет все благодеяния, которые он оказывал жене, пока она была жива (например, своих подчиненных он заставлял кланяться ей, «простираясь на животе», и делать подарки). Вельможа с обидой вопрошает ее: за что же ты мучаешь меня теперь, являясь по ночам? Он грозит написать на нее жалобу богам «города мертвых».
Покойный пьет воду, перед ним – «поля блаженных» [Папирус из «Книги мертвых»]
Поскольку каждый сановник (а каменные гробницы воздвигались, естественно, не для простых египтян) хотел обеспечить себя всем необходимым после смерти, на стенах внутренних помещений его усыпальницы детально изображался его «собственный дом» со всем хозяйством. Покойного окружают любящая жена и дети, их обслуживает многочисленная челядь. В центральной усадьбе и отдельно расположенных селениях отряды работников под надзором надсмотрщика копают каналы, сеют, собирают урожай. Каждая вещь передана художником с максимальной точностью: ведь это вовсе не картина, предназначенная для праздного любования, а то, что должно ожить, обеспечив хозяина в ином мире всем необходимым. Изображения и сопровождающие их надписи служат первоклассным источником для изучения древнеегипетского быта и социальной действительности. Не следует, однако, забывать, что мы имеем дело с картиной не этого, а «того» мира. Он, конечно, должен быть похож на наш, но не может быть абсолютно тождествен ему. В нескольких гробницах Древнего царства, наряду с художественным изображением усадьбы вельможи, встречается и биография погребенного. Она обычно излагается от первого лица как автобиография: говорит такой-то, я был тем-то и тем-то, выполнял такие-то поручения. Весьма характерно, что главное внимание уделяется служебной карьере чиновника и милостям, оказанным ему фараоном: именно от этого зависело его благосостояние при жизни. Подробное перечисление титулов в по-добных надписях не является проявлением тщеславия, а преувеличенные восхваления милостей фараона не есть грубая лесть. Сам смысл гробницы состоит в том, чтобы обеспечить благополучное посмертное существование ее обитателю: человек надеется и в ином мире сохранить свое общественное положение. «Автобиографии» вельмож Древнего царства позволяют сделать ряд любопытных наблюдений относительно организации государственного управления. Во-первых, как правило, тот или иной пост (несмотря на то, что назначение зависело от фараона) занимали представители одной и той же фамилии, т. е. должности были наследственными. Во-вторых, огромную роль играло родство с фараоном, так что в каком-то смысле все государство было устроено «по-семейному». Четкой дифференциации ведомств не существовало: один и тот же вельможа то возглавлял войско, то разбирал судебное дело или выполнял функции жреца, то отправлялся в экспедицию за редкой породой камня. Титулы, которыми награждались египетские сановники, далеко не всегда отражали действительный характер их служебной деятельности: нередко они лишь указывали на роль, исполняемую в придворном церемониале (например, «носитель царских сандалий»). При V династии особое значение стало придаваться культу бога солнца Ра. Сама династия происходила из того нома, покровителем которого он был. В районе современного селения Абу-сир найден храмовый комплекс Ра, центром которого был огромный обелиск, уподобляемый лучу этого бога. Правитель Египта считался единосущным сыном Ра, плоть которого после смерти сливалась с небесным отцом. Культ Ра, таким образом, играл не только натурмифологическую, но и политическую роль. Однако представления о связи фараона с Хором и Осирисом отнюдь не предавались забвению: различные мифы наслаивались один на другой, создавая сложную и порой причудливую картину. При VI династии пирамиды фараонов становятся более скромными по размерам, а еще позднее начинают возводиться не из прочного камня, а из кирпича. Напротив, гробницы номархов превращаются в величественные сооружения, их титулатура напоминает царскую, и даже летосчисление в номах ведется по годам правления местного номарха, а не общеегипетского фараона, как прежде. Это значит, что Египетское государство постепенно распадается. Начинается П е р в ы й п е р е х о д н ы й п е р и о д (XXIII–XXI вв. до н. э.). В списке, имевшемся у Манефона, и в это время фараоны следуют один за другим, однако доказано, что те четыре династии, которые он называет VII, VIII, IX и X, правили в разных частях страны (и, стало быть, иногда параллельно). Номы соперничали друг с другом и создавали временные коалиции, объединяясь вокруг наиболее сильных. Таковыми на севере Египта был Гераклеопольский ном, а на юге – Фиванский. Очевидно, в Первый переходный период было создано несколько произведений пророческого жанра, более поздние копии которых дошли до нашего времени. В одном из них описывается нечто вроде «конца света», когда «Земля перевернулась подобно гончарному кругу». Автор последовательно и детально перечисляет апокалиптические картины: забыты поминальные жертвы, да и сами мумии выброшены из гробниц, Египет заполонен азиатами, чьи нравы и обычаи противны коренным египтянам, нарушена традиционная иерархия – «тот, кто прежде не имел даже пары сандалий, стал теперь собственником богатств; тот, кто не мог сделать себе саркофага, стал теперь владельцем гробницы». Страшные картины анархии, которая есть корень всех бед, у автора другого текста сменяются пророчеством о появлении царя – спасителя от хаоса. В последнем, именуемом Амени, египтологи видят фиванского фараона Аменемхата I (основателя XII династии), при котором наступает пора стабильности. Важно отметить, однако, что указанные пророчества египетские писцы копировали спустя многие столетия после правления Аменемхата. Эти памятники вовсе не были мемуарами о лично пережитых событиях или политическими памфлетами, которые быстро теряют свою актуальность. Они преследовали гораздо более серьезную идеологическую цель. Картина «перевернутого мира» понадобилась автору для того, чтобы продемонстрировать, в чем состоит истинный космический и социальный порядок: царь – единственный защитник мира, спаситель его от вселенского хаоса. Среднее царство Период Среднего царства (время XI–XIII династий) наступает в результате победы Фиванского нома над Гераклеопольским и установления его гегемонии на всей территории Египта. Эта эпоха, продолжавшаяся около трех столетий (XXI–XVIII вв. до н. э.), характеризуется подъемом местных центров, строительством городов, развитием ремесел и торговли. Изучая данный период (в отличие от III тысячелетия до н. э.), исследователи могут пользоваться многочисленными документами, написанными на папирусных свитках. Большинство из них сохранилось случайно, в частности благодаря тому, что в Египте на изготовление саркофагов шли использованные папирусы (склеенные в несколько слоев они напоминали картон), ведь с деревом в этой стране всегда было непросто. Египтологи осторожно и терпеливо расклеивают такой «картон» и пытаются прочитать сохранившиеся строчки на фрагментах папируса. Документальный характер большинства источников и случайность отраженных в них фактов служат известной гарантией того, что информация не является сугубо тенденциозной: она отражает особенности социального и политического строя данного времени. Исследователи установили, что многочисленные носители придворных титулов и званий, представители различных государственных ведомств имели служебные владения, формально переданные им (или утвержденные за ними) центральной властью. Основное трудящееся население Египта составляли так называемые царские люди, являвшиеся «материальным обеспечением» титула и должности. В египетских документах эпохи Среднего царства встречаются случаи наследования должностных земельных владений вместе с «царскими людьми», равно как служебных обязанностей и статуса. В каком-то смысле можно сказать, что частному владению уподоблялись сами властные полномочия, от объема и характера которых зависел и размер имения, и количество в нем «царских людей». Эпоха Среднего царства – время расширения международных контактов. Об этом свидетельствуют находки египетских изделий не только в таких городах Восточного Средиземноморья, как Библ и Угарит, но и на острове Крит. Южные рубежи страны охраняли две мощные крепости, построенные в районе II порога, в Северной Нубии. Фараоны XII династии, главным образом Сенусерт III, вели активную внешнюю политику. Они совершали набеги в Ливию, отнимая скот у местных бедуинов. Посредством торговли и дипломатии египтяне старались закрепить свое присутствие в Восточном Средиземноморье. Амон Фиванский, бог – покровитель столичного города, занял в это время особое место в египетском пантеоне: слившись с богом солнца Ра, он стал главным объектом культа. В районе Фаюмского оазиса, хозяйственно обустроенного в эту эпоху, был возведен поминальный храм фараона Аменемхата III, который греки называли Лабиринтом. Лабиринт представлял собой, по-видимому, совокупность святилищ номовых божеств. Обеспечивая себе поддержку всех местных богов-покровителей, фараон представлял свое царство в виде нерушимого союза номов. Значительная часть сохранившихся папирусов Среднего царства – это школьные тексты: прописи, ученические копии, учебные пособия и литературные образцы для подражания. Особо ценилось в Египте умение читать и писать, и знатные люди среди всех своих пышных титулов не забывали упомянуть о знании грамоты. Письмо египтяне называли «божественной речью». Создателями и хранителями письменной традиции были профессиональные писцы и школьные учителя. Ряд литературных памятников Среднего царства непосредственно связан со школой. Учителя составляли особые «поучения» для своих нерадивых учеников, требуя много раз переписывать их – и не только для обучения грамоте, но и в воспитательных целях. Обычный мотив подобных поучений – восхваление книжного знания и участи писца-чиновника, который освобожден от тяжкого физического труда и не столько подчиняется чужим приказам, сколько сам отдает их. В поучениях карикатурно изображаются различные «профессии» и связанные с ними тяготы и лишения. Перед образованным человеком – после долгого и мучительного ученичества – открываются блестящие перспективы, если начальство окажется к нему благосклонным. За строчками старинных папирусов видна фигура угодливого чиновника, для которого ученость – лучший способ сделать карьеру. Но есть и иного рода сочинения, также запечатленные тонкой кистью древнеегипетского писца. Автор одного из них говорит, что мудрое слово вековечно, как пирамиды. Относительно недолгий период Среднего царства – время расцвета египетской литературы. Язык этой эпохи служил образцом для подражания многие века. На вкус современного читателя он порой даже чрезмерно изыскан. Некоторые литературные сочинения (например, «Рассказ красноречивого поселянина») были призваны продемонстрировать красоты слога, виртуозное умение использовать сложные риторические фигуры. Лишь недавно познакомившись с дальними странами, египтяне любили читать повествования о путешествиях и приключениях. В шедевре древнеегипетской прозы – «Рассказе Синухе» – говорится о злоключениях египетского вельможи, бежавшего в Азию. «Рассказ» построен на изображении контраста между бытом и нравами азиатов-бедуинов и египтян. По милости фараона Сенусерта I (как же в Египте без милости фараона?!) изгнанник возвращается на родину, чтобы после кончины быть погребенным по всем обычаям своей страны. Погребение – дело важнейшее, и поминальные обряды в рассказе скрупулезно перечисляются. Повествование ведется от лица самого покойного вельможи (так же, как в «автобиографических» гробничных надписях эпохи Древнего царства). В XVIII в. до н. э. начинается смутное время междуцарствия – так называемый В т о р о й п е р е х о д н ы й п е р и о д (XIV–XVII династии). Среднее царство от Нового отделяют полтора века. Египтологам известно более сотни имен, сопровождаемых царскими титулами, которые относятся к этому времени. Можно быть уверенным в том, что «цари» эти правили лишь в отдельных областях распавшегося Египетского государства. Вполне вероятно также, что и сроки правления большинства из них были незначительными, ибо даже на местах не существовало устойчивой власти. Некоторые правители не только не имели наследственных прав на престол, но и не принадлежали к коренным египтянам – они были завоевателями, узурпаторами, самозванцами. Обстановка политического хаоса поставила под угрозу иноземных вторжений северную часть Египта. С территории Восточного Средиземноморья сюда проникали скотоводческие племена, которых Манефон называет гиксосами. Судя по именам гиксосов, они говорили на языках, которые были распространены в Восточном Средиземноморье, т. е. на семитских. Их вожди, обосновавшиеся в Египте, стали принимать традиционную царскую титулатуру, объявляя себя законными фараонами. Гиксосы основали столицу Аварис в Дельте, но претендовали (не без успеха) и на номы Верхнего Египта. Пластинка с именем гиксосского «владыки царств» Хиана найдена при раскопках Кносского дворца на Крите. Имя этого же «владыки царств» было известно и в далеком Вавилоне. Возможно, он и вправду владел большей частью Египта. Период гиксосского завоевания не был временем всеобщего упадка и запустения. Именно тогда установились широкие связи Египта с Азией, и у жителей долины Нила появились ценные новшества в сфере как материальной, так и духовной культуры. Но особенно ярко последствия египетско-азиатского взаимодействия проявились после того, как страна вновь стала единым государством, в начале Нового царства. Новое царство Эпоха Нового царства (XVIII–XX династии) длилась около пяти столетий (XVI–XI вв. до н. э.). Как и прежде, ведущую роль играл Фиванский ном, располагавшийся на юге страны, вдали от политического центра гиксосов. Уже фиванские правители XVII династии вели ожесточенную борьбу с гиксосами. При основателе XVIII династии фараоне Яхмесе I египтянам удалось не только изгнать своих противников из Дельты, но и начать завоевания в Восточном Средиземноморье – в Палестине, которую тогда именовали Ханааном. Период XVIII династии – самый блистательный в истории Древнего Египта. В XVI–XV вв. до н. э. египетские войска осуществили значительные завоевания в Азии и Африке. Армия Египта уже не была похожа на собрание номовых ополчений, где каждый был вооружен чем только мог. Она была закалена в боях за объединение страны и изгнание гиксосов. За время владычества последних египтяне освоили важнейшие достижения в военном деле Передней Азии бронзового века. Армия комплектовалась по набору и имела четкую организационную структуру, делясь по родам войск, а не по номам. Была налажена служба снабжения и система обучения новобранцев. Ударной силой армии являлись легкие боевые колесницы, запряженные лошадьми. На колеснице располагались двое – возница, управлявший конями, и боец, метавший дротики или стрелявший из лука. Колесница – аристократический вид войска, и колесничные воины составляли особый социальный слой. Они часто решали исход сражения, им доставалась львиная доля добычи. При фараоне Тутмосе I (XVI в. до н. э.) походы в Восточное Средиземноморье стали практически ежегодными. Египетские войска достигли, как сказано в одной из надписей, «реки, текущей в обратную сторону» (т. е. верховьев Евфрата, течение которого с севера на юг поразило жителей Нильской долины).
Фараон Аменхотеп III на колеснице [Рельеф XIV в. до н. э. ]
После смерти Тутмоса I наступила некоторая пауза в военной экспансии египтян. На троне фараонов в это время оказалась женщина по имени Хатшепсут (женщина на троне – явление необычайное для Египта, и во время официальных церемоний царице приходилось подвязывать накладную бородку, какая обычно была у фараонов). Для Хатшепсут был построен в скалах заупокойный храм. Его стены были украшены рельефами с изображением морской экспедиции за благовониями в далекую южную страну Пунт (предположительно совр. Сомали). При наследовавшем царице ее пасынке Тутмосе III агрессия возобновилась с новой силой. Результаты походов придворные панегиристы запечатлели на стенах колоссального Карнакского храма в Фивах – в так называемых Анналах Тутмоса III. На протяжении многих десятилетий правления XVIII династии цели и методы политики египтян претерпели значительные изменения. Первоначально набеги египетских войск обогащали и непосредственных участников походов, и центральную казну. Победители стремились вывезти как можно больше материальных ценностей (включая, естественно, рабочую силу – «четвероногую» и «двуногую») из всех тех мест, куда ступала нога египетского солдата. Дальнейшая судьба разграбленных городов и селений их мало беспокоила. Однако при столь хищническом отношении к соседним территориям их богатства быстро оскудевали, маршруты торговых путей менялись, население разбегалось. И постепенно египтяне начали проводить более продуманную колониальную политику: завоеванные земли стали включаться в состав огромной державы. В Азии ее границы проходили в северной части Восточного Средиземноморья. Одолев могущественное государство Митанни (в Верхней Месопотамии), фараоны оттеснили противника за Евфрат. В Африке были подчинены территории вплоть до IV порога Нила (совр. Судан). Египетская держава стала самым крупным государством, которое знала до того времени мировая история: с юга на север она простиралась почти на 3500 км. Создатели ее столкнулись с такими задачами, которые прежде никому не приходилось решать. Структура государства в итоге оказалась не менее сложной и громоздкой, чем его состав. Ядром державы оставалась долина Нила – все те же традиционные Верхний и Нижний Египет. Во главе южных, нубийских, областей, присоединенных при Тутмосе III, был поставлен наместник с титулом «царевич страны Куш», подчинявшийся непосредственно фараону. Что же касается Восточного Средиземноморья, то здесь ситуация была особенно запутанной: значительная местами плотность населения, разнообразие природных условий, хозяйственных типов, племен, наличие разветвленной сети княжеств, между которыми столетиями поддерживались союзные либо враждебные отношения, – все это не давало возможности принимать простые административные решения. Египтяне разделили Восточное Средиземноморье на три большие зоны, примерно соответствовавшие Палестине (Ханаану), Сирии и финикийскому побережью (совр. Ливан). Во главе каждой из этих зон стоял египетский наместник, который, однако, не был полновластным хозяином на выделенной ему территории. Фараоны сохранили политическую структуру региона: в его раздробленности они были заинтересованы. Сиро-палестинские и финикийские князья лишались права вести самостоятельную внешнюю политику, а в случае конфликтов должны были прибегать к египетскому наместнику как третейскому судье. Признавая верховную власть фараона, местные владетели привозили в Египет ежегодную дань, соревнуясь друг с другом в преданности и подобострастии. Их наследники жили неподалеку от Фив, где было особое «поселение сирийских царевичей». С одной стороны, они получали египетское воспитание, с другой – могли стать заложниками в случае каких-либо заговоров в их собственных странах. Широкие завоевания фараонов XVIII династии сопровождались грандиозным строительством. В районе Фив выросли храмовые комплексы Карнака и Луксора. Любая политеистическая религия, в том числе и египетская, не знает понятия «истинный бог», ибо не делит многочисленные божества на истинных и ложных. Поклонения в первую очередь заслуживает «свой» бог, т. е. тот, который покровительствует данной местности, народу, политическому центру. Поскольку военные успехи сопутствовали именно фиванским фараонам, следовало почтить строительством храмов главного бога г. Фивы – Амона-Ра. Храм рассматривался как жилище бога, а жрецы – как его слуги, обслуживающий персонал. Бог был представлен изображением – статуей, идолом. Церемония богослужения напоминала правила придворного этикета: бога могли одевать, символически кормить, принося жертвы, развлекать пением, танцами и праздничными шествиями. В особые дни календаря статую бога переносили из храма в храм, чтобы он посетил все свои жилища или наведался в гости к другим божествам. Как всякий дом, храм божий имел свое хозяйство для обеспечения многочисленного штата прислуги, для организации празднеств и угощений. На землях, принадлежавших храму, трудились храмовые земледельцы. Фараоны Нового царства предоставляли храмам обширные земельные владения, а также сотни и тысячи людей, уведенных из побежденных стран. Речь, безусловно, идет о зависимом населении, статус которого порой напоминает рабский. Но стоит отметить, что в соответствующих надписях о дарениях отдельно перечисляются старейшины и вожди переселяемых племен – очевидно, «в плену египетском» племена сохраняли свои прежние социальные связи (семейно-клановые, племенные), иерархию и организацию. Храмы играли важную роль не только в религиозно-культурной и социально-экономической жизни страны: жречество активно вмешивалось в государственную политику. В кризисные моменты династийной истории избрание нового фараона зависело непосредственно от воли Амона-Ра, т. е. указания его оракула. Номовая знать, опиравшаяся на авторитет своих богов и храмов, также была тесно связана с местным жречеством. В результате грандиозных военных походов и создания великой державы произошло обогащение знати и усиление храмов. В то же время фараон чувствовал себя единовластным правителем страны и не хотел считаться с региональной политической элитой. Острый конфликт вспыхнул в XIV в. до н. э., в правление Аменхотепа IV. Развитие социально-политических противоречий привело к религиозной реформе. Фараон объявил себя сыном и избранником малозначительного бога Атона. Атон не был похож на другие египетские божества: не имел собственной мифологии и был почти лишен иконографических атрибутов, представляя собой солнечный диск. На памятниках искусства той поры фараон и его семья изображены перед солнечным диском, который протягивает им свои руки-лучи, держащие знак жизни анх. Себя самого фараон считал первосвященником Атона, от которого, как от солнца, исходит свет, тепло и всяческое благо на земле. Культы прочих богов были объявлены бессмысленными и ложными, а служители их попадали в разряд противников фараона-реформатора и его небесного покровителя. Трудность состояла не только в том, что в такой стране, как Египет, религиозные традиции казались неколебимыми. Даже собственное имя Аменхотеп, означавшее «Амон доволен», напоминало реформатору о боге Амоне. Царь сменил его на Эхнатон – «угодный Атону». Фараон вынужден был покинуть столицу Фивы с грандиозными храмами Амону-Ра, могущественным жречеством и населением, которое было предано привычным богам. Он срочно возвел новую роскошную резиденцию – г. Ахетатон («горизонт Атона»), перенес туда архив и другие государственные учреждения и затеял монументальное строительство в честь своего бога. На месте Ахетатона сейчас находится арабская деревушка Эль-Амарна, и потому недолгий период, когда там располагалась резиденция фараона, в науке носит название амарнского.
Эхнатон и царская семья поклоняются богу Атону [Рельеф из Эль-Амарны]
В надписях амарнского времени писцы старательно избегали упоминания других богов. Из старых надписей приказывалось выскабливать не только имена богов, но и те иероглифы, которые с ними ассоциировались. Один бог на небе и на земле для всех стран и народов, дающий жизнь всякой твари – плавающей, летающей, ползающей. Единственный фараон, избранник этого бога, – Эхнатон. Удивительные памятники искусства находят археологи, раскапывая руины Ахетатона. Мастера амарнского времени решительно порывают с канонами изображения царственных персон. На монументальных рельефах и статуях можно видеть гротескное лицо фараона-фанатика с вытянутым черепом и толстыми губами. Портрет сугубо индивидуален и совершенно не похож на произведения старинного, идеализирующего искусства. Жена Эхнатона – знаменитая царица Нефертити – необычайно изящна и, несомненно, похожа на оригинал. Это не канонический официальный образ царицы, а памятник искусства, для которого главное – воплотить эстетические идеалы. Изображение на амарнских фресках играющих детей Эхнатона могло бы показаться просто жанровой сценкой. Но, учитывая религиозную значимость фараона и его близких, следует скорее склониться к мысли о своего рода «святом семействе», находящемся под покровительством бога солнца. Реформа Эхнатона ненадолго пережила своего основателя. Уже один из его ближайших преемников, юный Тутанхатон, вынужден был поменять свое имя на Тутанхамон. Амон, таким образом, торжественно возвращался на принадлежавшее ему прежде место, оттесняя своего солнечного соперника. Теперь уже имя Атона стирают из надписей прежнего времени, а если нужно упомянуть Эхнатона, называют его безлично – «еретик из Ахетатона». Тутанхамон не успел прославиться каким-либо деянием, и все же его имя отмечено особо в современной египтологии.
Голова Нефертити [Бюст, найденный в Эль-Амарне. XIV в. до н. э. ] Найденная возле Фив, в Долине царей, гробница Тутанхамона – единственное царское погребение, которое археологи обнаружили в целости, неразграбленным. Обилие ценной утвари в ней поражает воображение. Саркофаги, в том числе и тот, который сделан из чистого золота, воспроизводятся в многочисленных альбомах. Произведения декоративно-прикладного искусства из черного, эбенового дерева, из полупрозрачного алебастра, из драгоценных камней и металлов (трон с инкрустацией, церемониальное оружие, многочисленные украшения) – ярчайшие образцы египетской культуры амарнского времени. Еще один комплекс находок имеет первостепенное значение для историка – Амарнский дипломатический архив. Эхнатон хранил в построенном им городе глиняные таблички – международную корреспонденцию, как свою, так и своего отца Аменхотепа III. После смерти фараона-еретика его наследники не позаботились о том, чтобы увезти все документы в Фивы. Так к египтологам, раскапывавшим деревушку Эль-Амарну, попало около 400 писем, которые свидетельствуют о широких международных контактах Египта в середине XIV в. до н. э. Поразителен уже тот факт, что почти все послания написаны по-аккадски. Формирование дипломатического языка свидетельствует о постоянстве и интенсивности связей. География амарнской переписки весьма широка: Вавилония и Ассирия, Митанни и Хеттское царство, остров Кипр и сиро-палестинские княжества. В письмах говорится о возможности заключения династических браков (одна из жен Аменхотепа III, кстати, была митаннийской царевной), ведутся переговоры о военно-дипломатических коалициях, решаются юридические вопросы, связанные с международной торговлей (кому, например, надлежит передать наследство кипрского купца, скоропостижно скончавшегося в Египте). Устоявшийся этикет требует определенного обращения к адресатам – «брат мой», но содержание самих писем свидетельствует о том, что египетский фараон занимает особое место среди правителей всего Ближнего Востока. И царь Вавилонии униженно просит своего египетского «брата» подарить ему хоть немного золота, ведь в Египте «золота – как песка». Когда ему высокомерно отказывают в браке с египетской царевной, он умоляет прислать какую-нибудь египтянку («а кто же узнает, что на самом деле это не царевна?»). Письма от князьков Восточного Средиземноморья полны жалоб на политическую неустойчивость в регионе, предупреждений о заговорах и внешних угрозах («повсюду враги – нас предали!»). Археологический материал того времени также подтверждает данные письменных источников о широких связях Египта. В гробницах вельмож Нового царства имеются изображения послов («данников») с островов Эгейского моря: в руках у них огромные расписные сосуды (и действительно, фрагменты характерной эгейской керамики найдены при раскопках). Медь в Египет поступает уже не с истощенных рудников близлежащего Синая, а с далекого Медного острова – Кипра. Серебро в больших количествах привозят из Малой Азии, олово, необходимое для производства бронзы, – из Восточного Средиземноморья. Экономические связи (иногда односторонние, в виде дани с завоеванных областей) имели существенное значение для развития Египта. На месте изолированных очагов цивилизации в середине II тысячелетия до н. э. образовалась обширная ближневосточная зона, составлявшая определенное внутреннее единство. Помимо Западной Азии и Египта в эту зону входит островное Средиземноморье: недаром при раскопках Кносского дворца на Крите обнаружены предметы египетского происхождения, а в эгейском искусстве заметны древнеегипетские мотивы. Контактам в духовной сфере между различными цивилизациями бронзового века способствовало господство в ту эпоху политеистических религий. Как уже говорилось, боги делились не на истинных и ложных, а на своих и чужих. Каждое божество помогало прежде всего своему народу (городу, общине), но если его задобрить и отнестись к нему с должным почтением, то и чужаку можно было ожидать от него ответных милостей. В этом смысле очень характерно одно из писем Амарнского архива. Царь Митанни пишет египетскому фараону, что до него дошли слухи о тяжелой болезни «брата моего». И митанниец присылает в Египет статуэтку богини Иштар, которая обладает необычайной целебной силой. Достаточно смоделировать аналогичную ситуацию для любой монотеистической религии (скажем, православный государь посылает турецкому султану в подарок святые мощи или икону) – и мы сразу осознаем ее абсурдность. Для древневосточных же корреспондентов послание подобного рода было совершенно естественным. Разумеется, семитская богиня Иштар, культ которой прижился и в Митанни, помогала своим адептам, однако в их число вполне мог попасть и фараон далекого Египта. Подобное отношение к иным религиям обеспечивало самые широкие возможности для синкретизма, отождествления мифологических персонажей, для взаимного культурного влияния. Примеров такого рода (в том числе и в эпоху XVIII династии) множество. Азиаты поклонялись египетским, а египтяне – семитским богам, да еще снабжая последних священными атрибутами, заимствованными у хеттов или митаннийцев. Некоторые памятники религиозной литературы или отдельные их мотивы превращались в общее достояние многоязыкого и пестрого в культурном отношении региона. Военные успехи фараонов XVIII династии объясняются не только внутриполитическими причинами (консолидация страны, ее экономический подъем, реорганизация армии и т. п.), но и благоприятной внешней обстановкой. В XVI–XV вв. до н. э. в Передней Азии не было силы, которая могла бы противостоять египетской экспансии. К XIV в. до н. э. ситуация изменилась: в Малой Азии сложилось мощное Хеттское царство, которое тоже претендовало на территории Восточного Средиземноморья. Многие сирийские князья, окрепнув под египетской властью, стали наконец тяготиться ею. Они создавали антиегипетские коалиции и призывали хеттов на помощь. В начале XIII в. до н. э. наступил длительный период хетто-египетского противоборства, когда города Восточного Средиземноморья часто выступали на стороне хеттов, справедливо полагая, что хеттское иго окажется легче египетского. На египетском престоле в то время находился молодой фараон XIX династии Рамсес II. Он был высокого роста (сохранилась его мумия) и, видимо, отличался крепким здоровьем и большой физической силой. Правил он весьма долго (1290–1224 гг. до н. э.), оставив после себя более 100 детей от разных жен (они изображены на рельефах в знаменитом храме, возведенном по его приказу на юге Египта, в Абу-Симбеле). В 1286 г. до н. э. состоялось одно из самых крупных сражений в истории Древнего Востока – битва при сирийском городе Кадеше. Поверив лазутчикам, подосланным хеттами, Рамсес ринулся в бой, не дожидаясь, когда подтянутся его основные силы. Горячий и неопытный фараон едва избежал сокрушительного разгрома и даже пленения. Впоследствии льстивый панегирист в поэме, высеченной на стене фиванского храма, изобразил битву при Кадеше как некое чудо, объяснимое лишь мужеством и мощью фараона, а также покровительством ему великих богов.
Поиск по сайту: |
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.016 сек.) |